НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 11.03.2008 № А43-103/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-103/2008-22-4

Нижний Новгород

18 марта 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.03.2008

Решение в полном объеме изготовлено 18.03.2008

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Чижова Игоря Владимировича

при ведении протокола судебного заседания судьей Чижовым И.В.

при участии в судебном заседании представителей

от истца: Лаврентьевой И.С. председателя ЖСК № 360,

Бакунина А.Н. (доверенность от 15.11.2006);

от ответчиков, а именно

от Министерства финансов Российской Федерации (УФК по Нижегородской области): Степанцевой Л.В. (доверенность от 10.01.2008);

от Министерства финансов Нижегородской области: Щепалиной Н.П. (доверенность от 09.01.2008 № 3),

от третьего лица Управления социальной защиты населения Нижегородского района Нижнего Новгорода: Горелая Е.В. (доверенность от 02.07.2007 № 405-14-1156),

рассмотрел в судебном заседании дело № А43-103/2008-22-4

по иску жилищно-строительного кооператива №360, Нижний Новгород,

к ответчикам: Министерству финансов Российской Федерации (УФК по Нижегородской области), Нижний Новгород, Министерству финансов Нижегородской области, Нижний Новгород, Департаменту труда и социальной защиты населения Нижегородской области, Нижний Новгород, администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода

о взыскании 9 995 рублей 79 копеек убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году льгот на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

и установил:

Жилищно-строительный кооператив № 360 (далее ЖСК № 360) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, к Министерству финансов Нижегородской области, к Департаменту труда и социальной защиты населения Нижегородской области и к администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода о взыскании 9 995 рублей 79 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2004 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Определением арбитражного суда от 18.02.2008 года в качестве третьего лица по делу привлечено Управление социальной защиты населения Нижегородского района Нижнего Новгорода.

В обоснование иска ЖСК № 360 ссылается не предоставление им в 2004 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) и на наличие задолженности по возмещению данных льгот за указанный период в сумме 9 995 рублей 79 копеек, что подтверждается актом сверки, подписанным истцом и Управлением социальной защиты населения Нижегородского района Нижнего Новгорода, а также первичными документами: реестром граждан, имеющих право на льготы, счетами фактурами, справками о результатах инвентаризационной задолженности. По мнению истца, срок исковой давности на взыскание приведенной задолженности не пропущен, так как возмещение льгот со стороны Департамента социальной защиты администрации Нижегородской района Нижнего Новгорода происходило с задержками в 2 – 3 месяца, обязанность выплатить компенсацию возникла у ответчика лишь после составления акта сверки, финансовый год заканчивается в декабре 2004 года,

Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации (далее Министерство) возразил против исковых требований.

Министерство полагает, что оно полностью выполнило свои обязательства, перечислив на лицевой счет Министерства финансов Нижегородской области субвенции, заложенные в федеральном бюджете на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Министерство в отзыве и в судебном заседании заявило также о пропуске истцом срока исковой давности в отношении заявленных исковых требований за октябрь и ноябрь 2004 года.

Представитель Министерства финансов Нижегородской области в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Российской Федерации, поскольку источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет, средства, поступившие из федерального бюджета на финансирование искомых льгот, использованы в полном объеме и по целевому назначением.

Департамент труда и социальной защиты населения Нижегородской области возразил против исковых требований отзыве от 18.02.2008, заявив о распределении в 2004 году всего лимита средств (206 803 тыс. рублей), выделенного на финансирование названных льгот.

Администрация Нижегородского района Нижнего Новгорода не представила возражений на иск.

Представитель Управления социальной защиты населения Нижегородского района Нижнего Новгорода подтвердил наличие сверхлимитной задолженности перед ЖСК № 360 по выплате возмещения льгот, оказанных истцом в рамках Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 9 995 рублей 79 копеек.

Департамент труда и социальной защиты населения Нижегородской области и администрация Нижегородского района Нижнего Новгорода, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, явку представителей в суд не обеспечили. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента труда и социальной защиты населения Нижегородской области и администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.03.2008.

Заслушав доводы лиц участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд счел, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела ЖСК № 360 на основании договора 01.01.2004 № 38, заключенного с администрацией Нижегородского района Нижнего Новгорода, предоставлял гражданам, проживающим в доме № 13, по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Лопатина за период с октября по декабрь 2004 года льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно актам сверок, подписанных предприятием и Управлением по труду и социальной защите населения Нижегородского района Нижнего Новгорода, счетам-фактурам, представленным в материалы дела, истец предоставил в 2004 году во исполнение названного Закона льготы по оплате коммунальных услуг на общую сумму 44 588 рублей 33 копейки.

Указанные расходы ЖСК № 360 возмещены в сумме 34 592 рублей 54 копеек. Не возмещенными остались затраты за октябрь, ноябрь и декабрь 2004 года в сумме 9 995 рублей 79 копеек. Данный факт подтверждается справкой о результатах инвентаризационной задолженности, подписанной сторонами (лист дела 25) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Названная статья Закона не устанавливает источники финансирования предоставляемых льгот. Механизм компенсации расходов на предоставление льгот также не определен. До надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета, поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом.

Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536, и его действие продлено на 2002, 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 № 137, от 10.02.2003 № 85 и от 14.02.2004 № 80. В названном правовом акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Таким образом, источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.

Годовые лимиты расходования средств на реализацию указанного закона утверждаются Законом Нижегородской области «Об областном бюджете» на соответствующий финансовый год.

Из материалов дела следует, что денежные средства, полученные в 2004 году Нижегородской областью на реализацию льгот, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов; кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует.

При таких обстоятельствах задолженность перед ЖСК № 360 в сумме 9 995 рублей 79 копеек по оплате коммунальных услуг граждан, использовавших льготы в рамках Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является сверхлимитной.

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у юридического лица убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 22.06.2006 № 23 разъяснил, что по иску, предъявленному по статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов, и денежные средства подлежат взысканию за счет казны соответствующего публично - правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

С учетом изложенного, убытки, возникшие у Жилищно-строительного кооператива №360 в результате реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 9 995 рублей 79 копеек, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Вместе с тем в силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре.

На основании статьи 196 Кодекса общий срок исковой давности составляет три года.

Применительно к настоящему спору течение срока исковой давности начинается с момента предоставления льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Суд установил, и это подтверждается материалами дела, что ЖСК № 360 при предоставлении льгот ежемесячно выставляло Управлению социальной защиты Нижегородского района Нижнего Новгорода счета-фактуры на оплату понесенных расходов. В соответствии с договором от 01.01.2004 № 38, оплата данных счетов должна производится ежемесячно.

Следовательно, истец располагал сведениями о нарушении ответчиком обязательства по возмещении расходов по искомым льготам по истечении соответствующего месяца.

Согласно оттискам печати органа почтовой связи на конверте, в котором поступило исковое заявление, ЖСК № 360 обратился в суд в декабре 2007 года.

Таким образом, истец пропустил трехлетний срок исковой давности в отношении 6 728 рублей 42 копеек задолженности за октябрь и ноябрь 2004 года.

С учетом изложенного требования истца являются обоснованным в сумме 3 267 рублей 37 копеек за декабрь 2004 года и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Основания для удовлетворения исковых требований к Министерству финансов Нижегородской области, Департаменту труда и социальной защиты населения Нижегородской области, администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В пункте 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. При этом доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Учитывая категорию сложности данного дела и проделанную в рамках рассмотрения дела представителем работу, суд считает, что требование истца о взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей (платежное поручение от 16.11.2007 № 130) подлежит удовлетворению в сумме 2 000 рублей, которая, по мнению суда, составляет разумный предел на оплату юридических услуг.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с учетом подлежащей уплате по настоящему иску государственной пошлины в сумме 500 рублей относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 177, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Жилищно-строительного кооператива № 360, Нижний Новгород, 3 267 рублей 37 копеек убытков, а также 2 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.

В остальной части исковых требований отказать.

В иске к Министерству финансов Нижегородской области, Департаменту труда и социальной защиты населения Нижегородской области, администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода отказать.

Возвратить Жилищно-строительному кооперативу № 360, Нижний Новгород, из федерального бюджета 63 рубля 44 копейки государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 04.12.2007 № 140.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья И.В. Чижов

Репина

439-00-61