НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 03.10.2013 № А50-4163/13

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

04 октября 2013 года

Дело № А50-4163/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Плаховой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лузениной Т.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 2» г. Перми (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

о взыскании финансовой санкции в общей сумме 140 708 руб. 42 коп.

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 13.06.2013 г., паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 14.05.2013 г., паспорт,

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» г. Перми (далее – МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми, Учреждение) недоимки, пени, штрафов в общей сумме 140 708 руб. 42 коп.

Заявленные требования мотивированы наличием недоимки по уплате страховых взносов, возникшей в результате занижения ответчиком базы для начисления страховых взносов за 2010, 2011 г.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 13.06.2013 г. производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения ВАС РФ дела № А62-1345/2012.

Суд, с учетом мнения сторон, возобновил производство по делу, открыл судебное заседание.

В судебном заседания заявитель требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик не оспаривает требования в части недоимки, возникшей в связи с занижением базы для исчисления страховых взносов на сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, пени, начисленной на указанную недоимку и соответствующие штрафы; в отношении остальной части требований возражает. Полагает, что выплаты за ученую степень, пособие молодым специалистам, выходные пособия педагогическим работникам при выходе на пенсию не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, поскольку носят характер социальных выплат, финансируемых за счет средств бюджета Пермского края, и не являются выплатами по трудовому договору.

Заслушав представителей заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Учреждение на основании ч.1 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный Закон №212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4, 5 ст. 15 Федерального закона №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 18, ч.2 ст. 28 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что в период с 18.05.2012 г. по 21.05.2012 г. Пенсионным фондом на основании решения № 069/003/53-2012 от 18.05.2012г. проведена плановая выездная проверка МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В результате проверки выявлено занижение в 2010 г. базы для начисления страховых взносов на сумму 152 914 руб. 00 коп. в связи с не включением сумм:

- компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении в отношении следующих работников: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23;

- выходных пособий педагогическим работникам при выходе на пенсию следующим лицам: ФИО11, ФИО13;

- пособия молодым специалистам - выпускникам педагогического университета: ФИО24.

Таким образом, в результате занижения базы для начисления страховых взносов в 2010 году по 24 застрахованным лицам на сумму 152 914 руб. 00 коп., установлена неуплата страховых взносов в общей сумме 35 323 руб. 18 коп.

В ходе проверки Пенсионным фондом также выявлено занижение в 2011г. базы для начисления страховых взносов на сумму 176 328 руб. 00 коп. в связи с невключением сумм:

- выходных пособий педагогическим работникам при выходе на пенсию следующим лицам: ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29;

- ежемесячных денежных выплат педагогам за ученую степень кандидата наук следующим работникам: ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34.

Таким образом, в результате занижения базы для начисления страховых взносов в 2011 г. по 10 застрахованным лицам на сумму 176 328 руб. 00 коп., установлена неуплата страховых взносов в сумме 54 838 руб. 01 коп.

Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 20.06.2012 г. № 069/003/53-2012 (л.д. 12-29).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений заявителем 13.07.2012г. принято решение № 069/003/53-2012 о взыскании с МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми недоимки по страховым взносам в сумме 90161 руб. 19 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии – 69284 руб. 23 коп., на накопительную часть трудовой пенсии – 7 143 руб. 96 коп., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 7148 руб. 18 коп., в ТФОМС – 6 584 руб. 82 коп. (л.д. 82-87).

Кроме того, за неполную уплату страховых взносов за 2010-2011 г.г. МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми начислены пени в общем размере 9810 руб. 30 коп.

Решением № 069/003/53-2012 от 13.07.2012 г. Учреждение также привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде наложения штрафа в размере 18032 руб. 23 коп., а также на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС в виде наложения штрафа в размере 21 767 руб. 07 коп.

В порядке ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ должнику направлено требование от 21.08.2012г. № 06900340414652, в котором предложено добровольно уплатить взыскиваемую сумму в срок до 11.09.2012г. (л.д. 89).

Требование должником в установленный срок не было исполнено, что явилось основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке.

В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт «д» пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

Таким образом, в силу прямого указания ст. 9 Закона № 212-ФЗ Учреждением неправомерно произведено занижение базы для начисления страховых взносов в связи с не включением в 2010 г. компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении в отношении следующих работников: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, в результате чего образовалась недоимка по страховым взносам в общей сумме 25251 руб. 61 коп.

Между тем, в силу ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Из статьи 57 ТК РФ следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, тогда как выходное пособие педагогическим работникам при выходе на пенсию – это безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства, а пособия молодым специалистам - выпускникам педагогического университета, ежемесячные денежные выплат педагогам за ученую степень кандидата наук не могут быть признаны выплатами, явившимся результатом выполнения трудовой функции.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между должником и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Законом Пермского края от 12.03.2010 № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам. В пункте 1 части 1 статьи 17 названного закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы. Пунктом 3 части 1 данной статьи установлено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) указанных в части 1 настоящей статьи образовательных учреждений при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 12600 рублей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что произведенные страхователем выплаты педагогическим работникам в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости являются государственными пособиями; пособия молодым специалистам - выпускникам педагогического университета, ежемесячные денежные выплаты педагогам за ученую степень кандидата наук относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и не входят в заработную плату педагогического работника – не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату; не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 17744/12 от 14.05.2013 г.

Таким образом, суд находит обоснованными выводы Пенсионного фонда о занижении базы Учреждением только в части невключения в 2010 г. в расчет компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении, в результате чего, недоимка по уплате страховых взносов, по расчету заявителя, составила 25251 руб. 61 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование - 21 862 руб. 91 коп., на обязательное медицинское страхование – 3388 руб. 70 коп. (л.д. 131).

В связи с неуплатой страховых взносов в установленные законодательством сроки должнику, в соответствии со ст. 25 Федерального Закона, на указанную недоимку по страховым взносам начислены пени, сумма которых составила 5230 руб. 54 коп.

Судом проверен расчет заявителя и признан верным, возражений против правильности исчисления суммы пени от ответчика не поступило.

Пенсионный фонд также обратился с требованием о взыскании с Учреждения штрафа на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.

Рассмотрев указанные требования заявителя, суд приходит к выводу об удовлетворении их части, с учетом признания обоснованным неправомерного занижения базы для исчисления страховых взносов лишь вследствие невключения в 2010 г. в расчет компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении.

В силу действия ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Из материалов проверки следует, что МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми не представило корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц, которым в 2010 г. были выплачены компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки, следовательно, Учреждение подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде взыскания штрафа 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по данным застрахованным лицам в сумме 7729 руб. 05 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за расчетный период 2010-2011 г.г., влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов.

Судом установлено, что недоимка в результате занижения базы для начисления страховых взносов за расчетный период 2010-2011 г.г. составила 25257 руб. 61 коп., следовательно, размер штрафа равен 5050 руб. 31 коп.

Вина страхователя в совершении правонарушений установлена арбитражным судом, следовательно, привлечение страхователя органом пенсионного фонда к финансовой ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ правомерно.

Процессуальных нарушений при производстве по делу о привлечении к ответственности судом не выявлено.

В порядке п. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится взысканием на должника пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1605 руб. 30 коп.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

1. Заявленные требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми удовлетворить частично.

2. Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» г. Перми (ОГРН: <***>; ИНН: <***>, юридический адрес: 614051, <...>) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации 43 261 руб. 51 коп., в том числе недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 21 862 руб. 91 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 388 руб. 70 коп., пени на указанные недоимки в общей сумме 5 230 руб. 54 коп., штраф на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в размере 5 050 руб. 31 коп., штраф на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ в размере 7 729 руб. 05 коп., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1605 руб. 30 коп.

3. В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Плахова Т.Ю.