НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 30.10.2007 № А42-2205/07

Арбитражный суд Мурманской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-2205/2007

«28» декабря 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2007 года  . Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2007 года  .

Арбитражный суд Мурманской области в составе:

судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания: судьёй

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КРП «Апатит»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области

о возмещении из бюджета процентов в сумме 72243 руб.91 коп.

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Каравана Е.И. – дов.№ 17 от 03.05.2007.

от ответчика – Папиян Е.А. – дов.№ 23 от 12.01.2007.

Москалёва В.П. – дов.№ 21 от 10.01.2007.

от иных участников процесса – нет

установил:

общество с ограниченной ответственностью «КРП «Апатит» (далее – Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) о взыскании с Инспекции процентов в сумме 222.133,33 руб., начисленных на излишне взысканные суммы налогов и пени.

В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно уточнял заявленные требования (л.д.1-3, 17-19 т.2) и к судебному заседанию 23.10.2007. просил суд признать незаконным бездействие налогового органа по начислению процентов и об обязании возместить из бюджета проценты в сумме 185.111,11 руб., начисленные на излишне взысканные суммы налогов и пени.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что Инспекция уклоняется от начисления и возмещения процентов на взысканные суммы налогов и пени, признанные судом незаконно начисленными.

Ответчик в судебном заседании 23.10.2007. и в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему (л.д.95-97 т.1, л.д.20 т.2) с требования Общества не признал и полагает, что в их удовлетворении следует отказать, поскольку часть налогов налогоплательщиком была добровольно уплачена. Факт добровольной уплаты налогов, по мнению Инспекции, позволяет применить положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок возврата (зачёта) излишне уплаченных налогов. Данные положения налоговым органом были соблюдены, что исключает начисление процентов.

Инспекция также ссылается на то обстоятельство, что Обществу излишне уплаченные суммы налогов и пени возмещались путём проведения зачётов, тогда как законодатель допускает начисление процентов только в случае несвоевременного возврата налогов и пени.

Судом в рамках настоящего судебного заседания объявлялся перерыв с 23.10.2007. по 30.10.2007.

В судебном заседании 30.10.2007. заявитель очередной раз уточнил требования и отказался от признания бездействия налогового органа незаконным, а также от возмещения части процентов, в связи с чем просил суд прекратить производство по делу в соответствующей части и возместить из бюджета проценты в сумме 72.243,91 руб., приняв расчёт процентов, представленный налоговым органом согласно Приложению № 1 (л.д.37 т.1).

Судом вынесено соответствующее определение о прекращении производства по делу в части.

Ответчик в судебном заседании 30.10.2007. требования Общества признал в части возмещения процентов в сумме 49.844,77 руб., рассчитанных налоговым органом согласно Приложению № 2 (л.д.38 т.2), согласно которому в качестве начальной даты начисления процентов заявлена дата вступления в законную силу соответствующего решения суда о признании налогов и пени неправомерно начисленных. Одновременно налоговый орган сослался на то обстоятельство, что налогоплательщик преднамеренно своевременно не обращался за возвратом налогов, тем самым, искусственно увеличив срок для начисления процентов.

Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, налоговым органом с расчётного счёта Общества на основании решения по результатам выездной налоговой проверки № 214 дсп от 01.02.2006. и требований №№ 896, 897 от 06.02.2006. (л.д.28-30 т.1) инкассовыми поручениями №№ 192, 2411, 2412 от 28.02.2006. (л.д.35 т.1, л.д.60, 61 т.2) были взысканы налог на прибыль организаций на общую сумму 90.407 руб. и пени в сумме 15.699 руб.

Кроме того, во исполнение указанных решения и требований налогового органа Общество самостоятельно платёжными поручениями №№ 46, 47, 49, 50, 51 от 10.03.2006. (л.д.51, 52, 54-56 т.1) уплатило налог на прибыль организаций на общую сумму 711.942 руб. и пени в сумме 233.172 руб.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2006. по делу № А42-1155/2006, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2006., установлен факт неправомерного доначисления налога на прибыль организаций в общей сумме 803.728 руб. и приходящиеся на данную сумму налога пени (л.д.58-69 т.1).

В результате проведённой заявителем и ответчиком сверки сумма излишне взысканного (уплаченного) налога на прибыль организаций составила 783.874 руб., а пени – 248.416 руб. (л.д.39 т.1).

На основании решения налогового органа № 214 дсп от 01.02.2006. и требования № 897 от 06.02.2006. Инспекцией по инкассовому поручению № 200 от 28.02.2006. был взыскан налог на добавленную стоимость в сумме 313.269,41 руб. (л.д.36, 46-49 т.1), а налог в сумме 129.891,59 руб. добровольно был уплачен Обществом платёжным поручением № 45 от 10.03.2006. (л.д.50 т.1). Обществом по платёжному поручению № 48 от 10.03.2006. были также уплачены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 168.440 руб. (л.д.53 т.1).

Данный налог на добавленную стоимость в части 438.665 руб. и соответствующие пени в сумме 168.076 руб. признаны незаконно начисленными на основании вышеупомянутого решения арбитражного суда от 17.04.2006. и решения Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2006. по делу № А42-1986/2006, также оставленного постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2006. без изменения (л.д.70-77 т.1).

В соответствии с решением налогового органа № 214 дсп от 01.02.2006. и требованием № 897 от 06.02.2006. с Общества по инкассовым поручениям №№ 194, 195, 196, 197, 198, 199 от 28.02.2006. (л.д.37, 41, 42, 43, 44, 45 т.1) были взысканы единый социальный налог на общую сумму 40.839 руб. и пени в сумме 7.841 руб., а единый социальный налог в сумме 75.229 руб. добровольно был уплачен Обществом по платёжному поручению № 52 от 10.03.2006. (л.д.57 т.1), начисление которых в полном объёме признано неправомерным по решению Арбитражного суда Мурманской области от 02.06.2006. по делу № А42-1987/2006, оставленному без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2006. (л.д.78-84 т.1).

Таким образом, общая сумма излишне взысканных налога на прибыль организаций и пени составила 1.032.290 руб., налога на добавленную стоимость и пени – 606.741 руб., единого социального налога и пени – 123.909 руб., а всего 1.762.940 руб., размер которых Инспекцией не оспаривается и подтверждается актом сверки излишне взысканных (уплаченных) сумм налогов (л.д.39 т.2).

Возникшую переплату по налогам и пени Инспекция возместила Обществу путём проведения зачётов на основании заявлений налогоплательщика:

– 04.05.2006. по налогу на прибыль организаций на общую сумму 322.783 руб. (л.д.17, 18, 99-102 т.1);

– 19.05.2006. по налогу на добавленную стоимость и пени на общую сумму 605.864 руб. (л.д.15, 16, 107, 108 т.1), по налогу на прибыль организаций на общую сумму 80.696 руб. (л.д.15, 16, 105, 106 т.1);

– 15.06.2006. по единому социальному налогу и пени на общую сумму 102.415 руб. (л.д.19, 22, 23, 111-118 т.1);

– 30.06.2006. по налогу на прибыль организаций на общую сумму 80.695 руб. (л.д.24, 25 т.1, л.д.42, 43 т.2);

– 16.08.2006. по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 339,1 руб. (л.д.44-46 т.2);

– 17.08.2006. по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 537,9 руб. (л.д.44, 45, 47 т.2);

– 07.11.2006. по налогу на прибыль организаций и пени на общую сумму 367.042,58 руб. (л.д.128-133 т.1).

Зачёт налоговым органом также был произведён самостоятельно по налогу на прибыль организаций 30.10.2006. в сумме 78.100 руб., что подтверждается соответствующей графой в расчёте процентов Инспекции (л.д.37 т.2) и соответствующей проводкой по лицевому счёту налогоплательщика, а также 03.11.2006. в сумме 5.597 руб. и 14.12.2006. в сумме 16.258 руб., что подтверждается служебными записками и соответствующими графами в расчёте процентов Инспекции (л.д.37, 51, 52, т.2).

Возмещение возникшей переплаты Инспекцией также было осуществлено путём возврата налогоплательщику:

– 20.06.2006. единого социального налога в сумме 21.494 руб. (л.д.19, 20, 123 т.1), что подтверждается также платёжным поручением № 392 от 16.06.2006.;

– 28.11.2006. налога на прибыль организаций в сумме 55.193 руб. (л.д.134, 135, 138 т.1) и пени по налогу на прибыль организаций в сумме 15.674 руб. (л.д.134, 135, 137 т.1), что подтверждается также платёжными поручениями №№ 583, 584 от 24.11.2006.

Перечисленные обстоятельства лицами, участвующими в деле, также не оспариваются.

Тем самым, общая сумма, возмещённая налогоплательщику путём проведения зачётов и возвратов, составила 1.752.688,58 руб., тогда как общая сумма излишне взысканных налогов и пени составляет 1.762.940 руб.

Возникшая разница в сумме 10.251,42 руб. приходится на налог на прибыль организаций, излишне зачисленный в бюджет г.Апатиты в сумме 10.130 руб. в составе инкассового поручения № 2411 от 01.03.2006. (л.д.60 т.2) и в территориальный бюджет в сумме 121,42 руб. в составе платёжного поручения № 50 от 10.03.2006. (л.д.55 т.1).

Поскольку рассматриваемая разница не была возмещена Обществу, то данная сумма налога не была включена Инспекцией в расчёт процентов согласно Приложению № 1 (л.д.37 т.2), принятый Обществом.

Общество 03.11.2006. направило в Инспекцию заявление, в котором в том числе просило перечислить на его расчётный счёт проценты, подлежащие начислению в соответствии со статьёй 79 Налогового кодекса Российской Федерации за излишнее взыскание налога (л.д.134 т.1).

Однако налоговый орган отказал Обществу в исполнении заявления в данной части, посчитав, что не допустил пропуска сроков возврата налога (л.д.135 т.1).

Считая, что Инспекция обязана была начислить и возместить проценты одновременно с возвратом (зачётом) 1.752.688,58 руб. излишне взысканных налогов и пени, Общество обратилось за возмещением процентов в судебном порядке, которые, по его мнению, должны составить 72.243.91 руб., рассчитанных налоговым органом в Приложении № 1.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006. № 137-ФЗ суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьёй 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом выше по настоящему делу установлено, что неправомерное взыскание налогов и пени, а также их возврат были осуществлены в 2006 году, следовательно, при разрешении настоящего спора подлежит применению порядок, действовавший до 1 января 2007 года.

Согласно статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.99. № 154-ФЗ, действовавшей до 01.01.2007.) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачёта в счёт погашения недоимки (задолженности).

Пунктом 4 этой же статьи установлено, что сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на неё процентами за счёт общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днём взыскания, по день фактического возврата.

Согласно пункту 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

При этом в случае подачи налогоплательщиком заявления о зачёте излишне взысканного налога и пени в счёт уплаты текущих платежей, при наличии права на возврат излишне взысканного налога и пени, следует исходить из того, что по своему экономическому содержанию между зачётом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачёт сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5735/05 от 23.08.2005.

Таким образом, суд считает, что поскольку налоги и пени в заявленной сумме 1.752.688,58 руб. были излишне взысканы с налогоплательщика, заявление о зачёте части платежей в счёт текущих платежей по налогу следует рассматривать как форму возврата неправомерно взысканных сумм налоговых платежей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Взыскание неправомерно доначисленных сумм налога и пени нарушает права налогоплательщика на свободное распоряжение денежными средствами, находящимися в его собственности.

Восстановлением нарушенного права налогоплательщика служит предусмотренный пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне взысканного налога с начисленными на неё процентами, которые в данном случае являются компенсацией экономических потерь налогоплательщика от неправомерного изъятия денежной суммы.

В связи с этим не может быть ограничено право налогоплательщика на выплату процентов на сумму излишне взысканного налога и пени в зависимости от формы их возмещения (возврат или зачёт).

Таким образом, при подаче налогоплательщиком заявления о возврате излишне взысканных сумм налога и пени в форме зачёта данных сумм в счёт текущих платежей, на сумму излишне взысканного налога и пени также подлежат начислению проценты.

Как установлено выше по настоящему делу часть переплаты, образовавшейся в связи с излишним взысканием налогов и пени, направлена налоговым органом в счёт уплаты текущей задолженности по налогу, а часть возвращена налогоплательщику, то есть у Общества отсутствовала недоимка по налогам и пени, что не оспаривается Инспекцией.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что в случае незаконного взыскания налога проценты подлежат начислению независимо от факта наличия или отсутствия недоимки. При наличии недоимки налоговый орган вправе начислить и взыскать с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налога. Неправомерное взыскание с налогоплательщика налога также даёт ему право на истребование процентов за всё время неправомерного удержания его денежных средств. В противном случае, будет нарушен баланс публичных и частных интересов.

Налоговый орган полагает, что к спорным отношениям подлежат применению положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов и пени.

Между тем, как упоминалось выше, признанные судом незаконно начисленные суммы налога и пени поступили в соответствующий бюджет на основании решения по результатам выездной налоговой проверки № 214 дсп от 01.02.2006. и требований №№ 896, 897 от 06.02.2006., часть из которых были взысканы по инкассовым поручениям налогового органа.

Согласно пункту 2.5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005. № 503-О закреплено, что если зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчёта налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может).

То обстоятельство, что Общество часть налогов и пени самостоятельно уплатило в соответствующий бюджет, не может менять фактических обстоятельств дела, поскольку такие действия налогоплательщика были направлены на исполнение требований налогового органа.

Таким образом, выводы Инспекции об излишней уплате налогов и пени, и, как следствие, ссылки на положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, ошибочны, поскольку такие обстоятельства подлежат квалификации как излишнее взыскание налогов и пени, возврат которых осуществляется на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нельзя также согласиться с позицией налогового органа об умышленном уклонении налогоплательщика от своевременной подачи заявления о возврате незаконно взысканных сумм налогов и пени, поскольку согласно письму Инспекции от 27.11.2006. налоговый орган изначально не намерен был начислять проценты (л.д.135 т.1).

В любом случае, право налогоплательщика на возврат (зачёт) излишне уплаченных (взысканных) налогов и пени обеспечивается, прежде всего, обязанностью налогового органа о доведении до налогоплательщика сведений о фактах такой уплаты, на что прямо указывает законодатель в пункте 3 статьи 78 и пункте 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная обязанность Инспекцией также соблюдена не была.

При таких обстоятельствах, на сумму излишне взысканных налогов и пени в заявленной сумме (1.752.688,58 руб.) подлежат начислению проценты.

Налоговым органом составлено два варианта расчёта процентов, по одному из которых подлежат возмещению в судебном порядке проценты в сумме 49.844,77 руб.

Такой расчёт изложен в Приложении № 2 (л.д.38 т.2), и, по мнению Инспекции, является правильным, а потому рассчитанная в нём сумма Инспекцией признаётся.

Вместе с тем, налоговый орган в данном расчёте в качестве дат начала начисления процентов применил даты вступления в законную силу соответствующих решений арбитражного суда, признавших налоги и пени незаконно начисленными.

Поскольку такой подход налогового органа не основан на нормах законодательства о налогах и сборах, а порядок возврата излишне взысканного налога строго регламентирован вышеприведёнными положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касательно дат начала и окончания начисления процентов, то такой расчёт процентов не может быть принят судом.

Налогоплательщик согласен с другим расчётом процентов, изложенным налоговым органом в Приложении № 1, согласно которому подлежат возмещению проценты в сумме 72.243,91 руб. (л.д.37 т.2).

Проценты на излишне взысканную сумму начисляются со дня, следующего за днём взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.99. № 154-ФЗ).

Согласно пункту 2 совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.98. № 13/14 п  ри расчёте подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Вместе с тем, налогоплательщик дату окончания начисления процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль организаций (15.674 руб. и 55.193 руб.) и единого социального налога (21.494 руб.) признал заявленную налоговым органом соответственно 24.11.2006. и 16.06.2006., тогда как фактически указанные суммы налогов были возвращены соответственно 28.11.2006. и 20.06.2006. Факт принятия Обществом данного обстоятельства исключает возможность суду применить надлежащую дату начисления процентов (по 28.11.2006. и 20.06.2006.), поскольку изменение предмета иска является исключительной прерогативой истца в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а потому суд связан с заявленными требованиями, и не вправе выходить за их рамки.

Кроме того, исследовав рассматриваемый расчёт (Приложение № 1), суд считает, что данный расчёт, составленный Инспекцией и принятый Обществом, составлен также неверно, поскольку согласно расчёту суда проценты подлежат возмещению в меньшем размере, а потому размер процентов будет определён судом.

При этом расчёт суда будет приведён в хронологическом порядке в зависимости от даты списания (уплаты) налогов и пени, начиная с самой ранней из дат, с учётом данных акта сверки излишне взысканных (уплаченных) сумм налогов и пени (л.д.39 т.2), а также с учётом заявленных Инспекцией в Приложении № 1 данных и принятых Обществом (л.д.37 т.2).

В тоже время, суд считает возможным, с учётом вышеприведённых положений, а также того обстоятельства, что действия суда не будут выходить за рамки заявленной суммы процентов, по своей инициативе применить надлежащую и действующую согласно соответствующим телеграммам Центрального банка Российской Федерации в заявленный период просрочки возврата (зачёта) налогов и пени ставку рефинансирования Центробанка.

Таким образом, расчёт процентов с учётом установленных по настоящему делу сумм налогов и пени, подлежащих возврату налогоплательщику, будет выглядеть следующим образом:

– 01.03.2006. – дата списания налога на прибыль организаций (территориальный бюджет) в сумме 80.035 руб. (л.д.61 т.2), из которой не оспаривалось 1.935 руб.

С 02.03.2006. по 30.10.2006. (дата зачёта (л.д.37 т.2, лицевой счёт)) – период процентов за излишнее взыскание налога в сумме 78.100 руб. (80.035 – 1.935):

с 02.03.2006. по 25.06.2006.

78.100 руб. (сумма, подлежащая возврату) × 116 (дни просрочки возврата налога) × 0,03333333333 ∞ (одна трёхсот шестидесятая действующей ставки рефинансирования, где знак «∞» – знак «бесконечности») / 100 = 3.019,87 руб. (проценты).

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

78.100 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 2.968,89 руб.

с 23.10.2006. по 30.10.2006.

78.100 руб. × 8 дней × 0,03055555555 ∞ / 100 = 190,91 руб.

Всего: 6.179,67 руб.

– 01.03.2006. – дата списания пени по налогу на прибыль организаций (местный бюджет) в сумме 15.699 руб. (л.д.35 т.1), из которой не оспаривалось 25 руб.

С 02.03.2006. по 24.11.2006. (дата возврата (л.д.137 т.1)) – период процентов за излишнее взыскание пени в сумме 15.674 руб. (15.699 – 25):

с 02.03.2006. по 25.06.2006.

15.674 руб. × 116 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 606,06 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

15.674 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 595,83 руб.

с 23.10.2006. по 24.11.2006.

15.674 руб. × 33 дня × 0,03055555555 ∞ / 100 = 158,05 руб.

Всего: 1.359,94 руб.

– 01.03.2006. – дата списания пени по единому социальному налогу (федеральный бюджет) в сумме 7.272 руб. (л.д.41 т.1), оспаривались в полном объёме.

С 02.03.2006. по 15.06.2006. (дата зачёта (л.д.115 т.1)) – период процентов:

7.272 руб. × 106 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 256,94 руб.

– 01.03.2006. – дата списания единого социального налога (Фонд социального страхования Российской Федерации) в сумме 7.648,14 руб. (л.д.37, 39 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 02.03.2006. по 16.06.2006. (дата возврата (л.д.123 т.1)) – период процентов:

7.648,14 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 272,78 руб.

– 01.03.2006. – дата списания единого социального налога (Фонд социального страхования Российской Федерации) в сумме 5.571,05 руб. (л.д.37, 40 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 02.03.2006. по 16.06.2006. (дата возврата (л.д.123 т.1)) – период процентов:

5.571,05 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 198,7 руб.

– 01.03.2006. – дата списания единого социального налога (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в сумме 1.074 руб. (л.д.42 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 02.03.2006. по 15.06.2006. (дата зачёта (л.д.112, 116 т.1)) – период процентов:

1.074 руб. × 106 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 37,95 руб.

– 01.03.2006. – дата списания пени по единому социальному налогу (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в сумме 21 руб. (л.д.43 т.1), оспаривались в полном объёме.

С 02.03.2006. по 15.06.2006. (дата зачёта (л.д.117 т.1)) – период процентов:

21 руб. × 106 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 0,74 руб.

– 01.03.2006. – дата списания единого социального налога (территориальные фонды обязательного медицинского страхования) в сумме 18.271 руб. (л.д.44 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 02.03.2006. по 15.06.2006. (дата зачёта (л.д.114 т.1)) – период процентов:

18.271 руб. × 106 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 645,58 руб.

– 01.03.2006. – дата списания пени по единому социальному налогу (территориальные фонды обязательного медицинского страхования) в сумме 548 руб. (л.д.45 т.1), оспаривались в полном объёме.

С 02.03.2006. по 15.06.2006. (дата зачёта (л.д.113, 118 т.1)) – период процентов:

548 руб. × 106 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 19,36 руб.

– 02.03.2006. – дата списания единого социального налога (Фонд социального страхования Российской Федерации) в сумме 8.274,81 руб. (л.д.37, 38 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 03.03.2006. по 16.06.2006. (дата возврата (л.д.123 т.1)) – период процентов:

8.274,81 руб. × 106 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 292,38 руб.

– 02.03.2006. – дата списания налога на добавленную стоимость в сумме 8.725,19 руб. (л.д.49 т.1), из которой не оспаривалось 4.496 руб. (указанная сумма не была учтена налоговым органом при расчёте процентов в рамках данной строки).

С 03.03.2006. по 19.05.2006. (дата зачёта (л.д.107 т.1)) – период процентов за излишнее взыскание налога в сумме 4.229,19 руб. (8.725,19 – 4.496):

4.229,19 руб. × 78 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 109,96 руб.

– 07.03.2006. – дата списания налога на добавленную стоимость в сумме 149.347,58 руб. (л.д.48 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 08.03.2006. по 19.05.2006. (дата зачёта (л.д.107 т.1)) – период процентов:

149.347,58 руб. × 73 дня × 0,03333333333 ∞ / 100 = 3.634,12 руб.

– 09.03.2006. – дата списания налога на добавленную стоимость в сумме 84.477,21 руб. (л.д.46, 47 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 10.03.2006. по 19.05.2006. (дата зачёта (л.д.107 т.1)) – период процентов:

84.477,21 руб. × 71 день × 0,03333333333 ∞ / 100 = 1.999,29 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты налога на прибыль организаций (федеральный бюджет) в сумме 219.934 руб. (л.д.54 т.1), из которой не оспаривалось 4.619 руб.

С 11.03.2006. по 14.12.2006. – общий период процентов за излишнее взыскание налога в сумме 215.315 руб. (219.934 – 4.619), при этом, поскольку зачёт данной суммы налога производился частями, то проценты будут рассчитаны на каждую возмещённую сумму:

а) 87.420 руб., зачтённые 04.05.2006. (л.д.99, 100 т.1):

с 11.03.2006. по 04.05.2006.

87.420 руб. × 55 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 1.602,7 руб.

б) 21.855 руб., зачтённые 19.05.2006. (л.д.105 т.1):

с 11.03.2006. по 19.05.2006.

21.855 руб. × 70 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 509,95 руб.

в) 21.855 руб., зачтённые 30.06.2006. (л.д.42 т.2):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

21.855 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 779,5 руб.

с 26.06.2006. по 30.06.2006.

21.855 руб. × 5 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 34,91 руб.

г) 5.597 руб., зачтённые 03.11.2006. (л.д.51 т.2):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

5.597 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 199,63 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

5.597 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 212,76 руб.

с 23.10.2006. по 03.11.2006.

5.597 руб. × 12 дней × 0,03055555555 ∞ / 100 = 20,52 руб.

д) 62.330 руб., зачтённые 07.11.2006. (л.д.131 т.1):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

62.330 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 2.223,1 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

62.330 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 2.369,41 руб.

с 23.10.2006. по 07.11.2006.

62.330 руб. × 16 дней × 0,03055555555 ∞ / 100 = 304,72 руб.

е) 16.258 руб., зачтённые 14.12.2006. (л.д.52 т.2):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

16.258 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 579,87 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

16.258 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 618,03 руб.

с 23.10.2006. по 14.12.2006.

16.258 руб. × 53 дня × 0,03055555555 ∞ / 100 = 263,29 руб.

Всего: 9.718,39 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты пени по налогу на прибыль организаций (федеральный бюджет) в сумме 96.184 руб. (л.д.51 т.1), из которой не оспаривалось 50 руб.

С 11.03.2006. по 07.11.2006. (дата зачёта (л.д.133 т.1)) – период процентов за излишнее взыскание пени в сумме 96.134 руб. (96.184 – 50):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

96.134 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 3.428,78 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

96.134 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 3.654,43 руб.

с 23.10.2006. по 07.11.2006.

96.134 руб. × 16 дней × 0,03055555555 ∞ / 100 = 469,99 руб.

Всего: 7.553,2 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты налога на прибыль организаций (территориальный бюджет) в сумме 435.517 руб. (л.д.55 т.1), из которой не оспаривалось 10.381 руб., а также не будут учтены 121,42 руб. налога, невозмещённый налогоплательщику и незаявленный в расчёте процентов.

С 11.03.2006. по 07.11.2006. – общий период процентов за излишнее взыскание налога в сумме 425.014,58 руб. (435.517 – 10.381 – 121,42), при этом, поскольку зачёт данной суммы налога производился частями, то проценты будут рассчитаны на каждую возмещённую сумму:

а) 235.363 руб., зачтённые 04.05.2006. (л.д.101, 102 т.1):

с 11.03.2006. по 04.05.2006.

235.363 руб. × 55 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 4.314,99 руб.

б) 58.841 руб., зачтённые 19.05.2006. (л.д.106 т.1):

с 11.03.2006. по 19.05.2006.

58.841 руб. × 70 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 1.372,96 руб.

в) 58.840 руб., зачтённые 30.06.2006. (л.д.43 т.2):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

58.840 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 2.098,63 руб.

с 26.06.2006. по 30.06.2006.

58.840 руб. × 5 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 93,98 руб.

г) 71.970,58 руб., зачтённые 07.11.2006. (л.д.130 т.1):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

71.970,58 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 2.566,95 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

71.970,58 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 2.735,88 руб.

с 23.10.2006. по 07.11.2006.

71.970,58 руб. × 16 дней × 0,03055555555 ∞ / 100 = 351,86 руб.

Всего: 13.535,25 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты пени по налогу на прибыль организаций (территориальный бюджет) в сумме 136.988 руб. (л.д.52 т.1), из которой не оспаривалось 380 руб.

С 11.03.2006. по 07.11.2006. (дата зачёта (л.д.132 т.1)) – период процентов за излишнее взыскание пени в сумме 136.608 руб. (136.988 – 380):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

136.608 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 4.872,35 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

136.608 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 5.193 руб.

с 23.10.2006. по 07.11.2006.

136.608 руб. × 16 дней × 0,03055555555 ∞ / 100 = 667,86 руб.

Всего: 10.733,21 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты налога на прибыль организаций (местный бюджет) в сумме 56.491 руб. (л.д.56 т.1), из которой не оспаривалось 1.298 руб.

С 11.03.2006. по 24.11.2006. (дата возврата (л.д.138 т.1)) – период процентов за излишнее взыскание налога в сумме 55.193 руб. (56.491 – 1.298):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

55.193 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 1.968,55 руб.

с 26.06.2006. по 22.10.2006.

55.193 руб. × 119 дней × 0,03194444444 ∞ / 100 = 2.098,1 руб.

с 23.10.2006. по 24.11.2006.

55.193 руб. × 33 дня × 0,03055555555 ∞ / 100 = 556,53 руб.

Всего: 4.623,18 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты единого социального налога (федеральный бюджет) в сумме 75.229 руб. (л.д.57 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 11.03.2006. по 15.06.2006. (дата зачёта (л.д.111 т.1)) – период процентов:

75.229 руб. × 97 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 2.432,4 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 129.891,59 руб. (л.д.50 т.1), оспаривался в полном объёме (по данной строке налоговым органом ошибочно заявлена неоспариваемая сумма 4.496 руб., которая подлежала учёту при списании налога 02.03.2006., а потому судом данная сумма была учтена выше).

С 11.03.2006. по 19.05.2006. (дата зачёта (л.д.107 т.1)) – период процентов:

129.891,59 руб. × 70 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 3.030,8 руб.

– 10.03.2006. – дата списания налога на добавленную стоимость в сумме 70.719,43 руб. (л.д.36 т.1), оспаривался в полном объёме.

С 11.03.2006. по 19.05.06.2006. (дата возврата (л.д.107 т.1)) – период процентов:

70.719,43 руб. × 70 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 1.650,12 руб.

– 10.03.2006. – дата уплаты пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 168.440 руб. (л.д.53 т.1), из которой не оспаривалось 364 руб.

С 11.03.2006. по 17.08.2006. – общий период процентов за излишнее взыскание пени в сумме 168.076 руб. (168.440 – 364), при этом, поскольку зачёт данной суммы пени производился частями, то проценты будут рассчитаны на каждую возмещённую сумму:

а) 167.199 руб., зачтённые 19.05.2006. (л.д.108 т.1):

с 11.03.2006. по 19.05.2006.

167.199 руб. × 70 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 3.901,31 руб.

б) 339,1 руб., зачтённые 16.08.2006. (л.д.46 т.2):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

339,1 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 12,1 руб.

с 26.06.2006. по 16.08.2006.

339,1 руб. × 52 дня × 0,03194444444 ∞ / 100 = 5,63 руб.

в) 537,9 руб., зачтённые 17.08.2006. (л.д.47 т.2):

с 11.03.2006. по 25.06.2006.

537,9 руб. × 107 дней × 0,03333333333 ∞ / 100 = 19,19 руб.

с 26.06.2006. по 17.08.2006.

537,9 руб. × 53 дня × 0,03194444444 ∞ / 100 = 9,11 руб.

Всего: 3.947,34 руб.

Таким образом, общая сумма процентов, подлежащая возмещению налогоплательщику за незаконное взыскание налога на прибыль организаций и пени (федеральный бюджет), составит 17.271,59 руб., налога на прибыль организаций и пени (территориальный бюджет) – 30.448,13 руб., налога на прибыль организаций и пени (местный бюджет) – 5.983,12 руб., единого социального налога и пени (федеральный бюджет) – 2.689,34 руб., единого социального налога и пени (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) – 38,69 руб., единого социального налога и пени (территориальные фонды обязательного медицинского страхования) – 664,94 руб., единого социального налога (Фонд социального страхования Российской Федерации) – 763,86 руб., налога на добавленную стоимость и пени – 14.371,63 руб., а всего 72.231,3 руб.

Поскольку размер заявленных требований по настоящему делу составляет 72.243,91 руб., то требования Общества подлежат удовлетворению только в части возмещения процентов в сумме 72.231,3 руб., а в остальной части – отклонению.

В пункте 1.4 постановления Президиума Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2006. № 10-2/06 указывается, что при удовлетворении требования о взыскании денежных средств из бюджета суд в резолютивной части решения возлагает на соответствующий государственный или иной орган, должностное лицо обязанность совершить действия по выплате (возврату, возмещению, зачёту) денежных средств из бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами, регулирующими процедуру указанной выплаты (возврата, возмещения, зачёта).

При таких обстоятельствах, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению в вышеуказанной части с указанием обязанности налогового органа возместить из бюджета проценты за излишнее взыскание налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, единого социального налога и соответствующих пеней в порядке, предусмотренном статьёй 79 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, учитывая положения пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006. № 137-ФЗ, а также то обстоятельство, что излишние суммы налогов и пени по настоящему делу были взысканы и возмещены до 1 января 2007 года, то спорные суммы процентов подлежат возмещению Обществу в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть в соответствии со статьёй 79 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ.

Согласно материалам дела Обществом при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в сумме 5.943 руб., относящаяся к составу судебных расходов в соответствии со статьёй 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.9 т.1).

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Размер первоначальных требований Общества составлял 222.133,33 руб.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21, подпункту 5 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств при цене иска от 100.001 руб. до 500.000 руб. уплачивается государственная пошлина в размере 3.500 руб. плюс 2 процента суммы, превышающей 100.000 руб., то есть при обращении в суд заявителю следовало уплатить госпошлину в сумме 5.942,67 руб., тогда как заявителем уплачено 5.943 руб.

Тем самым, заявителем при обращении в суд была допущена излишняя уплата госпошлины в сумме 0,33 руб.

Впоследствии Общество уменьшило размер заявленных требований до 185.111,11 руб., а потому госпошлина за их рассмотрение составила бы 5.202,22 руб., а излишняя уплата – 740,48 руб.

Таким образом, общая сумма излишне уплаченной госпошлины составила 740,78 руб. (740,45 + 0,33).

В дальнейшем заявитель отказался от части требований, в связи с чем производство по делу в этой части судом было прекращено, а предмет настоящего дела в суммовом выражении составил 72.243,91 руб., который соответствует госпошлине в сумме 2.667,32 руб.

Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 указанного Кодекса, и в случае прекращения производства по делу, государственная пошлина подлежит возврату.

Следовательно, Обществу подлежит возврату государственная пошлина в общей сумме 3.275,68 руб. (5.943 – 2.667,32).

Оставшаяся часть госпошлины в сумме 2.667,32 руб. приходится на окончательные требования Общества, рассмотренные по настоящему делу, и которые частично удовлетворены судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворён частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований.

На необходимость распределения судебных расходов с применением положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов указывает также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 13.03.2007. № 117.

При таких обстоятельствах, с Инспекции в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина в сумме 2.666,85 руб. за рассмотрение настоящего заявления пропорционально размеру удовлетворённых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176, 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области возместить обществу с ограниченной ответственностью «КРП «Апатит» в порядке, предусмотренном статьёй 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.99. № 154-ФЗ), из соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов проценты в сумме 72231 руб.30 коп. за излишнее взыскание налога на прибыль организаций и пени на общую сумму 1022038 руб.58 коп., налога на добавленную стоимость и пени на общую сумму 606741 руб., единого социального налога и пени на общую сумму 123909 руб.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области (ИНН 5103200025, ОГРН 1045100031591), расположенной по адресу: Мурманская обл., г.Кировск, ул.Кондрикова, д.6а, в пользу общества с ограниченной ответственностью «КРП «Апатит» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2666 руб.85 коп.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «КРП «Апатит» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3275 руб.68 коп., перечисленную по платёжному поручению № 239 от 13.04.2007., выдав справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья С.Б.Варфоломеев