АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-8475/2021
г. Нижний Новгород 14 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-272),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Чиглинцева Е.Ю. (доверенность в деле),
от Инспекции: Рубинская И.А. (доверенность в деле),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), о признании незаконным и отмене постановления №515-06-15пр-2021К от 12.03.2021, вынесенного начальником Дзержинского отдела (заместителем руководителя) Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - главным государственным жилищным инспектором Нижегородской области по Володарскому, Богородскому, Павловскому, Сосновскому районам и городу Дзержинск Заикой А.И.
В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований и отмене оспариваемого постановления.
Инспекция считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела об административном правонарушении, в связи с чем просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы участников процесса отражены в заявлении и отзыве на заявление.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, помощником военного прокурора Мулинского гарнизона 08.02.2021 проведена проверка соблюдения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе по адресу: Нижегородская область, Володарский район, п. Мулино, ул. Гвардейская, д.62 (корп. А, Б, С), в ходе которой выявлен факт несоблюдения последним законодательства об энергосбережении, а именно: в подъездах и общих коридорах отсутствуют датчики движения, на осветительных приборах отсутствуют энергосберегающие лампы; на стенах лестничных пролетов этажей и общих коридоров всех подъездов имеется частичное отслоение и разрушение штукатурно-окрасочного слоя; в общих коридорах частично отсутствуют лампы освещения; в подвальном помещении нарушена герметичность сетей ХВС, нарушена герметичность стыков соединений в системе канализации; в общих коридорах имеется повреждение паркетного пола.
Названные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от 08.02.2021 с приложенными фотоматериалами.
Усмотрев в деянии ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, 10.02.2021 военный прокурор Мулинского гарнизона в присутствии представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В порядке статьи 23.31 КоАП РФ указанное постановление и материалы проверки направлены в Инспекцию для рассмотрения дела по существу.
12.03.2021 должностным лицом Инспекции в присутствии представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации вынесено постановление по делу об административном правонарушении №515-06-15пр-2021К, в соответствии с которым ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к административной ответственности по частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, считая его не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Из содержания приведенной нормы следует, что объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, являются юридические лица, ответственные за содержание многоквартирных домов.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Из содержания части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (часть 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (часть 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;5) обязанности по представлению декларации о потреблении энергетических ресурсов;6) требований к проведению энергетического обследования и его результатам;7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;10.1) требований к государственным и муниципальным учреждениям в отношении снижения потребления энергетических ресурсов и воды и планирования бюджетных ассигнований на оплату энергетических ресурсов и воды;11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 9 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила N 491), Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Предпринимательская деятельность по управлению МКД является одним из видов деятельности, подлежащей лицензированию, сведения о которой отражены в соответствующем реестре, и осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом (статья 1 Федерального закона N 99-ФЗ, глава 19 ЖК РФ).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу части 1, пункта 1 части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями данного кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 ЖК РФ).
ЖК РФ разграничивает основания и порядок внесения сведений о МКД в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 198) и основания и порядок исключения сведений о МКД из указанного реестра (части 5 - 5.4 статьи 198).
Так, изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, может иметь место в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, при этом названные обстоятельства обязывают лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (части 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, статья 2, часть 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства").
В указанных случаях лицо, осуществляющее деятельность по управлению МКД, представляет органу государственного жилищного надзора заявление о внесении изменений в реестр согласно Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления МКД по окончании срока его действия.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 данного кодекса. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 этого же кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлением которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, исполнять обязанности по управлению МКД после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Принимая во внимания положения части 6 статьи 162 ЖК РФ, когда одна из сторон (в данном случае, учреждение) заявила о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным.
При прекращении договора управления МКД в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом.
Исходя из системного толкования приведенных норм, положения части 3 статьи 200 ЖК РФ, предусматривающих, в том числе, меры, направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 ЖК РФ, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ.
Согласно представленным материалам, на основании приказа Инспекции от 05.10.2020 №515-14-25-750/20 МКД №62 (корп. А, Б, С) по ул. Гвардейская п. Мулино Володарского района Нижегородской области исключен из реестра лицензий с 31.10.2020 в связи с истечением срока действия договора. В связи с чем, деятельность ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по управлению спорным МКД прекращена 31.10.2020.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2021 производство по рассматриваемому делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-6490/2021.
В рамках дела №А43-6490/2021 рассматривалось требование ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об отмене постановления от 26.02.2021 №515-06-08пр-2021, вынесенного начальником Дзержинского отдела (заместителем руководителя) государственной жилищной инспекции Нижегородской области – главным государственным жилищным инспектором Нижегородской области по Володарскому, Богородскому, Павловскому, Сосновскому районам и городу Дзержинск Заикой А.И.
Рассматривая дело №А43-6490/2021, суд пришел к выводу, что поскольку договор управления МКД был прекращен в связи с окончанием срока его действия, что, в свою очередь, послужило основанием для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации изменений в сведения об этом многоквартирном доме, у ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отсутствует обязанность продолжать деятельность по управлению спорным многоквартирным домом до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2021 №303-ЭС20-23313.
Решение суда по делу №А43-6490/2021 от 24.05.2021 постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 вступило в законную силу, оставлено без изменения.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, выводы, изложенные в вышеуказанном решении суда имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Материалы настоящего дела подтверждают факт прекращения договора управления МКД №62 (корп. А, Б, С) по ул. Гвардейская п. Мулино Володарского района Нижегородской области.
В связи с тем, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не является субъектом рассматриваемого правонарушения, основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют. Указанное обстоятельство, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного требования ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.
Вопросы, связанные с государственной пошлиной, судом не рассматриваются, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявленное требование федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1027700430889 ИНН 7729314745), удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №515-06-15пр-2021К от 12.03.2021 по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником Дзержинского отдела (заместителем руководителя) Государственной жилищной инспекции Нижегородской области.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.Ю. Мукабенов