АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-15360/2019
13 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2020 года
В полном объеме решение изготовлено февраля 2020 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Пиксаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транстехсервис-11» (450006, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Пархоменко, д. 156/3, литер Б, офис 41; ОГРН 1080278001869; ИНН 0278145665) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области (г.Оренбург)
- о признании незаконным постановления № 0032 от 01.10.2019 о назначении административного наказания;
- о признании незаконным постановления № 0033 от 01.10.2019 о назначении административного наказания.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании по делу, проходившем 30.01.2020, объявлен перерыв до 06.02.2020.
В судебном заседании принял участие представители
от заявителя: Романов Д.В. (доверенность от 01.10.2019 № 117/2019, паспорт, диплом);
от заинтересованного лица: Бритоусова А.В. (доверенность № 03-19/00016 от 09.01.2020, удостоверение, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Транстехсервис-11» (далее заявитель, ООО «Транстехсервис-11», общество)обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, административный орган) - о признании незаконным постановления № 0032 от 01.10.2019 о назначении административного наказания;
- о признании незаконным постановления № 0033 от 01.10.2019 о назначении административного наказания.
В обоснование заявленных требований заявитель, ссылаясь на п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждает, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
Заявитель по второму оспариваемому постановлению пояснил, что обществом своевременно обновлено программное обеспечение ККТ и в соответствии с законодательством применяется ставка НДС 20%.
Представитель заинтересованного лица возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 2, л.д. 7-9).
В представленном дополнение к отзыву от 29.01.2020 налоговый орган пояснил, что при вынесении Постановления об административном правонарушении № 032 от 01.10.2019 сотрудником налогового органа не были учтены изменения в законодательстве о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, и расчет суммы штрафа на основании приложения № 1 к акту проверки № 30421 от 14.08.2019 был произведен неверно.
В связи с чем, заинтересованным лицом был представлен расчет суммы по операциям, совершенным без применения контрольно-кассовой техники за период с 01.07.2019 - 14.08.2019.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
На основании поручения от 14.08.2019 года № 023 налоговым органом проведена проверка ООО «Транстехсервис-11» по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (т. 2, л.д. 11).
В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что ООО «Транстехсервис-11» при осуществлении расчетов по возврату денежных средств внесенных за автомобили (предоплата) в 101 случае (приложение №1 к протоколу № 000032) контрольно-кассовую технику модели «АТОЛ FPrint-22 ПТК» заводской номер 00106302428516 не применило на общую сумму 259 500,00 рублей, в результате чего были нарушены требования пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Кроме того, налоговым органом было установлено, что ООО «Транстехсервис-11» при осуществлении расчетов применяло контрольно-кассовую технику модели «АТОЛ FPrint-22 ПТК» заводской номер 00106302428516 с нарушением установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения, а именно в кассовых чеках (фискальных документах) 01.07.2019, 02.07.2019, 04.07.2019, 05.07.2019, 15.07.2019, 16.07.2019,18.07.2019, 23.07.2019, 25.07.2019, 26.07.2019. 29.07,2019, 01.08.2019, 06.08.2019, 07.08.2019, 08.08.2019, 09.08.2019, 12.08.2019, 13.08.2019 указана неверная ставка и сумма НДС - 18%. ООО «Транстехсервис-11» не было осуществлено обновление программного обеспечения в разумный срок, в результате чего были нарушены требования статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Таким образом, налоговым органом в результате проведения выборочной проверки за период с 01.01.2019 по 14.08.2019 установлено, что Оренбургский филиал ООО «Транстехсервис-11», расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, поселок Пригородный, правая сторона дороги Оренбург-Орск 12 км литер В, неоднократно нарушал требования законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Результаты проверки отражены заинтересованным лицом в акте проверки № 30421 от 14.08.2019 (т. 2, л.д. 12-13).
Налоговым органом от общества 14.08.2019 были получены письменные пояснения (т. 2, л.д. 26).
21.08.2019 налоговым органом в присутствии законного представителя общества составлен протокол № 000032 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составлен протокол № 000033 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 2, л.д. 14-15).
Указанными протоколами установлено, что ООО «Транстехсервис-11», нарушило положения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
01.10.2019 налоговым органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 032, общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении положений пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 194 625 рублей (т. 2, л.д. 16-17).
01.10.2019 налоговым органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 033, общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении положений статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Назначено административное наказание в виде предупреждения (т. 2, л.д. 24-25).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Пунктами 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, подлежащими выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении, являются, в числе прочего, наличие события административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и виновность такого лица в его совершении.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков события и состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии события административного правонарушения и вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение контрольно- кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного состава правонарушения является неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Субъективная сторона выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения закона.
Субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг, и ответственное за соблюдение требований законодательства о применении ККТ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», а также п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506.
Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе (ч.ч. 1, 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
Административным органом было установлено, что общество при осуществлении расчетов по возврату денежных средств, внесенных за автомобили, контрольно-кассовую технику не применило на сумму 259 500 рублей.
Возврат денежных средств ООО «Транстехсервис-11» осуществлялся посредством наличного расчета через кассу общества по расходно-кассовым ордерам без применения контрольно-кассовой техники, что подтверждается отчетами о состоянии счетчиков при закрытии смены, а также фискальными данными контрольно-кассовой техники за проверяемый период и пояснениями кассира.
По мнению налогового органа, вина общества выразилась в виновном бездействии руководителя, иных должностных лиц, действующих от имени юридического лица, в непринятии всех зависящих и необходимых мер для соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за период с 01.01.2019 по 14.08.2019 на общую сумму 259 500 рублей.
В связи с чем, административным органом в отношении общества было назначено наказание в виде штрафа в размере 194 625 рублей.
Однако судом установлено, что при вынесении постановления об административном правонарушении № 032 от 01.10.2019 административным органом не были учтены изменения в законодательстве о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, и расчет суммы штрафа был произведен неверно.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
Исходя из буквального толкования данной нормы, законодателем предусмотрено освобождение организаций от применения ККТ до 1 июля 2019 года при осуществлении расчетов с физическими лицами, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Из материалов административного дела следует, что обществу вменяется в вину не применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов по возврату денежных средств, внесенных за автомобили.
Указанное правонарушение совершено обществом в период с 01.01.2019 по 14.08.2019
Таким образом, с учетом п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», минимальный размер административного штрафа за период с 01.07.2019 по 14.08.2019 будет составлять 69 000 рублей.
Административным органом был представлен уточненный размер штрафа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности постановления начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области по делу об административном правонарушении № 032 от 01.10.2019г. (исх. №10-02-15/16866) в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа, в размере, превышающем 69 000 рублей.
При таких обстоятельствах требования заявителя в этой части подлежат частичному удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 14.5 КоАП РФ применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного состава правонарушения является не применение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг, и ответственное за соблюдение требований законодательства о применении ККТ.
Из оспариваемого постановления налогового органа усматривается, что обществу вменяется в вину нарушение порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники, указание в кассовых чеках неверной ставки и суммы НДС – 18%, не осуществление обновления программного обеспечения в разумный срок.
Налоговым органом было установлено, что адрес регистрации контрольно-кассовой техники АТОЛ FPrint-22 ПТК» заводской номер 00106303052007 на момент проверки не соответствовал адресу осуществления расчетов. Таким образом, применение контрольно-кассовой техники по адресу и месту, отличным от адреса и места регистрации контрольно-кассовой техники, является нарушением порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что при регистрации контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники должны быть указаны, в том числе адрес и место установки (применения) контрольно-кассовой техники.
Кроме того, ООО «Транстехсервис-11» при осуществлении расчетов применяло контрольно-кассовую технику модели «АТОЛ FPrint-22 ПТК» заводской номер 00106302428516 с нарушением установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения, а именно в фискальных документах за период с 01.07.2019 по 13.08.2019 указана неверная ставка НДС – 18%.
В фискальных данных, представленных оператором ООО «Эватор ОФД» по контрольно-кассовой технике модели «АТОЛ FPrint-22 ПТК» заводской номер 00106302428516 за проверяемы период отсутствует ставка НДС 20%.
Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, помимо прочих, должен содержать такой обязательный реквизит, как налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость, сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумма налога на добавленную стоимость по эти ставкам.
Таким образом, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, суд установил, что обществом не соблюдены надлежащим образом требования положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», тем самым допущено правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные в заявлении доводы заявителя отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности налоговым органом соблюден.
Процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено.
Арбитражный суд считает, что привлечение общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей, установленных ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях а также согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах заявленное требование ООО «Транстехсервис-11» о признании незаконным постановления № 0033 от 01.10.2019 о назначении административного наказания не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Транстехсервис-11» удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области по делу об административном правонарушении № 032 от 01.10.2019г. (исх. №10-02-15/16866) в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа, в размере, превышающем 69 000 рублей.
В остальной части отказать.
Признать законным и обоснованным постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Оренбургской области по делу об
административном правонарушении № 033 от 01.10.2019г.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина