АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-18440/2021
23 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2021 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваленко К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «А-Топп» (ИНН: 5406998100), г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 № 54062115200035200004,
при участии представителей сторон:
от заявителя: Гончарова В.И., доверенность от 12.08.2021, паспорт, удостоверение адвоката;
от заинтересованного лица: Поцепун М.С., доверенность № 14 от 30.07.2021, удостоверение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «А-Топп» (далее - заявитель, «А-Топп», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 № 54062115200035200004 (далее – оспариваемое постановление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КоАП РФ)
Представитель общества в ходе судебного разбирательства поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, указал на то, что работодатель имеет право выплачивать заработную плату работнику в безналичной форме, только в случае если имеется заявление работника о перечислении заработной платы ему в безналичной форме; работники общества не предоставляли заявлений о перечислении заработной платы на счета, открытые в кредитных организациях и заявитель не имел и не имеет предусмотренного законом права принудить работников к открытию счетов в кредитных организациях для перечисления заработной платы; валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме; открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена, со ссылкой на часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ просит заменить административный штраф на предупреждение, указывает, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации, в части права работника по получение заработной платы и обязанности работодателя выплатить заработную плату вне зависимости от наличия или отсутствия у них банковских счетов, имеют приоритет над нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании относительно требований заявителя возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Заслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Инспекцией при проверке соблюдения валютного законодательства было выявлено нарушение ООО «А-Топп» части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в том, что за период с 11.07.2019 по 27.12.2019 общество выплатило заработную плату из кассы иностранным гражданам в общей сумме 7 157 404 руб. 56 коп. минуя банковский счет в уполномоченном банке.
Общество, являясь резидентом, и выступая в качестве работодателя в трудовых отношениях, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в банке.
Сам факт выдачи наличных денежных средств работникам в качестве заработной платы ООО «А-Топп» не опровергается.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закон № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Поскольку валютная операция в виде выплаты юридическими лицами-резидентами дохода физическим лицам-нерезидентам осуществлена минуя счета в уполномоченных банках, инспекцией сделан вывод о наличии события и состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В связи с выявлением указанных обстоятельств 16.06.2021 уполномоченным должностным лицом инспекции, с участием законного представителя общества, составлен протокол № 54062115200035200002 об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
29.06.2021 уполномоченным должностным лицом инспекции, с участием законного представителя общества, рассмотрено дело об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, вынесено оспариваемое постановление, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 684 026 руб. 71 коп., штраф установлен в минимальном размере, применены положения части 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ (размер штрафа снижен).
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации являются резидентами.
Согласно пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части являются нерезидентами.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, физическими лицами - резидентами являются: 1)физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; 2)постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела между обществом и иностранными гражданами Таджикистана: Каххоровым А.Г., Кодировым Ф.А., Каххоровым М.Б., Сатторовым А.И., Убайдовым З.У., Хамроевым Б.Н., Хидировым Х.Х., Холиковым С.Д., Хусейновым Б.А., Хусейновым Н.Д., Умаровым Ф., Хусейновым Д.А., Зоидовым Т.Б., Умаровым Н.Ш., Бобосуфиевым М.Б., Холиковым Б.Д., Саидмуродовым Ш.А., Холиковым А.М., Хусейновым Р.С., Хусейновым Р.Р., Зиёевым М.Р., Хусейновым А.К., Хусейновым М.К., Бобосуфиеву С.И., Ёровым Б.Р., Хомидовым Р.Б., Хусейновым З.У., Имомовым А.Ш., Умарзодаи Н.Х., Хомидовым А.А., Курбоновым Ш.М., Имомовым М.С., Нарзикулзода Н.Ш., Холиковым О.А., Имомовым Р.К., Рузикуловым И.А., Курбоназаровым М.С., Имомовым Б.Р., Бобоевым Б.С., Хусейновым Ш.Д., Имомовым К.С., Хусейновым Ф.К., Бобокалоновым Х.М., Авазовым М.И., Бобосуфиевым Ё.М., Умарзода Ф.Х., Эгамовым А.Б., Ибодовым С.А., Косимовым И.Х., Дустзода М.М., Нарзикуловым Х.А., Усмоновым Н.Р., Холиковым Б.Д., Амонкуловым Н.Р., Содиковым М.М., Хужамовым Х.Х., Рузиевым Р.С., Каххоровым Б.Хамроевым. О.з.М., Рузиевым М.С. были заключены трудовые договоры.
Работники не имели вида на жительство в Российской Федерации и не имели гражданства Российской Федерации, следовательно, являлись нерезидентами.
Выдав в наличной форме денежные средства в виде заработной платы работникам-нерезидентам на общую сумму 7 157 404 руб. 56 коп. заявитель осуществил валютную операцию.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закон № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Указанной нормой Закона № 173-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень случаев, при которых расчеты при осуществлении валютных операций могут осуществляться резидентами помимо счетов в уполномоченных банках:
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам -нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами -резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ, с представителями или сотрудниками представительств указанных в пункте 18 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами по операциям в соответствии с частью 6.1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Российские государственные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с физическими лицами -нерезидентами, а также с физическими лицами - резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, по заключаемым между указанными лицами договорам об образовании, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории Российской Федерации.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках операции с наличной иностранной валютой при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.
Поскольку валютная операция в виде выплаты юридическими лицами-резидентами дохода физическим лицам-нерезидентам не предусмотрена указанным перечнем, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
В связи с указанным работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работникам-нерезидентам исключительно в безналичной форме.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела заявитель осуществлял валютные операции с нарушением требования части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность общества как резидента, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, то есть не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения обязанностей резидента при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «А-Топп» предприняло исчерпывающие меры для исполнения своих обязанностей предусмотренных Законом № 173-ФЗ в материалы дела не представлено. Вина общества подтверждена материалами дела.
Относительно довода заявителя о соблюдении им как работодателем норм трудового законодательства и приоритете данных норм над нормами валютного законодательства необходимо отметить, что нормы Закона №173-ФЗ являются специальными нормами, которые регулируют взаимоотношения в сфере валютного права, следовательно, при заключении трудового договора с лицами, являющимися нерезидентами общество должно было предусмотреть условия, являющиеся гарантией соблюдения закона.
Согласно абзацу 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащим нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку работники общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ.
Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам кроме части 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлены также Законом № 173-ФЗ.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Как следует из статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Из вышеуказанного следует, что реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Закона № 173-ФЗ.
В связи с указанным, основания для привлечения заявителя к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, имелись.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока. Квалификация правонарушения соответствует нормам части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, штраф установлен в минимальном размере, при назначении административного наказания применены положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Заявитель просит применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить административный штраф на предупреждение.
Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют исходя из положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (угроза причинения вреда безопасности государства). Кроме того, при назначении административного штрафа с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ налоговым органом размер санкции по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ был снижен в два раза, что соразмерно совершенному правонарушению и отвечает принципам юридической ответственности.
Исходя из вышеизложенного, исходя из норм статьи 210, 211 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.В.Хорошилов