НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 17.02.2022 № А46-20314/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

февраля 2022 года

№ дела

А46-20314/2021

Резолютивная часть  решения объявлена 17 февраля 2022 года.

В полном объеме изготовлено решение 25 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению заявление общества с ограниченной ответственностью «Нефтетрейдерская группа ПрофиТЭК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения от 20.07.2021 № 05-31/51,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (паспорт), доверенность от 03.12.2021 сроком на один год, диплом, ФИО2 (паспорт), доверенность от 15.02.2022 сроком по 31.12.2022,

от заинтересованного лица – ФИО3 (удостоверение УР № 354240), доверенность от 20.09.2021 № 17-02-28/11411 сроком по 31.01.2023, ФИО4 (удостоверение УР № 887861), доверенность от 26.08.2021 № 01-16/10395 сроком по 31.01.2023, диплом,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Нефтетрейдерская группа ПрофиТЭК» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением  о признании недействительным решения  инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административного округа города Омска (в связи с реорганизацией в настоящее время МИФНС №9 по Омской области)  от 20.07.2021 №05-31/51 об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган полагает, что оснований для удовлетворения требований налогоплательщика не имеется,  подробно изложил позицию в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил, что  МИФНС №9 по Омской области  была проведена камеральная налоговая проверка  уточненной налоговой декларации по НДС за квартал 2015 года.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о нарушении налогоплательщиком  положений  статьи 172 Налогового кодекса РФ ввиду необоснованного отнесения суммы НДС в размере 10042094 руб. к налоговому вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года, представленной 23.09.2020, что  повлекло занижение  налога к уплате  в бюджет на указанную сумму.

По результатам камеральной налоговой проверки  инспекцией  вынесено решение от 20.07.2021 №05-31/51 об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

В ходе досудебного порядка жалоба Общества вышестоящим налоговым органом была оставлена без удовлетворения, решение от 20.07.2021 №05-31/51 – без изменения.

ООО «Нефтетрейдерская группа ПрофиТЭК», полагая, что решение налогового органа от 20.07.2021 №05-31/51 не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном Кодексом, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно нормам пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

На основании пункта 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации, и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 Кодекса).

Право на налоговые вычеты по НДС налогоплательщик должен подтвердить путем представления документов, предусмотренных статьями 171, 172, 169 Налогового кодекса РФ, свидетельствующих об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.

Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ в адрес ООО «НТГ ПрофиТЭК» было направлено уведомление №11042 от 22.09.2020 г. на заседание контрольно-аналитической группы на 19.10.2020 для дачи пояснений по вопросу сформированных расхождений в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015  года (ООО «НТГ ПрофиТЭК» не обеспечило восстановление НДС в 3 квартале 2015 года по ранее уплаченным авансам и принятым к вычету с кодом вида операции 02).

23.09.2020 ООО «НТГ «ПрофиТЭК» была представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2015 года (корректировка № 2), в которой сумма налога к уплате увеличена на 5 875,00 руб. - произведено восстановление сумм НДС по ранее уплаченным авансам в размере 9 750 065 руб. и увеличена сумма налоговых вычетов на сумму 9 744 190 руб.

Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что в состав налоговых вычетов включены суммы налога посчетам-фактурам:

от 17.09.2015 № 6470 на сумму 1 946 142 руб., в том числе НДС 296 869,12 руб.,

от 30.09.2015 № 665 на сумму 30 197 860 руб., в том числе НДС 4 606 453,22 руб.,

от 30.09.2015 № 663 на сумму 33 687 500 руб. в том числе НДС 5 138 771,19 руб.

Налоговый орган обосновано указывает, что принимая во внимание  положения абзаца  2 пункта 1 статьи 172 НК РФ, право на вычет по НДС возникло у Общества с 3 квартала 2015 года  и могло быть реализовано в сроки:

н\п

Счет-фактура

Дата

Дата принятия

Предельный срок вычета

1

6470

17.09.2015

17.09.2015

17.09.2018

2

665

30.09.2015

30.09.2015

30.09.2018

3

663

30.09.2015

30.09.2015

30.09.2018

На момент подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года - 23.09.2020 -  предельные сроки, предусмотренные законом для реализации права на вычет по НДС, истекли, с чем  в рассматриваемом случае право на применение налогового вычета налогоплательщиком утрачено.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ в адрес ООО «НТГ  «ПрофиТЭК» инспекцией были направлены уведомления №12526 от 23.10.2020, №12898 от 06.11.2020 на заседание контрольно-аналитической группы, для дачи пояснений по вопросу сформированных расхождений в уточненной налоговой декларации по НДС (корректировка №2) за 3 квартал 2015 года, а именно включение в раздел 8 «Сведения из книги покупок, об операциях отражаемых за истекший налоговый период» налоговой декларации по НДС счетов-фактур за пределами трех лет.

По данным уведомлениям заседания контрольно-аналитической группы не состоялись, ООО «НТГ «ПрофиТЭК» представлены пояснения, что в связи с введением на территории города Омска и Омской области режима повышенной готовности с высоким ростом заболеваемости, явиться не может и просит рассмотреть возможность предоставления налоговому органу всех необходимых пояснений в письменном виде.

Как видно из материалов дела, ООО «НТГ «ПрофиТЭК» в ответ на уведомление №12898 от 06.11.2020, в обращении от 06.11.2020 было заявлено об отзыве декларации по НДС корректировка №2 за 3 квартал 2015 года, обосновав данное заявление тем обстоятельством, что направление вышеуказанной корректирующей налоговой декларации не было согласовано с Генеральным директором ООО «НТГ  «ПрофиТЭК» ФИО5  Указанная налоговая декларация была ошибочно направлена в адрес налогового органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке. установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Уведомлением №12898 от 06.11.2020 ООО «НТГ «ПрофиТЭК» была направлена информация о невозможности исключения из обработки представленной 23.09.2020 уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2015 года, в связи с тем, что налоговым законодательством не предусмотрен отзыв налогоплательщиком ошибочно представленной в налоговый орган налоговой декларации. При этом, инспекция  исходила из того, что  уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2015 года  была подписана лица, являющимся руководителем Общества.

Суд не усматривает в данной части недобросовестности в действиях налогового органа (как на то указывает Общество). Принимая во внимание положения статьи 21 Налогового кодекса РФ (согласно которым налогоплательщик при взаимоотношениях с налоговым органом по порядку исчисления (уплате) налогов не лишен права подавать со своей стороны заявления (пояснения), касающихся реализации его конституционно закрепленной обязанности по исчислению (уплате)  налогов, которому, в свою очередь, корреспондирует обязанность  налогового органа по рассмотрению такого заявления (пояснения) как уполномоченного органа  по осуществлению контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком такой обязанности), суд полагает, что  в рассматриваемом случае налогоплательщик не лишен был права подать уточненную налоговую декларацию, скорректировав  своих налоговые обязательства при наличии к тому необходимости.

Поскольку таковой уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2015 года Обществом в период 23.09.2020 по 23.12.2020 не было представлена, инспекцией, в соответствии с нормами НК РФ, обосновано была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года (корректировка № 2), по результатам которой Обществу отказано в применении вычетов по НДС в размере 10 042 094 руб., поскольку налоговые вычеты должны быть отражены в декларации, представленной в налоговый орган до истечения трехлетнего срока после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет.

Кроме того, в пунктах 27, 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указано, что установленный пунктом 2 статьи 173 НК РФ трехлетний срок на возмещение НДС распространяется и на вычеты по НДС, следовательно, налогоплательщик может заявить вычеты в любом из кварталов, которые входят в трехлетний период, но на основании декларации (в том числе и уточненной), представленной до истечения трехлетнего срока.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 540-О и Определения Верховного Суда РФ от 04.09.2018 № 308-КГ18-12631 следует, что установленный трехлетний срок на возмещение НДС не продлевается на срок представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период (вопреки толкованию норм налогоплательщика).

Три года для получения вычета отсчитываются с даты принятия на учет на счет 08 и истекают в последний день квартала, на который приходится окончание данного трехлетнего срока. Дата счета-фактуры не имеет значения, так же как и дата принятия на счет 01. Три года не продлеваются на срок предоставления декларации.

Приведенное правило действует в отношении как первичной, так и уточненной декларации по НДС. Соответственно, налоговый вычет не может быть впервые заявлен в уточненной декларации, поданной за пределами трехлетнего периода действия права на вычет (Определения Верховного Суда РФ от 01.08.2018 № 306-КГ18-10544).

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 №17473/08 по правилам Налогового кодекса понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, с которого определяется налоговая база для целей уплаты налога.

Согласно пункту 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ необходимо руководствоваться принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ), исходя из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

Соответственно право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет). Трехлетний срок заявления права на применение налоговых вычетов по НДС  не подлежат продлению на срок подачи налоговой декларации по указанному налогу, посредством которой реализуется право на применение данного вида налога.

При указанных обстоятельствах, суд  не усматривает оснований для   признания решения инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административного округа города Омска (в связи с реорганизацией в настоящее время МИФНС №9 по Омской области) от 20.07.2021 №05-31/51 об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения недействительным; требования  ООО «Нефтетрейдерская группа ПрофиТЭК» в рассматриваемом случае удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167,170,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Нефтетрейдерская группа ПрофиТЭК» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области о признании недействительным решения от 20.07.2021 № 05-31/51 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                      

М.А. Третинник