НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 09.11.2021 № А45-23696/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-23696/2021

15 ноября 2021 года

резолютивная часть решения объявлена 9 ноября 2021 года

решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2021 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Галкиной Н.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шишкиной С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента лесного хозяйства Томской области (ИНН 7017317947), г. Томск

к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406388224), г. Новосибирск

о признании недействительным пункта 1 предписания № 1/08-13 от 14.01.2021 об устранении выявленных нарушений, о признании недействительным предписания № 26/08-13 от 09.07.2021 об устранении выявленных нарушений,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Латат» (ИНН 7014059663)

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: Круглова Т.П. – представитель по доверенности от 30.08.2021, паспорт, диплом

заинтересованного лица: не явился, извещено

третьего лица: Абросимова Н.Э. – представитель по доверенности от 23.09.2021, паспорт, диплом, Аксенов А.А. – представитель по доверенности от 24.09.2021, паспорт

установил: департамент лесного хозяйства Томской области (далее – заявитель, департамент области) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, департамент округа) о признании недействительным пункта 1 предписания № 1/08-13 от 14.01.2021, о признании недействительным предписания № 26/08-13 от 09.07.2021.

Определением от 03.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Латат» (далее – третье лицо, общество).

Требования заявителя мотивированы тем, что департамент округа уполномочен осуществлять контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, целями контроля за переданными полномочиями являются выявление и предупреждение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственными организациями при осуществлении ими переданных полномочий, а также оценка эффективности и качества исполнения переданных полномочий. Предметом осуществления контроля за переданными полномочиями является соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственными организациями законодательства Российской Федерации в области лесных отношений при осуществлении ими переданных полномочий. Соблюдение требований лесного законодательства арендаторами лесных участков не отнесено к предмету контроля, осуществляемого Рослесхозом и его территориальным органом. В указанной ситуации, нарушение требований законодательства со стороны арендаторов лесных участков, не являясь предметом контроля со стороны департамента округа, не могло быть оценено как нарушение, допущенное департаментом области при исполнении переданных полномочий, и соответственно основанием вынесения предписания. Также заявитель указал, что в ходе исполнения предписания, им была проведена работа в целях соблюдения претензионного порядка перед подачей искового заявления о расторжении договора аренды лесного участка. В ходе проведенной работы, департаментом области не установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для расторжения договора аренды лесного участка. Заявитель полагает, что оспариваемыми предписаниями затрагиваются его имущественные интересы, так как оспариваемым пунктом 1 предписания № 1/08-13 от 14.01.2021 возложены обязанности, касающиеся осуществления функций арендодателя в договоре аренды лесного участка от 27.12.2008 № 87/04/08.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо в отзыве требования не признало, указав на законность и правомерность предписаний.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.

Третье лицо поддержало требования заявителя, ссылаясь на отсутствие оснований для вынесения спорных предписаний, по результатам проверки, департаментом округа сделаны ошибочные выводы о нарушении обществом условий договора в части выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Представители третьего лица в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве и требования заявителя.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

На основании, в том числе, пункта 8 протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 № ВА-П11-51пр, в соответствии с приказом департамента округа от 24.11.2020 № 479 «О проведении внеплановой выездной проверки», от 01.12.2020 № 488 «О внесении изменений в приказ Департамента лесного хозяйства по СФО от 24.11.2020 № 479», департаментом округа проведена внеплановая выездная проверка департамента области.

В ходе внеплановой выездной проверки деятельности в отношении департамента области рассмотрены вопросы в соответствии с заданием на проведение внеплановой проверки, проверены договоры лесных участков для заготовки древесины, проекты освоения лесов к ним и отраслевая отчетность о выполнении мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.

Проверке подлежал и договор аренды лесных участков № 87/04/08 от 27.12.2008 (далее – договор аренды), арендатором по которому является общество.

В ходе проверки департаментом округа установлено следующее.

Так, согласно проекту освоения лесов предусмотрены ежегодные объемы по воспроизводству лесов в разрезе лесничеств (Томское и Корниловское), включающие в себя создание лесных культур, комбинированное лесовосстановление и естественное вследствие природных процессов. В Корниловском лесничестве проект освоения лесов предусматривает ежегодное создание лесных культур на площади 54, 3 га, комбинированное лесовосстановление на площади 9, 5 га, естественно лесовосстановление на площади 225, 4 га. В Томском лесничестве ежегодный объем исскуственного лесовосстановления составляет 17, 6 га, комбинированного – 5, 8 га, естественного – 110, 3 га. Обществом мероприятия по воспроизводству лесов выполнены: в 2018 году – по плану – 414, 1 га, фактически – 287, 65 га, в 2019 году – по плану - 414, 1 га, фактически – 192, 63 га, три квартала 2020 года – по плату – 414, 1 га, фактически – 67, 8 га. Также установлены факты невыполнения обществом плановых объемов мероприятий по уходу за молодняком и по охране лесов в части уходов за минерализованными полосами.

Результаты проверки зафиксированы в акте № 3 от 15.12.2020.

По результатам проверки департамент округа пришел к выводу о том, что обществом допущены неоднократные нарушения условий договора аренды и в адрес департамента области вынесено предписание № 1/08-13 от 14.01.2021, согласно пункту 1 которого департаменту области в срок до 01.06.2021 предписано обеспечить принятие мер по расторжению договора аренды лесного участка от 27.12.2008 № 87/04/08 с ООО «Латат» в соответствии с действующим законодательством за неисполнение договорных обязательств (по договору аренды лесного участка от 27.12.2008 № 87/04/08 неоднократно допущено невыполнение в полном объеме мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов). В качестве основания указаны статьи 53, 61 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 5 Правил пожарной безопасности в лесах от 30.06.2007 № 417 (действующих в момент выявления), пункты 5, 25 Правил пожарной безопасности от 07.10.2020 № 1614 (действующих в момент вынесения предписания)

Во исполнение предписания департаментом области осуществлена самостоятельная оценка выполнения обществом объемов мероприятий по охране и воспроизводству лесов, предусмотренных условиями договора аренды и проектом освоения лесов. Департаментом области не установлено обстоятельств, подтверждающих выводы департамента округа о неоднократно допущенном обществом невыполнении в полном объеме мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по договору аренды. Оснований для применения к обществу мер ответственности в виде принудительного досрочного расторжения договора аренды департамент области не усмотрел и направил об этом информацию и копии соответствующих материалов об исполнении предписания в департамент округа.

На основании приказа от 15.06.2021 № 247 в отношении департамента области проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой вынесен акт № 32 от 08.07.2021 о неисполнении пункта 1 предписания от 14.01.2021 № 1/08-13 «Об устранении выявленных нарушений».

09.07.2021 департаменту области вынесено предписание № 26/08-13, обязывающее в срок до 01.03.2022 обеспечить исполнение пункта 1 предписания № 1/08-13 от 14.01.2021 в части принятия мер по расторжению договора аренды, заключенного с обществом, в соответствии с действующим законодательством за неисполнение договорных обязательств.

Полагая, что предписания нарушает его права и законные интересы, департамент области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив и проверив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.

Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.

Довод заявителя о том, что нарушение требований лесного законодательства арендаторами лесных участков не отнесено к предмету контроля, осуществляемого заинтересованным лицом, а выявленные нарушения не могли быть оценены, как нарушения, допущенные департаментом области, судом не принимается.

Департамент округа является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Сибирского федерального округа, которому Российской Федерацией переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе по предоставлению в границах лесного фонда лесных участков в пользование, аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и др. (приказ Рослесхоза от 19.06.2015 № 204 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу»).

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определен перечень отдельных полномочий в сфере лесных отношений, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

Порядок организации плановых и внеплановых проверок осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 03.07.2019 № 434 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

Согласно пункту 31 приказа Минприроды России от 03.07.2019 № 434 основания проведения внеплановой проверки установлены пунктом 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 5 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

Внеплановая проверка была проведена на основании пункта 8 Протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.А. Абрамченко от 22.07.2020 № ВА-П11-51пр, согласно которому Рослесхозу необходимо продолжить проведение контрольных мероприятий по проверке соблюдения порядка заключения и реализации долгосрочных договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.

Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128, целями и задачами департамента области являются эффективная лесная политика, обеспечивающая многоцелевое, рациональное, неистощительное использование лесов и лесных ресурсов, эффективная лесопромышленная политика, обеспечивающая устойчивое развитие лесного комплекса области, эффективная реализация прав пользования и распоряжения лесами, эффективная охрана, защита лесов и их воспроизводство.

Таким образом, департамент области вправе и обязан осуществлять контроль за соблюдением арендаторами условий договоров аренды. Таким образом, предписание вынесено в пределах полномочий департамента округа, так как обеспечение мер, направленных на соблюдение условий договора аренды лесного участка, входит в обязанности департамента области.

Как установлено судом, предписание № 1/08-13 от 14.01.2021 вынесено департаментом округа по результатам выездной внеплановой проверки, в ходе которой было установлено невыполнение обществом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в 2018, 2019 годах, 3 квартале 2020 года.

Основанием для вынесения предписания в адрес департамента области послужили выводы департамента округа о нарушении обществом статей 53, 61 ЛК РФ и Правил пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Частью 2 статьи 53 ЛК предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

В соответствии со статьей 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.

Частью 1 статьи 62 ЛК РФ определено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

Обязанность осуществлять лесовосстановление на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, в силу части 2 указанной статьи возложена на арендаторов этих лесных участков.

Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев или посева семян лесных растений. Комбинированное восстановление лесов предусматривает сочетание естественного и искусственного восстановления. Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, оставление деревьев-обсеменителей, минерализации почвы и других подобных мер.

Для установления правомерности вывода департамента округа о существенном нарушении обществом условий договора аренды, необходимо сопоставить объем и сроки выполнения противопожарных и лесовосстановительных работ, согласованных в проекте основания лесов с фактически выполненными обществом работами.

Согласно договору аренды в аренде у общества находятся лесные участки, расположенные в Томской области, Томском районе, Корниловском, Томском лесничествах.

В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, а также иные лесохозяйственные работы и уход за лесом на частях лесных участков на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов (подпункт «з» пункта 3.4 договора аренды).

В соответствии с Проектом освоения лесов (далее - ПОЛ), получившим положительное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов № 3903, утвержденное распоряжением департамента области от 31.07.2015 № 553, рассчитанный ежегодный объем по способам лесовосстановления на арендуемом лесном участке в Корниловском лесничестве составляет искусственное лесовосстановление - 45,3 га, комбинированное лесовосстановление - 9,5 га, естественное лесовосстановление - 225,4 га; на арендуемом лесном участке в Томском лесничестве составляет: искусственное лесовосстановление: 17,6 га, комбинированное лесовосстановление: 5,8 га, естественное лесовосстановление - 110,3 га (таблица 17 ПОЛ, стр. 107).

Указанные количественные показатели приведены с учетом 100% освоения расчетной лесосеки. Указанный объем лесовосстановления подлежит корректировке при специальном обследовании в ходе ежегодного учета земель, не покрытых лесной растительностью, а на лесосеках - при отводе (ПОЛ, стр.92).

Из представленных в материалы дела отчетов 1-ИЛ за 2018, 2019, 2020 годы усматриваются следующие показатели освоения лесосеки (вырубки): Томское лесничество: 2018 год – 122, 74 га, 2019, 2020 годы - 0, суммарный показатель – 2018 год – 295, 2 га, 2019 год – 32, 4га, 2020 год – 0, Корниловское лесничество: 2018 год – 172, 64 га, 2019 год – 32, 4 га, 2020 год – 0.

Согласно ПОЛ на частях лесных участков, переданных в аренду обществу ежегодный допустимый объем изъятия древесины составляет: Томское лесничество - 15784 куб. м, Корниловское лесничество - 38218 куб. м. За указанные периоды объем освоения расчетной лесосеки в 2018 году на площади 172,46 га (Корниловское лесничество) составил 30416 кум. м, объем лесозаготовки в 2018году на площади 122,74 га (Томское лесничество) составил 15724 куб. м, объем лесозаготовки в 2019 году на площади 32,4 га (Корниловское лесничество) составил 6066 куб. м.

Согласно отчету 1-ВЛ общество произвело следующие работы.

По Томскому лесничеству:

Год

Естественное лесовосстановление

Искусственное лесовосстановление

Комбинированное лесовосстановление

Всего

2018

111,04 га

0

0

111,04

2019

111,95 га

29 га

19,28 га

160,23 га

2020

17,6 га

5,8 га

23,4 га

Кроме этого, произведены следующие работы: уход за лесными культурами – 2018 год - 7,6га, 2019 год - 61,38га, 2020 год - 191,44 га уход за лесами (прореживание) - 2018 год - 0,88га. В 2018 году велась лесозаготовка в выделах, где предусмотрено естественное лесовосстановление на площадях, в соответствии с тематической картой, предусмотренной ПОЛ.

По Корниловскому лесничеству:

Год

Естественное лесовосстановление

Искусственное лесовосстановление

Комбинированное лесовостановление

Всего:

2018

171,61 га

0

0

171,61

2019

32,4 га

0

0

32,4 га

2020

0

50,16 га

0

50,16 га

Произведены следующие работы: уход за лесными культурами – 2018 год - 15 га, 2019 год - 10га, 2020 год - 50,16га. В 2018 году велась лесозаготовка в выделах, где предусмотрено естественное лесовосстановление на площадях, в соответствии с тематической картой, предусмотренной Проектом восстановления лесов, кроме выделов № 8 (5,6 га), № 16 (11 га), № 110 выдел 1 (31,81 га). Общая площадь составила 48,41 га. В 2019 году велась лесозаготовка в выделах, где предусмотрено естественное лесовосстановление на площадях, в соответствии с тематической картой, предусмотренной ПОЛ.

Плановые показатели объема лесовосстановления, предусмотренные ПОЛ предстоящего периода подлежат корректировке исходя из объемов использования (рубок) в соответствующем году.

Из пояснений третьего лица следует, что поскольку фактические объемы вырубленного леса значительно отличаются от плана, приведенного в таблицах, лесовосстановительные работы в объеме, отраженном в показателе «план» невозможны, исходя из того, что значительная территория участка еще покрыта лесным массивом, а вырубка леса, в период 2019 года велась в минимальном объёме от запланированного (предусмотренного ПОЛ), в 2020 году вырубка леса не велась.

Плановые объемы мероприятий по охране лесов в части ухода за минерализированными полосами в 2018, 2019 годах обществом выполнены в полном объеме, что следует из отчета 1-ОЛ, установлен ПСПИ (пункт сосредоточенияротивопожарного инвентаря), установлены информационные стенды. Мероприятия по противопожарному обустройству лесов в Корниловском лесничестве, указанные в таблице 11 ПОЛ выполнены в полном объеме, что подтверждается отчетами (1-ЗЛ).

На основании приведенных выше показателей суд приходит к выводу о том, что обществом выполняются работы по лесовосстановлению и противопожарные мероприятия на арендованных лесных участках. Данные работы выполняются обществом с учетом скорректированных показателей, а также с учетом того обстоятельства, что значительная часть лесных участков, предназначенных для лесовосстановления не нуждается в искусственном либо в комбинированном лесовосстановлении, так как на них восстановлено лесное насаждение естественным лесовосстановлением и данные лесные участки должны быть отнесены к землям, на которых расположены леса.

Как следует из пояснений общества, оно продолжает выполнять запланированные мероприятия, утверждены акты отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.

Суд соглашается с доводом третьего лица, о том, что департаментом округа при проверке не был учтен тот факт, что проектируемые способы и объемы лесовосстановления, предусмотрены ПОЛ в период с 15.07.2015 по 31.12.2021.

Департамент области подчеркнул, что общество является добросовестным арендатором и расторжение договора аренды повлечет для департамента области неблагоприятные последствия, в виде потери арендной платы.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что у департамента округа отсутствовали основания для вывода о допущенных обществом неоднократных нарушениях условий договора аренды в части выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и соответственно законные основания для выдачи оспариваемых предписаний.

С учетом того, что заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по заявлению не распределяются.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее мотивированное решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным пункт 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу № 1/08-13 от 14.01.2021 об устранении выявленных нарушений, признать недействительным предписание Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу № 26/08-13 от 09.07.2021 об устранении выявленных нарушений.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Н.С. Галкина