НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 05.11.2013 № А43-14635/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-14635/2013

г. Нижний Новгород 5 ноября 2013 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-342)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куницыной А.В.,

при участии в заседании представителя заявителя: Рысина М.А. (по доверенности от 1 сентября 2013 года); Барскова А.И. (по доверенности от 5 августа 2013 года);

представителя ответчика: Носко И.Е. (по доверенности от 29 декабря 2012 года);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ТрансСвязьАвтоматика», г. Нижний Новгород, о признании незаконным решения государственного учреждения – Нижегородское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26,

установил:

заявитель просит признать незаконным отказ Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 в финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, изложенный в решении от 24 июня 2013 года №03-36/01-8238.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование.

Ответчик в письменном отзыве на заявление, представленном в материалы дела и устно в ходе рассмотрения дела, не согласился с позицией заявителя указав, что на момент рассмотрения заявления общества денежные средства, заложенные в бюджете Фонда в 2012 финансовом году на финансовое обеспечение предупредительных мер были полностью распределены между страхователями, обращение которых за финансовым обеспечением соответствовало требованиям.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно материалам дела, в мае 2012 года общество обратилось в Нижегородское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников с приложением комплекта документов.

Решением от 6 сентября 2012 года №04-14/04-10785 ответчик отказал заявителю в рассмотрении заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер, связи с указанием в плане финансового обеспечения планируемых расходов в размере, превышающем допустимый, а также в связи с непредставлением необходимых документов.

Решением по делу №А43-25524/2012 (шифр 37-838), оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции (постановление от 23 мая 2013 года) Арбитражный суд признал недействительным решение Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 от 6 сентября 2012 года №04-14/04-10785 об отказе в рассмотрении заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и обязал ответчика рассмотреть заявление общества.

Во исполнение решения Арбитражного суда по вышеуказанному делу ответчик рассмотрел заявление общества о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Письмом от 24 июня 2013 года №03-36/01-8238 отказал заявителю в финансовом обеспечении, мотивировав свой отказ отсутствием денежных средств выделенных Нижегородскому региональному отделению на 2012 год, в связи с их распределением между страхователями, которые обратились с заявлением и представили все документы, предусмотренные Правилами.

Не согласившись с данным отказом полагая, что он противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В пункте 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено, что Фонд социального страхования Российской Федерации в 2012 году вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» подраздела «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 февраля 2012 № 113н утверждены «Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (Правила №113н).

Согласно пункту 4 Правил N 113н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 4 Правил N 113н.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил №113н решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 000 рублей территориальным органом Фонда после согласования с Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). В этом случае территориальный орган Фонда в течение трех рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в ФСС РФ. ФСС РФ согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Согласно пункту 8 Правил №113н решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС РФ направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе ФСС РФ в согласовании - с обоснованием причин отказа).

Перечень расходов страхователя, на финансирование которых направляются средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлен пунктом 3 Правил №113н.

В пункте 2 Правил №113н предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

В силу пункта 9 Правил №113н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе, в случае, если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

Как видно из материалов дела, в мае 2012 года общество обратилось в Нижегородское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников с приложением комплекта документов.

Решением от 6 сентября 2012 года №04-14/04-10785 ответчик отказал заявителю в рассмотрении заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер, связи с указанием в плане финансового обеспечения планируемых расходов в размере, превышающем допустимый, а также в связи с непредставлением необходимых документов.

Решением по делу №А43-25524/2012 (шифр 37-838), оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции (постановление от 23 мая 2013 года) Арбитражный суд признал недействительным решение Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 от 6 сентября 2012 года №04-14/04-10785 об отказе в рассмотрении заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и обязал ответчика рассмотреть заявление общества.

Суды посчитали, что представленное обществом в мая 2012 года в пакете документов «Соглашение по охране труда между директором и представителем от трудового коллектива по улучшению и оздоровлению условий труда в организации ООО «ТрансСвязьАвтоматика» на 2012 год», которое не было принято фондом в качестве плана, по своему содержанию и форме полностью соответствует форме приложения N 8 к Порядку в связи с чем пришли к выводу, что Фонд неправомерно отказал в рассмотрении заявления от 22 мая 2012 года о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

В соответствии с положениями статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса вышеуказанные обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и не подлежат доказыванию.

Рассмотрев и оценив документы, представленные в материалы дела, заслушав представителей сторон, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу, что общество обратилось к ответчику с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в сроки, установленные пунктом 4 Правил №113н, в связи с чем считает отказ в финансовом обеспечении, изложенный в письме от 24 июня 2013 года №03-36/01-8238 не соответствующим Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и нарушающим права и законные интересы заявителя на осуществление экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявленных требований относятся на Нижегородское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26. С целью возмещения соответствующих расходов заявителя с Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 подлежит взысканию в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТрансСвязьАвтоматика», г. Нижний Новгород, 2000,00 рублей государственной пошлины.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «ТрансСвязьАвтоматика», г. Нижний Новгород, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 в финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, изложенный в решении от 24 июня 2013 года №03-36/01-8238, как несоответствующий положениям Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Взыскать с Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №26 в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТрансСвязьАвтоматика», г. Нижний Новгород, 2000,00 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья Г.И. Мустафаев