ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орел Дело №А48-2406/2021
«2» августа 2021
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи В.Г. Соколовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Л. Артюховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Администрации города Орла, юридический адрес: г. Орел, ул. Пролетарская гора, д. 1, ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, юридический адрес: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207031036,
третьи лица: муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства г. Орла», юридический адрес: г. Орёл, ул. Пролетарская гора, д. 7, ОГРН 1095753000562, ИНН 5753048829, общество с ограниченной ответственностью «Институт «Рязаньпроект», юридический адрес: 390046, г. Рязань, ул. Введенская, д. 110, пом/офис н14/3, ОГРН 1106229003616, ИНН 6229040300,
о признании незаконными решения и предписания от 17.03.2021 по делу №057/06/54.7-175/2021
при участии в заседании:
от заявителя – представитель Позднякова Е.А. (доверенность от 28.04.2021 №65-Д – в деле), представитель Кудряшов С.Л. (доверенность от 09.11.2021 – в деле), начальник управления муниципальных закупок администрации города Орла Дерябкина Т.Ю. (доверенность от 31.03.2021 – в деле),
от ответчика – заместитель руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бочков С.А. (доверенность от 04.02.2021 – в деле), представитель Верижникова Е.В. (доверенность от 11.01.2021 №12/03 – в деле),
от МКУ «УКС г. Орла» - представитель Позднякова Е.А. (доверенность от 14.12.2020 №63 – в деле),
от ООО «Институт «Рязаньпроект» – не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Администрация города Орла (далее также - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Управление, УФАС по Орловской области, ответчик) о признании незаконными решения и предписания от 17.03.2021 по делу №057/06/54.7-175/2021.
Представитель заявителя требование поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв ответчика, объяснениях от 16.07.2021.
Представитель ответчика требование не признал по доводам, указанным в письменном отзыве на заявление.
Представитель МКУ «УКС г. Орла» в письменном отзыве на заявление считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
ООО «Институт «Рязаньпроект» полагает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Заслушав доводы представителей сторон, третьего лица, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, МКУ «УКС г. Орла» (заказчик) проводило открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство здания начальной школы в составе МБОУ лицей № 40 в г. Орле».
22.01.2021 в единой информационной системе zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки, о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме, о начальной (максимальной) цене контракта - 12772888,35 руб., о дате окончания срока подачи заявок - 15.02.2021, о дате подачи окончательных предложений - 17.02.2021, о дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 04.03.2021.
На участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 14 заявок: 9 заявок признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации; 5 заявок признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона №44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
На основании ч. 2 ст. 54.4 Закона №44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Из пункта 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона №44-ФЗ следует, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В пункте 4.2.9 Информационной карты конкурсной документации указано, что вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе: для оценки заявки по показателю №1 «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Участник закупки предоставляет в составе заявки следующие документы: копии дипломов; копии трудовой книжки предоставляются первые и последние листы трудовой книжки, заверенные ответственным лицом участника закупки по ведению кадрового учета с отметкой «Работает по настоящее время».
В составе второй части заявки ООО «Институт «Рязаньпроект» были представлены копии дипломов, а также копии трудовых книжек, заверенных ответственным лицом участника закупки по ведению кадрового учета с отметкой «Работает по настоящее время» (запись от 12.02.2021), в количестве 50.
Однако в сведениях из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства о юридическом лице - ООО «Институт Рязаньпроект» отражены сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год - 13.
Заказчик посчитал, что участником закупки была представлена недостоверная информация на дату и время рассмотрения вторых частей заявок, в связи с чем заявка ООО «Институт Рязаньпроект» была отклонена.
ООО «Институт Рязаньпроект» обратилось в УФАС по Орловской области с жалобой на действия единой комиссии заказчика – МКУ «УКС г. Орла» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство здания начальной школы в составе МБОУ лицей № 40 в г. Орле».
17.03.2021 комиссия УФАС по Орловской области приняла решение №057/06/54.7-175/2021, которым жалобу ООО «Институт Рязаньпроект» признала обоснованной, признала в действиях заказчика нарушение ч. 4 ст. 54.7 Закона №44-ФЗ, и выдала предписание №057/06/54.7-175/2021 заказчику, уполномоченному органу отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.03.2021 №ПРОII2, протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.03.2021 №ППИ2, уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, об отмене указанных протоколов, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru информацию об отмене протоколов; единой комиссии осуществить рассмотрение и оценку вторых частей заявок участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.03.2021 №057/06/54.7-175/2021; заказчику, единой комиссии заказчика, уполномоченному органу осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.03.2021 №057/06/54.7-175/2021
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС по Орловской области, заявительобжаловал их в судебном порядке.
Оценив в совокупности доказательства, представленные сторонами, третьим лицом, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Частью 4 ст. 54.7 Закона №44-ФЗ установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1, частями 4 и 6 ст. 54.7 Закона №44-ФЗ, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
При этом ч. 6 ст. 54.4 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме.
Частью 5 статьи 54.7 Закона №44-ФЗ установлено, что в случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
Следовательно, Законом №44-ФЗ императивно установлено, что в случае наличия в документах, подтверждающих квалификацию участника конкурса, недостоверных документов или информации, заявка такого участника признается несоответствующей.
При этом Законом №44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика указывать в конкурсной документации по отношению к каким именно сведениям заявка на участие в таком конкурсе должна быть достоверной.
Заказчиком в конкурсной документации был установлен нестоимостной показатель №1 Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Оценка по данному показателю производится в зависимости от наличия у участника конкурса в штате сотрудников с профильным образованием в области гражданского проектирования. Расчет производится по формуле KBil=4*N, где N - количество у участника конкурса в штате сотрудников с профильным образованием в области гражданского проектирования. При N>25, KBil принимается равным 100 баллам.
Для оценки заявки по вышеуказанному показателю участник закупки предоставляет в составе заявки следующие документы: копии дипломов, копии трудовой книжки (предоставляются первые и последние листы трудовой книжки, заверенные ответственным лицом участника закупки по ведению кадрового учета с отметкой «Работает по настоящее время»).
То есть оценка по данному показателю осуществлялась комиссией исходя из представленного участником закупки количества штатных сотрудников с профильным образованием в области гражданского проектирования, которое определялось исходя из представленных в заявке копий дипломов и трудовых книжек.
ООО «Институт «Рязаньпроект» во второй части заявки на участие в конкурсе в подтверждение квалификации трудовых ресурсов представило документы (копии дипломов и копии трудовых книжек – (первые и последние листы трудовых книжек с отметкой «Работает по настоящее время») в отношении 50 человек.
При этом из 50 сотрудников, работающих в ООО «Институт «Рязаньпроект», 39 сотрудников приняты на работу до 2019 (период с 2011 по 2019), 4 сотрудника приняты на работу в 2019, 5 сотрудников приняты на работу в 2020, 1 сотрудник принят на работу в 2021.
Все работники числятся в штате ООО «Институт «Рязаньпроект» на момент подачи заявки ООО «Институт «Рязаньпроект», то есть по состоянию на 12.02.2021.
Однако информация о штатной численности сотрудников ООО «Институт «Рязаньпроект» в количестве 50 человек противоречит информации о среднесписочной численности ООО «Институт «Рязаньпроект», содержащейся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства среднесписочная численность работников общества за предшествующий календарный год составляет 13 человек.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) - получателей поддержки, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются общедоступными.
Согласно п. 5.1 ч. 3 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ в Реестре содержатся сведения о среднесписочной численности работников организации.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения заявки ООО «Институт «Рязаньпроект» сведения о среднесписочной численности работников ООО «Институт «Рязаньпроект» должны были быть актуальными по состоянию на 01.01.2021.
На заседании комиссии УФАС по Орловской области представитель ООО «Институт «Рязаньпроект» пояснила, что в Реестре содержатся сведения о среднесписочной численности работников ООО «Институт «Рязаньпроект» за 2019 год, но не по состоянию на 01.02.2021, хотя сведения ими подаются на регулярной основе согласно требованиям Закона №209-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя и МКУ «УКС г. Орла» пояснили суду, что сведения о среднесписочной численности работников ООО «Институт «Рязаньпроект» за 2019 противоречат сведениям (документам), представленным во второй части заявки ООО «Институт «Рязаньпроект» на участие в конкурсе. Так, согласно заявке в штат ООО «Институт «Рязаньпроект» принято до 2019 года и работают до момента подачи заявки ООО «Институт «Рязаньпроект» 39 человек, в то время как в Реестре указано, что среднесписочная численность ООО «Институт «Рязаньпроект» 13 человек. Следовательно, заявка ООО «Институт «Рязаньпроект» противоречит информации, содержащейся Реестре о среднесписочной численности.
В свою очередь Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области в ответе от 06.04.2021 на запрос администрации г. Орла от 17.03.2021 сообщила, что по данным инспекции среднесписочная численность сотрудников ООО «Институт «Рязаньпроект» за 2019 – 13 человек, за 2020 – 20 человек (т. 1 л.д. 38).
В соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-1, утвержденными приказом Росстата от 27.11.2019 №711 (далее - Указания), в среднесписочную численность (ССЧ) организации включаются только работников, для которых данная организация является основным местом работы. В ССЧ не входят внешние совместители и работники по гражданско-правовым договорам. Внутреннего совместителя учитывают как одного человека. ССЧ за год, квартал и любой другой период больше месяца рассчитывают на основе ССЧ за каждый месяц этого периода (п.п. 79.6, 79.7 Указаний). Среднесписочная численность может незначительно отличаться от штатной численности организации.
Таким образом, при среднесписочной численности работников ООО «Институт «Рязаньпроект» за 2019 в количестве 13 человек, в штате организации не могло находиться 50 человек, т.е. указанная информация является недостоверной.
Несмотря на то, что Закон №44-ФЗ не обязывает единую комиссию проверять достоверность сведений, представленных участником закупки в заявке на участие в конкурсе, комиссия в целях добросовестного исполнения своих полномочий вправе осуществлять такие проверки. В то же время комиссия не обязана доказывать недействительность каких-либо документов, входящих в состав заявки.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела Управлением ФАС по Орловской области не представлено доказательств законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания, то такие ненормативные правовые акты подлежат признанию недействительными.
При подаче настоящего заявления заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчик также освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 17.03.2021 №057/06/54.7-175/2021 о нарушении законодательства о закупках и предписание от 17.03.2021 №057/06/54.7-175/2021.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Орловской области.
Судья В.Г. Соколова