АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск августа 2019 года | № дела А46-14295/2019 |
Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2019 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Арсеньевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях страхового акционерного общества «ВСК» (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) на основании протокола об административном правонарушении от 06.08.2019 № ТУ-52-ЮЛ-19-17501/1020-1,
при участии в заседании суда:
от заявителя – Белоусько А.О. (доверенность от 27.12.2017, паспорт),
от заинтересованного лица – Матков С.В. (доверенность от 16.01.2019, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации в лице отделения по Омской области Сибирского главного управления (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях страхового акционерного общества «ВСК» (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062) на основании протокола об административном правонарушении от 06.08.2019 № ТУ-52-ЮЛ-19-17501/1020-1.
Определением суда от 14.08.2019 заявление принято к производству, назначено к рассмотрению.
В ходе судебного разбирательства заявитель поддержал требования по доводам, изложенным в письменном заявлении.
Заинтересованное лицо не оспаривая события административного правонарушения, просило применить меру административного наказания в виде предупреждения, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Сибирском федеральном округе (далее - Управление) поступило обращение Капаниной Юлии Сергеевны (далее - заявитель) по вопросу возможного нарушения норм страхового законодательства Российской Федерации со стороны САО «ВСК».
Из представленных Страховщиком сведений и документов (Исх. № 00-99-06-04-32/2688 от 05.07.2019) следовало, что 02.05.2019 между Заявителем и Страховщиком заключен Договор страхования (страховой плис-оферта) № 19KZIA9530000941 (далее – Договор страхования) в соответствии с Особыми условиями страхования по страховому продукту «Комплексное страхование» (далее – Условия страхования). В день заключения Договора страхования Заявителем уплачена страхования премия в полном объеме в размере 11 247 руб.
От Заявителя в адрес Барбаряна А.А. 27.05.2019 поступило обращение о нарушении сроков возврата по страховке. Витковская И.Ю. офис-менеджер Омского филиала С АО «ВСК» направила обращение в САО «ВСК» 28.05.2019, которое получено САО «ВСК», согласно представленным пояснениям, 29.05.2019.
САО «ВСК» в адрес заявителя посредством электронной почты направлен ответ с информацией о проведении дополнительной проверки для осуществления процедуры расторжения договора.
Административный орган пришел к выводу, что получив, от Заявителя 07.05.2019 заявление о досрочном прекращении Договора страхования, Страховщик был обязан в срок не позднее 23.05.2019 (включительно), произвести возврат страховой премии.
При этом, страховщиком лишь 13.06.2019 по электронной почте направлен ответ с информацией о расторжении договора страхования № 19KZIA9530000941 от 02.05.2019 и перечислении денежных средств, что, по мнению административного органа, свидетельствует о нарушении Страховщиком пункта 4.5. Условий страхования, пункта 8 Указания Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
На основании данного протокола Банк обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении САО «ВСК» к административной ответственности.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 статьи 2 Закона о лицензировании осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим отношения в указанной сфере деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом № 4015-1.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела. При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.
В силу пп. 1 п. 5 ст. 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В данном случае именно Закон об организации страхового дела является положением о лицензировании в отношении страховой деятельности и устанавливает требования и условия для осуществления страховой деятельности.
Страховщик имеет лицензию на осуществление добровольного имущественного страхования СИ № 0621 от 11.09.2015
С учетом изложенного, действие (бездействие) страховщика, выразившееся в нарушении установленной страховым законодательством обязанности об осуществлении страховой выплаты в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами страхования, является нарушением требований пункта 3 статьи 3 Закона № 4015-1 и пункта 11.2 правил страхования, и, следовательно, нарушением лицензионных требований, установленных подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1.
Соблюдение страховой организацией страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление страхования.
Следовательно, Страховщиком допущено нарушение требований, соблюдение которых обусловлено наличием соответствующей лицензии.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным, правонарушение считается оконченным с момента невыполнения соответствующих правил, прямо предусмотренных законом, следовательно, выявленные обстоятельства являются достаточными основаниями для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.
Как следует из материалов дела, доводы САО «ВСК» по заявленному требованию сводятся к применению меры административного наказания в виде предупреждения ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
При этом, суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
Предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, оценив совокупность представленных доказательств, характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства совершения вменяемого административного правонарушения, приходит к выводу о том, что совершенное САО «ВСК» деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поэтому не может быть расценено в качестве малозначительного.
Судом также отмечается, что Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения положений действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась.
Кроме того, судом в данном случае усматривается отягчающее административную ответственность обстоятельство, такое как повторность совершения САО «ВСК» однородного административного правонарушения.
Повторность совершения заинтересованным лицом подтверждена в данном случае вступившими в законную силу судебными актами.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.10.2018 по делу № А46-13685/2018 САО «ВСК» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб. Судебный акт не обжалован, вступил в законную силу 30.10.2018.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.07.2019 по делу № А46-8803/2019 САО «ВСК» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения. Судебный акт не обжалован, вступил в законную силу 15.08.2019.
Указанные обстоятельства исключают возможность назначения в качестве меры административного наказания предупреждения.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, административный орган действовал законно, в пределах своих полномочий.
Принимая во внимание изложенное, учитывая в качестве смягчающего обстоятельства добровольное прекращение противоправного поведения, в качестве отягчающего ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения, суд полагает необходимым в соответствии с частью 3 статьи 14.1 названного кодекса назначить заинтересованному лицу наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления удовлетворить.
Привлечь страховое акционерное общество «ВСК» (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062, адрес (место нахождения): 121552, город Москва, ул. Островная, дом 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.1992 Государственным учреждением Московская регистрационная палата за номером 008278 ) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам:
получатель - Межрегиональное операционное УФК (Банк России);
банк получателя - операционный департамент Банка России г. Москва 701;
счет получателя – 4010 1810 5000 0000 1901;
код бюджетной классификации – 9991 1690 0100 1600 0140;
БИК банка получателя – 044501002;
ИНН получателя – 7702235133;
КПП получателя – 770201001;
ОКТМО – 45379000;
идентификатор плательщика – 27710026574773101001
уникальный идентификатор начисления – 355269205200060819175016.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа представить в суд.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, и в течение указанного срока может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева