АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
16 октября 2023 года
№ дела
А46-15604/2022
Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2023.
Полный тест решения изготовлен 16.10.2023.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича (ИНН 550519004980, ОГРНИП 307550507800045)
к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090)
о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля №10610000/210/120722/Т000166/001 от 12.07.2022; постановления об изъятии товаров от 12.07.2022,
в судебном заседании приняли участие:
Родин П.А. (предъявлен паспорт),
от индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича - Сиволап Ю.Л. (паспорт) доверенность от 03.06.2022,
от Омской таможни - Агафонова Е.А. (удостоверение ГС № 192018), доверенность от 18.10.2022; Колодина Т.А. (удостоверение ГС № 219107) доверенность от 10.01.2022, диплом № 10448;
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель Родин Павел Анатольевич обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля №10610000/210/120722/Т000166/001 от 12.07.2022; постановления об изъятии товаров от 12.07.2022, в соответствии с которым изъяты:
-Toyota Crown Majesta, кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ0442642;
-Toyota Alphard, кузов № MNH10-0116083, двигатель № 1MZ1917200;
-Toyota Estima, кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322;
-Toyota Estima, кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770.
Обязать Омскую таможню устранить допущенные нарушения и вернуть заявителю проверяемые товары (запасные части):
-Toyota Crown Majesta, кузов № UZS 186-0020130, двигатель № 3UZ0442642;
-Toyota Alphard, кузов № MNH10-0116083, двигатель № 1MZ1917200;
-Toyota Estima, кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322;
-Toyota Estima, кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770.
Заявление мотивировано тем, что таможенным органом не было представлено достаточных, объективных и достоверных доказательств осведомлённости предпринимателя о незаконном перемещении через таможенную границу спорных объектов таможенного контроля - транспортных средств, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического Союза под видом запасных частей транспортных средств, а также фактических доказательств их возможного последующего использования как полнокомплектных транспортных средств, тем, что информация, собранная в ходе оперативно-розыскных мероприятий, получена в нарушение действующего законодательства.
В отзыве и дополнениях к нему Омская таможня указала, что по результатам выездной таможенной проверки таможенным органом установлено, что транспортные средства: «Toyota Crown Majesta. кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ 0442642; «Toyota Alphard, кузов № MNH 10-0116083, двигатель № 1MZ191720; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770, обладая свойствами завершённого товара, ввезены на территорию ЕАЭС под видом отдельных компонентов и частей транспортных средств с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, что является незаконным перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а также что для целей таможенного декларирования не имеет правового значения дальнейшее использование товара, поскольку непосредственное влияние данного фактора на определение таможенной стоимости ввозимых товаров законодательно не установлено.
В судебном заседании стороны высказались согласно письменным пояснениям.
Исследовав представленные в материалы дела документы, выслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Омской таможней на основании статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), решения о проведении выездной таможенной проверки от 28.12.2021 № 10610000/210/281021/Р000166 в период с 29.10.2021 по 20.05.2022 проведена внеплановая выездная таможенная проверка в отношении ИП Родина П.А. по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях №№ 10702070/241220/0320028, 10702070/220121/0016046, 702070/230121/0016390, 10702070/301220/0326795 в отношении контролируемых товаров, выпуск которых произведён на Владивостокском таможенном посту (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ40).
В ходе проведения таможенного контроля проведён анализ сведений, содержащихся в базе данных информационно - автоматизированной системы «Мониторинг Анализ» по вопросу факта помещения контролируемых транспортных средств под таможенную процедуру.
По результатам проведённого анализа таможенного декларирования транспортных средств, страной происхождения которых является Япония, факта помещения под таможенную процедуру автомобилей: «Toyota Crown Majesta», кузов № UZS 186-0020130, двигатель № 3UZ 0442642; «Toyota Estima», кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322; «Toyota Estima, кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770; «Toyota Alphard», кузов № MNH10-0116083, двигатель № 1MZ1917200, не установлено.
При этом в ходе проведения плановой выездной таможенной проверки установлено, что товары, являющиеся объектами таможенного контроля - транспортные средства: «Toyota Crown Majesta. кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ 0442642; «Toyota Alphard, кузов № MNH 10-0116083, двигатель № 1MZ191720; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770, ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического Союза и продекларированы под видом запасных частей (отдельно кузов и двигатель), с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, что является незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС.
Результаты проверки отражены в Акте выездной таможенной проверки от 20.05.2022 № 10610000/210/200522/А000166.
В связи с выявлением в рамках выездной таможенной проверки товаров, незаконно перемещённых через таможенную границу ЕАЭС, Омской таможней в соответствии со статьёй 218 и частью 2 статьи 226 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) принято решение по результатам таможенного контроля от 12.07.2022 № 10610000/210/Т000166/001.
Неуплаченная сумма таможенных платежей в отношении контролируемых товаров, являющихся объектом таможенного контроля, составила 3 402 338,49 руб., сумма утилизационного сбора – 2 140 800 руб.
12.07.2022 Омской таможней в соответствии с частью 4 статьи 318 Федерального закона № 289-ФЗвынесено постановления об изъятии товаров.
18.07.2022 Омской таможней произведено изъятие транспортных средств: «Toyota Crown Majesta. кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ 0442642; «Toyota Alphard, кузов № MNH 10-0116083, двигатель № 1MZ191720; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770, о чём составлен акт изъятия; товары по акту приёма-передачи от 18.07.2022 переданы на ответственное хранение на СВХ ООО «ОМАС».
Не согласившись с решениями, принятыми Омской таможней по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями подпункта 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьёй 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно статье 50 ТК ЕАЭС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оперативно-розыскным отделом Омской таможни в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на проверку соблюдения требований таможенного законодательства при ввозе на территорию Российской Федерации автомобилей иностранного производства, выявлены признаки возможного нарушении таможенного законодательства, выразившегося в уклонении от уплаты таможенных платежей, совершённого в крупном размере.
На основании пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Федеральный закон № 144-ФЗ) право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям таможенных органов Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 144 - ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Согласно пункту 2 статьи 354 ТК ЕАЭС таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами ЕАЭС, в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 356 ТК ЕАЭС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов ЕАЭС с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций, в том числе для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
27.02.2021 в связи с выявлением признаков нарушения требований действующего таможенного законодательства при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств из Японии, сотрудниками Омской таможни в соответствии с пунктом 8 статьи 6, статьей 7, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 144-ФЗ, при проведении ОРМ обследования (осмотра) помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 282, каб. 316, используемого ИП Родиным П.А., произведено изъятие агентских договоров, ноутбука марки ASUS (model: 9560NGW, SN: JCNRCXOOP68350B), деклараций на товары, иных документов.
01.03.2021 сотрудниками Омской таможни при обследовании участка местности автостоянки, расположенной возле строения по адресу: г. Омск, ул. 4-я Чередовая, д. 68/1, у ИП Родина П.А. (пользователя автостоянки) были изъяты 17 транспортных средств, в том числе спорные автомобили (протокол изъятия от 01.03.2021 без номера):
1) «Toyota Crown Majesta», кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ 04426420;
2) «Toyota Alphard», кузов № MNH10-0116083, двигатель № 1MZ1917200;
3) «Toyota Estima», кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322;
4) «Toyota Estima», кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770.
Кроме того, в рамках ОРМ в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 144 - ФЗ проведён опрос ИП Родина П.А.Э, который пояснил, что
занимается поставками автомобилей из Японии, приобретая их на аукционах посредством интернет-сайта, для чего был заключён агентский договор с компанией ООО «Джапен Авто Лайме». Спорные транспортные средства были приобретены в Японии как целые транспортные средства, однако фактически и юридически спорные объекты, именуемые как транспортные средства, не являются полноценными транспортными средствами после прохождения таможенного оформления в г. Владивостоке - по документам это запчасти (кузов и двигатель), так как целью является ввезти именно запчасти. Когда и где осуществляется разборка транспортных средств ему не известно. В дальнейшем после проведения таможенного оформления, автомобили в разобранном виде забирались с территории СВХ. Во Владивостоке осуществлялась сборка транспортных средств в той же комплектации, в какой данные транспортные средства были приобретены в Японии. В целях доставки данных транспортных средств в г. Омск после их сборки в г. Владивостоке, была организована их доставка через транспортные компании автовозами либо железнодорожными вагонами.
Экспертно - криминалистическим центром Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области в отношении изъятых транспортных средств проведены исследования по вопросу установления подлинности маркировочных обозначений кузова и двигателя автомобилей.
Согласно результатам, отражённым в справках об исследовании, представленным 4 отделом ЭКЦ УМВД России по Омской области, на транспортных средствах маркировочные обозначения frame номера и маркировочные обозначения номера двигателя являются подлинными, в процессе эксплуатации автомобилей изменению не подвергались.
Кроме того, в ходе проведения ОРМ в отношении изъятых транспортных средств были назначены и проведены ООО «Центр экспертизы и оценки «Альтернатива» автотехнические экспертизы.
Порезультатампроведённыхэкспертизустановлено, что транспортные средства, представленные на экспертизу: «Toyota Crown Majesta», кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ 0442642; «Toyota Alphard», кузов № MNH10-0116083, двигатель № 1MZ1917200; «Toyota Estima», кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322; «Toyota Estima», кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770:
1) не разукомплектовывались, конструктивные изменения в исследуемые транспортные средства не вносились;
2) предъявленные транспортные средства находятся в работоспособном состоянии и подлежат эксплуатации;
3) транспортные средства полностью соответствуют комплектации исследованных транспортных средств, указанной на номере кузова.
Таким образом, данные исследования указывают, что контролируемые товары приобретены на аукционе в Японии в виде транспортных средств в полной комплектации.
В соответствии со статьёй 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с ТК ЕАЭС под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Частью 4 статьи 214 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории Российской Федерации, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на территории Российской Федерации с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с ТК ЕАЭС под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов всфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Статьёй 322 ТК ЕАЭС определены формы таможенного контроля, к которым, в частности, относится таможенная проверка.
Согласно положениям статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка – форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учёта и отчётности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 333 ТК ЕАЭС для назначения внеплановых выездных таможенных проверок может являться, в том числе информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов.
По результатам рассмотрения материалов, полученных в ходе ОРМ, Омской таможней принято решение о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме плановой выездной таможенной проверки.
По правилам пунктов 1, 2 статьи 335 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеютправо, в том числе: требовать от проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учёта и отчётности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров; требовать от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчётам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами; требовать от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств-членов и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей государств-членов, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств-членов; назначать таможенную экспертизу; требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка; изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия; получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных информационных систем проверяемого лица; требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электронной форме, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством государств-членов не должны находиться в месте проведения выездной таможенной проверки, должностное лицо таможенного органа устанавливает срок, достаточный для их представления, но не менее 3 рабочих дней; использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъёмку), а также программные продукты, предназначенные для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронной форме; осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством государств-членов.
В ходе проведения настоящей проверки на требования таможенного органа ИП Родин П.А. представил документы, необходимые для проведения таможенного контроля, проанализировав которые, Омская таможня установила следующее.
Внешнеэкономический контракт купли - продажи и поставки без даты № Ver.RU 1.01, заключённый с компанией «Autocom Japan Inc» имеет признаки публичной оферты, так как не содержит юридически значимых сведений: о покупателе товаров (ИП Родине А.П.), адресах продавца и покупателя, банковских расчётных счетах; отсутствуют подписи продавца и покупателя, иные сведения.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта компания «Autocom Japan Inc» (в дальнейшем «поставщик-продавец») продаёт и поставляет, а Покупатель принимает на условиях поставки CFR, FOB, C1F и иных указанных в Международных правилах толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» (2010), товары следующего наименования: автомашины, автомототехнику, средства и комплектующие детали, кузова и детали.
Согласно пункту 1.2 контракта товар поставляется партиями, объём которых согласовывается сторонами в дополнительных соглашениях, инвойсах, спецификациях, в которых указывается полное коммерческое наименование товара.
Пункт1.4 контракта устанавливает, что состояние, комплектация, опции, дефекты и иные характеристики товара отражаются в аукционном листе.
Пунктом 2.1 контракта цена устанавливается за 1 единицу товара, указывается в инвойсах. Под 1 единицей понимается одно автомототранспортное средство и или одна комплектующая часть автомототранспортного средства.
Согласно пункту 4.1 покупатель производит расчёты в долларах США или в японских иенах на счёт поставщика-продавца в течение 15 рабочих дней от даты выставления инвойса.
Пунктом 4.3 контракта согласовано, что покупатель производит расчёты с поставщиком-продавцом лично, либо может возложить проведение расчётов по контракту частично или полностью на третье лицо (юридическое/ физическое лицо).
Разделом 5 контракта установлено, что приёмка товара покупателем производится в присутствии представителя перевозчика сразу по прибытии товаров в порт выгрузки/ место назначения.
Согласно разделу 6 контракта поставщик-продавец предоставляет информацию о времени, когда товар будет предоставлен в распоряжение покупателя, отражается в его личном кабинете на официальном web-странице официального сайта поставщика-продавца.
В подтверждение таможенного декларирования контролируемых товаров ИП Родиным П.А. представлены ДТ: № 10702070/241220/0320028 (товар № 1), 10702070/241220/0319883 (тов. № 3), 10702070/230121/0016390 (товар № 1), 10702070/220121/0016046 (товар № 1), 10702070/301220/0326904 (товар № 1), 10702070/301220/0326795 (товар № 1), 10702070/060121/0002750 (товар № 2), 10702070/060121/0002833 (товар № 5), выпуск которых произведён на Владивостокском таможенном посту (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ40); декларантами: ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» осуществлено декларирование запасных частей транспортных средств (кузов, двигатель).
Таможенное декларирование ввезённых товаров произведено декларантом в электронной форме с использованием таможенной декларации.
Статьёй 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Согласно подпункту 4 пункта I статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются помимо прочего следующие сведения: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетго) и в дополнительных единицах измерения; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров): статистическая стоимость и другие сведения.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование -заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в частности, относятся (пункт 1 статьи 108 ТК ЕАЭС): документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы (к которым также относят договор, инвойс (подпункт 15 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС), имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы.
Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 утверждён «Порядок заполнения декларации на товары» (далее - Порядок № 257).
Сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающие заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» ДТ, указываются в графе 44 «Дополнительная информация-Представленные документы» ДТ (подпункт 42 пункта 15 Порядка № 257).
Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утверждённом Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №378:
-под кодом 02011 - коносамент;
-под кодом 03011 - договор (контракт), заключённый при совершении внешнеэкономической сделки:
-под кодом 03014 - документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии какой-либо сделки;
-под кодом 03031 - документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля: номер паспорта сделки по внешнеторговому договору (контракту) для Российской Федерации:
- под кодом 04021 - счёт-фактура (инвойс) к договору.
Кроме того, согласно подпункту 9 пункта 15 Порядка № 257, в графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» указываются сведения об одном из следующих лиц: лице государства-члена Евразийского экономического союза, заключившем (или от имени либо по поручению которого заключён) договор при совершении внешнеэкономической сделки, в соответствии с которым товары ввезены на таможенную территорию.
При анализе сведений об юридических лицах, заявленных в графах 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» и 14 «Декларант» вышеуказанных ДТ, установлено, что все они зарегистрированы в г. Владивостоке, при этом ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» по одному юридическому адресу: г. Владивосток, ул. Тургенева, д. 8.
При анализе внешнеэкономических контрактов, представленных ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» при таможенном декларировании, установлено, что, несмотря на то, что они заключены с разными иностранными партнёрами и с разными российскими участниками внешнеэкономической деятельности, все контракты идентичны друг другу: по оформлению, содержанию, условиям, предметам и т.д.
Данные контракты заключены на поставку товаров (страна происхождения любая), указанных в ассортименте и по ценам, согласованным Сторонами в соответствующих Спецификациях (Приложениях). Поставляемый Товар не должен быть заложен, арестован и не является предметом исков третьих лиц. Товар поставляется как бывший в эксплуатации, так и новый.
Под товаром понимается:
-легковые автомобили, грузовые автомобили, микроавтобусы, автомобили повышенной проходимости, внедорожники и прочие автомобили; комплектующие к ним, кузова, двигатели и иные автозапчасти:
-краны, экскаваторы, подъёмные механизмы и другая спецтехника;
-водная техника, запасные части к ней;
-товары народного потребления, строительные материалы, в дальнейшем именуемые «Товар».
При анализе коносаментов на перевозку контролируемых транспортных средств из Японии до г. Владивостока, представленных ИП Родиным П.А. в ходе проведения таможенной проверки установлено, что данные коносаменты при таможенном декларировании спорного товара представлены не были, а сведения о коносаментах в графе под кодом 02011 в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» ДТ, не заявлены.
Также, в соответствии со сведениями, указанными в коносаментах, представленных ИП Родиным П.А., установлено, что в стране отправления - Японии на морское судно для перевозки в г. Владивосток фактически были помещены полностью укомплектованные транспортные средства, что противоречит, сведениям заявленным декларантами в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» в ДТ. Также не соответствуют сведения об отправителях и получателях товаров. При этом в коносаментах представленных Родиным П.А. отправителем товаров является компания «Autocom Japan Inc» адрес: Канагава. Иокогама, Пака. Ямасита 89-6, что соответствует условиям контракта купли - продажи и поставки без даты № Ver.RU 1.01, заключённому с компаний «Autocom Japan Inc».
Принимая во внимание положения пункта 15 Порядка № 257, таможенный орган пришёл к выводу, что товары (запасные части), продекларированные по ДТ № 10702070/241220/0320028 (товар № 1). 10702070/241220/0319883 (тов. № 3). 10702070/230121/0016390 (товар № 1), 10702070/220121/0016046 (товар № 1). 10702070/301220/0326904 (товар № 1), 10702070/301220/0326795 (товар № 1), 10702070/060121/0002750 (товар № 2), 10702070/060121/0002833 (товар № 5) не относятся к контролируемым транспортным средствам, поскольку:
1) в графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» не заявлен ИП Родии П.А.;
2) в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» ДТ:
- под кодом 02011 - не заявлены коносаменты от 17.12.2020 № А-38, № YEN 8V, от 23.12.2020 № EN-31, от 28.12.2020 № OT/VL-8, представленные предпринимателем;
-под кодами 03011, 03014 - не заявлен контракт купли - продажи и поставки без даты № Ver.RU 1.01, заключённый ИП Родиным П.А. при совершении внешнеэкономической сделки;
-под кодом 03031 - заявлены сведения о паспортах сделок, открытых по внешнеэкономическим контрактам, заключённым ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто». ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» и представленным при таможенном декларировании;
- под кодом 04021 - инвойсы от 26.11.2020 № NAT-605944, от 04.12.2020 № NAT-607326, представленные ИП Родиным П.А., не заявлены.
Кроме того, в ходе проведения таможенного декларирования запасных частей по ДТ № 10702070/241220/0320028 (товар № 1), 10702070/241220/0319883 (товар № 3), 10702070/230121/0016390 (товар № 1), 10702070/220121/0016046 (товар № 1), 10702070/301220/0326904 (товар № 1), 10702070/301220/0326795 (товар № 1), 10702070/060121/0002750 (товар № 2), 10702070/060121/0002833 (товар № 5) фактический таможенный контроль в форме таможенного досмотра не производился.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (действовало на момент подачи ДТ).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара.
Согласно положениям Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких ДТ, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС 2а, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующей комплектному или завершённому товару.
При этом как один товар декларируются товары одного наименования (фирменного, коммерческого или иного традиционного наименования), которые содержатся в одной товарной партии, отнесены к одному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, которые происходят из одной страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) либо происхождение которых неизвестно, к которым применяются одинаковые меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка.
В силу Основного правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС 2а любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершённый товар, представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно пояснению (VII) к Правилу 2а ОПИ термин «товары, представленные в несобранном или разобранном виде» означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепёжного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клёпкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке её заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары»)» как одна товарная партия рассматривается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки, или по односторонней сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также, если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьёй 110 ТК ЕАЭС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьёй 120 ТК ЕАЭС.
Контролируемые транспортные средства ИП Родиным П.А. были приобретены на аукционе в Японии в полной комплектации, что подтверждается «скринами» аукционных лотов, экспортными сертификатами, заключениями ООО «Центр экспертизы и оценки «Альтернатива» и заявителем по существу не оспаривается.
Согласно результатам, отражённым в справках об исследовании, представленными 4 отделом ЭКЦ УМВД России по Омской области, комплектация каждого контролируемых транспортного средства соответствует эталонным образцам предприятия-изготовителя.
Несмотря на то, что декларантами заявлены сведения о частях (агрегатах) транспортных средств в разных ДТ, которые в последующем были собраны в единое целое контролируемое транспортное средство, контролируемые товары необходимо было декларировать в товарной подсубпозиции соответствующей транспортным средствам представленным в комплектном виде. В свою очередь комплектность по каждому транспортному средству указана в инвойсах, представленных при таможенном декларировании.
Таким образом, вышеуказанные транспортные средства являются собранными из компонентов (частей (агрегатов)) и как полнокомплектные транспортные средства не продекларированы.
Согласно представленным ИП Родиным П.А. скринам с официального сайта «Autocom Japan» контролируемые транспортные средства были выставлены на интернет-аукционе компании «Autocom Japan Inc» (Япония). Участие в аукционе осуществлялось дистанционно в личном кабинете. В данных скринах по каждому транспортному средству указаны следующие сведения:
1) индивидуальный лот аукциона продажи транспортного средства;
2)наименование, модель, год выпуска, цвет, объём двигателя, номерные агрегаты транспортного средства:
3) наименование морского судна, которое будет производить доставку товара из Японии в Российскую Федерацию;
4) номер коносамента, на основании которого будет произведена морская перевозка.
В соответствии со сведениями, содержащимися в скринах, на аукционе приобретены транспортные средства, которые полностью соответствуют контролируемым товарам.
При анализе экспортных сертификатов, выданных транспортным бюро Канагавы, представленных предпринимателем, подтверждается прекращение временной регистрации транспортных средств в Японии в связи с экспортом.
При сопоставлении сведений содержащихся в инвойсах компании «Autocom Japan Inc», коносаментах компании «Autocom Japan Inc», аукционных листах, со сведениями экспортного сертификата, подтверждается, что фактически в Японии были приобретены товары: транспортные средства в сборе: вес транспортного средства, указанный с сопроводительных документах (коносаменте, приложении к коносаменту, экспортном сертификате) соответствует снаряжённой массе автомобиля в полной комплектации; инвойсы выставлены на компанию «ASIA IMPORT» (г. Омск) на полную стоимость транспортных средств с учётом доставки.
В целях подтверждения таможенного декларирования контролируемых транспортных средств «конструкторов», ИП Родиным П.А. был представлен агентский договор от 16.01.2020 № 2756, заключённый с ООО «Джапэн Авто Лайнс» (Агент), предметом которого является организация выгрузки груза, пришедшего в адрес ИП Родина П.А. (Принципала), его размещение и временное хранение в зоне таможенного контроля, а также оказание иных услуг. Согласно отчёту агента и акту приёма-передачи груза от 15.02.2021 без номера, «Джапэн Авто Лайнс»(Агент) передал ИП Родину П.А. (Принципалу) продекларированные но вышеуказанным ДТ запасные части (кузова первой комплектации а/'м б/у без ДВС и ходовой части. ДВС б/у, рама а/м б/у).
Поставщиками данного товара по документам являлись ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК»; согласно электронным письмам ООО «Джапан Авто Лайнс» («JAN») (агента) оплата за поставленный товар производилась по расчётным листам заказчика.
В подтверждение сведений, касающихся дальнейших сделок ИП Родиным П.А. в отношении контролируемых товаров были представлены агентские договоры на оказание услуг по приобретению транспортных средств, заключённые с физическими лицами.
В соответствии с разделом 1 агентских договоров, предметом договора является обязательство ИП Родина П.А. (далее - поставщик) за вознаграждение совершать по поручению физического лица (далее - заказчика), юридические и иные действия от своего имени по приобретению автотранспортного средства, но за счёт заказчика, либо от имени и за счёт заказчика. Поставщик приобретает права и становится обязанным по сделке приобретения автотранспортного средства, совершённой с третьим лицом от своего имени за счёт заказчика. По сделке приобретения автотранспортного средства, совершённой поставщиком с третьими лицом от имени и за счёт заказчика, права и обязанности возникают у заказчика. В соответствии с настоящим договором поставщик обязуется по поручению заказчика организовать покупку транспортного средства (далее по тексту - ТС) на автомобильных аукционах в Японии и доставку указанного ТС до места получения в г. Омске в соответствии с заявкой (получением). Для исполнения поручения заказчика поставщик обязуется совершить следующие действия:
-совершить покупку указанного заказчиком ТС на аукционе Японии;
-осуществить доставку приобретённого ТС в порт погрузки в Японии;
-осуществить доставку приобретённого ТС морским транспортом до порта г. Владивосток;
-осуществить действия по таможенной очистке ТС в г. Владивосток, в том числе, произвести обязательные таможенные платежи и оформить таможенные документы;
-осуществить передачу приобретённого ТС грузоотправителю в техническом состоянии согласно аукционному листу.
Для осуществления вышеуказанных действий поставщик заключает от своего имени необходимые договоры, в том числе агентские, подписывает необходимые документы, а также производит необходимые платежи. Поставщик обязуется по поручению заказчика от своего времени и за счёт заказчика производить подбор, анализ и покупку интересующих вариантов автомобилей на аукционах Японии по характеристикам, указанным заказчиком.
В соответствии с пунктом 5 агентского договора вознаграждение поставщика и расходы на приобретение и доставку ТС, приобретаемого в пользу заказчика, осуществляются заказчиком поставщику наличными денежными средствами и/или перечислением на банковский счёт.
Сведения о лицах, заключивших агентские договоры и характеристиках транспортных средств для подбора на автомобильных аукционах Японии, согласно условиям, указанным заказчиком, отражены в таблице №8 оспариваемого решения.
Таким образом, сведениями, содержащимися в агентских договорах, подтверждается, что на автомобильных аукционах Японии фактически были приобретены транспортные средства в полной комплектации, что соответствует сведениям, содержащимся в аукционных листах, инвойсах, коносаментах, экспортных сертификатах, представленных ИП Родиным П.А. в ходе проведения таможенного контроля.
В подтверждении того, что части транспортных средств (агрегаты) приобретены на территории ЕАЭС предпринимателем были представлены однотипные договоры купли-продажи запасных частей (номерных агрегатов) от 15.02.2021 заключённые с ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК», ООО «Мирель Авто».
Исходя из условий пункта 1.1. вышеуказанных договоров продавец передаёт в собственность покупателю (ИП Родину П.А.) номерные агрегаты с указанием марки, модели, номера кузова, номера двигателя, года выпуска, номера ПТС (ГТД) и кем выдан номерной агрегат. Цена всех номерных агрегатов по договору установлена в размере 5 000 руб. (пункт 2.1 договора). Пунктом 4.5. договора определено, что договор составляется в 3-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу: 1-ый экземпляр - для Продавца, 2-ой экземпляр для Покупателя, 3-ий экземпляр передаётся в регистрационные подразделения ГИБДД.
Таким образом, пункт 4.5. договоров предполагает постановку контролируемых транспортных средств на учёт в ГИБДД.
При сопоставлении цен на части транспортных средств (агрегатов), указанных в договорах (5000 руб.) с покупной стоимостью тех же частей транспортных средств (агрегатов), содержащихся в инвойсах, представленных при таможенном декларировании, усматриваются признаки фиктивности сделки по договорам купли -продажи от 15.02.2021.
Документы, подтверждающие расчёты предпринимателя с продавцами частей (агрегатов): ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК», проверкой не установлены.
На основании статей 337, 340 ТК ЕАЭС заинтересованным лицом направлены требования в адрес Ивановой И.В., ООО «Терра», ООО «ИстТрансСервис» - лицам, которые в соответствии с коносаментами от 17.12.2020 № А-38, № YEN 8V, от 23.12.2020 № EN-31, от 28.12.2020 № OT/VL-8, представленными ИП Родиным П.А., являлись получателями контролируемых транспортных средств, о предоставлении документов и сведений, подтверждающих основание (правомочия) на получение автомобилей.
Ответы на требования Омской таможни Ивановой И.В., ООО «Терра», ООО «ИстТрансСервис» не представлены.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 335 ТК ЕАЭС в адрес декларантов: ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК», являющихся лицам, связанными с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводилась таможенная проверка, были направлены требования о представления копий документов, представленных при таможенном декларировании и заявленных при таможенном декларировании в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» ДТ №№ 10702070/241220/0320028 (товар № 1), 10702070/241220/0319883 (тов. № 3). 10702070/230121/0016390 (товар № 1), 10702070/220121/0016046 (товар № 1), 10702070/301220/0326904 (товар № 1). 10702070/301220/0326795 (товар № 1), 10702070/060121/0002750 (товар № 2). 10702070/060121/0002833 (товар № 5).
При анализе, представленных ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» документов, расхождений сведений с заявленными: в графе 8 «Получатель», графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование», графе 14 «Декларант», графе 31 «Грузовые места и описание товаров», в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» ДТ № 10702070/301220/032765, № 10702070/220121/0016046, не выявлено.
ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» (во исполнение агентских договоров с ООО «ФОРТУНА-ИМПОРТ» и ООО «Базис ДВ» (далее - Принципал)) были заключены внешнеэкономические контракты с компаниями «WISESOUTH (HONGKONG) LIMITED», «BEYOND TRADING LIMITED» (Китай) от 16.05.2019 № WISE/DVCAD, от 13.06.2018 № BND/DVCAD, соответственно, ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» приобретает в Японии изделия автомобильной промышленности, транспортные средства и специальную технику, в том числе запасные части к ним по поручению, за счёт и в интересах Принципала.
В соответствии с представленными актами приёма-передачи груза, в рамках исполнения агентских договоров, наименование и количество товаров переданных Принципалам соответствует сведениям, заявленным в графе 31 ДТ.
При анализе, представленных ООО «Мирель Авто» документов, расхождений сведений с заявленными: в графе 8 «Получатель», графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование», графе 14 «Декларант», графе 31 «Грузовые места и описание товаров», в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» ДТ№ 10702070/301220/0326904, № 10702070/230121/0016390, не выявлено.
ООО «Мирель Авто» (во исполнение агентского договора ООО «Джапэн Авто Лайнс» (далее - Принципал)) были заключены внешнеэкономические контракты с компаниями «WISESOUTH (HONGKONG) LIMITED» от 16.05.2019 № W1SE/MA и «SMART DISTRIBUTION COMPANY» (США) от 11.05.2019 № SMART/MA. ООО «Мирель Авто» приобретает в Японии изделия автомобильной промышленности, транспортные средства и специальную технику, в том числе запасные части к ним по поручению, за счёт и в интересах Принципала.
В соответствии с представленной оборотно-сальдовой ведомостью по забалансовому счёту бухгалтерского учёта 002 «Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение», товары, продекларированные по ДТ №№: 10702070/301220/0326904, 10702070/230121/0016390 переданы ООО «Джапэн Авто Лайнс»: согласно представленным актам от 30.12.2020 и от 29.01.2021 приёма передачи груза, в рамках исполнения агентских договоров, наименование и количество товаров переданных Принципалу соответствует сведениям, заявленным в графе 31 ДТ.
Таким образом, ООО «Мирель Авто» во исполнение условий агентского договора от 02.05.2017 № МА-001 передало ООО «Джапэн Авто Лайнс» груз: «кузов первой комплектности а/м, б/у, без ДВС и ходовой части, TOYOTA ESTIMA, номер Кузова/рамы ACR40-0069487, цепи противоскольжения резиновые а/м б/у», продекларированный по ДТ № 10702070/301220/0326904 и «кузов первой комплектности а/м. б/у, без ДВС и ходовой части, TOYOTA ALPHARD, номер кузова/рамы MNH10-0116083», продекларированный по ДТ № 10702070/230121 /0016390.
При этом «кузова» к транспортным средствам согласно договорам купли - продажи запасных частей (номерных агрегатов) от 15.02.2021 приобретены предпринимателем у ООО «Мирель Авто».
На требования Омской таможни документы и сведения ООО «Движение» и ООО «Даль ВЭД» не представили.
В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 335 ТК ЕАЭС в ходе проведения таможенной проверки были направлены запросы в банки, в которых на расчётном обслуживании находились декларанты ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» о предоставлении документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки, в том числе касающихся движения денежных средств по счетам организаций.
При анализе документов и сведений, представленных банками, расчётов ИП Родина П.А. с ООО «Движение», ООО «Даль ВЭД», ООО «Мирель Авто», ООО «Дальневосточная компания Авто-ДАК» не установлено.
Представленные Омской таможней документы, полученные по результатам оперативно-розыскных мероприятий, оформлены в соответствии с положениями ТК ЕАЭС, пункта 6 статьи 13 Федерального закона № 144-ФЗ, пункта 6 части 2 статьи 254 Федерального закона № 289-ФЗ, оценивались таможней наряду с другими документами, полученными в ходе выездной проверки, в связи с чем, ссылка заявителя о незаконности использования таможенным органом результатов оперативно-розыскной деятельности судом отклоняется.
Довод заявителя об отсутствии достоверных и фактических доказательств осведомлённости предпринимателя о незаконном перемещении через таможенную границу транспортных опровергается собранными по делу доказательствами.
Из заключения экспертов ООО «Центр экспертизы и оценки «Альтернатива» следует, что все транспортные средства обладают свойствами завершённого товара: не разукомплектовывались, конструктивные изменения в исследуемые транспортные средства не вносились; находятся в работоспособном состоянии и подлежат эксплуатации; транспортные средства полностью соответствуют комплектации исследованных транспортных средств, указанной на номере кузова.
Аналогичные выводы содержатся и в заключении эксперта от 14.07.2023 № 035/2023, по результатам проведённой по настоящему делу судебной экспертизы.
Так, согласно ответам эксперта изменения в конструкцию всех представленных объектов исследования после заводской сборки не производились; комплектация всех 4-х (четырёх) объектов исследования соответствует заводской комплектации транспортных средств, все объекты исследования являются комплектными; объекты исследования обладают свойствами завершённого товара (транспортного средства).
При этом факт разбора спорных транспортных средств правового значения для классификации товара при таможенном декларировании значения не имеет, так же как и цель их дальнейшего использования.
Материалами дела подтверждается, что заявитель имел намерение ввезти из Японии транспортные средства в виде «конструктора» под его документы, минуя уплату таможенных платежей, включая утилизационный сбор, которые уплачиваются при ввозе комплектного транспортного средства.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров, оно представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего, непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары (определения от 27 ноября 2001 года « 202-О, от 8 февраля 2011 года № 191-О-О, от 25.03.2021 № 590-О).
Однако ответственность за таможенное оформление и уплату таможенных платежей может быть возложена на лиц, которые не являются участниками таможенных отношений и которые приобрели товары в ходе оборота на территории Российской Федерации, только в случае доказанности факта, что они знали или должны были знать о незаконности ввоза товаров или транспортных средств в момент их приобретения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.1999 № 8-П, Определение от 27.11.2001 № 202-О, Определении от 12.05.2006 № 167-О).
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2001 № 202-О, если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, это, в соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П, даёт основания говорить о его вине в форме неосторожности.
Признавая соответствующим Конституции Российской Федерации законоположение, запрещающее пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из необходимости исключения такого правового порядка, при котором имелась бы возможность легализации незаконно ввезённых на таможенную территорию Российской Федерации товаров (поскольку тем самым наносился бы ущерб таким конституционным ценностям, как суверенитет и экономическая безопасность Российского государства, права и законные интересы граждан, и не достигалась бы цель обеспечения единого экономического пространства).
Приведённые выводы Конституционного Суда Российской Федерации призваны обеспечить в каждом конкретном случае необходимый баланс частных и публичных прав, избрать те или иные предусмотренные законом меры административного принуждения (обеспечительные меры) не произвольно, а ввиду их адекватности (необходимости и достаточности), соразмерности таковых комплексу охраняемых законом отношений.
Совокупность собранных Омской таможней доказательств подтверждает, что транспортные средства: «Toyota Crown Majesta. кузов № UZS186-0020130, двигатель № 3UZ 0442642; «Toyota Alphard, кузов № MNH 10-0116083, двигатель № 1MZ191720 -«Toyota Estima. кузов № ACR40-0069487, двигатель № 2AZ-B058322; «Toyota Estima. кузов № ACR40-0087302, двигатель № 2AZ 1887770 ввезены на территорию ЕАЭС под видом отдельных компонентов и частей транспортных средств с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, что является незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Федерального закона № 289-ФЗ товары, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС либо выпуск которых не произведён таможенными органами в соответствии Таможенным кодексом ЕАЭС подлежат изъятию таможенными органами.
Оценив указанные обстоятельства и подтверждающие их доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа являются законными и обоснованными, в связи с чем не могут быть расценены как ненормативные правовые акты, нарушающих права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьёй 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, к которым согласно статье 106 Кодекса относятся, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются с депозитного счёта арбитражного суда по выполнении экспертами своих обязанностей.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счёта суда или за счёт средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм.
В связи с проведённой по делу экспертизой индивидуальному предпринимателю Немеровцу Дмитрию Анатольевичу следует выплатить с депозитного счёта Арбитражного суда Омской области 45 000 руб., перечисленных предпринимателем чеками № 334067087653 от 14.12.2022, № 408701130261 от 18.01.2023.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований бремя несения судебных расходов возлагается на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Родина Павла Анатольевича (ИНН 550519004980, ОГРНИП 307550507800045) отказать.
Перечислить индивидуальному предпринимателю Немеровцу Дмитрию Анатольевичу (644007, г. Омск, ул. Тарская, д. 25, оф. 212).с депозитного счёта Арбитражного суда Омской области 45 000 руб. за проведение экспертизы по делу № А46-15604/2022, перечисленных индивидуальным предпринимателем Родиным Павлом Анатольевичем (ИНН 550519004980, ОГРНИП 307550507800045) чеком № 334067087653 от 14.12.2022, чеком № 408701130261 от 18.01.2023.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Яркова