НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Нижегородской области от 08.12.2015 № А43-22144/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-22144/2015

г. Н. Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-544),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаврилиной Я.С.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Пряничниковой О.А. (по доверенности от 12 января 2015 года);

от заинтересованного лица: Кабаевой С.Н. (по доверенности от 16 июля 2015 года), Цубиной Ю.Э. (по доверенности от 15 января 2015 года), Буланова О.А. (по доверенности от 06 мая 2015 года);

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, о признании недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 30.07.2015 №32-02-01-04/3565,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Департамент лесного хозяйства Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 30.07.2015 №32-02-01-04/3565.

Департамент считает, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области не доказан факт нецелевого использования бюджетных средств. Заявитель отмечает, что на конец финансового года не было допущено превышения им утвержденных показателей расходов по одним кодам классификации за счет недорасхода по другим.

Также заявитель считает ошибочным вывод о нецелевом расходовании бюджетных средств посредством выплаты зарплаты сотруднику Департамента, занимающему должность, финансирование оплаты труда по которой подлежит осуществлению за счет средств областного бюджета, поскольку каждый сотрудник Департамента исполняет свои должностные обязанности в рамках реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а выделение денежных средств из федерального бюджета в виде субвенций на выплату заработной платы сотрудникам Департамента не ограничено каким-либо перечнем должностей.

По мнению Департамента, не выполнение Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и правительством Нижегородской области не может служить критерием оценки эффективности деятельности и расцениваться как нарушение бюджетного законодательства.

Заявитель считает, что у Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области отсутствовали полномочия по проведению проверки расходования бюджетных средств поскольку данная проверка проводилась Федеральным агентством лесного хозяйства с 15.06.2015 по 03.07.2015, предметом которой в том числе являлась и проверка расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета (проверяемый период 2013-2014 годы, 1 квартал 2015 года).

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, дополнениях к заявлению, письменных пояснениях и поддержана представителем в судебных заседаниях.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области с заявленным требованием не согласно, считает оспариваемое представление законным и обоснованным.

Подробно позиция сторон изложена в письменном заявлении и поддержана представителями в судебных заседаниях.

В судебном заседании 23 ноября 2015 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы до 01.12.215, 08.12.2015. Сведения об объявленных перерывах опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали изложенные позиции.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требование заявителя подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа вр.и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 04.06.2015 №109 должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства при исполнении в 2014 году консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации в части использования предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области.

По результатам проведенной проверки главным контролер-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области составлен акт плановой выездной проверки от 15.07.2015, в котором отражены выявленные нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:

- нецелевое использование средств федерального бюджета в 2014 году на сумму 607 985 руб., а именно:

1) В нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, п. 6 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н, в 2014 году средства субвенции, выделенные департаменту лесного хозяйства Нижегородской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений по главе 056 «Департамент лесного хозяйства Нижегородской области» разделу 0400 «Национальная экономика» подразделу 0407 «Лесное хозяйство» целевой статье 2910000 подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» направлению расходов 5129 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в общей сумме 2009 рублей перечислены заявкой на кассовый расход от 18.06.2014 №001533 по счету-фактуре от 02.06.2014 №934461 ООО «Комус-Приволжье» за жесткий диск WD Caviar Blue 500GB (WD500AAKX) 3,5 (товар получен по товарной накладной от 02.06.2014 №ОВТ/6603210), которые следовало оплатить по главе 056 «Департамент лесного хозяйства Нижегородской области»» разделу 0400 «Национальная экономика» подразделу 0407 «Лесное хозяйство» целевой статье 2910000 подпрограмма «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» направлению расходов 5129 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», то есть средства федерального бюджета в сумме 2 009 рублей израсходованы на цели, не предусмотренные статьей КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа от 20.06.2014 №05 на сумму 2 009 рублей, департамент лесного хозяйства Нижегородской области обратился в УФК по Нижегородской области об изменении назначения платежа на общую сумму 2 009 рублей на КБК 053 0407 2915129 242 340. Кассовые расходы по КБК 053 0407 2915129 242 310 восстановлены в 2014 году и проведены по КБК 053 0407 2915129 242 340.

2) В нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, п. 6 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н, в 2014 году средства субвенции, выделенные департаменту лесного хозяйства Нижегородской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по главе 056 «Департамент лесного хозяйства Нижегородской области» разделу 0400 «Национальная экономика» подразделу 0407 «Лесное хозяйство» целевой статье 2910000 подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы» направлению расходов 5129 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» статье КОСГУ 340 «Увеличения стоимости материальных запасов» в сумме 15 223 руб. перечислены заявкой на кассовый расход от 03.06.2014 №001311 по счету-фактуре от 22.05.2014 № 7 ООО «РИАЛ-СТРОЙ» за жалюзи вертикальные тканевые (товар получен по товарной накладной от 22.05.2014 № 319), которые следовало оплатить по главе 056 «Департамент лесного хозяйства Нижегородской области» разделу 0400 «Национальная экономика» подразделу 0407 «Лесное хозяйство» целевой статье 2910000 подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы» направлению расходов 5129 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» статье КОСГУ 310 «Увеличение  стоимости основных средств», то есть средства федерального бюджета в сумме 15 223 рублей израсходованы на цели, не предусмотренные статьей КОСГУ 340, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа от 20.06.2014 № 05 на сумму 15 223 рублей, департамент лесного хозяйства Нижегородской области обратился в УФК по Нижегородской области об изменении назначения платежа на общую сумму 15 223 рублей на КБК 053 0407 2915129 244 310. Кассовые расходы по КБК 053 0407 2915129 244 340 восстановлены в 2014 году и проведены по КБК 053 0407 2915129 244 310.

3) В нарушение ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, п. 6 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 1 распоряжения Правительства Нижегородской области от 07.12.2010 № 2592-р «Об утверждении структуры и предельной численности департамента лесного хозяйства Нижегородской области» (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.06.2013 № 1141-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Нижегородской области от 07.12.2010 № 2592-р»), в 2014 году средства субвенции, выделенной Нижегородской области из федерального бюджета, на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, использованы департаментом лесного хозяйства Нижегородской области в 2014 году по главе 056 «Департамент лесного хозяйства Нижегородской области» разделу 0400 «Национальная экономика» подразделу 0407 «Лесное хозяйство» целевой статье 2910000 подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы» направлению расходов 5129 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» виду расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов и взносы по обязательному социальному страхованию» по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» в сумме 217 589 рублей на выплату заработной платы сотруднику департамента лесного хозяйства Нижегородской области, занимающему должность, финансирование оплаты труда по которой подлежит осуществлению за счет средств областного бюджета Нижегородской области, также по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» за счет средств субвенции осуществлены расходы в сумме 22 368 рублей, на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, исчисленных с заработной платы указанного сотрудника департамента, то есть на цели, не предусмотренные нормативно-правовыми актами, определяющими порядок их предоставления и расходования, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

4) В нарушение ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, п. 6 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, средства субвенции, выделенные Нижегородской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, использованы департаментом лесного хозяйства Нижегородской области по главе 056 «Департамент лесного хозяйства Нижегородской области» разделу 0400 «Национальная экономика» подразделу 0407 «Лесное хозяйство» целевой статье 2910000 подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» направлению расходов 5129 «Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» виду расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов и взносы по обязательному социальному страхованию», по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» на выплату вознаграждения по договорам гражданско-правового характера в сумме 276 000 рублей и на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 74 796 рублей по договорам гражданско-правового характера на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.01.20914 и на оказание юридических услуг от 01.02.2014 для проведения ликвидационных мероприятий подведомственных департаменту лесного хозяйства Государственного учреждения Нижегородской области «Городецкий лесхоз» и Государственного учреждения Нижегородской области «Волжский опытный лесхоз», которые в 2014 году не осуществляли переданные Нижегородской области полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, то есть израсходованы на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, что в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

5) В нарушение статей 158, 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 1 Критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 194, п. 2.2.7. и 2.2.40. Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений, заключенного между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Нижегородской области от 04.02.2014 № ВА-21/9согл/51-П, не достигнуты показатели, установленные Соглашением, являющиеся критериями оценки эффективности деятельности, на реализацию которой в 2014 году предоставлена субвенция, выделенная Нижегородской области из средств федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в общей сумме 748 116 700 руб. а именно:

- недоимка по платежам за использование лесов, имеющаяся перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.07.2014 (по отношению к недоимке, сложившейся на 01.10.2013) не снижена на 20 000 000 рублей;

- не обеспечено финансирование в 2014 году привлечения научно-исследовательских организаций для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов на 2 000 000 рублей.

6) В нарушение п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 9, п.254 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, в 2013 году в бухгалтерском учете департамента лесного хозяйства Нижегородской области на счете 302 23 «Расчеты по коммунальным услугам» по КБК 056 0407 2915129 244 223 не отражены счета-фактуры на оплату коммунальных услуг, предоставленные для оплаты в ноябре 2013 года, а именно:

- по договору энергоснабжения от 03.10.2011 № 4287000, заключенному с ОАО «Нижегородская сбытовая компания», счет-фактура от 30.11.2013 № 53/Э/1/13/4287000/002380 за потребленную электроэнергию в ноябре 2013 года на сумму 1813 рублей;

- по договору на поставку газа от 01.12.2011 № 33-3-8129-2/2012, заключенному с ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» счет-фактура от 30.11.2013 № 085117 за транспортировку газа в ноябре 2013 года на сумму 126 912 рублей,

в результате в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) на 01.01.2015 и Сведениям о кредиторской и дебиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 01.01.2015 по счету бухгалтерского учета 1 302 23 «Расчеты по коммунальным услугам» кредиторская задолженность занижена на общую сумму 128 725 рублей.

30 июля 2015 года директору Департамента лесного хозяйства Нижегородской области выдано представление об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения №32-02-01-04/3565.

Не согласившись с вынесенным представлением, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 60) судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП).

Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В соответствии с частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, согласно которому Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", к полномочиям которого, в том числе, относится контроль в финансово-бюджетной сфере.

В силу части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Согласно части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (ч.3 ст.269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее Правила №1092).

В соответствии с пунктом 4 Правил №1092, плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Служба), который утверждается руководителем Службы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Службы, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Службы.

Согласно п.п. «а» п.6 Правил №1092 служба при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Служба (ее территориальный орган) вправе направлять представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (п.68 Правил №1092).

На территории Нижегородской области вышеназванные полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в соответствии с Приказом Росфиннадзора от 11.02.2015 N 69 возложены на Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области.

В рассматриваемом случае на основании плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области на 2015 года, в соответствии с поручением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.03.2015 плановая выездная проверка проводилась в отношении Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, который в силу пункта 1.10 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, осуществляет функции главного распорядителя средств субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, а также средств из областного бюджета.

Нарушений порядка проведения проверочных мероприятий, влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено.

Ссылки заявителя на Постановление Верховного Суда РФ от 03.07.2015 N 5-АД15-20 судом не принимаются, поскольку в рамках данного дела Верховным Судом рассматривался вопрос о наличии у Росфиннадзором полномочий по проведению проверок правомерности использования средств федерального бюджета органом судебной власти, тогда как в рассматриваемом случае финансово-бюджетный контроль заинтересованным лицом проводился в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося распорядителем средств субвенций из федерального бюджета, что соответствует вышеуказанным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в пункте 8.1 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837, установлено, что контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Тот факт, что чуть ранее в отношении Департамента проводилась проверка Федеральным агентством лесного хозяйства, в предмет которой также, по мимо прочего, входила проверка расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, не может свидетельствовать о незаконности проведения ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области плановой   выездной проверки.

Более того, Федеральным агентством лесного хозяйства проводилась проверка за период 2013-2014 годы, 1 квартал 2015 года, тогда как Росфиннадзором проверялось соблюдение Департаментом бюджетного законодательства только в 2014 году, что свидетельствует о не идентичности предметов проверок данных органов государственной власти.

Таким образом оспариваемое представление выдано Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплена возможность передачи Российской Федерацией ряда полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.83 лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составляет и исполняет бюджетную смету;

- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

- вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

- ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

- формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

- исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со статье 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые устанавливают принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №318 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы», состоящая из четырех подпрограмм:

- «Охрана и защита лесов» Целевая статья расходов (ЦСР) 2910000 \

- «Обеспечение использования лесов» Целевая статья расходов (ЦСР) 2920000

- «Воспроизводство лесов» Целевая статья расходов (ЦСР) 2930000

- «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» целевая статья расходов (ЦСР) 2940000

Перечнем кодов целей, присвоенных Федеральным казначейством в 2014 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, (прилагается) указанным подпрограммам присвоены следующие коды целей:

- Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений подпрограммы «Охрана и защита лесов» по бюджетной классификации 053 0407 2915129 530 040; предусматривала проведение мероприятий по охране лесов от пожаров и тушению лесных пожаров и защите лесов от вредных организмов, код цели 040

- Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений подпрограммы «Обеспечение использования лесов» по бюджетной классификации 053 0407 2925129 530 054; предусматривала проведение мероприятий по лесоустройству и отводу лесных участков без таксации лесных насаждений, код цели 054

- Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений подпрограммы «Воспроизводство лесов» по бюджетной классификации 053 0407 2935129 530 072; предусматривала проведение мероприятий по воспроизводству лесов и расчистке горельников, код цели 072

- Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» по бюджетной классификации 053 0407 2945129 530 073, предусматривало расходование средств на содержание департамента лесного хозяйства Нижегородской области, код цели 073.

Денежные средства в форме субвенций поступили по указанным четырем подпрограммам, что подтверждается уведомлениями главного администратора доходов бюджета (Федерального агентства лесного хозяйства) по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 16 декабря 2013 года.

Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений
 поступили в бюджет Нижегородской области, далее получателем субвенций являлся
 департамент лесного хозяйства Нижегородской области.

Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде расходы на покупку жесткого диска WD Caviar Blue 500GB (2 009 рублей) и жалюзи вертикальных тканевых (15 223 рублей) из средств федерального бюджета были отражены Департаментом по неверной статьей КОСГУ. Факт неверного указания по существу заявителем не оспаривается. Кроме того, данное обстоятельство также подтверждается тем, что Департамент самостоятельно, до проведения проверки, уточнил вид и назначение названных платежей.

При этом заявитель считает, что допущенные нарушения не могут быть признаны нецелевым расходованием денежных средств.

Однако данные доводы судом отклоняются в силу следующего.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом, для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекших данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении.

Согласно части 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Порядок использования бюджетных средств в 2014 году определялся Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 №65н.

В рассматриваемой ситуации бюджетные средства изначально направлены на цели, не соответствующие указанному в смете КБК, в связи с чем суд соглашается с выводом заинтересованного лица о нецелевом использовании средств федерального бюджета.

При этом суд исходит из того, что квалификация использования бюджетных средств как нецелевого учитывается, что нецелевое использование бюджетных средств является по своим признакам формальным, то есть считается законченным нарушением в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления неблагоприятных последствий.

Ссылки заявителя на пункт 14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 судом не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае Департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности установить статью Бюджетной классификации расходов РФ, на которую следовало отнести расходы, понесенные на приобретение жесткого диска и жалюзи. Напротив, оперативное и самостоятельное уточнение вида и назначения спорных платежей подтверждает возможность изначального соблюдения требований бюджетной классификации.

Таким образом, судом не усматривается основания для признания недействительными пунктов 1, 2 оспариваемого представления.

Относительно пункта 3 представления суд указывает следующее.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964 финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений.

Структура Департамента, предельная численность работников, размер ассигнований на содержание Департамента за счет средств областного бюджета утверждаются Правительством Нижегородской области. Утверждение структуры Департамента осуществляется по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно штатным расписаниям Департамента, действовавшим в 2014 году, а именно с 01.10.2013, с 01.06.2014 и с 01.10.2014, на 2014 год утвержден штат в количестве 517 единиц. В соответствии с требованием Правительства Нижегородской области от 07.12.2010 №2592-р «Об утверждении структуры и предельной численности департамента лесного хозяйства Нижегородской области» (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.06.2013 №1141-р) из общего числа штатных единиц 6 единиц финансируются за счет средств областного бюджета, остальные штатные единицы финансируются за счет субвенции, выделяемой Нижегородской области из средств федерального бюджета.

В соответствии с письмом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 14.06.2013 №414-03-2889/13 в адрес начальника управления государственной гражданской и муниципальной службы, за счет средств областного бюджета Нижегородской области финансируются следующие 6 штатных единиц:

- начальник отдела планирования и финансирования;

- начальник отдела бюджетного учета и финансовой отчетности;

- главный специалист отдела планирования и финансирования;

- главный специалист отдела обеспечения деятельности;

- старший инспектор отдела государственной службы, кадров и антикоррупционной работы;

- инженер 2 категории отдела обеспечения деятельности.

Таким образом, системой оплаты труда, действующей в Департаменте в 2014 году, оплата труда указанных должностей из средств федерального бюджета, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, не предусматривалась

Вместе с тем, согласно заявкам на кассовый расход от 25.12.2014 №003862, №003863, №003866, №003827 и реестра перечисляемой в банк зарплаты от 25.12.2014 (к заявке на кассовый расход от 25.12.2014 №003827), в 2014 году из средств субвенций, выделенных Нижегородской области из федерального бюджета, на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, была выплачена заработная плата и перечислены начисления на заработную плату начальнику отдела бюджетного учета и финансовой отчетности, занимающему должность, финансирование оплаты труда по которой подлежит осуществлению за счет средств областного бюджета. Названное также является нецелевым использованием бюджетных денежных средств.

В пункте 4 представления Росфиннадзор указал на нарушение заявителем ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, п. 6 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, выразившиеся использовании средств субвенций на выплату вознаграждения по договорам гражданско-правового характера в сумме 276 000 рублей и на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 74 796 рублей по договорам гражданско-правового характера на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.01.20914 и на оказание юридических услуг от 01.02.2014 для проведения ликвидационных мероприятий подведомственных департаменту лесного хозяйства Государственного учреждения Нижегородской области «Городецкий лесхоз» и Государственного учреждения Нижегородской области «Волжский опытный лесхоз», которые в 2014 году не осуществляли переданные Нижегородской области полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Суд соглашается с данным выводом административного органа в силу следующего.

Согласно приложению к Положению о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, в 2014 году государственными учреждениями Нижегородской области, учредителем которых выступал Департамент, являлись:

- Государственное учреждение Нижегородской области «Городецкий лесхоз»;

- Государственное учреждение Нижегородской области «Волжский опытный лесхоз».

По указанным учреждениям в 2008 году были приняты решения о ликвидации (приказы от 14.01.2008 №4). Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Производственная деятельность с 2008 года названными учреждениями не велась, штатные расписания учреждениям на 2014 год не утверждались, работников в штате не числилось, что подтверждается пояснениями начальника отдела планирования и финансирования департамента лесного хозяйства Нижегородской области Т.Н.Юмадиловой.

Доказательств обратного в материалы дела заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Для проведения ликвидационных процедур вышеназванных учреждений заявителем заключены гражданско-правовые договора:

- на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.01.2014 с Трохачевой М.Д., согласно которому исполнитель принимает на себя обязанность по выполнению услуг по проведению ликвидационных мероприятий по ГУ НО «Городецкий лесхоз» и ГУ НО «Волжский опытный лесхоз». Сумма вознаграждения установлена в размере 11 500 рублей.

- на оказание юридических услуг от 01.02.2014 с Зайцевым А.А., согласно которому исполнитель принимает на себя обязанность по оказанию юридических услуг при проведении ликвидационных мероприятий по ГУ НО «Волжский опытный лесхоз». Сумма вознаграждения установлена в размере 11 500 рублей.

Сроки действия обоих договоров с 01.02.2014 по 31.12.2014.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, которые устанавливают порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).

В силу пункта 2 названных Правил, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации;

установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда;

утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда.

Вместе с тем, поскольку производственная деятельность ГУ НО «Городецкий лесхоз» и ГУ НО «Волжский опытный лесхоз» не велась, следовательно и вышеуказанные полномочия данными учреждениями не осуществлялись.

Таким образом суд приходит к выводу, оснований оплачивать услуги по договорам от 01.01.2014, заключенным с Трохачевой М.Д. и Зайцевым А.А. за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации не имелось.

На основании изложенного, оснований для признания пунктов 3 и 4 оспариваемого представления недействительными судом не усматривается.

Относительно пунктов 5 и 6 оспариваемого предписания суд отмечает следующее.

Частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

04 февраля 2014 года между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Нижегородской области заключено соглашение №ВА-21/9согл/51-П о взаимодействии в области лесных отношений.

Согласно пункту 2.2.7 названного соглашения, субъект Российской Федерации принял на себя обязанность до 01 июля 2014 года обеспечить снижение недоимки по платежам за использование лесов, имеющейся перед федеральным бюджетом на 20 000 000 рублей (по отношению к недоимке, сложившейся на 01 октября 2013 года).

В силу пункта 2.2.40 субъект Российской Федерации также принял на себя обязанность по привлечению научно-исследовательских организаций для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, по обеспечению финансирования на указанные цели в объеме не менее 2 000 000 рублей.

Субъект Российской Федерации представляет отчет об исполнении настоящего соглашения 01 февраля 2015 года (ст.5 Соглашения).

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Однако вышеназванные обязательства по соглашению №ВА-21/9согл/51-П Департаментом в полной мере исполнены не были.

Так, согласно отчету об исполнении Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений, представленному Лепартаментом, по состоянию на 01.07.2014 задолженность за прошлые периоды уменьшилась только на 12 700 000 рублей (п.7 Отчета).

В пункте 40 Отчета указано, что в обеспечение пункта 2.2.40 Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений обеспечено взаимодействие с научными организациями в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, профинансировано 8 458 600 рублей Однако, фактически, как следует из материалов дела (в том числе акта проверки) за счет средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций, были профинансированы расходы на общую сумму 1 958 645 рублей.

Таким образом, суд соглашается с выводом Управления о том, что Департаментом не в полном объеме достигнуты показатели, установленные пунктами 2.2.7 и 2.2.40 Соглашения. В связи с чем, деятельность, на реализацию которой в 2014 году предоставлялась субвенция, нельзя признать результативной и эффективной.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Из материалов дела следует, что в 2013 году в бухгалтерском учете департамента лесного хозяйства Нижегородской области на счете 302 23 «Расчеты по коммунальным услугам» по КБК 056 0407 2915129 244 223 по состоянию на 01.01.2014 не отражены счета-фактуры на оплату коммунальных услуг, предоставленные для оплаты в ноябре 2013 года, а именно:

- по договору энергоснабжения от 03.10.2011 № 4287000, заключенному с ОАО «Нижегородская сбытовая компания», счет-фактура от 30.11.2013 № 53/Э/1/13/4287000/002380 за потребленную электроэнергию в ноябре 2013 года на сумму 1813 рублей;

- по договору на поставку газа от 01.12.2011 № 33-3-8129-2/2012, заключенному с ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» счет-фактура от 30.11.2013 № 085117 за транспортировку газа в ноябре 2013 года на сумму 126 912 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя подтвердил факт оплаты Департаментом расходов на коммунальные услуги из федерального бюджета.

Доводы заявителя о том, что на момент составления бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2014 указанные счета-фактуры в Департамент не поступали, судом отклоняются, поскольку согласно пояснениям главного бухгалтера Штатновой И.А. счета-фактуры за ноябрь районный и межрайонные лесничества, входящие в структуру департамента лесного хозяйства Нижегородской области, получают в двадцатых числах декабря. Следовательно у Департамента была реальная возможность отразить данные документы при бухгалтерском учете за 2013 год. При этом несвоевременное поступление расчетных документов в бухгалтерию Департамента из районных и межрайонных лесничеств не является уважительной причиной неуказания данных документов в бухгалтерской отчетности.

Суд отмечает, что в результате не отражения в бухгалтерской отчетности счетов-фактур на оплату коммунальных услуг, предоставленных для оплаты в ноябре 2013 года, в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) на 01.01.2015 и Сведениям о кредиторской и дебиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 01.01.2015 по счету бухгалтерского учета 1 302 23 «Расчеты по коммунальным услугам» кредиторская задолженность занижена на общую сумму 128 725 рублей.

Таким образом, оснований для признания пунктов 5, 6 оспариваемого представления судом также не усматривается.

На основании вышеизложенного, суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, находит представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области соответствующим нормам бюджетного законодательства и не нарушающим права и законные интересы общества, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи статьей 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры принятые определением от 28.08.2015 по делу №А43-22144/2015 подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 96, 167-170, 180-182, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области в удовлетворении заявления отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением от 28.08.2015 по делу №А43-22144/2015 отменить.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья Л.В. Соколова