НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 05.04.2012 № А46-2258/2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

12 апреля 2012 года

№ дела

А46-2258/2012

Резолютивная часть решения принята и объявлена 05 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Стрелковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Полоцкой Д.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Транснефтьстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к   Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска

о   признании недействительными решений от 17.11.2011 № 33 и № 454,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 18-06/55-12 от 01.01.2012, ФИО2 по доверенности № 18-06/5412-11 от 01.01.2012 (после перерыва),

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности № 023254 от 30.12.2011, удостоверение № 7 от 15.09.2010, ФИО4 по доверенности № 003831 от 01.03.2012, удостоверение № 1 от 12.03.2010 (до перерыва), ФИО5 по доверенности № 003261 от 21.02.2012, удостоверение № 9 от 01.02.2011 (до перерыва),

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Транснефтьстрой» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска о признании недействительными решений от 17.11.2011 № 33 и № 454.

В обоснование заявленного требования ООО «Транснефтьстрой» указало на то, что оплата обучения не относится к выплатам в пользу работника, поскольку повышение квалификации произведено по инициативе и в интересах работодателя, документы государственного образца об образовании или квалификации работникам не выдавались. Заявитель считает, что ежегодная аттестация (переаттестация) сварщиков и специалистов сварочного производства осуществляется в интересах общества в целях соблюдения требований законодательства к безопасному выполнению работ и направлена на обеспечение бесперебойного процесса выполнения работником его трудовых функций. Кроме того, аттестация является неотъемлемой частью образовательного процесса, а не отдельной операцией.

По мнению заявителя, общество неправомерно привлечено к налоговой ответственности, поскольку отсутствует событие правонарушения и возложение на общество ответственности незаконно в связи с привлечением к ответственности дважды за одно и тоже нарушение. Кроме того, размер взыскиваемого штрафа, по мнению общества, не соразмерен.

Также общество указало, что привлечение к ответственности в части деятельности правопредшественника является неправомерным в виду завершения реорганизации до момента вынесения Управлением оспариваемых решений.

ГУ – УПФ РФ в САО г.Омска в письменном отзыве на заявление указало на то, что все выплаты в пользу и интересах работника в рамках трудовых отношений с работодателем подлежат обложению страховыми взносами.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование, представитель ГУ – УПФ РФ в САО г.Омска поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Суд, рассмотрев материалы дела и заявление, отзыв на него, заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

27 сентября 2011 года общество с ограниченной ответственностью «Омскнефтегазспецстрой» реорганизовано путем присоединения к ООО «Транснефтьстрой».

ГУ – УПФ РФ в САО г. Омска была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Омскнефтегазспецстрой» за период с 01.01.2010 по 20.06.2011, по результатам которой составлен акт проверки от 05.10.2011 № 61.

По результатам рассмотрения материалов проверки, представленных возражений страхователя, Пенсионным фондом вынесены решение от 17.11.2011 № 33 и № 454.

Решением от 17.11.2011 № 33 ООО «Транснефтьстрой» привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 43769,80 руб., начислены по состоянию на 17.11.2011 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13900,45 руб., на накопительную часть в сумме 3672,16 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 18009,85 руб., а также предложено уплатить указанные выше пени, штраф и недоимку в сумме 218849 руб.

Решением от 17.11.2011 № 454 ООО «Транснефтьстрой» привлечено к ответственности по статье 17 абзац 3 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 241928,37 руб., в том числе за 2010 год в сумме 152192,80 руб., за 2011 год – 89735,57 руб.

ООО «Транснефтьстрой», считая решения не соответствующими закону и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании их недействительными.

Суд, рассмотрев заявление ООО «Транснефтьстрой», находит его подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также права работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации установлены в главе 31 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель может проводить профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации своих работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами РФ, работодатель обязан осуществлять мероприятия направленные на повышении квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Из материалов дела следует, что ООО «Омскнефтегазспецстрой» (Заказчик) заключило договор об оказании услуг №06/9.1 от 18.01.2010 с ООО «ТД ТИМ» (Исполнитель), по условиям которого Исполнитель обязуется оказать услуги по повышению квалификации персонала в соответствии с «Учебным планом и рабочей программой повышения квалификации специалистов подрядных организаций по изоляции термоусаживающимися материалами «ТИАЛ» зоны сварных стыков стальных и теплоизоляционных трубопроводов».

Работникам общества выданы удостоверения о прохождении курсов обучения и сдаче аттестационных экзаменов № 140.100 - 140.14 организацией ООО «ПФК «Техпрокомплект», осуществляющей производство термоусаживающих материалов «ТИАЛ».

Повышение квалификации и аттестация работников производилось по инициативе и в интересах ООО «Омскнефтегазспецстрой».

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Пунктом 12 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и подпунктом 13 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Оплата обучения работника, проводимого по инициативе работодателя, с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, вне зависимости от формы такого обучения, не подлежит обложению страховыми взносами на основании статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Данные выплаты не входят в состав заработной платы, не связаны с выполнением трудовых обязанностей, не носят компенсационного или стимулирующего характера.

Признавая доначисление по данному эпизоду неправомерным, суд исходит из того, что оплаченное за счет общества обучение работников не может рассматриваться как их доход, так как обучение названных лиц производилось в интересах общества, что свидетельствует об отсутствии исключительно личного интереса работников, следовательно, не приводит к возникновению объекта налогообложения страховыми взносами.

Пенсионным фондом РФ в решении от 17.11.2011 № 33 указано, что если помимо стоимости обучения работодатель перечисляет за работника в организацию, оказывающую образовательные услуги, суммы взносов за получение профессиональных аттестатов, такие взносы нельзя считать оплатой обучения работников, а следует признавать выплатой в пользу работников в рамках трудовых отношений с работодателем, поскольку аттестация - это не профессиональная подготовка или переподготовка работников, а подтверждение квалификации и соответствия занимаемой работником должности. И, следовательно, плата за аттестат подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд не соглашается с данными выводами заинтересованного лица в силу следующего.

Предаттестационная подготовка и аттестация осуществляется обществом в рамках ученических договоров.

В соответствии статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор является дополнительным к трудовому договору.

Из материалов дела следует, что общество заключало ученические договоры со сварщиками, пунктом 1.1. которых установлено, что работодатель обязуется произвести плату за обучение (предаттестационную подготовку и аттестацию сварщиков) по форме обучения - аттестация.

В соответствии со статьями 56, 199 Трудового кодекса Российской Федерации ученический договор не предполагает выполнение учеником каких-либо трудовых функций и не содержит иных условий, характерных для трудового договора.

Следовательно, выплаты, производимые заявителем по ученическим договорам, не являются выплатами и вознаграждениями по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и не могут рассматриваться как объект обложения страховыми взносами.

Обязанность проведения обществом предаттстационной подготовки и аттестации сварщиков установлена законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.10.1998 № 63.

Сварщики подлежат аттестации на право выполнения сварочных и наплавочных работ конкретными видами (способами) сварки плавлением, осуществляемыми вручную, механизированными (полуавтоматическими) и автоматизированными методами при работах на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России (п. 4.1 Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства).

Сварщики допускаются к выполнению тех видов деятельности, которые указаны в их аттестационных удостоверениях, срок действия которых ограничен (п. 1.6, 6.1 Правил). Для получения нового удостоверения работники проходят переаттестацию.

Кроме того, аттестация сварщиков в организациях системы «Транснефть» регулируется также локальным нормативным актом - Руководящим документом «Положение об аттестации сварочного производства на объектах ОАО «АК «Транснефть», который устанавливает дополнительные требования к подготовке сварщиков и их аттестации, а также допуск к выполнению работ на объектах ОАО «АК «Транснефть».

Проведение подготовки и аттестации работников является единым неразрывным процессом, который включает в себя объектно-ориентированные консультации (специальную подготовку), практический и теоретический экзамены (пункт 7.4.2 Руководящим документом «Положение об аттестации сварочного производства на объектах ОАО «АК «Транснефть»).

Согласно пункту 3.2 Правил (ПБ 03-273-99), п. 7.3 Руководящего документа «Положение об аттестации сварочного производства на объектах ОАО «АК «Транснефть» перед аттестацией сварщиков и специалистов сварочного производства должна проводиться специальная (предаттестационная) подготовка по программам, утвержденным Госгортехнадзором России, которые в силу положений ст.ст. 9, 20, 21 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» входят в состав профессиональных образовательных программ.

Программы должны составляться с учетом уровня профессиональной подготовки специалистов и направлений их производственной деятельности и включать разделы по сварочному оборудованию, основным и сварочным материалам, технологии сварки, контролю качества сварных соединений, дефектам сварных соединений и способам их исправления, а также правилам безопасного выполнения сварочных работ.

Предаттестационная подготовка сварщиков и специалистов сварочного производства ООО «Омскнефтегазспецстрой» осуществляется по соответствующим программам, утвержденным Ростехнадзором.

Программа предусматривает различия в объеме и составе подготовки при проведении различных видов аттестации. При первичной или внеочередной аттестации программа рассчитана на 48 часов и включает разделы общей и специальной подготовки, а также практическое обучение. При периодической и дополнительной аттестации программа рассчитана на 24 часа - специализированная подготовка.

Во время подготовки проводятся теоретические и практические занятия. После прохождения предаттестационной подготовки сварщики сдают аттестационные экзамены.

Учитывая изложенное и исходя из аналогии с Законом «Об образовании», аттестация при подготовке сварщиков выступает не отдельной операцией, а составной завершающей частью единого процесса профессиональной подготовки и переподготовки работников.

Таким образом, ежегодная аттестация (переаттестация) сварщиков и специалистов сварочного производства осуществляется в интересах общества в целях соблюдения требований законодательства к безопасному выполнению работ и направлена на обеспечение бесперебойного процесса выполнения работником его трудовых функций.

Суд считает неправомерным привлечение общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В силу абзаца третьего статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В рассматриваемом случае объект обложения страховыми взносами не возникает, отсутствует событие правонарушения, следовательно, привлечение заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ на неуплату страховых взносов неправомерно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 11 Закона 27-ФЗ страхователи обязаны подавать в территориальное отделение Пенсионного фонда России сведения о сумме уплаченных за каждое застрахованное лицо пенсионных взносов и его страховом стаже.

Поскольку объект обложения страховыми взносами не возникает, необходимость представления в орган контроля индивидуальных сведений на работников также являются не правомерными.

Следует отметить, что Пенсионным фондом РФ проводилась проверка ООО «Омскнефтегазспецстрой», которое ликвидировано путем реорганизации в форме присоединения, акт проверки составлен 05.10.2011, оспариваемые решения вынесены 17.11.2011 отношении ООО «Транснефтьстрой» являющегося его правопреемником.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации правопреемник реорганизованного юридического лица обязан уплатить причитающиеся штрафы, наложенные на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

При этом на правопреемника не может быть возложена обязанность по уплате штрафов, если налоговый орган не выносил в отношении правопредшественника решения о привлечении к ответственности.

Принимая во внимание, что никаких доказательств совершения недобросовестных действий со стороны заявителя, направленных на ущемление интересов бюджета, а также вины в совершении указанных действий заинтересованным лицом не представлено, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме, с Пенсионного фонда РФ в пользу ООО «Транснефтьстрой» подлежит взысканию уплаченная при подаче заявления госпошлина в сумме 4000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Транснефтьстрой» удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска от 17.11.2011 № 33 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска от 17.11.2011 № 454 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска, расположенного по адресу: 644029, <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Транснефтьстрой», расположенного по адресу: 127254, <...> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Судья Г.В. Стрелкова