Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А47 – 7017/2010
г. Оренбург 29 ноября 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2010г.
Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2010г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Хижней Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киреевой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новохром» (г.Новотроицк Оренбургской области) к Оренбургской таможне (г. Оренбург) о признании незаконным отказа в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб., выраженного в письме №21-38/12986 от 16.07.2010г. и обязании Оренбургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Новохром» путем возврата суммы налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб. на расчетный счет общества, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области (г.Новотроицк Оренбургской области),
при участии:
от заявителя – представителя Жарко А.Н. (доверенность №403 от 09.09.2010г.), главного бухгалтера Михайловой Е.Ю. (доверенность №320 от 29.06.2010г.);
от ответчика – старшего государственного таможенного инспектора Низамеева К.Р. (доверенность от 23.12.2009г. №10-50/126), главного государственного таможенного инспектора Скороспеловой Л.В. (доверенность от 04.08.2010г. №10-60/92).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом путем направления в его адрес копии определения об отложении судебного разбирательства заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя и на основании имеющихся в деле документов в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.11.2010 г. по 22.11.2010г. (указанная информация размещена на интернет-сайте Арбитражного суда Оренбургской области www.orenburg.arbitr.ru).
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Новохром» (далее – ООО «Новохром», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне (далее –таможня, таможенный орган, ответчик) о признании незаконным отказа в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб., выраженного в письме №21-38/12986 от 16.07.2010г., и обязании Оренбургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Новохром» путем возврата суммы налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб. на расчетный счет общества.
Как следует из материалов дела, ООО «Новохром» заключило контракт от 20.02.2009г. №076/23932568/29040 с фирмой «ДурлиКоурос Лтд» (Бразилия) на поставку натрия сульфата в количестве 60 тонн.
Товар был вывезен с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта по грузовой таможенной декларации №10409102/230309/0000249 от 23.03.2009г.
В дальнейшем, из-за неоплаты товара фирмой «ДурлиКоурос Лтд» и официального отказа фирмы «ДурлиКоурос Лтд» от товара, 23.07.2009г. общество ввезло товар на территорию Российской Федерации в режиме реимпорта с оформлением грузовой таможенной декларации №10409102/140110/0000037.
Для оформления процедуры реимпорта заявитель представил в таможенный орган письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области (далее – инспекция) № 15-26/00944 от 18.01.2010г., в котором сообщалось, что общество не обращалось за возмещением налога на добавленную стоимость (далее- НДС) в связи с экспортом товара. Таким образом, по мнению заявителя, налог на добавленную стоимость не подлежит уплате в бюджет при реимпорте товара.
Требованием от 28.01.2010г. №2 ответчик сообщил заявителю о том, что справка инспекции № 15-26/00944 от 18.01.2010г. является справкой неустановленного образца, по причине отсутствия в ней информации о начислении налогов и их уплате в федеральный бюджет по экспортной декларации №10409102/230309/0000249, в связи с чем обществу предложено представить в срок до 28.02.2010г. справку установленного образца и платежное поручение, подтверждающее уплату НДС в размере 556926, 58 руб.
В представленном в таможню письме инспекции №15-26/03532 от 08.02.2010г. сообщалось, что начисление налогов и их уплата в федеральный бюджет на основании грузовой таможенной декларации №10409102/230309/0000249 не производилось.
Уведомлением от 10.02.2010г. №3 таможня известила заявителя, что для осуществления выпуска товаров обществу необходимо оплатить НДС.
В связи с этим ООО «Новохром» платежным поручением №170 от 27.02.2010г. произвело оплату НДС.
Руководствуясь статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), общество 06.07.2010г. подало в Оренбургскую таможню заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406,26 руб., а также сумм пени в размере 7459, 45 руб. Указанное заявление мотивировано тем, что заявитель не должен был уплачивать НДС при реимпорте товара по ГТД №10409102/140110/0000037 от 14.01.2010г., а, следовательно, данная сумма НДС является суммой излишне уплаченного налога.
Письмом №21-38/12986 от 16.07.2010г. таможенный орган сообщил об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога и пени в связи с тем, что ООО «Новохром» не предоставило в установленные сроки пакет документов в подтверждение факта экспорта товара, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), и, следовательно, общество при реимпорте товара должно было уплатить НДС по ставке 18 %.
Общество, полагая, что нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа таможни в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб., выраженного в письме №21-38/12986 от 16.07.2010г, и обязании таможни осуществить возврат излишне уплаченных НДС и пени на расчетный счет общества.
Свои требования о незаконности отказа таможни в возврате НДС и пени общество мотивирует тем, что данный отказ не соответствует требованиям действующего таможенного законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании таможенный орган заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что отказ в возврате НДС и пени является законным и обоснованным.
Инспекция в представленных письменных пояснениях по делу указывает на то, что ООО «Новохром» не заявляло права на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС из бюджета на основании грузовой таможенной декларации №10409102/230309/0000249.
Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.1 ст.234 ТК РФ, под реимпортом понимается таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Статьей 236 ТК РФ предусмотрено, что при реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации. Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов исчисляются по правилам, установленным пунктом 4 статьи 185 ТК РФ для определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов при выпуске продуктов переработки для свободного обращения. Суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации. Суммы таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы и проценты с них, предусмотренные этой статьей, взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения НДС признается в том числе ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом, в силу пп.2 п.1 ст.151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемой ситуации, фактически уплаченные заявителем при декларировании товара в режиме реимпорта суммы НДС не имеют отношения к освобождению от уплаты налога или его возврату в связи с экспортом товара, такие суммы следует признать излишне уплаченными (п.1 ст.355 ТК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 ст.318 ТК РФ установлено, что взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации НДС входит в состав таможенных платежей.
Статьей 355 ТК РФ закреплен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в соответствии с которым возврат производится по решению таможенного органа, принимаемому в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате и предоставления всех необходимых документов. При этом заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены таможенные платежи, не позднее трех лет со дня их уплаты.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание те факты, что: фактически реализации товара не произошло ввиду отказа иностранного покупателя оплатить товар; заявитель не освобождался от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортной операции и спорная сумма налога ему не возмещалась из бюджета; у общества не возникла обязанность уплатить налог на добавленную стоимость при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения, а также то, что заявление о возврате (зачете) излишне уплаченного налога с документами, подтверждающими факт излишней уплаты налога, подано обществом в надлежащий орган и в установленный законом срок, суд считает, что оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО «Новохром» о возврате НДС и пени у таможенного органа не имелось.
Иные доводы, приводимые сторонами по настоящему делу, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.
На основании вышеизложенного, учитывая что оспоренным отказом незаконно ограничено право заявителя на возврат сумм излишне уплаченного НДС и пени, суд приходит к выводу о подтверждении совокупности установленных законом обстоятельств, наличие которых является необходимым условием для признания оспоренного решения незаконным в судебном порядке, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению – отказ таможни в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб., выраженный в письме №21-38/12986 от 16.07.2010г. – признанию незаконным.
В соответствии с пунктом 2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом, согласно пп.3 п.4 ст.201 АПК РФ, в резолютивной части по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, из содержания данных норм АПК РФ следует, что при признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, то на соответствующий орган или должностное лицо возлагается в силу закона обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем Оренбургскую таможню следует обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата суммы налога на добавленную стоимость в размере 530406,26 руб. и суммы пени в размере 7549,45 руб. на расчетный счет общества.
Понесённые заявителем расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст. ст.106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Новохром» (г.Новотроицк Оренбургской области) к Оренбургской таможне (г. Оренбург) о признании незаконным отказа в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб., выраженного в письме №21-38/12986 от 16.07.2010г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Оренбургской таможни в возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 530406, 26 руб. и суммы пени в размере 7549, 45 руб., выраженный в письме №21-38/12986 от 16.07.2010г.
2. Обязать Оренбургскую таможню (г.Оренбург) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Новохром» путем возврата суммы налога на добавленную стоимость в размере 530406,26 руб. и суммы пени в размере 7549,45 руб. на расчетный счет общества.
3. Взыскать с Оренбургской таможни (г.Оренбург) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Новохром» (г.Новотроицк Оренбургской области) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Новохром» (г.Новотроицк Оренбургской области) после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.Ю. Хижняя