ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Орел Дело №А48-407/2022
«29» апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Харлашиным, рассмотрев дело по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества «Кристалл» (юридический адрес: г. Орёл, ул. Машкарина, 20, 214, ОГРН 1025700776683, ИНН 5752022930)
к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области (юридический адрес: г. Орел, наб. Дубровинского, д. 70)
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в заседании:
от заявителя – представитель Тюленева Н.А.(доверенность от 17.09.2021 – в деле),
от ответчика – представитель Платошкина С.Ю. (доверенность от 18.11.2021 – в деле), начальник отдела контроля Фролов А.К. (доверенность от 16.03.2022 – в деле),
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Кристалл» (далее – СНТ «Кристалл», товарищество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее – Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06-02-85/2021 (с учетом уточнения от 05.02.2022).
Представитель заявителя требование поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, объяснениях от 21.03.2022, от 11.04.2022, от 20.04.2022.
Представитель Управления требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области поступило обращение гр. Паламарь С.В., перенаправленное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, по вопросу правильности расчетов за электрическую энергию в СНТ «Кристалл».
Управление установило, что решением собрания СНТ «Кристалл» от 25.04.2021 с 01.05.2021 утвержден тариф на оплату электроэнергии в размере 5 руб. за 1 кВт.ч., то есть в размере, отличном от установленного приказом Управления от 25.12.2020 № 538-т «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Орловской области» тарифа, а именно: с 1 января по 30 июня 2021 в размере 4 руб. за кВт.ч., с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 4,20 руб. за кВт.ч.
Указанные обстоятельства подтверждаются квитанцией гр. Паламарь С.В. на оплату электроэнергии в СНТ «Кристалл» от 26.06.2021 через банкомат Сбербанка на сумму 35 руб. за 7 кВт.ч. - применяемый тариф в размере 5 руб. за кВт.ч.; квитанцией Малиновского С.А. на оплату электроэнергии в СНТ «Кристалл» от 22.08.2021 на сумму 400 руб. (показания эл. счетчика 3504 - 3431 = 73 квт) - применяемый тариф 400/73 = 5,48 руб. за кВт.ч.
04.10.2021, усмотрев в действиях СНТ «Кристалл» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении №85, а 15.10.2021 вынесло постановление №06-02-85/2021 о назначении административного наказания, которым признало общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и назначило наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
В соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 3 Основ ценообразования государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно подпунктам 71, 77 п. 4 Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 408 «Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области», к полномочиям Управления по тарифам и ценовой политике относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых Управлением цен (тарифов), а также контроль за соблюдением порядка ценообразования.
Приказом Управления от 25.12.2020 № 538-т «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Орловской области» установлены тарифы: с 1 января по 30 июня 2021 года в размере 4 руб./кВт.ч., с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 4,20 руб./кВт.ч.
Нарушение СНТ «Кристалл» порядка ценообразования подтверждается квитанцией на оплату электроэнергии от Паламарь С.В. в СНТ «Кристалл» от 26.06.2021 на сумму 35 руб. за 7 кВт.ч. - применяемый тариф в размере 5 руб./кВт.ч., квитанцией на оплату электроэнергии от Малиновского С.А. в СНТ «Кристалл» от 22.08.2021 на сумму 400 руб. за 73 кВт.ч. - применяемый тариф - 5,48 руб./кВт.ч.
Допрошенная судом в качестве свидетеля Паламарь С.В. показала суду, что у нее имеется земельный участок №53 в СНТ «Кристалл». Электроэнергию она оплачивает на расчетный счет СНТ «Кристалл». С 01.05.2021 электроэнергию оплачивает по тарифу 5 руб. за 1 кВт.ч. на основании протокола собрания товарищества от 25.04.2021. Узнала об установлении данного тарифа из объявления, размещенного на информационном стенде. Копия этого объявления была приложена к жалобе в УФАС России по Орловской области. Квитанцию на оплату товарищество не выдает. Как распределяются в товариществе деньги, полученные от оплаты тарифа по 5 руб. за 1 кВт.ч., она не знает. Кто и какое лицо вывесило указанное объявление она не знает. По указанному тарифу платят все члены СНТ «Кристалл», что подтверждается чеками, которые у нее имеются.
Свидетель Бритвенко Г.И. показала суду, что у нее имеется земельный участок №11 и №12 в СНТ «Кристалл». Электроэнергию она оплачивает на расчетный счет СНТ «Кристалл». Реквизиты расчетного счета товарищества ей сообщила бухгалтер товарищества. Электроэнергию оплачивает по тарифу 5 руб. за 1 кВт.ч. с мая 2021. Руководство товарищества сообщило на собрании членов товарищества о повышении тарифа с 4 руб. до 5 руб. за 1 кВт.ч. Она не интересовалась тем, на что идут собранные деньги по данному тарифу. Квитанции товарищество не выдавало. На собрании она голосовала за повышение тарифа.
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.
Согласно пп. 2 п. 5 ст. 14 Закона № 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями.
В соответствии с пп. 5 п. 6 ст. 14 Закона № 217-ФЗ целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.
Согласно документам, представленным в Управление СНТ «Кристалл» с объяснениями от 04.10.2021, решениями общего собрания СНТ «Кристалл» установлены размеры оплаты (тарифа) потребленной членами СНТ электроэнергии: от 06.09.2020 года (протокол № 2) в размере 4,50 руб. за 1 кВт.ч. (в том числе 4,0 руб/кВт - тариф энергоснабжающей организации, 0,5 руб/кВт - потери в электрических сетях СНТ); от 25.04.2021 года в размере 5,0 руб. за 1 кВт.ч. (в том числе 4,0 руб/кВт - тариф энергоснабжающей организации, 1,0 руб./кВт.ч. - потери в электрических сетях СНТ «Кристалл»).
Кроме того, вышеуказанными решениями общего собрания СНТ «Кристалл» установлен целевой взнос для домовладений, имеющих электроснабжение, в размере 600 рублей в год на потребление (потери) электроэнергии в трансформаторной подстанции.
Таким образом, члены СНТ «Кристалл» оплачивают потери электроэнергии дважды: в составе утвержденной общим собранием платы (тарифа) на электроэнергию и в составе целевого взноса.
Согласно п. 8 ст. 14 Закона № 217-ФЗ размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества.
Обоснование размера целевого взноса для домовладений, имеющих электроснабжение, в размере 600 руб. в год на потребление (потери) электроэнергии в трансформаторной подстанции СНТ «Кристалл» Управлению не представило.
Размер потерь в электросетях СНТ «Кристалл» на 1 кВт.ч. согласно приложению 4 к объяснениям от 04.10.2021 (вх. № 01-09/2913) «Расчет потерь в электросети СНТ «Кристалл» на основании данных 2020 года» определяется как разница между показаниями общего счетчика электроэнергии на КТП и показаниями по индивидуальным счетчикам, что противоречит действующему законодательству.
Согласно пп. 1 п. 55 раздела VI Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» технологические потери электрической энергии - потери электроэнергии, обусловленные физическими процессами в проводах и электрооборудовании, происходящими при передаче дектроэнергии по электрическим сетям.
Расчет потерь в электрических сетях должен производиться в соответствии с Методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.08.2014 № 506.
Факт утверждения общим собранием СНТ «Кристалл» платы (тарифа) на электроэнергию, размер которого включал потери в электрических сетях товарищества и отличается от тарифа, утвержденного приказом Управления от 25.12.2020 № 538-т, является нарушением порядка ценообразования в электроэнергетике.
Тариф - это цена потребляемого коммунального ресурса, которая выражается в отношении стоимости в рублях к единице потребления, например, стоимость 1 кВт, 1 кубометра (1 м3) воды или 1 Гкал (тепловой энергии).
Вместе с тем платой за услуги электроснабжения является оплата за общий объем потребленной электроэнергии, умноженный на тариф.
Следовательно, довод представителя заявителя о том, что протоколом общего собрания членов товарищества установлена плата за потери в электрических сетях, а не тариф, является несостоятельным.
Довод заявителя о том, что члены СНТ «Кристалл» намеренно перечисляли на счет товарищества плату за электроэнергию по тарифу в 5 руб. за 1 кВт.ч., в то время как товарищество не формировало квитанций, не принимается судом в связи со следующим.
В силу п. 7 ст. 3 Закона № 217-ФЗ взносами являются денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом, на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.
Расчетный счет СНТ «Кристалл», на который необходимо перечислять как взносы, так и оплату за потребленную электроэнергию был доведен до всех членов товарищества.
Также данное обстоятельство подтверждает в своих объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 04.10.2021 председатель СНТ «Кристалл» Авдиенко Е.Ю., указывая, что была налажена работа по внесению денежных средств садоводами через расчетный счет согласно требованию Закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 за потребленную электроэнергию ежемесячно.
Кроме того, Закон №217-ФЗ не возлагает на товарищество обязанность по формированию квитанций.
Не принимается судом ссылка заявителя на ст. 210 ГК РФ в обоснование установленных сумм взносов ввиду следующего.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.12.2021 № КУВИ-002/2021-165343809 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о принадлежащем СНТ «Кристалл» имуществе.
Следовательно, СНТ «Кристалл» не могло начислять и взимать плату с членов товарищества за содержание имущества, которое у товарищества отсутствует.
Довод заявителя о том, что на СНТ «Кристалл» не распространяется законодательство об электроэнергетики, не принимается судом в связи со следующим.
В рассматриваемом случае СНТ «Кристалл» выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, а не поставщика коммунальных услуг, в связи с тем, что СНТ «Кристалл» заключило договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией от своего имени, но в интересах членов СНТ, а также осуществило технологическое присоединение к сетям АО «Орелоблэнерго», что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 21.08.2018 № 817.
Следовательно, на СНТ «Кристалл» распространяется законодательство об электроэнергетике, в том числе Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
В цепочке передачи оплаты за электроэнергию СНТ «Кристалл» является промежуточным звеном между ресурсоснабжающей организацией (АО «Орелоблэнерго») и потребителем, поэтому СНТ «Кристалл» не правомочно в указанной цепочке изменять законно установленный тариф.
Следовательно, СНТ «Кристалл» не вправе осуществлять приращение (прибавление) к законно установленному тарифу по решению общего собрания членов товарищества.
Вышеуказанные действия товарищества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В ходе привлечения товарищества к административной ответственности, административный орган вынес свое постановление в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ с соблюдением порядка привлечения, установленного Кодексом.
Суд не находит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в связи со следующим.
Товарищество не является вновь зарегистрированным юридическим лицом, не имеющим опыта работы в своей деятельности. Товарищество знает или должно было знать требования распространяющегося на него законодательства, а также меру ответственности за его нарушение. Правонарушение посягает на установленный порядок в области установления тарифов и ценообразования и продолжалось несколько месяцев, поэтому не может быть признано малозначительным. Товарищество не привело существенных аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств.
Проверив возможность замены денежного штрафа на предупреждение по основаниям ст. 4.1.1 КоАП РФ, суд считает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ), согласно которому субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов МСП.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Частью 1.1 указанной статьи Закона №209-ФЗ установлено, что в целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства для хозяйственных товариществ должны быть выполнены требования к участникам хозяйственного товарищества, среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, доходу за предшествующий календарный год.
Правонарушение, совершенное СНТ «Кристалл» и выразившиеся в применении неправильных тарифов на электроэнергию, во временном отрезке его совершения совпало с изменением ч. 3 ст. 50 ГК РФ, в соответствии с которой (пункт 4) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества являются организационной формой некоммерческой организации.
Из смысла ч. 4 ст. 50 ГК РФ следует, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, в той мере, в которой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Суд считает, что отсутствие сведений о хозяйствующем субъекте в названном реестре не свидетельствует однозначно и достоверно о том, что субъект правонарушения не является субъектом малого (среднего) предпринимательства, поскольку включение сведений о хозяйствующем субъекте в реестр носит технический и информационный, а не правоподтверждающий характер.
Административным органом не были исследованы и не подтверждены материалами дела, (например, бухгалтерской (финансовой) отчетностью, копией формы сведений о среднесписочной численности работников), сведения о фактическом соответствии товарищества требованиям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ к участникам хозяйственного товарищества, среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, доходу за предшествующий календарный год.
Таким образом, в части осуществления предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, товарищество может претендовать на подтверждение в ходе рассмотрения дела судом статуса малого предприятия в целях применения при назначении наказания ст. 4.1.1 КоАП РФ к нему как к субъекту правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно материалам дела административное правонарушение совершено СНТ «Кристалл» впервые.
Административный орган не подтвердил, что в результате правонарушения, совершенного товариществом, был причинен имущественный вред гражданам, его размер не устанавливался.
Учитывая положения ч. 2 ст. 1.7, ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, руководствуясь принципами справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также, учитывая характер правонарушения и обстоятельства его совершения, отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
Указанным административным наказанием, при отсутствии отягчающих обстоятельств, достигается цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в данном случае будет носить неоправданно карательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и изменить постановление Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06-02-85/2021 в части назначения наказания.
Назначить садоводческому некоммерческому товариществу «Кристалл» (юридический адрес: г. Орёл, ул. Машкарина, 20, 214, ОГРН 1025700776683, ИНН 5752022930) административное наказание по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.
Судья В.Г. Соколова