НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новгородской области от 06.03.2008 № А44-39/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород

07 марта 2008 г. ДЕЛО № А44-39/2008

Резолютивная часть объявлена 06 марта 2008 г.

Арбитражный суд Новгородской области в составе

  судьи Куроповой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кононовым В.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  Общества с ограниченной ответственностью «Комплекс»

к Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Новгородской области

о признании незаконным решения налогового органа

при участии от заявителя ФИО1 представителя по доверенности, от ответчика ФИО2 специалиста 1 разряда юротдела ФНС №7, ФИО3 главного государственного инспектора

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Комплекс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Новгородской области (далее – инспекция) от 28.09.2007 г. №33 в части привлечения ООО «Комплекс» по ст.123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 16 671 руб., по пункту 1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 934 руб.80 коп., доначисления и взыскания НДФЛ в сумме 82 957 руб., пеней в сумме 14 900 руб., доначисления и взыскания страховых взносов в сумме 131 491 руб., пеней в сумме 25 067 руб., взыскания единого налога в сумме 17 215 руб., пеней в сумме 1 670 руб.93 коп.( с учетом уточнения).

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, пояснив, что не согласен с выводами налогового органа о неправомерности включения в расходы 114 767 руб. лесных податей уплаченных за лесорубочные билеты приобретенные на лесных аукционах. Согласно статье 103 Лесного Кодекса РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати являются затратами общества, связанными с осуществлением основной деятельности. Затраты в сумме 114 767 руб. были обоснованно включены в расходы уменьшающие доходы по упрощенной системе налогообложения. Следовательно, доначисление к уплате единого налога в сумме 17 215 руб., пеней в сумме 1 670 руб.93 коп. и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 934 руб.80 коп. является неправомерным.

Налоговым органом расчетным путем определен размер средней месячной заработной платы, в связи с чем доначислен к уплате НДФЛ в сумме 82 957 руб. и взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 131 491 руб., что противоречит подпункту 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. В организации велся учет доходов и расходов, первичные бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета проверялись инспекцией при проведении налоговой проверки. Размер заработной платы соответствует трудовым договорам, ведомостям по начислению заработной платы. Налоговое законодательство не предоставляет право налоговым органам определять расчетным путем размер средней заработной платы, выплачиваемой предприятием работникам. НДФЛ был исчислен, удержан и перечислен исходя из выплаченных сумм дохода. Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки не установлены документально подтвержденные факты занижения налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам в пенсионный фонд.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился, пояснив, что общество необоснованно включило в расходы, уменьшающие доходы по упрощенной системе налогообложения лесные подати в сумме 114 767 руб., поскольку они не указаны в статье 346.16 НК РФ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные доходы на суммы арендных платежей, но не лесных податей.

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что общество отражало в бухгалтерском учете заработную плату в размере более низком, чем она была фактически выплачена. Средняя заработная плата в организации за 2005 год составила 1049 руб., в 2006г. – 1564 руб. На основании данных по иным налогоплательщикам инспекцией расчетным путем определен размер средней заработной платы, который составил в 2005 г.- 1925 руб., в 2006 г.- 3842 руб. Затем , с учетом среднесписочной численности и периода работы общества определена налоговая база для исчисления НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 698 775 руб. за 2005 г. и 1 244 808 руб. за 2006 год, начислен НДФЛ в сумме 82 957 руб. и страховые взносы.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя обоснованными.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г., в том числе по вопросам правильности исчисления и уплаты единого налога, уменьшенного на величину расходов, уплачиваемого с связи с применением упрощенной системы налогообложения , страховых взносов и налога на доходы физических лиц.

В ходе проверки Инспекция установила, что общество при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, включало в состав расходов лесные подати по лесорубочным билетам, плату за превышение минимальных ставок и плату за земли лесного фонда.

По мнению Инспекции, лесные подати не предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не входят в состав расходов, уменьшающих базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество с 01.01.2005 переведено на упрощенную систему налогообложения с выбором объекта налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ установлено, что указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесопользование осуществляется с соблюдением требования платности.

В соответствии со статьей 103 ЛК РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Статьей 104 ЛК РФ определено, что лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования.

Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции или определяются по результатам лесных аукционов.

Как следует из статьи 106 ЛК РФ, распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, производятся в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что лесные подати соответствует понятию сбора, сформулированному в пункте 2 статьи 8 НК РФ, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следовательно, общество обоснованно включило лесные подати и плату за превышение минимальных ставок в состав расходов, уменьшающих базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с чем решение Инспекции в части доначисления единого налога в сумме 17 215 руб., пеней начисленных на указанную сумму и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 443 руб.( заявителем допущена арифметическая ошибка при исчислении размера штрафа) является незаконным.

В своем решении налоговая инспекция указала, что данные аналитического учета заработной платы на предприятии (лицевые счета, налоговые декларации, карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы 1-НДФЛ, платежные ведомости, расходные кассовые ордера и др.) , а также отчетные данные свидетельствуют о том , что средняя заработная плата , выплаченная работникам, незначительно превышает минимальную заработную плату или находится на том же уровне и соответственно не может быть признана объективной (л.д.39).

Налоговая инспекция полагает, что в проверяемом периоде Общество выплачивало своим работникам сумму, большую, чем было указано в ведомостях на выплату заработной платы. Налоговая инспекция сделала вывод о возможности определить суммы выплаченной заработной платы для исчисления налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция начислила налог на доходы физических лиц на основании данных Управления ФНС России по Новгородской области, с учетом положений законодательных актов о прожиточной минимуме (л.д.71 – 98).

На основании изложенного налоговая инспекция доначислила 82 957 рублей налога на доходы физических лиц, 131 491 рублей страховых взносов, привлекла Общество к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 16 591 руб.40 коп. , предложила ему уплатить 82 957 руб. НДФЛ, 131 491 рублей страховых взносов, 14 900 рублей пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и 25 067 рублей пени за несвоевременное перечисление страховых взносов.

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается, в частности, полученный налогоплательщиком доход от источников в Российской Федерации. К доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что для исчисления НДФЛ и страховых взносов расчетным путем у инспекции имелись основания, установленные приведенной нормой. Выплаченная работникам общества заработная плата соответствует заработной плате, указанной в трудовых договорах, ведомостях на выплату заработной платы, что не оспаривается налоговым органом. Факт установления заработной платы ниже прожиточного минимума не является основанием для применения к налогоплательщику положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Следовательно, решение Инспекции в части доначисления 82 957 рублей налога на доходы физических лиц, 131 491 рублей страховых взносов, 14900 рублей пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и 25 067 рублей пени за несвоевременное перечисление страховых взносов, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 16 591 руб.40 коп.( заявителем допущена арифметическая ошибка при исчислении размера штрафа) является незаконным.

При подаче заявления Обществу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в данном случае взыскивается с налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 198- 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ № 7 по Новгородской области от 28 09.2007 г. №33 в части привлечения ООО «Комплекс» по ст.123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 16 591 руб.40 коп., по пункту 1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 3 443 руб., доначисления и взыскания НДФЛ в сумме 82 957 руб., пеней в сумме 14 900 руб., доначисления и взыскания страховых взносов в сумме 131 491 руб., пеней в сумме 25 067 руб., взыскания единого налога в сумме 17 215 руб., пеней в сумме 1 670 руб.93 коп.

2.Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Новгородской области в доход Российской Федерации госпошлину в сумме 2000 рублей. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.

3.Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда).

Судья Л.А. Куропова