Арбитражный суд Оренбургской области
460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А 47- 8684/2006 АК-36 г. Оренбург
31 октября 2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2006г. Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2006г.
Судья Арбитражного суда Оренбургской области Хижняя Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черневой Г.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления социальной защиты населения администрации г. Бузулука о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №1 от 10.08.2006 г., вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области (г. Бузулук),
при участии представителя Управления социальной защиты населения администрации г. Бузулука - юриста Дементьевой Е.В. (доверенность постоянная от 30.12.2005г.), представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отводов судье и ходатайств не заявлено.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:
Государственным инспектором отдела в г. Бузулуке Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области с 13.06 2006 г. по 28.06.2006 г. на основании годового плана проведения ревизий и проверок в соответствием с удостоверением № 26 от 13.06.2006 г. проведена проверка отдельных вопросов использования средств федерального бюджета, выделенных Управлению социальной защиты населения администрации г. Бузулука Оренбургской области за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г.
В ходе проверки выявлены нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Центрального Банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40, в том числе нарушение пункта 6 в части несоблюдения лимита остатка денежных средств в кассе, а именно превышение установленного лимита на 646 рублей 50 копеек. При установленном на 2006 г. лимите остатка наличных денег в кассе в размере 4000 рублей, на 14.06.2006 г. установлен остаток денежных средств в размере 4646 рублей 50 копеек.
По результатам проверки государственным инспектором отдела в г. Бузулуке Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области 28.06.2006 г. составлен акт (л.д. 16-24) и Справка о результатах проверки соблюдения учреждением порядка работы с денежной наличностью (л.д. 44-46).
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области 13.07.2006 г. в адрес Межрайонной инспекции налоговой службы №3 по Оренбургской области направлена информация № 53-07-07/1232 о нарушениях порядка работы с денежной наличностью с приложением справки о результатах проверки соблюдения учреждением порядка работы с денежной наличностью в Управлении социальной защиты населения администрации г. Бузулука Оренбургской области.
На основании полученной информации и справки, составленной государственным инспектором отдела в г. Бузулуке Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, 18.07.2006 г. Межрайонной инспекцией налоговой службы №3 по Оренбургской области (г. Бузулук) вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Управления социальной защиты администрации г. Бузулука, а 09.08.2006 г. протокол № 218 об административном правонарушении.
Межрайонной инспекцией налоговой службы №3 по Оренбургской области 10.08.2006 г. вынесено постановление № 1 о привлечении Управления социальной защиты администрации г. Бузулука к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 руб.
Управление социальной защиты населения администрации г. Бузулука не согласившись с данным постановлением обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением, ссылаясь отсутствие события вменяемого правонарушения. Кроме того, заявитель считает, что государственный инспектор отдела в г. Бузулуке Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области превысил свои полномочия и вышел за рамки периода проверки, поскольку в акте проверки от 28.06.2006 г. определен периоде 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г.
Ответчик в заседание не явился, с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, изучив материалы дела и заслушав пояснения стороны, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В статье 15.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Согласно пункту 5 Правил предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.
В силу пункта 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Согласно п. 2.1, 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 N 14-П, организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на
соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
В силу п. 2.5, 2.6 указанного Положения, а также п. 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Порядка и пунктом 2.7 Положения предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что порядок и сроки сдачи в банк сверхлимитной денежной наличности устанавливаются на основании соглашений между организациями и обслуживающими банками.
В пункте 2.4 Положения указано, что порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
Для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, может устанавливаться срок сдачи денежной наличности - на следующий день после ее поступления.
Согласно расчету на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2006г. при образовании сверхлимитного остатка выручка сдается предприятием на следующий день. Лимит остатка кассы установлен в сумме 4000 руб. При этом разрешения банка на расходование средств без зачисления их на расчетный счет не установлено.
Из имеющихся в материалах дела копий отчетов кассира за июнь 2006 г., вкладных листов кассовой книги за июнь 2006г., акта от 15.06.2006г. инвентаризации наличия денежных средств (л.д. 84) акта от 28.06.2006г. (л.д. 16-24), справки от 28.06.2006г. о результатах проверки соблюдения учреждением порядка работы с денежной наличностью (л.д. 44-46), подписанных должностными лицами Управления социальной защиты населения администрации г. Бузулука без возражений, следует, что поступившие 14 июня 2006г. в кассу организации наличные денежные средства в сумме 19900 руб. не были израсходованы в этот день в полном
объеме и на начало 16 июня 2006г. остаток денежных средств у кассе оставался 4646,5 руб. Денежные средства в обслуживающее отделение банка заявителем не сдавались.
Таким образом, Управлением социальной защиты населения администрации г. Бузулука допущено несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, установленного названными нормативными актами, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на приказ об учетной политике № 81 от 30.12.2005г. не может быть принята во внимание, поскольку Положением Центрального банка Российской Федерации "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации установлены иные правила обращения с денежной наличностью.
В соответствии со ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом с позиции ст. 65, части 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказан факт совершения заявителем административного правонарушения, а именно нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также вина Управления социальной защиты населения администрации г. Бузулука в его совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя относительно того, что государственный инспектор отдела в г. Бузулуке Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области превысил свои полномочия и вышел за рамки периода проверки, также не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемый акт принят налоговым органом и в рамках его компетенции.
При таких, обстоятельствах административный орган правомерно и обосновано привлек заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах установленной санкции, применив минимальный размер штрафа, учтя все обстоятельства дела.
Руководствуясь статьями 167-170, 207, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Судья Хижняя Е.Ю.