АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
10 ноября 2010 года
№ дела
А46-12388/2010
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Омской области в составе
судьи Третинник М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Сеть аптек «Забота»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска
о признании недействительным решения от 23.07.2010 № 15366,
при участии в судебном заседании
руководителя заявителя Шарикова С.А. (паспорт),
представителя заинтересованного лица Макарова А.В. (удостоверение № 339184) по доверенности от 09.12.2009 б/н,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Сеть аптек «Забота» (далее – Общество, заявитель, налогоплательщик, ООО «Сеть аптек «Забота») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска (далее – налоговый орган, инспекция) от 23.07.2010 № 15366 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 08.09.2010 № 16-17/12843.
Заявление мотивировано правомерностью исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с применением понижающего коэффициента 0,7, поскольку во-первых, коэффициент Ка по своей природе не является льготным, а применяется для учета особенностей ассортимента товарных групп. Во-вторых, производство бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализация лекарственных средств, изготовленных в аптечном учреждении – не является обязательным условием применения данного коэффициента, а является обязательным условием отдельного учета при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Возражения заинтересованного лица обоснованы неправомерностью применения при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности понижающего коэффициента Ка = 0,7 в отношении лекарственных средств, поскольку налогоплательщиком в рамках камеральной налоговой проверки не были представлены документы, подтверждающие бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственных средств, изготовленных в аптечном учреждении.
Обстоятельства рассматриваемого спора состоят в следующем.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2009 года был составлен акт от 05.05.2010 № 8751 и принято решение № 15366 от 23.07.2010 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 486,4 руб. за неполную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за проверяемый период, об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 24 864 руб. за тот же период.
В порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указанное решение налогоплательщиком было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, который по результатам рассмотрения соответствующей жалобы принял решение от 08.09.2010 № 16-17/12843 об изменении обжалуемого акта, изложив пункты 1,2 его резолютивной части следующим образом: привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2009 года по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 549,1 руб., уплатить недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за указанный период в сумме 5 491 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Сеть аптек «Забота» в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа № 8751 в редакции решения вышестоящего налогового органа № 16-17/12843 недействительным как принятого с нарушением налогового законодательства и нарушающего его права и охраняемые законом интересы.
Выслушав доводы участников процесса, изучив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
На основании статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: 6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется; 7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2 (пункт 4).
При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2 (пункт 6).
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 настоящего Кодекса.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (пункт 7).
На территории города Омска корректирующий коэффициент К2 установлен Решением Омского городского Совета от 02.11.2005 № 293 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
В соответствии с указанным Решением корректирующий коэффициент К2 для видов предпринимательской деятельности «розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли» рассчитывается по формуле:
К2рт = Кд x Ка x Кптз, где:
Кд - коэффициент доходности;
Ка - коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товарных групп;
Кптз - коэффициент, учитывающий площадь торгового зала.
Корректирующий коэффициент К2 для видов предпринимательской деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети» рассчитывается по формуле:
К2рт = Кд x Ка x Кптм x Кт x Кст, где:
Кд - коэффициент доходности;
Ка - коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товарных групп ;
Кптм - коэффициент, учитывающий площадь торгового места;
Кт - коэффициент, учитывающий тип объекта;
Кст - коэффициент, учитывающий фактор сезонности (для розничной торговли, осуществляемой на открытой площадке).
При этом для исчисления суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для товарной группы лекарственные средства и изделия медицинского назначения при условии отдельной отчетности при осуществлении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения; лекарственные средства, изготовленные в аптечном учреждении, подлежит применению коэффициент ассортимента товара Ка = 0,7.
На основании изложенного, и учитывая, что для исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для розничной продажи такой группы товаров как «лекарственные средства и изделия медицинского назначения» корректирующий коэффициент Ка, учитывающий именно ассортимент групп товаров, установлен в размере 0,7, ООО «Сеть аптек «Забота», находящееся на системе налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и осуществляющее в проверяемый период розничную торговлю покупными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, правомерно рассчитало единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2009 года с применением коэффициента ассортимента товара Ка = 0,7.
Позиция налогового органа, положенная в основу вывода о неверном исчислении налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за спорный период, не может быть принята судом во внимание на основании следующего.
По мнению налогового органа, в соответствии с внесенными Федеральным законом № 85-ФЗ от 17.05.2007 изменениями, деятельность аптек и аптечных учреждений с передачей лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также деятельность, связанная с реализацией продукции собственного производства (изготовления), не признается розничной торговлей и, соответственно, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Таким образом, полагает налоговый орган, аптечное учреждение при наличии бесплатного (льготного) отпуска лекарственных средств и (или) реализации лекарственных средств, изготовленных в аптечном учреждении, фактически ведет два вида деятельности, один из которых (розничная торговля покупными лекарственными средствами) облагается единым налогом на вмененный доход, для чего в соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации требуется ведение раздельного учета. Именно при условии осуществления в аптечном учреждении двух указанных видов деятельности законодателем введено значение понижающего коэффициента ассортимента 0,7 для торговли покупными лекарственными средствами.
Вместе с тем, как было указано выше и следует из статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации корректирующий коэффициент базовой доходности К2 предназначен для учета совокупности особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимента товаров (работ, услуг), сезонности, режима работы, величины доходов, особенностей места ведения предпринимательской деятельности, площади информационного поля электронных табло, площади информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площади информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количества автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иных особенностей.
Для вида предпринимательской деятельности «розничная торговля …» корректирующий коэффициент К2рт исчисляется с применением формул, в свою очередь, содержащих коэффициенты, учитывающие особенности данного вида предпринимательской деятельности: доходности (Кд), ассортимента товарных групп (Ка), площади торгового зала (Кптм) и т.д.
Спорным в рассматриваемом случае является вопрос в применении коэффициента Ка, учитываемого именно особенности ассортимента товарных групп, а не особенности ведения предпринимательской деятельности при их продаже, поэтому в независимости от того, осуществляется ли предпринимателем бесплатный (льготный) отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения, равно как реализация лекарственных средств, изготовленных в аптечном учреждении, при осуществлении предпринимателем розничной торговли такого ассортимента товарных групп как «лекарственные средства и изделия медицинского назначения», предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при исчислении последнего, по мнению суда, вправе применить коэффициент ассортимента товара Ка = 0,7.
В противном случае, если исходить из толкования спорной нормы Решения № 293, предложенного налоговым органом, складывается ситуация при которой, предприниматель, осуществляющий розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, но не осуществляющий бесплатного (льготного) отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, равно как реализации лекарственных средств, изготовленных в аптечном учреждении, лишается права на применение коэффициента Ка = 0,7, прямо предусмотренного для товарной группы «лекарственные средства и изделия медицинского назначения», и обязан, по мнению налогового органа, исчислить единый налог на вмененный доход с применением коэффициента ассортимента товара Ка = 1, как для товарной группы «иные товары», что по мнению суда, не может быть признано правомерным в силу того, что Решением № 293 для розничной торговли такой товарной группы как «лекарственные средства и изделия медицинского назначения» прямо предусмотрен коэффициент ассортимента товара Ка = 0,7.
Суд полагает, что спорная норма Решения № 293 в том контексте в каком она изложена, а именно: «… лекарственные средства и изделия медицинского назначения при условии отдельной отчетности при осуществлении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения; лекарственные средства, изготовленные в аптечном учреждении», изложена в целях соблюдения положений пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости ведения раздельного учета в целях налогообложения в случае осуществления одновременно розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и бесплатного (льготного) отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, изготовления лекарственных средств в аптечном учреждении, поскольку последний вид деятельности, а именно: бесплатный (льготный) отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения и изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении, не относится к виду предпринимательской деятельности – розничная торговля, и единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности не облагается.
Кроме того, суд при рассмотрении настоящего спора по существу принял во внимание также положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением, Обществом была уплачена государственная пошлина в сумме 6 000 руб., в том числе 2 000 руб. за рассмотрение заявления об обеспечении имущественных требований заявителя.
Учитывая то обстоятельство, что заявление о принятии обеспечительных мер судом не рассматривалось по существу в силу не устранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, то обстоятельство, что судом в ходе настоящего спора проверялась законность одного ненормативного акта государственного органа, считает необходимым в порядке распределения судебных расходов с налогового органа в пользу заявителя взыскать 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, оставшуюся сумму государственной пошлины - 4000 руб. - возвратить ООО «Сеть аптек «Забота» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -
Р Е Ш И Л :
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Сеть аптек «Забота» удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска от 23.07.2010 № 15366 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 08.09.2010 № 16-17/12843 в связи с его несоответствием Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сеть аптек «Забота» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Сеть аптек «Забота» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Решение в части признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья М.А. Третинник