НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новгородской области от 17.09.2007 № А44-1883/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий НовгородДЕЛО №  А44-1883/2007

21 сентября 2007 г.  

17 сентября 2007 г. – объявлена резолютивная часть решения.

21 сентября 2007 г. изготовлен полный текст решения.

Арбитражный суд  Новгородской области в составе:

судьи И.Г. Лариной

при  ведении  протокола судебного заседания   секретарем   судебных   заседаний  Ильюшиной Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению

Комитета лесного хозяйства Новгородской области

к ООО «Калинлеспром»

о взыскании неустоек в сумме 17340 руб. 40 коп.
при участии:

от заявителя – нач. отд. Никаноров В.В., дов. от 21.08.2007 г. № 529

от ответчика – директор Кулешова З.Д., вып. из приказа № 10 от 5.12.2002 г.

УСТАНОВИЛ:

 Комитет лесного хозяйства Новгородской области обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «Калинлеспром» неустоек за непроведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода в сумме 17340 рублей 40 коп.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на протоколы о лесонарушении от  26.04.2007 г. № 3 и № 4, а также письмо о добровольной уплате неустоек от 10.05.2007 г. № 390.

В обоснование своего права проводить в порядке осуществления государственного контроля проверки соблюдения лесного законодательства, составлять протоколы и взыскивать в судебном порядке неустойки за нарушение лесохозяйственных требований заявитель со слался на п. 4.1, 4.6, 4.8 Положения о Комитете лесного хозяйства Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации области от 26.12.2006 г. № 544 и Временный порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора на территории области, утвержденный  постановлением   Администрации области от 19.04.2007 г. № 105.

Заявитель указал, что обязанность лесопользователя проводить доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода предусмотрена п. 28 «г» Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, а неустойки за невыполнение данной обязанности  п. 72 «н» Правил.

Порядок составления и форма протокола о лесонарушении предусмотрены действующей Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 г. № 1.

ООО «Калинлеспром» с заявленными требованиями не согласилось, т. к. протоколы о лесонарушении составлены с нарушением Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства. Такого лесонарушения, как не проведение   доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода Инструкцией не предусмотрено.

Имеются разночтения в формулировке вида нарушения в протоколах и в заявлении в суд.

По мнению ответчика, Комитетом фактически проведено промежуточное освидетельствование, которое неправомерно оформлено протоколом о лесонарушении. При этом комитетом не учтено, что на момент проверки проводилась весенняя доочистка делянок. Согласно  актам  освидетельствования  мест  рубок  от 18.05.2007 г. и  от 27.07.2007 г.,  проведенного Пестовским лесхозом, неудовлетворительной очистки указанных лесосек  не установлено.

 Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат отклонению.

При рассмотрении дела установлено, что 26 апреля 2007 г. Комитетом лесного хозяйства Новгородской области проведена проверка полноты очистки мест рубок леса от порубочных остатков и готовности к пожароопасному сезону 2007 года в ООО «Калинлеспром».

В ходе проверки выявлена недоочистка мест рубок по лесорубочному билету № 229 от 10.11.2006 г. в квартале 78, выдел 26 Абросовского лесничества на площади 1,1 га из 2,9 га; по лесорубочному билету № 14 от 16.02.2006 г., в квартале 58, выдел 16, Абросовского лесничества – на площади 3,3 га из 5,5 га. 26.04.2007 г. По указанным фактам составлены протоколы № 3 и № 4 (л.д. 4-5, 11, 15).

На основании п. 72 «н» Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации ответчику начислена неустойка в общей сумме 17340 руб. 40 коп.

Согласно п. 3.2.10 Положения о Комитете лесного хозяйства  Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации области от 26.12.2006 г. № 544 в полномочия комитета входит осуществление государственного лесного контроля и надзора в установленном порядке.

Приказом комитета от 1.02.2007 г. № 12 утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих лесной контроль и  надзор (государственных лесных инспекторов). В соответствии с этим приказом, начальник отдела охраны, защиты леса, государственного лесного контроля и надзора комитета является по должности государственным инспектором, который вправе проводить проверки соблюдения лесопользователями лесного законодательства в порядке осуществления государственного контроля.

На момент проведения комитетом проверки действовал Временный порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора, утвержденный постановлением Администрации области от 19.04.2007 г. № 105 утративший силу с принятием постановления Правительства РФ от 22.07.2007 г. № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».

Пунктами 6.2, 6.3, 6.4, 6.7, 6.9, 6.10 Временного порядка предусмотрено право государственных лесных инспекторов проводить проверки лесного законодательства, составлять по результатам проверок акты, давать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы о нарушениях лесного законодательства в пределах своей компетенции, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, предъявлять иски в суд, арбитражный суд.

Приказом Министерства природных ресурсов  Российской Федерации от 2.10.2006 г. № 228 утвержден Порядок оформления результатов проверок при осуществлении государственного контроля за составлением, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Приказом № 228 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 30.10.2006 г. № 8418) утверждена также форма актов проверок и предписаний по устранению выявленных нарушений.

Протокол, как документ, который   выносится по результатам    проверки,    приказом № 228 не предусмотрен.

В обоснование правомерности составления протокола о выявленных лесонарушениях заявитель сослался на раздел пятый Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 г. № 1.

Вместе с тем, с 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных актах Союза ССР (ст. 4 Федерального закона от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях)».

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства предусмотрена статьями 7.9, 7.10, 8.24-8.28, 8.30-8.32, 8.39 КоАП РФ.

Согласно ст. 23.24, ч. 1, п. 32 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица комитета, как государственного органа, уполномоченного в области использования, охраны и защиты лесного фонда, вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административной ответственности за нарушения лесного законодательства.

Указанные нормы согласуются с правами комитета, предусмотренными п. 4.6 Положения о комитете лесного хозяйства Новгородской области и п. 6.9, 6.10 Временного порядка осуществления государственного лесного контроля и надзора на территории области, действовавшего во время проведения проверки ООО «Калинлеспром».

Порядок, форма и сроки составления протокола об административном правонарушении предусмотрены ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ.

Составленные заявителем протоколы от 26.04.2007 г. № 3 и № 14 указанным требованиям не отвечают.

Ссылка заявителя на действующие Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением  Правительства РФ от 1.06.1998 г. № 551 несостоятельна.

Согласно п. 66 указанных Правил основанием для взыскания неустоек за лесонарушения, в том числе, лесонарушения, предусмотренные п. 72 «н» Правил, является акт освидетельствования (контрольного освидетельствования) мест рубок.

Из ст. 68 АПК РФ следует, что «обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в суде другими доказательствами».

Таким образом, протоколы о лесонарушении от 26.04.2007 г. № 3 и № 4 не являются допустимыми доказательствами по настоящему делу.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с под. 1. п. 1 ст. 333.37 НК РФ Комитет лесного хозяйства Новгородской области освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 216 АПК РФ, арбитражный суд    

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Комитета лесного хозяйства Новгородской области к ООО «Калинлеспром» о взыскании неустоек в сумме 17 340 руб. 40 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в  месячный срок со дня принятия.

Судья                                                                                                     И.Г. Ларина