НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 24.10.2023 № А47-11038/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-11038/2022

02 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2023 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дубининой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, ОГРН: 1075658000252, ИНН: 5610112265, г. Оренбург,

к обществу с ограниченной ответственностью "Механический завод", ОГРН:1175658007370, ИНН: 5643022401, Оренбургская область, Саракташский район, п. Саракташ,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение центр занятости населения Саракташского района Оренбургской области,

о взыскании 81 745 руб. 96 коп.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: Кривошеенкова М.В. (доверенность от 03.06.2023 №14/2546, паспорт, диплом), Мамыко А.А. (доверенность от 17.10.2023 № 14/3691, паспорт, диплом).

Ответчик, третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.10.2023 до 24.10.2023.

Министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее по тексту – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Механический завод" (далее по тексту – ответчик) о взыскании суммы субсидии в размере 81 745 руб. 96 коп.

В обоснование своих требований истец указывает, что предоставил ответчику субсидию в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных ответчиком при содействии органов службы занятости населения.

Между тем работодатель не выполнил условия соглашения о предоставлении субсидии о том, что рабочее место должно быть сохранено работодателем не менее 12 месяцев с момента трудоустройства работника, а в случае увольнения работника до истечения 12 месяцев трудоустроить другого работника на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора. В связи с чем, по мнению истца, ответчик обязан возвратить сумму предоставленной субсидии в размере 81 745 руб. 96 коп.

Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск от 19.01.2023, а также письменных пояснениях от 23.10.2023. Ответчик ссылается на отсутствие вины в том, что работники по собственному желанию уволились досрочно, а другие не пожелали трудоустроиться.

Определением суда от 16.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Саракташского района Оренбургской области», которое в представленном отзыве на исковое заявление поддерживает исковые требования истца по мотивам, приведенным в поступившем отзыве.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее – Порядок предоставления субсидий), в соответствии с которым Министерством труда и занятости населения Оренбургской области в 2020 году осуществлялось предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Субсидия предоставлялась работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 Порядка).

Предоставление субсидии работодателям осуществлялось в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным по типовой форме, установленной министерством финансов Оренбургской области (пункт 7 Порядка).

Данное соглашение содержит следующие условия: целевое назначение субсидии; сведения о размере субсидии; сроки перечисления субсидии; условия и порядок предоставления субсидии; согласие работодателя на осуществление министерством и иными уполномоченными органами в соответствии с установленными полномочиями проверок соблюдения работодателем условий, цели и порядка предоставления субсидии; сохранение работодателем рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства работника; а также обязанность работодателя в случае увольнения трудоустроенного работника до истечения 12 месяцев трудоустроить другого работника на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора.

Общество с ограниченной ответственностью «Механический завод» обратилось за получением вышеуказанной субсидии, предоставив заявку и перечень документов согласно пункту 8 Порядка.

На основании представленных документов между сторонами заключено соглашение от 05.08.2020 №194 «О предоставлении субсидии на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции» на сумму 216 513 руб. 24 коп. за 2020 год.

Предметом указанного соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии:

1.1.1. в целях возмещения затрат получателя, связанных с оплатой труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (далее: субсидия).

1.1.2. в целях достижения результатов государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области".

По условиям пункта 2.1. соглашения субсидия предоставляется получателю на цели указанные в разделе 1 настоящего соглашения в 2020 году в размере 216 513 руб. 24 коп. в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству, как получателю бюджетных средств областного бюджета по кредитам классификации расходов бюджета Российской Федерации:

раздел 04, подраздел 01, целевая статья 071029494V, вид расходов 811 в рамках программы "Реализация политики занятости населения Оренбургской области", государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области".

Дополнительным соглашением от 30.12.2020 сумма 216 513 руб. 24 коп. за 2020 год заменена на сумму 93 096 руб. 83 коп. за 2020 и на сумму 123 416 руб. 41 коп. за 2021 год.

Дополнительным соглашением от 01.12.2021 сумма 123 416 руб. 41 коп. за 2021 год заменена на сумму 57 536 руб. 03 коп. за 2021 год.(л.д. 18 том 1).

В соответствии с пунктом 17 Порядка перечисление субсидии в рамках заключенного соглашения осуществлялось после предоставления работодателем: заявки на перечисление субсидии, составленной по форме, установленной министерством; списка работников; документов, подтверждающих выплату работникам заработной платы и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, ответчик все вышеуказанные документ предоставил.

За период действия соглашения ответчику перечислены денежные средства по соглашению №194 от 05.08.2020 в сумме 150 632 руб. 86 коп., что подтверждается платежными поручениями № 626027 от 20.10.2020, № 681012 от 11.11.2020, № 764580 от 14.12.2020, № 764552 от 14.12.2020, № 67878 от 17.02.2021, № 725765 от 24.11.2021, № 733653 от 26.11.2021.

Согласно подпункту «в» пункта 6 Порядка условием предоставления субсидии является трудоустройство работника (ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года. В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.

Согласно акту проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Механический завод» от 28.02.2022 (л.д. 34 том 1) по соглашению № 194 от 05.08.2020 в результате проверки выявлено, что по трудовой деятельности Асанова Р.А. установлено, что он отработал 1 месяц 5 дней по профессии «слесарь-ремонтник» с 02.07.2020 по 07.08.2020, уволился по собственному желанию, вместо Асанова Р.А. была трудоустроена Панченко О. П., которая отработала 6 месяцев 15 дней, на штатной единице «слесарь-ремонтник» произведена замена согласно дополнительному соглашению на «уборщик производственных помещений» с 20.07.2021 по 04.02.2022).

В результате в отношении одного работника не выполнены требования соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат на оплату труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением короновирусной инфекции № 194 от 05.08.2020. Информацию о наличии свободного рабочего места и вакантной должности работодателем была представлена своевременно.

Как указывает истец, на штатной единице «слесарь-ремонтник» (заменена согласно дополнительному соглашению на уборщик производственных помещений») работники отработали менее 12 месяцев.

Согласно пункту 4.1.4 соглашения №194 от 05.08.2020 результатом предоставления субсидии является – трудоустройство работников на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого (их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

По мнению истца, обязательства получателя субсидии по соглашению №194 от 05.08.2020 не выполнены, поскольку не достигнут результат предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 25 Порядка в случае не достижения результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, работодатель обязан вернуть средства в областной бюджет в течение 30 календарных дней по истечении срока действия соглашения на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в объеме, рассчитанном по формуле.

Также с обществом с ограниченной ответственностью «Механический завод» были заключены соглашения от 23.09.2020 № 392 и от 19.10.2020 № 490.

Согласно п. 2.1 соглашения от 23.09.2020 № 392 (с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2020 и от 17.08.2021), субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения, в 2020 году в размере 56 752 руб. 55 коп., в 2021 году в размере 154 607 руб. 56 коп.

За период действия соглашения №392 от 23.09.2020 ответчику перечислены денежные средства в сумме 212 360 руб.11 коп., что подтверждается платежными поручениями № 764554 от 14.12.2020, № 67881 от 17.02.2021, № 208860 от 20.04.2021, № 383802 от 05.07.2021, № 484542 от 19.08.2021.

Как указывает истец, на основании акта проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Механический завод» от 29.03.2022, отчета о достижении результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии за 2020-2022гг. установлено, что Бузунов Д.Н. отработал 6 месяцев 4 дня по профессии «инженер-конструктор» (с 11.09.2020 по 15.03.2021, уволился по собственному желанию).

Таким образом, как указывает истец, работник уволился ранее истечения 12 месяцев, другой работник по направлению Государственного казенного учреждения центр занятости населения Саракташского района Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора не трудоустроен.

Согласно пункту 4.1.4 соглашения №392 от 23.09.2020 результатом предоставления субсидии является – трудоустройство работников на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого (их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

По мнению истца, обязательства получателя субсидии по Соглашению от 23.09.2020 № 392 не выполнены, поскольку не достигнут результат предоставления субсидии.

Согласно п. 2.1 соглашения от 19.10.2020 № 490 (с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2020 и от 17.08.2021), субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения, в 2020 году в размере 14 153 руб. 04 коп., в 2021 году в размере 75 429 руб. 30 коп.

За период действия соглашения №490 от 19.10.2020 ответчику перечислены денежные средства в общей сумме 89 582 руб.34 коп., что подтверждается платежными поручениями № 764591 от 14.12.2020, № 67883 от 17.02.2021, № 208884 от 20.04.2021, № 484533 от 19.08.2021.

Как указывает истец, на основании акта проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Механический завод» от 15.05.2022, отчета о достижении результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии за 2020-2022 г. установлено, что Айдашев Ф.Р. отработал 9 месяцев 26 дней по профессии «ученик сверловщик» (с 08.10.2020 по 02.08.2021, уволился по п.1 ч.1 ст. 177 Трудового кодекса Российской Федерации). Работник уволился ранее истечения 12 месяцев, другой работник по направлению ГКУ «ЦЗН Саракташского района» на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора не трудоустроен.

В результате чего, истец полагает, что обязательства получателя субсидии по Соглашению от 19.10.2020 № 490 не выполнены, не достигнут результата предоставления субсидии.

15.04.2022, 25.05.2022 истец направил ответчику уведомления о возврате субсидии, которые оставлены без удовлетворения.

Поскольку в добровольном порядке денежные средства ответчиком не возвращены, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из сделок, под которыми статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации признает действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу абзаца 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее

исполнение условий договора (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Так, как ранее отмечалось, Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка им устанавливаются цели, условия и правила предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия).

В силу пункта 2 Порядка субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные на территории Оренбургской области и трудоустроившие работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области (далее -работодатели).

На основании пункта 3 Порядка субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников,

трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения

Оренбургской области, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 № 869-пп.

В соответствии с пунктом 19 указанного порядка результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются:

результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка;

показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка.

В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется

работодателям при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии

просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

б) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работодатель

не должен: находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность работодателя не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; являться получателем средств из федерального и областного бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка;

в) трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну

штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.

Материалами дела подтверждено и истцом не оспорено, что обществом «Механический завод» в рамках исполнения соглашения № 194 трудоустроены работники Асанов Р.А., Панченко О.П.

После увольнения Асанова Р.А. трудоустроена Панченко О.П., которая работает по настоящее время в должности «уборщик производственных помещений», в связи с тем, что должность «слесарь-ремонтник» заменена согласно дополнительному соглашению на должность «уборщик производственных помещений».

Согласно пункту 4.1.4. соглашения № 194 от 05.08.2020 результатом предоставления субсидии является трудоустройство работников на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев – другого работника по направлению службы занятости на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

Согласно акту проверки документов, подтверждающих трудоустройство граждан в ООО «Механический завод» от 28.02.2022 за период с 02.07.2020 по 28.2.2022 (соглашение № 194 от 05.08.2020) информация о наличии свободного рабочего места и вакантной должности работодателем предоставлена своевременно (л.д. 34 том 1).

Согласно отзыву третьего лица, заявки о свободных рабочих местах на должность «слесарь-ремонтник» поступали в период с 30.06.2020 по 07.07.2020. После увольнения Асанова Р.А. была трудоустроена Панченко О.П., которая работает по настоящее время в должности «уборщик производственных помещений», в связи с тем, что должность «слесарь-ремонтник» заменена согласно дополнительному соглашению на должность «уборщик производственных помещений».

В ходе рассмотрения материалов дела судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что после увольнения Асанова Р.А. принята Панченко О.П. по направлению органов занятости; ответчик своевременно подал сведения о наличии вакантных должностей в органы службы занятости и в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора (02.07.2020 – дата заключения первого трудового договора) по направлению службы занятости принял (20.07.2021 по настоящее время) принял другого работника.

Денежные средства, перечисленные истцом по заявкам ответчика, направлены на выплату заработной платы Асанову Р.А., Панченко О.П. в период их трудоустройства, доказательства того, что ответчик направил денежные средства на иные цели, суду не представлены.

В рамках исполнения условий соглашения от 23.09.2020 № 392 истцом на должность инженера-конструктора трудоустроен Бузунов Д.Н. с 11.09.2020 по 15.03.2021 (уволился по собственному желанию, отработал 6 месяцев 4 дня).

Согласно акту проверки документов от 29.03.2022 информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей была представлена своевременно (л.д. 46 том1).

Согласно отзыву ГКУ «Центр занятости Саракташского населения Саракташскго района» заявки о свободных рабочих местах на должность «Инженер-конструктор» поступали в период с 31.08.2020-21.09.2020, с 18.03.2021-28.09.2021. на указанную должность после увольнения Бузунова Д.Н. кандидатура не направлялась в период с 15.03.2021 по 28.09.2021, вакансии были в базе, по истечении определенного периода вакансии были сняты в связи с отсутствием подходящей кандидатуры на указанную должность.

Как видно из материалов дела, в рамках исполнения соглашения № 392 по заявкам ответчика истец перечислил денежные средства, которые направлены на выплату заработной платы Бузунову Д.Н. в период его трудоустройства.

Доказательства того, что ответчик направил денежные средства на иные цели, суду не представлены.

Согласно подпункту «в» пункта 6 Порядка субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующего условия: трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года. В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.

Проанализировав указанное положение Порядка, пришел к выводу, что из буквального прочтения и толкования подпункта «в» пункта 6 Порядка не следует, что в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев работодатель был обязан обеспечить трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу также на срок 12 месяцев, или обеспечить совокупный период трудоустройства ранее уволенного и вновь принятого работников в размере 12 месяцев.

Единственным условием, указанным в Порядке, на случай увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев являлось трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года. В пункте 19 Порядка стороны предусмотрели, что результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются: результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка; показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).

Ссылка Министерства на пункт 3 Порядка в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 № 845-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 18 мая 2020 года № 403-пп» не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии № 194 05.08.2020 редакция пункта 3 Порядка предусматривала, что субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года № 869-пп. Условие о трудоустройстве при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области работников на срок не менее 12 месяцев после 17 марта 2020 года в пункте 3 Порядка на дату заключения соглашения не содержалось. Положения пункта 3 Порядка были уточнены только постановлением Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 № 845-пп, то есть уже после заключения соглашения о предоставлении субсидии с ответчиком.

В связи с чем доводы истца в этой части судом отклонены.

В рамках исполнения условий соглашения № 490 от 19.10.2020 ответчиком по направлению органов занятости трудоустроен на должность «ученик-сверловщик» Айдашев Ф.Р. отработал 9 месяцев 26 дней с 08.10.2020 по 02.08.2021, уволился по собственному желанию.

Согласно акту о проверке от 12.05.2022 информация о наличии свободных рабочих мест подана работодателем своевременно.

Согласно отзыву третьего лица, заявки о свободные рабочих местах на должность «ученик-сверловщик» поступали в период 12.08.2021-28.09.2021. На указанную должность после увольнения Айдашева Ф.Р. направлялись кандидатуры работников из числа граждан, зарегистрированных в качестве поиска подходящей работы или в качестве безработных, однако кандидаты отказались от трудоустройства на указанную должность.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд установил, что ответчик надлежащим образом исполнял заключенные вышеуказанные соглашения № 194,392,490.

Истцом не представлено доказательств нецелевого использования денежных средств ответчиком в рамках заключенных соглашений. Доказательства того, что направленным органами занятости кандидатам ответчиком отказано в трудоустройстве, суду также не представлено.

Не представлены суду доказательства того, что общество «Механический завод» получило субсидию за те периоды времени, в которые не было обеспечено выполнение трудовой деятельности работниками по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области, то есть в большем размере, чем могло рассчитывать.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, в определении от 18.01.2011 № 8-О-П было разъяснено, при рассмотрении дела суды обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, так как иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при ее грамматическом толковании ведет к такому результату.

Указанное согласуется с правовой позицией, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 № 309-ЭС17-8472 и 309-ЭС17-8475.

На основании вышеизложенного требования истца не подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате госпошлины судом не рассматривается, поскольку истец освобожден от ее оплаты и ему отказано в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья С.А. Дубинина