АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск декабря 2019 года | № дела А46-15589/2019 |
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Луговик М.В., после перерыва секретарем судебного заседания Арсеньевой Т.А., рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» (ИНН 5507062941, ОГРН 1025501396436) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 233 от 06.08.2019 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» - Губкин Д.А. (доверенность от 11.06.2019, паспорт, диплом от 23.04.2012 № 60716),
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области – Королева К.С. (доверенность от 09.01.2019 № ИСХ-19/ГСН-4, удостоверение, диплом от 03.07.2015 № 703),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» (далее – заявитель, АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госстройнадзор Омской области, Управление) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 233 от 06.08.2019 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 23.09.2019 указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению.
В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, указал на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, полномочий на рассмотрение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, а также на отсутствие надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заинтересованное лицо настаивало на законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В ходе внеплановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» проводимой в отношении АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» 18.04.2019 были выявлены нарушения требований Федерального закона, а именно:
- в нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации в отношении многоквартирного дома (подразделы 10.2, 10.3 проектной декларации);
- в нарушение пункта 3 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о собственнике земельного участка в отношении многоквартирного дома (подраздел 12.2 проектной декларации);
- в нарушение пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о планируемых элементах благоустройства территории в отношении многоквартирного дома (подраздел 13.1 проектной декларации);
- в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи (подразделы 14.1, 14.2 проектной декларации);
- в нарушение пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о местоположении и основных характеристиках строящегося многоквартирного дома, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (подразделы 15.2, 15.3 проектной декларации);
- в нарушение пункта 8 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о составе общего имущества в строящегося многоквартирного дома (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме) (раздел 16 проектной декларации);
- в нарушение пункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона не указана информация о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в отношении в отношении каждого из этапов: 20 процентов готовности; 40 процентов готовности; 60 процентов готовности; 80 процентов готовности; получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (Приказ Минстроя России от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации») (раздел 17 проектной декларации);
- в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона АО «Первая Инвестиционная Компания - Западная Сибирь» не указана информация о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, а именно на 30.09.2018, 29.03.2019 (раздел 6 проектной декларации).
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание № 06-03-10/48 об устранении выявленных нарушений, со сроком исполнения по17.06.2019.
На основании распоряжения первого заместителя начальника Главного управления № 427-р от 19.06.2019 в отношении Общества в период с 27.06.2019 по 24.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания № 06-03-10/48, по результатам которой должностным лицом Госстройнадзора Омской области составлен акт проверки № 06-03-11/106 от 24.07.2019, а также выдано предписание № 06-03-10/88 со сроком устранения нарушений до 30.09.2019.
Определением от 25.07.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ назначено на 06.08.2019 на 09 час. 30 мин.
Полагая, что вынесенное постановление не соответствует закону, нарушает права и законные интересы АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Требования АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» подлежат оставлению без удовлетворения судом, по следующим причинам.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требование заявителя подлежащим оставлению без удовлетворения, основываясь на следующем.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулирует Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 214-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган) (часть 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 19 Закона N 214-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Закона N 214-ФЗ информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство должна соответствовать проектной документации и содержать информацию, помимо прочего:
- о видах строящихся в рамках проекта строительства объектов капитального строительства, о виде договора, для исполнения которого застройщиком осуществляется реализация проекта строительства (в случае заключения такого договора), в том числе договора, предусмотренного законодательством о градостроительной деятельности, о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий, о результатах государственной экологической экспертизы, если требование о проведении таких экспертиз установлено федеральным законом, а также коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если застройщик планирует использовать такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (пункт 1 статьи 21);
- о правах застройщика на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома либо многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе о реквизитах правоустанавливающего документа на земельный участок, о собственнике земельного участка (в случае, если застройщик не является собственником земельного участка), о кадастровом номере и площади земельного участка (пункт 3 статьи 21);
- о планируемых элементах благоустройства территории (пункт 4 статьи 21);
- о местоположении и основных характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (пункт 5 статьи 21);
- о составе общего имущества в строящемся (создаваемом) в рамках проекта строительства многоквартирном доме (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме) (пункт 8 статьи 21);
- о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся (создаваемых) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 9 статьи 21).
В рассматриваемом случае Общество является застройщиком указанного выше 10-ти этажного МКД с помещения общественного назначения на 1 этаже, расположенного на пересечении ул. Конева – ул. Ватутина № 10 мкр. № 13 «Садовый» в Кировском административном округе города Омска. Строительство осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства.
Факт заполнения проектной декларации МКД с нарушениями положений закона N 214-ФЗ заявителем по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись основания для выдачи Обществу предписания, которое им не было исполнено в установленный срок.
Поскольку предписание административного органа от 18.04.2019№ 06-03-10/48 отвечает принципам законности и исполнимости (не оспорено Обществом в установленном законом порядке), то неисполнение его в установленный срок образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2 «О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области» (вместе с «Положением о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области», «Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области») полномочия, в том числе, по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства МКД и иных объектов недвижимости на территории Омской области возложены на Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.
Таким образом, Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, доводы заявителя об отсутствии таких полномочий у заинтересованного лица не находят своего подтверждения.
Также подлежат отклонению доводы Общества о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что определением суда от 23.10.2019 в порядке части 5 статьи 66 АПК РФ от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области истребованы доказательства направления в адрес заявителя предписания, за неисполнение которого он привлечен к административной ответственности, документы в обоснования полномочий лица, вынесшего оспариваемое постановление.
Согласно представленным документам, сопроводительным письмом от 19.04.2019 Управлением в адрес Общества были направлены акт проверки № 06-03-11/48 от 18.04.2019, а также протоколы об административном правонарушении от 18.04.2019 №№ 153, 154. Направленная корреспонденция получена 24.04.2019 АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» по адресу: г. Омск, ул. Почтовая, 6 (согласно отметке на почтовом уведомлении).
Также, материалами дела подтверждается направление и получение АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь»: протокола об административном правонарушении от 24.07.2019 № 324 (вручено адресату 29.07.2019 согласно информации об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 64409932374704), постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 № 233 (вручено адресату 21.07.2019 согласно информации об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 64409932317145), определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.07.2019 получено представителем Плесовских О.В. 31.07.2019 (согласно отметке на почтовом уведомлении).
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что АО «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» в нарушений положений КоАП РФ не было надлежащим образом извещено об возбужденном деле об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, у суда не имеется.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности акционерного общества «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» в совершении правонарушения отсутствуют.
Таким образом, суд считает, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.
Процессуальных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности судом не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеется совокупность необходимых условий.
Мера административного наказания (административный штраф) определена Обществу исходя из конкретных обстоятельств дела: назначен административный штраф с учетом повторности правонарушения по минимальному пределу.
Доводы заявителя о том, что выполнение предписания не было обязательно в силу того, что дом введен в эксплуатацию, судом отклоняется, поскольку информация, подлежащая указанию в проектной декларации, подлежит раскрытию в целях соблюдения прав дольщиков в соответствии с законом.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При таких обстоятельствах суд находит, что оспариваемое постановление Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области № 233 от 06.08.2019 вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, вследствие чего требования заявителя о признании данного постановления незаконным и его отмене удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем РФ,
Р Е Ш И Л:
заявление акционерного общества «Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь» (ИНН 5507062941, ОГРН 1025501396436) о признании незаконным постановления Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522) по делу об административном правонарушении № 233 от 06.08.2019 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) до вступления его в законную силу, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева