НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 11.08.2021 № А47-3758/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-3758/2021  

18 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена       августа 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        августа 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи
 Хижней Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ясаковой Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению № 63 от 30.03.2021  (поступило в суд 30.03.2021) Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (ОГРН: 1165658058180, Дата присвоения ОГРН: 25.03.2016, ИНН: 5610219177, Оренбургская область, г. Оренбург)

к Комитету внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области (ОГРН: 1135658039791, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2013, ИНН: 5610158245, Оренбургская область, г. Оренбург)

о признании недействительным представления № №06-03/1/269 от 10.03.2021 в части выявленного нарушения положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Галайчук С.С. по доверенности № 114 от 10.08.2021, выданной сроком до 31.12.2021, паспорт, диплом; Щербаков А.В. по доверенности № 116 от 10.08.2021, выданной сроком до 31.12.2021; директор Паляев Л.В. паспорт;

от заинтересованного лица – Федоренко И.П. по доверенности № 43/04-06/554 от 17.05.2021, выданной сроком на один год, диплом.

 Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее – заявитель, учреждение, Центр, ГКУ «ЦМТХОД») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Комитету внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным представления № №06-03/1/269 от 10.03.2021 в части выявленного нарушения положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р.

В обоснование заявленных требований Учреждение указывает, что оспариваемое представление является незаконным и не обоснованным, поскольку нормы расхода топлива установлены учреждением ведомственными приказами на основании расчета расхода топлива, выполненного с учетом определения методики расчета топлива ООО «Транспортный консалтинг». По мнению заявителя, Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» носят рекомендательный характер и не содержат ограничений об установлении иных норм расхода топлива, исходя из индивидуальных заявок и конкретных показателей автомобилей.

Заинтересованное лицо в отзыве (поступил в суд 29.04.2021) против удовлетворения заявленных требований возражает. Комитет указывает, что базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, могут вводиться исключительно для тех автомобилей, на которые Минтрансом нормы расхода топлива не утверждены. Более того, расчет, выполненный ООО «Транспортный консалтинг», по мнению заинтересованного лица, не может быть принят в качестве расчета, выполненного в соответствии с Методикой, поскольку ООО «Транспортный консалтинг» не является научной организацией по смыслу Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и научной деятельности». Как указывает Комитет, у заявителя не имелось правовых оснований устанавливать иную норму расхода топлива.

ГКУ «ЦМТХОД» 11.08.2021 представлено ходатайство об истребовании у Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам доказательства, подтверждающие, что программный пакет для комплексных исследований автомобиля «МВК», разработанный Московкиным В.В,, составлен в соответствии со специальной программой-методикой и может применяться для расчета базовых расходов топлива на автомобильном транспорте.

Суд, рассмотрев указанное ходатайство, заслушав пояснения заявителя, считает указанное ходатайство подлежащим отклонению.

Согласно ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Обращаясь с ходатайством об истребовании сведений о соответствии программного пакета методике, а также о возможности его применения для расчета базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, заявитель не указал, какое именно доказательство необходимо, по его мнению, истребовать, а также не обосновал, по каким причинам заявитель не может получить указанное доказательство самостоятельно, не приложил доказательств обращения с заявлением о его предоставлении.

Более того, заявителем не обосновано, по каким причинам данное доказательство необходимо для разрешения настоящего дела.

Суд, отклоняя ходатайство об истребовании, также отмечает, что свидетельство о регистрации государственной программы для ЭВМ находится в открытом доступе (свидетельство № 2011617772), имеется в материалах дела, доводов о соответствии программного пакета Методике сторонами не заявлено, указанное обстоятельство не входит в предмет доказывания по делу.

Таким образом, ходатайство ГКУ «ЦМТХОД» от 11.08.2021 следует отклонить как немотивированное и необоснованное.

Стороны не заявили ходатайств о необходимости представления дополнительных доказательств, в связи с чем суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статья 65 АПК РФ).

При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ).

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" создано для осуществления материально-технического, хозяйственного, транспортного, эксплуатационного, обеспечения деятельности Министерства социального развития Оренбургской области (п.1 Устава ГКУ «ЦМТХОД»).

Согласно п. 5 Устава ГКУ «ЦМТХОД» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.

ГКУ «ЦМТХОД» принадлежат следующие транспортные средства: NissanTeana 2013 года выпуска (паспорт транспортного средства № 78 НР 426787), ToyotaHighlander 2012 года выпуска (паспорт транспортного средства № 78 УТ 076886).

На основании приказа комитета внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области от 19.01.2021 № 3-од в государственном казенном учреждении Оренбургской области «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области» проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в коллективном обращении работников Учреждения, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

По результатам внеплановой выездной проверки Центру выдано представление № 06-03/1/269 от 10.03.2021, согласно которому в деятельности Центра выявлены отдельные нарушения.

Как следует из оспариваемого представления, в нарушение положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением  Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р,  результате неверного применения базовых норм расхода топлив на 2 автомобиля Учреждением в 2020 году излишне списано горюче-смазочных материалов на общую сумму 32 529,95 руб., источником приобретения которых являются средства областного бюджета.

В нарушение требований ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 749 от 13.10.2008 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», директору и водителям Учреждения за время нахождения в служебных командировках в 2020 году средний заработок за счет средств областного бюджета не рассчитывался и не выплачивался. В результате недоплата заработной платы за 2020 год составила 61 811,13 руб., в том числе, отчисления во внебюджетные фонды – 14 337,14 руб., излишне выплаченная заработная плата составила 551,57 руб., в том числе, отчисления во внебюджетные фонды 127,94 руб.

Представлением № 06-03/1/269 от 10.03.2021 Учреждению предписано:

1. Устранить выявленные нарушения и принять меры по устранению причин и условий, способствующих допущению нарушений;

2. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, необходимо представить  комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в месячный срок со дня получения представления.

Не согласившись с данным представлением, заявитель обратился в Комитет Финконтроля Оренбургской области с жалобой.

Приказом № 46-од от 26.03.2021 в удовлетворении жалобы отказано.

Письмом № 43/06-03/01/366 от 26.03.2021 Комитет Финконроля Оренбургской области указал, что Учреждению следовало применять базовые нормы расхода топлива на основании Распоряжения № АМ-23-р, поскольку в проверяемом периоде нормы расхода топлива для указанных транспортных средств определены положениями пп. 7.2.1 п. 7 указанного акта.  

Полагая, что представление № №06-03/1/269 от 10.03.2021 в части выявленного нарушения положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р, нарушает права и обязанности заявителя, является незаконным и необоснованным, ГКУ «ЦМТХОД» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из пункта 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Положению о комитете внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 07.04.2020 N 164-ук (далее – Положение), Комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области (далее – Комитет) является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим функции по контролю в финансово-бюджетной сфере и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 12 Раздела II Положения основными задачами комитета являются: обеспечение внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из областного бюджета, соблюдение условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; выявление и пресечение неправомерного, нецелевого, неэффективного использования средств областного бюджета и (или) недостижения значений показателей результативности предоставления средств из областного бюджета; обеспечение контроля в сфере закупок; применение бюджетных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в пределах компетенции комитета; совершенствование контрольной деятельности комитета.

В соответствии с п. 14 раздела III, исходя из задач, указанных в п. 12 Раздела II Положения, комитет осуществляет контроль за использованием средств областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области (в части межбюджетных трансфертов, переданных из областного бюджета).

Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под представлением в целях Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, представление №  06-03/1/269 от 10.03.2021 вынесено Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ) совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ).

Приказом № 1-п от 10.01.2020 ГКУ «ЦМТХОД» утверждена учетная политика Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее – учетная политика).

Согласно п. 5.5 учетной политики нормы расхода горюче-смазочных материалов утверждаются в виде отдельного документа на основании Методических рекомендаций № АМ-23-р.

Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.(абзац второй Методических рекомендаций № АМ-23-р).

Пунктом 3 Методических рекомендаций № АМ-23-р  установлено, что норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно (п. 4 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р).

Оспариваемым представлением выявлено нарушение положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р.

Согласно п.6 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Из буквального толкования положений пункта 6 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р следует, что базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, могут быть введены при условии, что на такой автомобиль нормы расхода топлив не утверждены. 

Пунктом 7.2.1 Методических рекомендаций № АМ-23-р установлены нормы расхода топлива для автомобиля ToyotaHighlander 13,2 л на 100 км пробега (строка 709), для автомобиля NissanTeana – 9,9 л на 100 км пробега (строка 879).

Таким образом, нормы расхода топлива для автомобилей ToyotaHighlander и NissanTeana определены Методическими рекомендациями № АМ-23-р.

Вместе с тем, Приказом № 62-п от 22.04.2020 «О нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр по материально-техническому обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области»» ГКУ «ЦМТХОД» утверждены иные нормы расхода топлива.

Согласно Приказу № 62-п от 22.04.2020 норма расхода топлива на автомобиль ToyotaHighlander составляет 15,19 л на 100 км пробега, для автомобиля NissanTeana – 11,73 л на 100 км пробега.

При этом, как поясняет заявитель, указанные нормы расхода топлива для автомобилей  ToyotaHighlander и NissanTeana определены ООО «Транспортный консалтинг».

Как следует из материалов дела, между ГКУ «ЦМТХОД» и ООО «Транспортный консалтинг» заключен договор № 595, в соответствии с которым Исполнитель (ООО «Транспортный консалтинг») оказывает заказчику услуги по расчету норм топлива на транспортные средства. При расчете норм расхода топлива Исполнитель использует методику определения норм расхода топлива государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта ГНИИАТ (г. Москва), методические рекомендации № АМ-23-р (пункт 1.1 Договора № 595).

Программный пакет для комплексных исследований автомобиля «МВК» в установленном порядке зарегистрирован в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин, свидетельство о регистрации № 2011617772.

Исполнитель имеет неисключительное право на использование программного обеспечения «МВК программный пакет для комплексных исследований автомобилей» на основании  сублицензионного договора № 2 от 19.11.2012 (пункт 1.2 Договора № 595).

Согласно приложению № 1 к акту сдачи-приемки услуг
№ 226/014 от 03.09.2014 базовая норма расхода топлива определена ООО «Транспортный консалтинг» для автомобиля
ToyotaHighlander 15,19 л на 100 км пробега, для автомобиля NissanTeana – 11,73 л на 100 км пробега.

Таким образом, приказом № 62-п от 22.04.2020 установлены нормы расхода топлива, определенные ООО «Транспортный консалтинг», а не нормы расхода топлива, определенные в  Методических рекомендациях № АМ-23-р.

При этом, нормы расхода топлива, установленные ведомственными актами заявителя для автомобилей ToyotaHighlander и NissanTeana (15,19 л и 11,73 л на 100 км пробега), превышают нормы, определенные Методическими рекомендациями № АМ-23-р (13,2 л и 9,9 л на 100 км пробега соответственно).

Поскольку Методическими рекомендациями № АМ-23-р для автомобилей NissanTeana и ToyotaHighlander предусмотрены нормы расхода топлива, оснований для установления иных базовых норм, разработанных по индивидуальной заявке ООО «Транспортный консалтинг», у ГКУ «ЦМТХОД» не имелось.

При таких обстоятельствах, Комитетом обоснованно установлено нарушение положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р.

Довод заявителя о рекомендательном характере Методических рекомендаций № АМ-23-р судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций № АМ-23-р нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (далее – Постановление № 1084) утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее – Правила № 1084).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1084 нормативные затраты, порядок определения которых не установлен методикой определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.09.2009 № 03- 2609 предписано в целях организации эксплуатации транспортных средств руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, ГКУ «ЦМТХОД»  для определения норм расхода топлива на 100 километров пробега транспортных средств NissanTeana и ToyotaHighlander обязан руководствоваться Методическими рекомендациями № АМ-23-р, что предусмотрено п. 5.5 Учетной политики Центра.

На все указанные марки автомобилей в Методических рекомендациях №АМ-23-р приведены значения базовых норм расхода топлива, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.

При таких обстоятельствах у заявителя не имелось правовых оснований разрабатывать и применять иные нормы расхода ГСМ, обратное привело к неправомерному расходованию средств областного бюджета по причине списания топлива по неправомерно завышенным нормам расхода топлива.

В силу п. 6 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленными в выписке из ЕГЮЛ, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Транспортный консалтинг" (ИНН 1660157000) является деятельность в области права и бухгалтерского учета.

Таким образом, по смыслу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" базовые нормы расхода топлива, разработанные ООО «Транспортный консалтинг», не соответствуют п. 6 раздела II Методических рекомендаций № АМ-23-р, поскольку ООО «Транспортный консалтинг» не является научной организацией.

При таких обстоятельствах, заявителем не обосновано использование базовых норм расхода топлива, разработанных ООО «Транспортный консалтинг» для автомобилей NissanTeana и ToyotaHighlander, при условии, что нормы расхода топлива для указанных транспортных средств предусмотрены Методическими рекомендациями № АМ-23-р, применение которых является обязательным для заявителя.

Доводов о том, что нормы расхода топлива, указанные в ведомственных актах Учреждения, определены им исходя из фактических характеристик транспортных средств, показаний спидометра, Учреждением не заявлено.

Нарушение заявителем положений пункта 5.5 Учетной политики Учреждения, подпункта 7.2.1 пункта 7 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 №АМ-23-р, установленное оспариваемым представлением, подтверждается материалами дела.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку оспариваемое представление не возлагает на ГКУ «ЦМТХОД» иных обязанностей, кроме обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством, а также учетной политикой учреждения, не нарушает права и законные интересы заявителя, а нарушение бюджетного законодательства, установленное оспариваемым представлением, подтверждается материалами дела, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не принимаются во внимание как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.

Определением суда от 31.03.2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия представления № 06-03/1/269 от 10.03.2021 в оспариваемой части до рассмотрения спора по существу.

Согласно ч. 5 ст. 96 АПК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" обеспечительные меры подлежат отмене вступления решения суда в законную силу.

При обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением ГКУ «ЦМТХОД» платежным поручением № 543 от 30.03.2021 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины по правилам ч.1 ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

 Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

 По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                               Е.Ю. Хижняя