НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 28.04.2016 № А43-2816/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-2816/2016

г. Нижний Новгород 04 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Трясковой Надежды Викторовны   (шифр 54-85)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рокуновой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества «Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения» (ИНН: 5249058696, ОГРН: 1025201754600)

к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда городского округа г. Дзержинска Нижегородской области

о признании недействительным решения от 14.01.2016 № 09-137 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах

при участии представителей:

от заявителя: Федоренко Д.И. (доверенность от 25.04.2016),

от ответчика: Иванин С.В. (доверенность от 12.10.2015)

установил:

открытое акционерное общество «Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения» (далее – ОАО «НИПОМ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда городского округа г.Дзержинска Нижегородской области (далее – ГУ УПФ городского округа г.Дзержинска, Управление) от 14.01.2016 № 09-137 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в том числе в части взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 95 575,86 рублей, в части взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 7 237,8 рублей, доначисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 15 962,81 рублей, а также в части начисления соответствующих указанным суммам страховых взносов сумм пени 14 277,18 рублей и штрафа 23 760, 38 рублей.

В предварительном судебном заседании Общество поддержало заявленное требование. Заявитель полагает, что в проверяемый период он правомерно не включал в базу для начисления страховых взносов суммы компенсации, эквивалентной стоимости молока за фактически отработанное время, выплаченной сотрудникам организации, имеющим право на бесплатное получение молока в профилактических целях, в соответствии с Приказом от 16.02.2009 № 45н Министерства здравоохранения РФ. В обоснование требования заявитель ссылается на то, что бесплатная выдача работникам молока не поставлена в зависимость от аттестации рабочих мест, поскольку основанием для выдачи молока является фактическая занятость работников на работах, связанных с вредными производственными факторами, предусмотренными в перечне, указанном в приложении №3 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.02.2009 № 45н.

ГУ УПФ городского округа г.Дзержинска в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием не согласились, мотивируя свои возражения тем, что в рассматриваемом случае расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам предприятия не относятся к компенсационным выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование. По итогам проведенной аттестации у Общества отпала необходимость в выдаче сотрудникам молока. Кроме того, Управление считает, что выплата, эквивалетная стоимости молока, выплачивалась категориям работников, не включенных в перечень, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В определении от 16.02.2016 суд разъяснил сторонам положения части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Руководствуясь указанными правилами, учитывая отсутствие возражений сторон, суд счел возможным завершить предварительное судебное заседание и продолжить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела и представленные в обоснование заявления доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В ходе проведенной выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 плательщиком страховых взносов ОАО «НИПОМ», ГУ УПФ городского округа г.Дзержинска выявлен факт занижения плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов путем необоснованного включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, компенсаций некоторым работникам организации эквивалентной стоимости молока или других равноценных продуктов.

Выявленное нарушение повлекло доначисление страховых взносов в сумме 128 306 рублей 10 копеек. За неуплату страховых взносов (в связи с занижением облагаемой базы) Управление начислило пени в размере 11 476 рублей 22 копейки.

По результатам проверки ГУ УПФ городского округа г.Дзержинска вынесло решение от 14.01.2016 № 09-137 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренное пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде наложения штрафа в размере 25 661 рубль 20 копеек.

Не согласившись с решением ответчика, плательщик страховых взносов обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.

Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон от 24.07.2009
 № 212-ФЗ).

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона (часть 1
 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Согласно части 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 168 и Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентом стоимости молока и других равноценных пищевых продуктов» (далее - Порядок) предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Приказу № 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенного в приложении №3, и уровни которых превышают установленные нормативы.

На основании изложенных норм, бесплатная выдача молока не поставлена в зависимость от результатов аттестации рабочих мест, проводимой с целью установления размеров превышения предельно допустимых уровней химических веществ. Основанием для выдачи молока работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с производством или применением химических веществ, предусмотренных в Перечне вредных производственных факторов.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Из материалов дела следует, что приказом от 01.09.2011 № 0982 на предприятии ОАО «НИПОМ» утвержден перечень профессий с вредными условиями труда, имеющих право на бесплатное получение молока в профилактических целях. Решением комиссии по охране труда ОАО «НИПОМ» (протокол заседания комиссии от 15.01.2012) бесплатная выдача молока для работников, указанных в Перечне ОАО «НИПОМ» от 01.09.2011, сохранена на 5 лет.

Заявителем в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой составлены отчеты от 30.11.2012 и 25.12.2013. Результаты аттестации представлены в картах аттестации рабочих мест.

Согласно пункту 13 приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Вместе с тем данное положение не возлагает на работодателя безусловную обязанность принять решение о прекращении выдачи молока по результатам аттестации рабочих мест.

В силу положений статей 2, 23, 27 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип социального партнерства - принцип, направленный на обеспечение согласования интересов работников и работодателей и реализуемый в форме проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений. Этот принцип отражен в статье 5 названного кодекса, согласно которой трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В судебном заседании заявитель указал, что согласие работников на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, несмотря на итоги аттестации рабочих мест, им не получено.

При этом, непосредственная связь работников при выполнении своих трудовых функций в периоды, за которые выплачивалась компенсация, с химическими веществами, включенными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.02.2099 № 45н в Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела и ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, исследовав по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что денежные средства, выплачиваемые работникам, эквивалентные стоимости молока за фактически отработанное время на работах, связанных с вредными условиями труда, не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.

На основании изложенного, оспариваемое Обществом решение ГУ УПФ городского округа г.Дзержинска от 14.01.2016 № 09-137 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, подлежит признанию недействительным, а требование ОАО «НИПОМ» подлежит удовлетворению.

При таком исходе дела, расходы по государственной пошлине в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180-182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение от 14.01.2016 № 09-137 Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда городского округа г. Дзержинска Нижегородской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда городского округа г. Дзержинска Нижегородской области в пользу открытого акционерного общества «Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения» (ИНН: 5249058696, ОГРН: 1025201754600) 3000 расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Судья Н.В. Тряскова