ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орел Дело №А48-3163/2019 10 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2019 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Ф. Борицкой, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Центр» ( г. Орел, ул. Старо-Московская, д.10, пом. 22, ОГРН 1185749003329, ИНН 5751061920) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу (302025, г. Орел, ул. Московское шоссе, д.119, ОГРН 1125742000020, ИНН 5752077778) о признании незаконными действий ответчика и недействительным ненормативного правового акта.
при участии в заседании:
от заявителя
-
представители Морунова Л.В. (доверенность от 09.01.2019, паспорт), представитель Левина Н.А. (доверенность от 09.01.2019, паспорт),
от ответчика
-
ведущий специалист-эксперт Корнеева В.С. (доверенность от 13.02.2019 №26, удостоверение №739276).
установил:
Дело слушалось 27 июня 2019 года. В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- АПК РФ) объявлялся перерыв до 03 июля 2019 года до 12 час. 00 мин.
Общество с ограниченной ответственностью «Центр» (далее по тексту- заявитель, Общество, ООО «Цент») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу (далее также ответчик, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по г. Орлу), в котором просило:
- признать незаконными действия ИФНС России по г. Орлу, выразившиеся в отказе в принятии представленного ООО «ЦЕНТР» 25 октября 2018 года Расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, и обязать ИФНС России по г. Орлу принять Расчет ООО «ЦЕНТР» по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года.
- признать недействительным решение ИФНС России по г. Орлу № 136 от 28 января 2019 года «о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств» ( с учетом уточнения к заявлению от 17.04.2019 №6)
В обоснование заявленных требований Общество указало, что ИФНС России по г. Орлу отказала ООО «ЦЕНТР» в принятии представленного расчета за 9 месяцев 2018 года и направило по телекоммуникационным каналам связи уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, сославшись на п. 7 ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее- НК РФ ) и п 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02 07 2012 № 99н. По мнению заявителя, проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в декларации (расчете), на этапе её (его) подачи (особенно, если подача осуществляется в электронном виде) не соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Нарушений указанных в п. 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02 07 2012 № 99н (далее- Административный регламент) ООО «Центр» при представлении расчета по страховым взносам допущено не было. Расчет произведен в соответствии с действующим законодательством РФ. Тот факт, что уведомление об отказе в приеме декларации формируется автоматически, не препятствует сотрудникам налогового органа при поступлении обращения Заявителя возникшие устранить противоречия и в случае необходимости попросить заявителя представить необходимые документы на бумажном носителе в ходе мероприятий по налоговому контролю.
ИФНС по г. Орлу в письменном отзыве указало, что требования заявителя являются необоснованными. По мнению ответчика, несоответствие показателей по физическим лицам показателям в целом по плательщику является основанием для непринятия такого расчета. Порядок приема налоговых деклараций (расчетов) регламентирован Административным регламентом, а также Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями прием, отказ в приеме налоговых деклараций, направленных по телекоммуникационным каналам связи, осуществляется в автоматическом режиме без участия сотрудников налоговых органов. Особенностью приема расчетов по страховым взносам является контроль суммовых показателей расчета и идентифицирующих данных по застрахованным лицам на стадии регистрации декларации (пункт 7 статьи 437 НК РФ). В представленном ООО «Цент» расчете по страховым взносам база для начисления взносов отражена нарастающим итогом с начала 2018 года, то есть суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц отражены с начала 2018 года с учетом выплат, произведенных ЗАО «ЦЕНТР» за период с 01.01.2018 по 03.06.2018, что противоречит вышеизложенному. В связи с изложенным, Инспекция считает доводы и требования ООО «Центр» не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основанием.
Из материалов дела следует, что ООО «Центр» 24.10.2018 и 25.10.2018 по телекоммуникационным каналам связи был отправлен расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года.
ИФНС по г. Орлу сформированы уведомления «об отказе а приемке налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным» расчеты по страховым взносам, первичные 33, 2018 год, поступившее от ООО «Центр» 24.10.2018 и 25.10.2018 не приняты Инспекцией по основаниям, предусмотренным п. 28 Административного регламента, декларации (расчеты) содержат ошибки и считается непредставленными по основаниям п. 7 ст. 431 НК РФ.( т. 1 л.д. 55,56).
28.01.2016 Инспекцией вынесено решение №136 « о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных средств». В качестве основания указано: непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока ее представления ( т. 1 л.д. 57,68).
В УФНС по Орловской области 04.02.2019 ООО «Центр» подана жалоба на уведомления «об отказе а приемке налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным» и решение №136 от 18.01.2019 «о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Решением от 25.02.2019 №33 жалоба ООО «Центр» оставлена без удовлетворения.
Учитывая изложенное, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ)
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
Пунктом 214 Административного регламента предусмотрено, что при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);
3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
Согласно п. 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
В пункте 28 Административного регламента, на который ссылается в своем отказе Инспекция, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.
К таким основаниям относятся:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 24.10.2018, 25.10.2018 в ИФНС по . Орлу в электронном виде представлены расчет по страховым взносам за 09 месяцев 2018 год, который не был принят налоговым органом.
Как указывалось выше, расчет по страховым взносам, первичный 33, 2018 год, поступивший от ООО «Центр» 24.10.2018 и 25.10.2018 не принят Инспекцией по основаниям, предусмотренным п. 28 Административного регламента, декларации (расчеты) содержат ошибки и считается непредставленными по основаниям п. 7 ст. 431 НК РФ.( т. 1 л.д. 55,56).
Перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из указанных выше положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Основание, которое предполагает, что декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, не является причиной для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации, поскольку отсутствует в пункте 28 Административного регламента.
Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации (расчете) Инспекцией не представлено.
Налоговым органом также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.
Ссылки ответчика на несоответствие показателей по физическим лицам показателям в целом по плательщику и что вновь созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация (ООО «Центр») представляет за себя расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды со дня создания до конца календарного года, в котором она создан и что в представленном ООО «Центр» расчете по страховым взносам база для начисления взносов отражена нарастающим итогом с начала 2018 года, то есть суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц отражены с начала 2018 года с учетом выплат, произведенных ЗАО «Центр» за период с 01.01.2018 по 03.06.2018, что противоречит вышеизложенному, отклоняются судом, указанные обстоятельства могли быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в декларации (расчетах), но не могут служить основанием для отказа в их принятии.
Арбитражный суд отмечает, что недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в расчетах, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений. Вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в такой ситуации отказывать налогоплательщикам (налоговым агентам) в принятии декларации (расчета).
При этом, суд исходит из того, что иной порядок определения базы по страховым взносам в случае реорганизации организации - страхователя и плательщика страховых взносов законом не предусмотрен, в том числе и не установлены законом какие-либо специальные условия для прерывания порядка расчета реорганизованным страхователем и особый порядок исчисления взносов.
Установив, что после реорганизации страхователя трудовые отношения с работниками правопредшественника и Обществом сохранены (как в спорной ситуации), суд считает правомерным учет ООО «Центр» в базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные до реорганизации.
Обоснованность выводов суда в этой части подтверждается соответствующей судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 №305-КГ16-4870).
Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает действия ИФНС России по г. Орлу, выразившегося в отказе в принятии представленного ООО «Центр» 25 октября 2018 года Расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, и обязать ИФНС России по г. Орлу принять Расчет ООО «Центр» по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года незаконными, как несоответствующие действующему законодательству, в связи с чем требование в указанной части подлежит удовлетворению.
Основаниям для вынесения Инспекцией решения №136 от 28.01.2016 « о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных средств» послужил вывод налогового органа о непредставлении налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока ее представления.
Поскольку действия ИФНС России по г. Орлу, по отказу в принятии представленного ООО «Центр» 25 октября 2018 года Расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, являются незаконными, решение №136 от 28.01.2016 вынесенное в связи с непредставлением налоговой декларации также является незаконным и подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. признать незаконными действия ИФНС России по г. Орлу, выразившиеся в отказе в принятии представленного ООО «ЦЕНТР» 25 октября 2018 года Расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, и обязать ИФНС России по г. Орлу принять Расчет ООО «ЦЕНТР» по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года.
2. признать недействительным решение ИФНС России по г. Орлу № 136 от 28 января 2019 года «о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств».
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (302025 г. Орел, Московское шоссе, д.119, ОГРН 1125742000020, ИНН 5752077778,) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр» ( г. Орел, ул. Старо-Московская, д.10, пом. 22, ОГРН 1185749003329, ИНН 5751061920) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.А. Жернов