НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 09.09.2008 № А47-3059/08

Арбитражный суд Оренбургской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о взыскании обязательных платежей

№ А47- 3 059/2008 АК-29

г. Оренбург «10» сентября 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме 10.09.2008 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Быковой И.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрел дело по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области о взыскании с Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» (г. Гай) единого социального налога и пени в размере 14 616 рублей 50 копеек.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: Красильников Станислав Евгеньевич – специалист 3 разряда (доверенность № 04931 от 18.02.2008г., постоянная);

от ответчика: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствие с ч. 1 ст. 123 АПК РФ;

от 3-его лица – Отдела культуры администрации города Гая: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ.

При рассмотрении дела Арбитражный суд установил следующее.

Ответчик 20 марта 2008 г. представил в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 2007 год.

Согласно данной декларации сумма единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составила за октябрь – 3 909 рублей, за ноябрь – 3 953 рубля, за декабрь – 4 352 рубля. В установленный законом срок ответчик уплатил авансовый платеж за октябрь 2007 года в размере 827 рублей 81 копейки.

Заявитель, в связи с не полной уплатой в установленный срок единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за этот период начислил пени в сумме 3 264 рубля 11 копеек.

По состоянию на 21.04.2008г. за ответчиком числится задолженность по пени по земельному налогу в размере 22 рублей 53 копеек.

Требование № 2836 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2008 г. на сумму пени в размере 17,61 рублей, требование № 2835 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2008 г. на сумму пени в размере 225,98 рублей, требование № 1345 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2008 г. на сумму пени в размере 830,10 рублей, требование № 1346 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2008 г. на сумму пени в размере 56,97 рублей, требование № 13633 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2007 г. на сумму пени в размере 227,28 рублей, требование № 13634 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2007 г. на сумму пени в размере 17,83 рублей, требование № 45343 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.10.2007 г. на сумму пени в размере 415,85 рублей, требование № 12085 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.10.2007 г. на сумму пени в размере 398,60 рублей, требование № 3202 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.03.2008 г. на сумму пени в размере 12,67 рублей, требование № 3963 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.03.2008 г. на сумму пени в размере 289,14 рублей, требование № 3964 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.03.2008 г. на сумму пени в размере 25,93 рублей, требование № 12302 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.04.2008 г. на сумму налога 11 855, 13 рублей и пени в размере 701,59 рублей, требование № 4627 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.04.2008 г. на сумму пени в размере 9,86 рублей в добровольном порядке не исполнены. В связи с чем, инспекция обратилась с данным заявлением в суд.

Ответчик в отзыве на заявление указал, что бухгалтерский учет ведется не самостоятельно, а централизованной бухгалтерией Отдела культуры. В Финансовом управлении администрации города Гая отделом казначейского исполнения бюджета Отделу культуры администрации города Гая открыт лицевой счет для финансирования расходов согласно утвержденной смете расходов. Главным распорядителем бюджетных средств является начальник Отдела культуры администрации города Гая, который имеет право первой подписи и право второй подписи главный бухгалтер Отдела культуры. Т.е., МОУДОД «Детская художественная школа» г. Гая является юридическим лицом, но не имеет отдельного баланса, отдельного расчетного счета, а соответственно не имеет возможности и полномочий на распоряжение бюджетными средствами и перечислениями в бюджет денежных средств.

Отдел культуры Администрации города Гая в отзыве на заявлении указал, что, в общем, государственная казна не пострадала, т.е. по отделу культуры администрации города Гая числится переплата, а по МОУДОД «Детская художественная школа» г. Гая числится недоимка.

Заявитель в судебном заседании заявил ходатайство об уменьшении заявленных требований. Просит суд взыскать обязательные платежи в размере 3 230 рублей 20 копеек, из них: 2 990 рублей 95 копеек – пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет; 213 рублей 33 копейки – пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ; 1,26 рублей - пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФФОМС; 2,24 рублей - пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ТФОМС; 22, 42 рублей - пени за несвоевременную уплату земельного налога.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает, что уточненные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ к числу плательщиков единого социального налога относятся, в частности, организации, производящие выплаты физическим лицам.

Пунктом 1 статьи 236 названного Кодекса установлено, что объектом налогообложения для таких налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам и нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

На основании п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база для таких налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Согласно статье 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по данному налогу признаётся календарный год. Отчётными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
  Ставки единого социального налога установлены статьёй 241 Налогового кодекса РФ.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога определены ст. 243 Налогового кодекса РФ, в соответствии с пунктом 1 которой сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
  Порядок расчёта суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования и в федеральный бюджет, и применения налоговых вычетов при расчёте установлен пунктом 2 указанной статьи.
  Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
  В случае, если в отчетном (налоговом) периоде, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
  Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, согласно п. 7 ст. 243 Кодекса), либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

1. Как следует из пояснений инспекции (л.д. 64) и расчета суммы пени (л.д. 3 т. 2) пени в размере 2 990, 95 копеек начислены за несвоевременную уплату (неуплату) ЕСН по декларации за 4 квартал 2007 года (ЕСН - 3 953 рубля) и ЕСН, который был доначислен на основании решений по камеральным проверкам от 04.09.2006 г. № 3626 и от 25.09.2006 г. № 3749.

В части взыскания пени за неуплату ЕСН доначисленного на основании решений по камеральным проверкам от 04.09.2006 г. № 3626 (ЕСН - 21 450 рублей – л.д. 12 т. 2) и от 25.09.2006 г. № 3749 (ЕСН - 23 359 рублей – л.д. 136 т. 1) суд в удовлетворении требований отказывает, по следующим основаниям.

На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
  Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007г. № 8241/07, принятого в целях единообразия толкования и применения арбитражными судами норм права.
  Судом установлено и подтверждается материалами дела, что пени, начисленные на недоимку по ЕНВД, которая образовалась на основании решений инспекции по результатам камеральных налоговых проверок № 3626 от 04.09.2006 г. (л.д. – 12.т.2), № 3749 от 25.09.2006 г. (л.д. – 136 т.1) не взыскана (л.д. 22 т.2). Налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания,

Документального подтверждения об обращении инспекции в суд с иском о взыскании недоимки и возбуждении искового производства в материалах дела не имеется.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Начисление и взыскание пеней на суммы недоимки, по которой истек срок давности взыскания, противоречит действующему налоговому законодательству.

На основании установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что начисление пеней по данным решениям является неправомерным, заявленные требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Что касается взыскания пени, начисленной за несвоевременную уплату (неуплату) ЕСН по декларации за 4 квартал 2007 года (ЕСН - 3 953 рубля – л.д. 30 т. 1) требования подлежат удовлетворению частично в размере 9,62 рублей, по следующим основаниям.

Согласно представленного инспекцией расчета суммы пени (л.д. 3 т.2) и данных налогового обязательства от 08.09.2008 г. (л.д. 22-25 т.2) по декларации за 4 квартал 2007 года по сроку 15.11.2007 года начислено налога 3 909 рублей, оплачено 06.11.2007 года – 3 909,07 рублей; по сроку 17.12.2007 года начислено 3 953 рубля, оплачено 06.12.2007 года 3 611,86 рублей; 15.01.2008 г. начислено 4 352 рубля, оплачено 21.12.2007 года 3 788, 54 рубля. 06.02.2008 года ответчик уплатил налог (текущий) в размере 4 274, 98 рублей.

Таким образом, за ноябрь 2007 года за период с 18.12.2007 года по 15.01.2008 г. на сумму 341, 14 рублей должна быть пеня – 3,29 рублей. Учитывая, что 21.12.2007 года ответчик уплатил налог в размере 3 788, 54 рублей, указав, что это текущий платеж, то пеня должна начисляться на сумму 904,60 рублей за период с 16.01.2008 г. по 05.02.2008 г. и составить 6,33 рубля.

2. Как следует из пояснений инспекции (л.д. 64) и расчета суммы пени (л.д. 2 т.2) пени в размере 213, 33 копеек начислены за несвоевременную уплату (неуплату) ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ по расчету авансовых платежам за 9 месяцев 2007 года.

Согласно представленного инспекцией расчета пени (л.д. 2. т.2) по декларации за 3 квартал 2007 года по сроку 15.08.2007 года начислено налога 10 887 рублей, в уплату зачтена ранее имеющаяся переплата в сумме 6 537, 72 рубля; по сроку 17.09.2007 года уменьшено 1 139 рублей, эта сумма зачтена в уплату имеющейся недоимки по налогу по сроку уплаты 15.08.2007 г.; 04.10.2007 г. поступила сумма 749,61 рубль, которая так же зачтена в уплату недоимки по сроку уплаты 15.08.2007 г.; 15.10.2007 года начислено 1942 рубля, оплачено 06.11.2007 года 1889, 39 рублей.

На основании изложенного заявитель правомерно начислил пени в размере 213, 33 рублей по ЕСН за 3 квартал 2007 года, зачисляемый в ФСС РФ. Требования в этой части подлежат удовлетворению.

3. Как следует из пояснений инспекции (л.д. 64 – 65 т. 1) и расчета суммы пени (л.д. 2 т. 2) пени в размере 1, 26 рублей начислены за несвоевременную уплату (неуплату) ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ по декларации за 4 квартал 2007 год.

Согласно представленного инспекцией расчета пени (л.д. 2 т. 2) по декларации за 4 квартал 2007 года по сроку 15.11.2007 года начислено налога 717 рублей, оплачено 06.11.2007 года 716, 66 рублей и 06.12.2007 года – 1,43 рубля, т.е. пеня должна начисляться на 0,34 рубля за период с 16.11.2007 года по 05.12.2007 года и составит 0 рублей. В период с 06.12.2007 г. по 17.12.2007 г. у ответчика имелась переплата в размере 1,09 рублей.

По сроку уплаты 17.12.2007 года начислено 725 рублей, оплачено 06.12.2007 г. – 660,74 рубля и 21.12.2007 года – 64,26 рублей. Т.е. пеня должна начисляться за период с 18.12.2007 г. по 20.12.2007 г. на сумму налог 63, 17 (725 рублей –1,09 рублей - 660,74 рублей) и составит 0,06 рублей.

В период с 21.12.2007 года по 15.01.2008 года у налогоплательщика имелась переплата в размере 1.09 рублей.

По сроку уплаты 15.01.2008 г. начислено 797 рублей, оплачено 21.12.2007 г. - 630,30 рублей. Т.е. пеня должна начисляться за период с 16.01.2008 г. по 05.02.2008 г. на сумму 165, 61 рубль (797 рублей – 1, 09 рублей – 630,30 рублей) и составит 1,15 рублей.

На основании изложенного заявитель правомерно начислил пени в размере 1,21 рубля по ЕСН за 4 квартал 2007 года, зачисляемый в ФФОМС. Требования в этой части подлежат удовлетворению.

4. Как следует из пояснений инспекции (л.д. 65 т. 1) и расчета суммы пени (л.д. 1 т. 2) пени в размере 2, 24 рублей начислены за несвоевременную уплату (неуплату) ЕСН, зачисляемый в ТФОМС по декларации за 4 квартал 2007 года.

Согласно представленного инспекцией расчета пени (л.д. 1 - 2 т. 1) по декларации за 4 квартал 2007 года по сроку 15.11.2007 года начислено налога 1 303 рубля, оплачено 06.11.2007 года – 1 303,02 рубля; по сроку 17.12.2007 года начислено 1 318 рублей, оплачено 06.12.2007 года 1 203,95 рублей и 21.12.2007 г. 114, 09 рублей. Т.е., на сумму налога 114,05 рублей за период с 18.12.2007 г. по 20.12.2007 года должна быть начислена пеня в размере 0,11 рублей.

По сроку 15.01.2008 г. начислено налога – 1 451 рубль, оплачено 21.12.2007 г. 1 148,76 и 06.02.2008 г. – 302, 24. То есть, на сумму налога 302, 20 рублей (1 451 рубль – 0, 04 рубля – 1 148, 76 рублей) должна быть начислена пеня в размере 2,11 рублей за период с 16.01.2008 г. по 05.02.2008 г.

На основании изложенного заявитель правомерно начислил пени в размере 2,22 рублей по ЕСН за 4 квартал 2007 года, зачисляемый в ТФОМС РФ. Требования в этой части подлежат удовлетворению.

5. Как следует из пояснений инспекции (л.д. 65 т. 1) и расчета суммы пени (л.д. 1 т. 2) пени в размере 2, 42 рублей начислены за несвоевременную уплату (неуплату) земельного налога, зачисляемого в бюджет городских округов по декларации за 2007 года.

Согласно представленной инспекцией расчета пени (л.д. 1 - 2 т. 1) по декларации за 2007 года по сроку 03.03.2008 года начислено налога 4 118 рублей, по лицевому счету на эту дату имелась переплата в размере 0,11 рублей, оплачено 19.03.2008 года – 4 118 рублей. Т.е., на сумму налога 4 117, 89 рублей за период с 04.03.2008 г. по 19.03.2008 года должна быть начислена пеня в размере 22, 51 рубль. Заявитель просит взыскать пени в размере 22, 42 рублей, требования в этой части подлежат удовлетворению.

Госпошлина в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится пропорционально удовлетворенным требованиям, но взысканию с заявителя не подлежит в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Ходатайство об уменьшении заявленных требований удовлетворить.

2. Требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Гая, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, 102; ИНН 5604002680, ОГРН 1025600684691; обязательные платежи в размере 248, 80 рублей (двести сорок восемь рублей восемьдесят копеек), из них: 9 рублей 62 копейки – пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, 213 рублей 33 копейки - пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, 1 рубль 21 копейка - пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, 2 рубля 22 копейки - пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, 22 рубля 42 копейки - пени за несвоевременную уплату земельного налога.

3. В остальной части отказать.

4. Взыскать с Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Гая, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, 102; ИНН 5604002680, ОГРН 1025600684691, в доход бюджета государственную пошлину в размере 38 рублей 51 копейки.

Исполнительные листы выдать Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области в порядке статей 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

Судья Цыпкина Е.Г.