НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 25.02.2019 № А47-12568/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-12568/2018  

04 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        февраля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        марта 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «ОРМЕТ» (462432, Оренбургская область, г.Орск, ул.Андреева, д. 11, ОГРН 1025602077270; ИНН 5616006746) к Оренбургской таможне (460005, г.Оренбург, ул. Шевченко, д. 20, ОГРН 1025600888466; ИНН 5610013521)  о признании незаконным и отмене постановления Оренбургской таможни от 25.09.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-763/2018 о привлечении АО «ОРМЕТ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 20 000 рублей.

В порядке ст. 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, проходившем 18.02.2019, объявлен перерыв до 25.02.2019.

В судебном заседании приняли участие представители лиц, участвующих в деле

от заявителя: Гори О.М. (доверенность от 28.12.2018, паспорт);

от заинтересованного лица: Куталевский А.А. (доверенность № 21-19/19961 от 26.12.2018, удостоверение), Низамеев К.Р. (доверенность № 09-26/00018 от 09.01.2019, удостоверение).

Акционерное общество «ОРМЕТ» (далее заявитель, АО «ОРМЕТ», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее – заинтересованное лицо, административный орган)

- о признании незаконным и отмене постановления Оренбургской таможни от 25.09.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-763/2018 о привлечении АО «ОРМЕТ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;

- о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 10409000-763/2018 в отношении АО «ОРМЕТ»;

-  об освобождении АО «ОРМЕТ» от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

08.02.2019 от заявителя поступило ходатайство об уточнении требований, а именно, АО «ОРМЕТ» просит суд признать незаконным и отменить постановление Оренбургской таможни от 25.09.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-763/2018 о привлечении АО «ОРМЕТ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 20 000 рублей.

Суд на основании статьи 49 АПК РФ принял уточнение требований.

Заявитель в обоснование заявленных требований считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку обязанность предоставлять статистическую информацию у заявителя отсутствует.

АО «ОРМЕТ» полагает, что полученный им по контракту стандартный образец не является товаром, следовательно, на него не распространяются правила о подаче статистической формы отчетности.

Кроме того заявитель считает, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения и являющиеся основаниями для освобождения от административной ответственности, в связи с отсутствием существенного вреда охраняемым общественным отношениям.

Заинтересованное лицо требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 1, л.д. 84-95).

        Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При  рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Оренбургской таможней получена информация о перемещении АО «ОРМЕТ» товаров из Республики Казахстан по контракту № 26 от 27.11.2017.

АО «ОРМЕТ» во исполнение контракта № 26 от 27.11.2017 на основании счета-фактуры № 30000000006 от 19.01.2018 из Казахстана получен товар – «стандартный образец состава концентрата цинкового KZ.03.01.00387-2013 (МСО 1819:2013)» общей стоимостью 56 830, 00 рублей.

Поставщик – Филиал РГП «НЦ КПМС РК» «ВНИИцветмет». Отчетный период – февраль 2018 года.

АО «ОРМЕТ» не заполнило и не представило в Оренбургскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров по поставке на основании контракта № 26 от 27.11.2017, в связи с чем, таможенный орган усмотрел в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

В этой связи 20.08.2018 Оренбургская таможня составила в отношении общества протокол об административном правонарушении № 10409000-763/2018 (т. 1, л.д. 100 - 103), а постановлением от 25.09.2018 по делу № 10409000-763/2018 привлекла его к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 2, л.д. 123-127).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ  задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Пунктами  1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, подлежащими выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении, являются, в числе прочего, наличие события административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и виновность  такого лица в его совершении.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков события и состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии события административного правонарушения и вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.

Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров

Аналогичная обязанность российских  лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», которым на основании части 3 статьи 104 Федерального закона № 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением № 2.

Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузке (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

В пункте 6 Правил установлено, что статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта/договора (при наличии) или отдельно по каждой отгрузке/получению товаров.

Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада   или получение товаров на склад (пункт 7 Правил).

В силу пункта 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, в данном случае, общество обязано было представить статистическую форму учета перемещения товаров не позднее 14.03.2018.

Однако в нарушение данных требований общество не представило статистическую форму учета.

Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения установлен судом и подтвержден материалами административного производства.

Заявитель считает, что в данном случае, у него отсутствует обязанность предоставлять статистическую форму учета перемещения товаров, поскольку полученный по контракту № 26 от 27.11.2017 «стандартный образец состава концентрата цинкового KZ.03.01.00387-2013 (МСО 1819:2013)» общей стоимостью 56 830, 00 рублей относится к образцу товаров  и подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 3 Правил ведения статистики.

Рассмотрев указанный довод заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» стандартный образец - образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний значениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала).

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 «стандартный образец» - материал (вещество) с установленными показателями точности измерений и метрологической прослеживаемостью, достаточно однородный и стабильный в отношении определенных свойств для того, чтобы использовать его при измерении или при оценивании качественных свойств в соответствии с предполагаемым назначением.

В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.315-97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения. ГОСТ 8.315-97» (введен Постановлением Госстандарта РФ от 10.11.1997 № 365) стандартный образец состава является разновидностью промышленной продукции, то есть сам по себе является товаром, а не образцом или пробой какого-либо товара.

Предметом поставки по контракту от 27.11.2017 № 26 между АО «ОРМЕТ», и Филиал РГП «НЦ КПМС РК» «ВНИИцветмет» является товар - «стандартный образец состава концентрата цинкового KZ.03.01.00387-2013 (МСО 1819:2013)».

Также суд учитывает, что, АО «ОРМЕТ», в связи с ввозом указанного товара из Республики Казахстан, в налоговый орган направило «Заявление к декларации по косвенным налогам» № 02/351 от 16.02.2018 при импорте товаров (согласно приложенным к заявлению документам, это - стандартный образец состава концентрата цинкового KZ.03.01.00387-2013 (МСО 1819:2013) на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза за январь 2018 года.

Таким образом, АО «ОРМЕТ», являясь лицом, осуществившим взаимную торговлю с Республикой Казахстан, являющейся государством - членом Евразийского экономического союза, согласно части 2 ст. 104 Федерального  закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (п. 2 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 298-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные   законодательные   акты  Российской   Федерации»)   и   пункту   7 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 11329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» было обязано представить в Оренбургскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров по поставке на основании контракта № 26 от 27.11.2017 и счета-фактуры № 30000000006 от 19.01.2018 не позднее 14.03.2018.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Следовательно, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного особенной частью названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.

Оценив характер и конкретные обстоятельства правонарушения, степень вины правонарушителя, а также доводы заявителя, суд не установил исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Таким образом, доводы общества о необходимости применения к рассматриваемой ситуации статьи 2.9 КоАП РФ признаются ошибочными.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд не установил со стороны Оренбургской таможни и процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, ущемляющих его права. Общество надлежащим образом было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.

Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в пределах минимального размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

При этом суд считает, что таможенным органом назначено соразмерное наказание за совершенное обществом правонарушение. Доказательств карательности размера назначенного штрафа в деле не имеется. Заявителем не доказано, что оплата штрафа в назначенном размере приведет к тяжелым финансовым последствиям.

Законных оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку, в данном случае, правонарушение выявлено по результатам осуществления таможенного контроля, а не в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, назначенное  таможенным  органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.

При таких обстоятельствах, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  Оренбургской таможни   отсутствуют, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования, заявленного акционерным обществом «ОРМЕТ», отказать.

Признать законным и обоснованным постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10409000-763/2018 от 25.09.2018, вынесенное и.о. заместителя начальника Оренбургской таможни о привлечении акционерного общества «ОРМЕТ», к административной ответственности по ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

         Судья                                                                            Е.Г. Цыпкина