НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 15.07.2010 № А45-10851/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

http://novosib.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

дело № А45-10851/2010

  резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2010 года

решение изготовлено в полном объёме 22 июля 2010 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Поляковой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» (город Новосибирск)

к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (город Новосибирск)

об оспаривании постановления

при участии представителей

заявителя: Перескоков А.К. по доверенности от 17.06.2010 № 8, паспорт 5003 987816; Фролова Е.И. по доверенности от 01.03.2010 № 4, паспорт 5004 635342

заинтересованного лица: Ушакова М.В. по доверенности от 14.01.2010 № 9, служебное удостоверение № 115 выдано 12.01.2010

установил

Сибирское ордена «Знак Почёта» открытое акционерное общество по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления, вынесенного 12.05.2010 региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе.

Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка и сроков раскрытия информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

По мнению заявителя, совершённое обществом административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, что не было учтено административным органом при назначении административного наказания.

В процессе судебного разбирательства доводы заявителя были дополнены ссылкой о неизвещении законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, просили оспариваемое постановление отменить, признать совершённое обществом правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Представитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.

При этом суд исходит из следующего.

По правилам статьи 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в следующих формах: ежеквартального отчёта эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчёт); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Указанным Положением регламентированы состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчёта эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг. Положением установлены требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещённым) ценным бумагам.

В силу абзаца 2 пункта 1.9 Положения банковские реквизиты расчётного счёта (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчёта в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утверждённым в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждении проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Поскольку общество было создано в результате приватизации, план приватизации открытого акционерного общества «Сибгипротранс», утверждённый в установленном порядке, являлся на дату его утверждения проспектом эмиссии его акций, двадцать четыре процента акций эмитента подлежали свободной продаже, то есть размещались среди заранее неопределённого круга лиц, на него распространяется действие пункта 5.1 Положения.

Согласно пункту 5.5 Положения ежеквартальный отчёт эмитента ценных бумаг должен быть составлен по форме согласно приложению № 10 к Положению.

Пунктом 5.6 Положения предусмотрено, что ежеквартальный отчёт составляется по итогам каждого квартала.

Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчёте по состоянию на дату окончания завершённого отчётного квартала, если иное не предусмотрено приложением № 10 к Положению.

Ежеквартальный отчёт представляется в регистрирующий орган не позднее сорока пяти дней с даты окончания отчётного квартала.

В срок не более сорока пяти дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчёта в сети Интернет (пункт 5.7 Положения).

Текст ежеквартального отчёта должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трёх лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Исходя из требований пункта 5.8 Положения, не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчёта эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчёте.

Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Положения установлено, что эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте (событии, действии), затрагивающем финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг в порядке, предусмотренном Положением.

Подпунктом 6.3.1 пункта 6.3 Положения определено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путём опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее шести месяцев с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Исходя из требований абзаца 1 подпункта 6.2.10 пункта 6.2 Положения, в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о дате, на которую составляется список акционеров эмитента для целей реализации прав, закреплённых акциями эмитента. Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о дате составления списка акционеров эмитента или иное решение, являющееся основанием для определения даты составления такого списка.

По правилу подпункта 6.2.12 пункта 6.2 Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента. Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания участников (акционеров) эмитента.

В силу абзаца 1 подпункта 6.2.13 пункта 6.2 Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента: дивидендов (в том числе промежуточных) по акциям и доходов по облигациям.

Моментом наступления существенного факта считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям либо решение об определении размера процента (купона) по облигациям; дата, в которую обязательство по выплате доходов по ценным бумагам эмитента должно быть исполнено, а в случае, если такое обязательство по выплате доходов по ценным бумагам должно быть исполнено эмитентом в течение определённого срока (периода времени), - дата окончания этого срока.

В соответствии с подпунктом 8.2.1 пункта 8.2 Положения открытое акционерное общество обязано раскрывать информацию в форме годового отчёта.

Согласно подпункту 8.2.4 пункта 8.2 Положения открытое акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчёта на странице в сети Интернет в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчёта акционерного общества.

Подпунктом 8.2.5 пункта 8.2 Положения установлено, что текст годового отчёта акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трёх лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Подпункт 8.6.1 пункта 8.6 Положения предусматривает обязанность общества раскрывать сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость его ценных бумаг, в том числе, информацию о принятых советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решениях.

По правилу подпункта 8.6.3 пункта 8.6 Положения сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должно быть опубликовано в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее одного дня; на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

Текст сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее шести месяцев с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет, если иной срок обеспечения доступа к указанной информации не установлен подпунктом 8.6.1 пункта 8.6 Положения.

В силу подпункта 8.6.1 пункта 8.6 Положения моментом наступления указанных в настоящем подпункте событий является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято соответствующее решение.

Для опубликования информации в сети Интернет Сибирское ордена «Знак Почёта» открытое акционерное общество по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» использует сайт закрытого акционерного общества «Центр Финансового Консалтинга» http://www.cfksib.ru/services/info/sibgiptrans.

Для опубликования информации в лейте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, заявитель использует сервер раскрытия информации информационного агентства закрытого акционерного общества «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС» http://www.disclosure.primc-tass.ru.

По результатам проведённой в отношении заявителя проверки региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе были выявлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно копии страницы в сети Интернет от 03.03.2010 и от 19.04.2010 заявителем не опубликованы на странице в сети Интернет банковские реквизиты расчётного счёта (счетов) Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в пункте 1.9 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов, что является нарушением абзаца 2 пункта 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Текст ежеквартального отчёта Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» за второй квартал 2007 года не доступен на странице в сети Интернет, что является нарушением пункта 5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Ежеквартальный отчёт заявителя за первый квартал 2009 года не содержит информацию, предусмотренную приложением № 10 к Положению, а именно:

в пункте 2.1 «Показатели финансово-экономической деятельности эмитента» отсутствует анализ платёжеспособности и финансового положения эмитента на основе экономического анализа динамики приведённых показателей в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет); в подпункте 2.3.3 пункта 2.3 «Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного третьим лицам» не раскрыта информация о размере обеспеченного обязательства эмитента (третьего лица) и сроке его исполнения; условиях предоставления предмета залога; о сроке, на который обеспечение предоставлено; отсутствует информация об оценках риска неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченных обязательств эмитентом (третьими лицами) с указанием факторов, которые могут привести к такому неисполнению или ненадлежащему исполнению, и вероятности возникновения таких факторов; в подпункте 3.2.2 пункта 3.2 «Основная хозяйственная деятельность эмитента» не указаны стандарты (правила), в соответствии с которыми подготовлена бухгалтерская отчётность и произведены расчёты, отражённые в настоящем пункте ежеквартального отчёта;в подпункте 3.2.4 пункта 3.2 «Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента» не описаны возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния; в подпункте 4.1.1 пункта 4.1 «Прибыль и убытки» не приведён экономический анализ прибыльности/убыточности эмитента исходя из динамики приведённых показателей; в том числе, не раскрыта информация о причинах, которые, по мнению органов управления эмитента, привели к убыткам/прибыли эмитента, отражённым в бухгалтерской отчётности по состоянию на момент окончания отчётного квартала в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет);в подпункте 4.1.2 пункта 4.1 «Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности» не указаны факторы (влияние инфляции, изменение курсов иностранных валют, решения государственных органов, иные экономические, финансовые, политические и другие факторы), которые, по мнению органов управления эмитента, оказали влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг, затрат на их производство и продажу (себестоимости) и прибыли (убытков) от основной деятельности (валовой прибыли) за соответствующий отчётный период по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года;в пункте 4.2 «Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств» отсутствует экономический анализ ликвидности и платёжеспособности эмитента, достаточности собственного капитала эмитента для исполнения краткосрочных обязательств и покрытия текущих операционных расходов эмитента на основе экономического анализа динамики приведённых показателей в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет);в подпункте 4.5.1 пункта 4.5 «Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента» отсутствует информация о прогнозе в отношении продолжительности действия факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента и результаты такой деятельности; действиях, предпринимаемых эмитентом, и действиях, которые эмитент планирует предпринять в будущем для эффективного использования данных факторов и условий; способах, применяемых эмитентом, и способах, которые эмитент планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента; существенных событиях/факторах, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения эмитентом в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчётный период, а также вероятности наступления таких событий (возникновения факторов); существенных событиях/факторах, которые могут улучшить результаты деятельности эмитента, и вероятности их наступления, а также продолжительность их действия;в пункте 5.6. «Сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по органу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента по органу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента» отсутствует информация с указанием размера всех видов вознаграждений, в том числе заработной платы, премии, комиссионных, льгот и/или компенсации расходов, а также иных имущественных предоставлений, которые были выплачены эмитентом за последний завершённый финансовый год, а также сведений о существующих соглашениях относительно таких выплат в текущем финансовом году;отсутствует информация, предусмотренная пунктом 6.5 «Сведения об изменениях в составе и размере участия акционеров (участников) эмитента, владеющих не менее чем пятью процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем пятью процентами его обыкновенных акций»; в пункте 7.1 «Годовая бухгалтерская отчётность эмитента» указывается состав годовой бухгалтерской отчётности эмитента, прилагаемой к ежеквартальному отчёту. Согласно представленному в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе ежеквартальному отчёту заявителя за первый квартал 2009 в содержащейся в нём годовой бухгалтерской отчётности отсутствуют аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчётности Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс», если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, а также пояснительная записка; в пункте 7.2 «Квартальная бухгалтерская отчётность эмитента за последний завершённый отчётный квартал» не указан состав квартальной бухгалтерской отчетности эмитента, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за первый квартал 2009 года;в представленной бухгалтерской отчётности отсутствует отчёт о прибылях и убытках, что является нарушением пункта 5.5 и подпунктов 8.3.3 и 8.3.4 пункта 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.Аналогичные нарушения содержат ежеквартальные отчёты заявителя за второй, третий и четвёртый кварталы 2009 года.

Кроме того, в ежеквартальном отчёте заявителя за третий квартал 2009 года имеются следующие нарушения:

отсутствует информация, предусмотренная подпунктом 8.1.5 пункта 8.1 «Сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее чем пятью процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем пятью процентами обыкновенных акций»; отсутствует информация, предусмотренная пунктом 8.2 «Сведения о каждой категории (типе) акций эмитента»; в пункте 8.6 «Сведения об организациях, осуществляющих учёт прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента» не указаны: место нахождения регистратора; номер, дата выдачи, срок действия лицензии регистратора на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, орган, выдавший указанную лицензию;отсутствует информация, предусмотренная пунктом 8.7 «Сведения с законодательных актах, регулирующих вопросы импорта и экспорта капитала, которые могут повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нерезидентам»; отсутствует информация, предусмотренная пунктом 8.8 «Описание порядка налогообложения доходов по размещённым и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента»; отсутствует информация, предусмотренная пунктом 8.9 «Сведения об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента, а также о доходах по облигациям эмитента», что является нарушением требования пункта 5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.По результатам проверки также установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах.

Согласно копии протокола годового общего собрания акционеров Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» 20.06.2009 было проведено годовое общее собрание акционеров.

Согласно копии страницы в сети Интернет информационного агентства закрытого акционерного общества «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС» заявитель не опубликовал сообщение о существенном факте «Сведения о решениях общих собраний» в срок до 22.06.2009 включительно в Ленте новостей, что является нарушением подпункта 6.1.1 пункта 6.1, подпункта 6.2.12 пункта 12, подпункта 6.3.1 пункта 6.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с копией протокола годового общего собрания акционеров Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» от 20.06.2009 обществом было проведено годовое общее собрание акционеров, на котором были принято решение о выплате дивидендов.

Согласно копии страницы в сети Интернет информационного агентства закрытого акционерного общества «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС» сообщение о существенном факте «Сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента» в срок до 22.06.2009 включительно не опубликовано в Ленте новостей, что является нарушением подпункта 6.1.1 пункта 6.1, подпункта 6.2.13 пункта 6.2, подпункта 16.3.1 пункта 6.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Кроме того, по результатам проверки установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме годового отчёта эмитента.

На годовом общем собрании акционеров Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» 20.06.2009 был утверждён годовой отчёт общества за 2008 год.

Согласно копиям страницы в сети Интернет от 03.03.2010 и от 19.04.2010 текст годового отчёта за 2008 год не доступен на странице в сети Интернет, что является нарушением подпункта 2.5 пункта 8.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

По результатам проверки также установлены нарушения требований законодательства, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость его ценных бумаг.

В соответствии с копией протокола заседания совета директоров общества от 12.05.2009 на заседании было принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров общества, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров общества.

Сибирское ордена «Знак Почёта» открытое акционерное общество по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» не опубликовало сообщение о принятых советом директоров общества решениях, а именно решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров общества, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров в срок до 13.05.2009 включительно в Ленте новостей, что является нарушением подпункта 8.6.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

На заседании совета директоров Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» 18.12.2009 было принято решение о расторжении договора с регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг общества, а также об утверждении регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества, и договора с ним.

Заявитель не опубликовал сообщение о принятых советом директоров общества решениях, а именно о расторжении договора с регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных общества, а также об утверждении регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества, и договора с ним в срок до 21.12.2009 включительно в Ленте новостей, что является нарушением подпункта 8.6.3 пункта 8.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Указанные нарушения зафиксированы актом камеральной проверки деятельности общества по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах в части, касающейся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, от 19.04.2010.

Протокол об административном правонарушении составлен 22.04.2010 в присутствии представителя Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс».

Постановлением от 12.05.2010 Сибирское ордена «Знак Почёта» открытое акционерное общество по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд находит постановление о привлечении общества к административной ответственности законным и в этой связи не подлежащим отмене.

Доводы заявителя о том, что при привлечении общества к административной ответственности были нару­шены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответствен­ности, предусмотренные законом, а именно - законный представитель общества не был изве­щён о месте и времени составления протокола об административном правонаруше­нии, не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Исходя из положений части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» отметил, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определёнными способами, в частности путём направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Как следует из материалов дела, региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе в адрес Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» 19.04.2010 была направлена телеграмма о вызове законного представителя общества в Региональное отделение 22.04.2010 для составления протокола об административном правонарушении.

Согласно уведомлению о вручении телеграмма от 19.04.2010 была получена сотрудником Сибирского ордена «Знак Почёта» открытого акционерного общества по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» А.А. Бибиной 20.04.2010 в 14-25.

Факт получения телеграммы, содержащей сведения о месте и времени составления протокола об административном нарушении, обществом не оспаривается.

Таким образом, юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - Сибирское ордена «Знак Почёта» открытое акционерное общество по проектированию и изысканиям объектов транспортного строительства «Сибгипротранс» было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Факт того, что телеграмма не была получена лично законным представителем общества, не свидетельствует о неуведомлении общества о совершении в отношении него отдельных процессуальных действий в рамках административного производства, поскольку исходя из буквального толкования части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решающее значение имеет факт надлежащего извещения юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а не его законного представителя.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица.

Вручение извещения сотруднику организации признаётся надлежащим способом извещения юридического лица.

Доводы заявителя о том, что совершённое обществом правонарушение является малозначительным, так же не могут быть приняты во внимание судом.

По правилам статьи 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также в силу пунктов 5.1 - 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг на акционерное общество возложена обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

Следовательно, акционерное общество должно организовать такой порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, который позволил бы обеспечить на постоянной основе своевременное, полное и надлежащее раскрытие информации на рынке ценных бумаг, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении представителем общества были даны объяснения, в соответствии с которыми административное правонарушение произошло ввиду некачественного оказания услуг исполнителем, обществом с ограниченной ответственностью «СЦФК», отвечающим за раскрытие открытым акционерным обществом «Сибгипротранс» информации на рынке ценных бумаг.

Суд полагает, что ненадлежащее осуществление функций исполнителем, ответственным за раскрытие вышеуказанной информации, не освобождает общество от исполнения обязанности, возложенной на него законом, и не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности за совершение административного правонарушения.

Представленные объяснения не свидетельствуют об отсутствии у общества возможности соблюсти требования законодательства Российской Федерации, касающиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Доказательства того, что исполнению обязанностей общества препятствовали объективные и непредотвратимые обстоятельства, суду не представлены.

При таких условиях суд считает, что общество, имея возможность по выполнению требований законодательства, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, не предприняло надлежащих мер по их исполнению, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Довод заявителя об отсутствии каких-либо негативных последствий и доказательств причинения материального вреда в результате совершения им правонарушения не может быть принят во внимание судом.

Для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях достаточно факта нарушения обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий в виде причинения материального ущерба государству, обществу или акционерам.

Ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, поэтому наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.

Необходимость исполнения открытым акционерным обществом обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг не поставлена законодателем в зависимость от наличия (отсутствия) каких-либо факторов, а связана лишь с фактом регистрации проспекта ценных бумаг.

При этом возможность неисполнения открытым акционерным обществом данной обязанности действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Целью регулирования института раскрытия информации на рынке ценных бумаг применительно к корпоративным отношениям является обеспечение её доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации, а также защита интересов инвесторов от недобросовестной деятельности и злоупотреблений лиц, имеющих влияние на деятельность акционерного общества.

Круг лиц, обладающих правом доступа к информации, раскрываемой акционерными обществами, не ограничен, в указанный круг лиц входят не только инвесторы, поэтому любое лицо должно иметь возможность свободного доступа к такой информации (вне зависимости от того, является ли такое лицо акционером или нет и вне зависимости от целей получения данной информации).

Совершённое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере доступа к информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг.

Опубликование информации в форме ежеквартального отчёта эмитента, сообщений о существенных фактах, а также списка аффилированных лиц является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг.

Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей (соблюдению порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг), в нарушении заявителем принципа информационной прозрачности рынка ценных бумаг, а также в нарушении заявителем прав неопределённого круга лиц на открытый доступ к информации, подлежащей обязательному раскрытию на рынке ценных бумаг.

О степени общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством), также свидетельствует установленный законодателем значительный размер штрафа.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в связи с чем правонарушение считается совершённым в момент неисполнения установленной законом обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

По правилу статьи 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учётом приведённых норм права суд полагает, что признание правонарушения, совершённого заявителем, малозначительным противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что такие обстоятельства как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пункту 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

При этом освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, как пояснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, является правом, а не обязанностью суда.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что нарушение процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг создаёт существенную угрозу охраняемым общественным интересам.

При этом суд исходит из того, что отсутствие такой информации лишает заинтересованных лиц (том числе потенциальных инвесторов, контрагентов и клиентов) возможности принимать взвешенные и эффективные решения в процессе хозяйственной деятельности.

С учётом изложенного оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА