НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 17.02.2022 № А46-941/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

февраля 2022 года

№ дела

А46-941/2022

Резолютивная часть решения объявлена  17 февраля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении акционерного общества «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (удостоверение № 9713), доверенность от 11.01.2022 № 1-Д сроком по 31.12.2022, диплом,

от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт), доверенность от 01.10.2019 № 55/124-н/55-2019-19-62 сроком по 30.09.2022, диплом, свидетельство о заключении брака,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - Управление Роскомнадзора по Омской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее - АО «Почта России», Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 31.01.2022 заявление принято и назначено к рассмотрению в судебном заседании, возбуждено производство по делу № А46-941/2022.

В заседании суда заявителем требование поддержано по основаниям, приведенным в заявлении, заинтересованным лицом – не признано по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав позиции сторон, суд установил следующие обстоятельства.

При рассмотрении  обращения ФИО3 (от 24.12.2021  вх.№01-20-1998/55), поступившего от Управления  Роскомнадзора по Омской области,  по вопросу нарушения  порядка  обработки письменной корреспонденции выявлены нарушения лицензионных условий (лицензия 162571)  и обязательных требований  при оказании услуг почтовой связи оператором  почтовой связи  АО «Почта России», а именно:  не обеспечена обработка  регистрируемых почтовых отправлений. Почтовые  отправления  №№ 80094967927551, 80089667969697 на имя ФИО3 по адресу:ул.СибНИИСХоз, д.7, кв.200, <...> поступили в адресное (доставочное) отделение  почтовой связи  Омск 644012 Омского почтампа УФПС Омской области -  филиала АО «Почта России». Обработка входящей письменной корреспонденции  сотрудниками ОПС Омск 644012 осуществлялась не в полном объеме, так как штемпелевание входящей регистрируемой письменной  корреспонденции  не осуществлялось.  Н а оборотной стороне  заказных писем отсутствует оттиски  календарного почтового штемпеля места доставки.

Дата на оттиске календарного штемпеля на обратной стороне конверта свидетельствует  о времени поступления  отправления  в почтовое отделение  пункта назначения.  Контрольные сроки пересылки  внутренней письменной  корреспонденции  определяются  по оттискам  календарных штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.

В связи с отсутствием  ОКШ на обратной стороне заказных писем  у гр.ФИО3  отсутствовала возможность  определить  фактическую дату  поступления  заказных писем в ОПС Омск 644012 и своевременную доставку заказных писем, а также отсутствовала  возможность установить срок пересылки заказных писем.

Таким образом, оператор почтовой связи  АО «Почта России» не обеспечил гр.ФИО3 надлежащее качество услуг почтовой связи.

24.01.2022 должностным лицом Управления Роскомнадзора по Омской области в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении № АП-55/2/24, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании данного протокола административный орган обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности.

Требования удовлетворены судом по следующим причинам.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 закона Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 171 -ФЗ), федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» 01 октября 2019 реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество «Почта России» (далее АО «Почта России»).

Датой регистрации АО «Почта России» (ИНН <***>) является 01.10.2019, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

АО «Почта России» является правопреемником ФГУП «Почта России».

Со дня государственной регистрации АО «Почта России» в ЕГРЮЛ к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности ФГУП «Почта России».

Реорганизация, предусмотренная Федеральным законом № 171-ФЗ, не является основанием для прекращения или изменения обязательств ФГУП «Почта России», возникших до 01 октября 2018 года, в том числе обязательств, возникших из причинения вреда, неосновательного обогащения или из договоров, стороной которых является ФГУП «Почта России», включая трудовые договоры с работниками ФГУП «Почта России» (ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ).

В силу требований части 34 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ АО «Почта России» осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных ФГУП «Почта России», в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. АО «Почта России» оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией № 162571, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) на основании приказа от 19.02.2018 № 85-рчс в порядке продления срока действия лицензии № 108074 от 11.04.2013. Лицензия имеет приложение (лицензионные требования), являющееся ее неотъемлемой частью.

 Согласно пункту 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 (действовавшему на дату составления протокола об административном правонарушении) в перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи включает в себя оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5 лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила № 234).

В соответствии с пунктом 4  лицензионных требований, лицензиат обязан обеспечить предоставление  пользователю: прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений.

Подпунктом «в» пункта 46 Правил № 234 установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В данном случае представленными заявителем суду доказательствами подтверждается, что АО «Почта России» допущены изложенные в протоколе об административном правонарушении № АП-55/2/24 от 24.01.2022 нарушения требований действующего законодательства и лицензионные требования, что доказывает наличие в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

Обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вмененного ему административного правонарушения. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

АО «Почта России» не представлено доказательств, подтверждающих принятие исчерпывающих мер по соблюдению требований, предъявляемых к субъекту в связи с осуществлением им лицензируемой деятельности в сфере оказания услуг почтовой связи.

Таким образом, наличие в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлено.

Довод АО «Почта России» о наличии оснований для применения судом положений  статьи 2.9 КоАП РФ не принят судом во внимание в силу следующего.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о малозначительности административного правонарушения.

Вместе с тем, принимая во внимание объем и характер выявленных нарушений, оценив его последствия, признание Обществом факта совершенных нарушений, суд находит возможным в рассматриваемом случае назначить АО «Почта России» административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области удовлетворить.

Привлечь акционерное общество «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 131000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по городу Москве 01.10.2019) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а в порядке кассационного производства  - в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>)  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          М.А. Третинник