АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-35572/2021
г. Нижний Новгород 17 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 февраля 2022 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (шифр 56-942), при ведении протокола судебного заседания помощником Жуковой А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК-Трейд» (ОГРН 1035205762569, ИНН 5262115030), содержащему требования:
- признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области от 08.10.2012 №17-40/013535 о назначении административного наказания;
- признать незаконным и отменить представление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области от 08.10.2012 №17-40/013535 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии представителей сторон:
от заявителя: Крашенников О.А. (доверенность от 12.08.2019),
от ответчика: Богданов М.Н. (доверенность от 14.12.2020),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «СК-Трейд» (далее - заявитель, общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области (далее - административный орган, Инспекция) с заявлением, содержащим указанные выше требования.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие события вмененного правонарушения, поскольку полагает, что обществом не допущено нарушений работы с денежной наличностью. Заявитель указывает, что выдача денежных средств директору под отчет и последующий возврат неиспользованных денежных средств не противоречит действующему законодательству.
Подробно позиция общества изложена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция не согласна с требованиями заявителя, просит суд отказать заявителю в их удовлетворении, поскольку оспариваемые постановление и представление являются законными и обоснованными, вина общества в совершении вмененного правонарушения установлена и подтверждается материалами дела.
Подробно доводы Инспекции изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителями в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от №44 от 01.09.2021, должностными лицами Межрайонной ИФНС России №20 по Нижегородской области проведена проверка соблюдения ООО "СК-Трейд" налогового законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки, снятие фискальных отчетов, порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций.
По результатам проведенной проверки административным органом установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов путем формальной выдачи денежных средств под отчет за период с 10.08.2021 по 01.09.2021.
По данному факту, усматривая в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, должностным лицом Инспекции при участии законного представителя Общества - директора Ракушина А.В., 05 октября 2021 года составлен протокол об административном правонарушении №17-40/013535.
08 октября 2021 года начальником Инспекции при участии законного представителя Общества, вынесено постановление №17-40/013535, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП за несоблюдение порядка хранения денежных средств с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Кроме того, 08.10.2021 административный орган выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №17-40/013535-1, в соответствии с которым возложил на общество обязанность принять меры к устранению нарушений, а также причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения:
1) в течение одного месяца со дня получения настоящего представления рассмотреть представление и принять меры к устранению причин и условий совершения нарушения выявленного в действиях ООО "СК-Трейд", выразившееся в несоблюдении порядка ведения кассовых операций, установленных законодательством Российской Федерации и недопущению в дальнейшем таких действий;
2) представить в Межрайонную ИФНС России №20 по Нижегородской области информацию о принятых мерах, а также копии документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих принятие мер по устранению причин и условий совершения нарушения и недопущению в дальнейшем выявленного нарушения (приказы, бухгалтерские справки и т.д.) в указанный срок.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, что заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Исходя из диспозиции данной нормы, объективную сторону вышеназванного правонарушения образуют только те действия, которые прямо в ней указаны, а именно:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (не полное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление наличных денежных средств в кассе сверх установленных лимитов.
Указанием Банка России от 11.03.2014 №3210-У установлен Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (далее - Указание №3210-У)
В пункте 2 Указаний №3210-У определено, что для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Из содержания названного пункта Указаний №3210-У следует, что организации должны хранить на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами. При этом выдача наличных денег отнесена к кассовым операциям.
Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица (п.3 Указаний №3210-У).
В силу пункта 1 Указание Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов" юридические лица вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также наличные деньги в валюте Российской Федерации, полученные в качестве страховых премий; полученные по договору займа: полученные в качестве возврата основной суммы долга, процентов и (или) неустойки (штрафа, пени) по договору займа; полученные в качестве паевых взносов на следующие цели:
-выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
-выплата страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
-выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности: оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; -выдача наличных денег работникам под отчет:
-возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
-выдача наличных денег при осуществлении операций банковского платежного агента (субагента) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, N 27. ст. 3872: 2018. N 27. ст. 3952);
-выдача займов, возврат привлеченных займов, уплата процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам микрофинансовой организацией, ломбардом - в сумме, не превышающей 50 тысяч рублей по одному договору займа, но не более чем 1 миллион рублей в течение одного дня в расчете на микрофинансовую организацию (ее обособленное подразделение), ломбард (его обособленное подразделение);
-выдача займов, возврат привлеченных займов, возврат средств по договорам передачи личных сбережений, плата за использование денежных средств по договорам передачи личных сбережений, уплата процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам, по договорам передачи личных сбережений, выплата сумм паенакоплений (пая) кредитным потребительским кооперативом. сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом;
- в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей по каждому из перечисленных договоров, по каждому паенакоплению (паю), но не более чем 2 миллиона рублей в течение одного дня в расчете на кредитный потребительский кооператив (его обособленное подразделение), сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (его обособленное подразделение).
В соответствии с пунктом 6.3 Указания N 3210-У для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, расходный кассовый ордер 0310002 должен оформляться согласно распорядительному документу юридического лица, либо письменному заявлению подотчетного лица. Распорядительный документ юридического лица допускается оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются.
Подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Как следует из материалов дела, приказом от 31.12.2020 об установлении лимита остатка наличных денежных средств, в организации установлен лимит наличных денежных средств в размере 806 000,00 руб. (л.д. 59).
Вместе с тем 10.08.2021, 13.08.2021, 18.08.2021, 23.08.2021, 26.08.2021, 31.08.2021 ООО «СК-Трейд» не пользовалось банковским счетом для сдачи и хранения наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, а именно:
-10.08.2021 денежные средства в размере 3 100 000,00 руб. (выданные Ракушину А.В. подотчет 05.08.2021) были возвращены в кассу организации в полном объеме (сальдо на начало дня 793 583,53 руб. + выручка 128 619,18 руб. + возврат подотчет 3 100 000,00 руб. - выплата на зарплату 111 901,53 руб.) Следовательно, свободные денежные средства сверх установленного лимита составили 3 104 301.18 руб. Согласно копии вкладных листов кассовой книги (расходный кассовый ордер) от 10.08.2021 Ракушину А.В. выданы по счету 71.01 «расчеты с подотчетными лицами», денежные средства в размере 3 500 000,00 руб. (авансовый отчет организацией для проверки не представлен), с учетом данной выдачи денежных средств из кассы остаток на конец дня составил 410 301,18 руб.
-13.08.2021 денежные средства в размере 3 500 000,00 руб. возвращены в кассу организации в полном объеме (сальдо на начало дня 716 162,83 руб. + выручка 228 588,64 руб. + возврат подотчет 3 500 000,00 руб. - выплата на зарплату 51 260,68 руб. - сдача торговой выручки в банк 11 800,00 руб.) Следовательно, свободные денежные средства сверх установленного лимита составили 3 575 690,79 руб. Согласно копии вкладных листов кассовой книги (расходный кассовый ордер) от 13.08.2021 Ракушину А.В. выданы по счету 71.01 «расчеты с подотчетными лицами», денежные средства в размере 3 800 000,00 руб. (авансовый отчет организацией для проверки не представлен), с учетом данной выдачи денежных средств из кассы остаток на конец дня составил 581 690,79 руб.
-18.08.2021 денежные средства в размере 3 800 000,00 руб. возвращены в кассу организации в полном объеме (сальдо на начало дня 757 659,04 руб. + выручка 119 282,14 руб. + возврат подотчет 3 800 000,00 руб. - выплата на зарплату 6 196,18 руб. - сдача торговой выручки в банк 27 700,00 руб.) Следовательно, свободные денежные средства сверх установленного лимита составили 3 837 045,18 руб. Согласно копии вкладных листов кассовой книги (расходный кассовый ордер) от 18.08.2021 Ракушину А.В. выданы по счету 71.01 «расчеты с подотчетными лицами», денежные средства в размере 4 400 000.00 руб. (авансовый отчет организацией для проверки не представлен), с учетом данной выдачи денежных средств из кассы остаток на конец дня составил 243 045.00 руб.
-23.08.2021 денежные средства в размере 4 400 000,00 руб. возвращены в кассу организации в полном объеме (сальдо на начало дня 743 999,55 руб. + выручка 206 352,13 руб. + возврат подотчет 4 400 000,00 руб. - сдача торговой выручки в банк 14 550,00 руб.) Следовательно, свободные денежные средства сверх установленного лимита составили 4 529 801,68 руб. Согласно копии вкладных листов кассовой книги (расходный кассовый ордер) от 23.08.2021 Ракушину А.В. выданы по счету 71.01 «расчеты с подотчетными лицами», денежные средства в размере 4 700 000.00 руб. (авансовый отчет организацией для проверки не представлен), с учетом данной выдачи денежных средств из кассы остаток на конец дня составил 635 801,68 руб.
-26.08.2021 денежные средства в размере 4 700 000,00 руб. возвращены в кассу организации в полном объеме (сальдо на начало дня 750 478,21 руб. + выручка 303 532,23 руб. + возврат подотчет 4 700 000,00 руб. - выплата на зарплату 65 825,44 руб.) Следовательно, свободные денежные средства сверх установленного лимита составили 4 882 185,00 руб. Согласно копии вкладных листов кассовой книги (расходный кассовый ордер) от 26.08.2021 Ракушину А.В. выданы по счету 71.01 «расчеты с подотчетными лицами», денежные средства в размере 5 300 000.00 руб. (авансовый отчет организацией для проверки не представлен), с учетом данной выдачи денежных средств из кассы остаток на конец дня составил 388 185.00 руб.
-31.08.2021 денежные средства в размере 5 300 000,00 руб. возвращены в кассу организации в полном объеме (сальдо на начало дня 734 195,19 руб. + выручка 97 281,02 руб. + возврат подотчет 5 300 000.00 руб. - выплата на зарплату 96 897,86 руб.) Следовательно, свободные денежные средства сверх установленного лимита составили 5 228 961,35 руб. Согласно копии вкладных листов кассовой книги (расходный кассовый ордер) от 31.08.2021 Ракушину А.В. выданы по счету 71.01 «расчеты с подотчетными лицами», денежные средства в размере 5 300 000.00 руб. (авансовый отчет организацией для проверки не представлен), с учетом данной выдачи денежных средств из кассы остаток на конец дня составил 734 578,35 руб.
Согласно представленным документам (кассовые книги, приходные и расходные кассовые ордера) денежные средства, выданные ООО «СК-Трейд» под отчеты директору организации не использовались на административно-хозяйственные и прочие расходы, а выданная денежная наличность в полном объеме возвращена руководителем организации в кассу, с учетом поступившей выручки денежная наличность вновь выдавалась под отчет руководителю организации в большем размере.
Денежная наличность, выданная директору организации Ракушину А.В.. являлась сверхлимитной и в соответствии с абзацем 7 пункта 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У должна была быть сдана в кассу банка для хранения на банковских счетах.
Денежные средства выдавались подотчетному лицу с нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в связи с отсутствием письменного заявления подотчетного лица Ракушина А.В. либо распорядительного документа юридического лица, при этом авансовые отчеты, указанные в качестве приложения к расходным кассовым ордерам, не предоставлены обществом ни рассмотрении дела об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, общество в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило документы свидетельствующие о выдаче наличных денежных средств под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица.
Доказательств обратного заявитель в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела.
В отсутствие доказательств обоснованности неоднократной выдачи значительных денежных сумм из кассы (без подтверждения цели их расходования) действия общества правомерно расценены административным органом как нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, поскольку в отсутствие такого обоснования свободные денежные средства сверх установленного лимита подлежали хранению на банковском счете.
Приведенное заявителем обоснование неоднократной выдачи наличных денежных средств из кассы заключением беспроцентного договора между ООО "СК-Трейд" и Ракушиным А.В. судом не принимается, поскольку выдача наличных денежных средств и их возврат производилась в период с 10.08.2021 по 31.08.2021, а указанный договор оформлен только 10.09.2021.
Доказательств наличия иных обстоятельств выдачи денежных средств обществом не представлено.
Ссылка заявителя на решение по делу №А43-43814/2019 является несостоятельной, поскольку указанны акт преюдициального значения не имеет, вынесен по иным обстоятельствам.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что общество допустило несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств и накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита.
В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом порядка работы с денежной наличностью, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится и заявителем не представлены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Инспекцией доказан состав административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вменяемого обществу.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным, поэтому наступление негативных последствий не является обязательным условием для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении предприятии к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Пренебрежительное отношение общества к соблюдению правил и норм, установленных в сфере организации денежного обращения, создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие публичные интересы, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации.
Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности вмененного заявителю административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, судом не установлено.
Таким образом, принимая во внимание степень общественной опасности совершенного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, а также конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, - 40 000рублей, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах по делу. Назначенный размер штрафа является правомерным, отвечает принципу справедливости и соразмерности, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Согласно пункту 20.1 Постановления №10 предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
В случае неисполнения данных требований статья 19.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность лиц, виновных в непринятии по представлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
Если под причинами традиционно понимаются факторы, по сути своей порождающие правонарушение, то под условиями - факторы, облегчающие его совершение.
Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
По каждому случаю установления таких обстоятельств должно быть вынесено соответствующее представление в адрес любой организации или любого должностного лица, действия (бездействие) которых способствовали совершению правонарушения.
В данном случае оспариваемое представление выдано Обществу по результатам рассмотрения дела о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса.
Оспариваемым представлением Обществу необходимо принять меры к устранению нарушений, а также причин и условий, способствовавших нарушению порядка хранения свободных денежных средств и в накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита, а именно:
1) в течение одного месяца со дня получения настоящего представления рассмотреть представление и принять меры к устранению причин и условий совершения нарушения выявленного в действиях ООО "СК-Трейд", выразившееся в несоблюдении порядка ведения кассовых операций, установленных законодательством Российской Федерации и недопущению в дальнейшем таких действий;
2) представить в Межрайонную ИФНС России №20 по Нижегородской области информацию о принятых мерах, а также копии документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих принятие мер по устранению причин и условий совершения нарушения и недопущению в дальнейшем выявленного нарушения (приказы, бухгалтерские справки и т.д.) в указанный срок.
Вместе с тем ни из текста оспариваемого постановления, ни из текста оспариваемого представления не следует, что должностное лицо Инспекции каким-либо образом исследовало вопрос, какие же причины и условия способствовали совершению административного правонарушения, установило их, соответственно, невозможно определить, какие действия должно совершить (воздержаться от их совершения) Общество для устранения этих причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого представления требованиям статьи 29.13 КоАП РФ, то есть о его незаконности.
На основании изложенного, требование заявителя об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого представления требованиям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть о его незаконности.
Требование Общества в данной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требования заявителя удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить представление №17-40/013535-1 от 08.10.2021 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Нижегородской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю - обществу с ограниченной ответственностью «СК-Трейд» (ОГРН 1035205762569, ИНН 5262115030) отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И. Вершинина