НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 07.10.2010 № А47-567/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург

12 октября 2010 года Дело № А47-567/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2010 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Габайдуллиной С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный брокер», г. Орск Оренбургской области к Оренбургской таможне, г. Оренбург о признании незаконным решения Оренбургской таможни от 16.12.2009г. № 10-26/6 по жалобе на решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271,

с участием в судебном заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – государственного таможенного инспектора правового отдела Низамеева К.Р. (доверенность от 23.12.2009г. № 10-51/126, постоянная).

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:

Общество с ограниченно ответственностью «Таможенный брокер» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Таможенный брокер») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Оренбургской таможне о признании незаконным решения Оренбургской таможни от 16.12.2009г. № 10-26/6 по жалобе на решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271.

Как усматривается из материалов дела, общество (покупатель) заключило договор от 17.08.2008г. № 01/08-РФ с филиалом ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ» (Кыргызстан) (поставщик) на поставку цинка металлического марки ЦОА ГОСТ 3640-94 в чушках (слитках) весом 20-22 кг производства ОАО «Алмалыкский ГМК».

При ввозе указанного товара ООО «Таможенный брокер» подал на Орский таможенный пост Оренбургской таможни ГТД № 10409100/271009/0005271, в которой заявило право на таможенные преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.

В ходе проверки ГТД таможенный орган выявил отсутствие возможности предоставления преференций по ввозной пошлине и вручил представителю общества уведомление от 27.10.2009г. и требование от 27.10.2009г. о представлении документов, подтверждающих уплату причитающихся таможенных платежей, в связи с отсутствием возможности предоставление преференций по ввозной пошлине.

Кроме того, на ГТД № 10409100/271009/0005271 должностным лицом таможенного органа была произведена запись: «Скорректированы графы 36, 44, 47,В.».

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС РФ от 04.09.2007г. № 1057 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.09.2007 № 10183) графе 36 «Преференция» грузовой таможенной декларации проставляется соответствующий код по классификатору льгот по уплате таможенных платежей.

29.10.2009г. заявитель обратился с жалобой на требование Орского таможенного поста от 27.10.2009г. по ГТД № 10409100/271009/0005271, в котором указано об отказе в предоставлении преференций.

Оренбургская таможня (далее по тексту – ответчик, таможенный орган, таможня) решением от 16.12.2009г. № 10-26/6 по жалобе ООО «Таможенный брокер» признала решение Орского таможенного поста Оренбургской таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271 правомерным.

ООО «Таможенный брокер» не согласилось с указанным решением от 16.12.2009г. № 10-26/6 и обратилось с заявлением о признании данного решения незаконным в Арбитражный суд Оренбургской области. По мнению общества, право на предоставление ему преференций было заявлено правомерно на основании ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», поскольку договор поставки был заключен между резидентом Республики Кыргыстан и резидентом Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования и просит признать неправомерным решение Оренбургской таможни от 16.12.2009г. № 10-26/6 и решение Орского таможенного поста Оренбургской таможни об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271.

Уточненные требования приняты судом, на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик с требованиями общества не согласен, указав в отзыве, что контрагент заявителя аккредитован на территории Российской Федерации в г. Москве, поставлен на учет в налоговом органе, значит он является плательщиком всех видов налогов, в том числе налогов от коммерческой деятельности, следовательно соответствует всем признакам понятия резидент Российской Федерации в значении, установленом Правилами определения страны происхождения товара, утвержденых Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000г. (далее по тексту - Правила).

Заслушав доводы и пояснения представителя таможенного органа, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» от (далее по тексту – Закон РФ «О таможенном тарифе») при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.

Согласно п. 1, 4 ст. 3 Соглашения стран Союза Независимых Государств от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли» договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенных территорий других договаривающихся сторон. Страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения.

Данный документ подписан всеми государствами - участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Грузия.

Пунктом 9 Правил установлено, что товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также экспортируется на основании договора / контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства - участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

В соответствии с Правилами, «резидент» - это любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо другой аналогичной характеристики. В указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.

Таким образом, основным критерием для определения статуса лица в качестве «резидента» является осуществление последним производственной деятельности с уплатой соответствующих налогов в государстве-участнике Соглашения. При этом наличие статуса юридического лица не является обязательным условием для признания резидентом в соответствии с нормами международного соглашения

Филиал ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ» с которым заявитель заключил договор поставки от 17.08.2007г. № 01/08-РФ, аккредитован на территории Российской Федерации и внесен в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, что подтверждается Свидетельством от 01.12.2003г. № 20893 об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации. Также филиалу выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН 9909068010) от 09.12.2003г. серия 77 № 001826978.

Указанные обстоятельства, по мнению таможенного органа, свидетельствует о том, что филиал ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ» соответствует всем признакам понятия «резидент» Российской Федерации, в значении установленном Правилами, следовательно, поскольку договор поставки заключен между двумя резидентами Российской Федерации отсутствует возможность предоставления таможенных преференций по ввозной пошлине на товар по ГТД № 10409100/271009/0005271.

Между тем, по смыслу Правил статус резидента связан не только с постановкой организации на налоговый учет в соответствующем государстве, но и с фактическим привлечением его к налогообложению в отношении получаемых доходов по признаку постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любому другому аналогичному признаку. Именно этими обстоятельствами обусловлено предоставление налоговой льготы за счет бюджета Российской Федерации как государства - участника СНГ.

С учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации иностранная компания (в данном случае филиал ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ») поставленная на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения своего филиала и осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через филиал, должна уплачивать налог на добавленную стоимость по налогооблагаемым операциям, связанным с реализацией товаров, в месте постановки на учет.

В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 47 по г. Москве от 07.07.2010г. № 16-16/17241 на запрос Оренбургской таможни, иностранная организация ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ» ИНН 9909068010 состоит на налоговом учете с 08.12.2003г. и с 2007г. предоставляет «нулевые» налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что филиал ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ» не является «резидентом» Российской Федерации в значении, предусмотренном Правилами, поскольку не подвергается налогообложению на территории Российской Федерации.

Доказательства, подтверждающие тот факт, что филиал ОсОО «Универсал Маркет СЭЗ» реально уплачивает налоги с операций связанных с производством и реализацией товаров на территории Росисйской Федерации, таможенным органом в материалы дела не представлены.

Кроме того, в грузовой таможенной декларации в графе 11 в качестве торгующей страны, то есть страны, в которой зарегистрирован продавец, указана Республика Кыргызстан.

На основании изложенного, суд считает, что у Орского таможенного поста Оренбургской таможни отсутствовали законные основания для отказа в подтверждении права ООО «Таможенный брокер» на преференции по уплате ввозной таможенной пошлины на товар по ГТД № 10409100/271009/0005271.

Соответственно необоснованным и неправомерным является решение Оренбургской таможни от 16.12.2009г. № 10-26/6 по жалобе на решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271, которым в удовлетворении жалобы общества отказано.

В соответствии с пунктом 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При этом, согласно пп. 3 п. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из содержания данных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, то на соответствующий орган или должностное лицо возлагается в силу закона обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, и обязанность устранить нарушения прав заявителя может быть возложена только на органы, допустившие нарушение прав, в защиту которых заявитель обратился в арбитражный суд.

Орский таможенный пост не обладает статусом юридического лица, так как является структурным подразделением Оренбургской таможни, которая осуществляет руководство его деятельностью, таким образом именно Оренбургская таможня выступает ответчиком по настоящему делу и является государственным органом на который возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на таможенный орган и подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако поскольку заявителем оплачена государственная пошлина только в размере 2 000 руб. именно эта сумма подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный брокер», г. Орск Оренбургской областиудовлетворить, признать недействительными решение Орского таможенного поста Оренбургской таможни об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271 и решение Оренбургской таможни от 16.12.2009г. № 10-26/6 по жалобе на решение Орского таможенного поста об отказе в предоставлении преференций на товар, ввезенный по ГТД № 10409100/271009/0005271.

2. Обязать Оренбургскую таможню, г. Оренбург устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

3. Взыскать с Оренбургской таможни, г. Оренбург в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный брокер», г. Орск Оренбургской области 2 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать заявителю, после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://www.18aac.ru/) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://www.fasuo.arbitr.ru).



 Судья Шабанова Т.В.