НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 16.12.2016 № А42-6868/16

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                             Дело № А42-6868/2016

16 декабря 2016 года

         Судья Арбитражного суда Мурманской области Воронцова Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Администрации города Мончегорска пр-кт Металлургов, д. 37, г. Мончегорск, Мурманская область (ИНН 5107110100, ОГРН 1025100654446), 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области пр-кт Ленина, д. 11А, г. Мончегорск, Мурманская область (ИНН 5107010515, ОГРН 1045100064371)

о  признании недействительным решения № 567 от 20.06.2016

без вызова сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по настоящему делу принято судом путем подписания резолютивной части решения от 06.12.2016.

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2016 по заявлению ответчика от 08.12.2016 (поступило в суд 09.12.2016).

установил:

Администрация города Мончегорска (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения № 567 от 20.06.2016.

В обоснование заявления Администрация указала, что положения пунктов 3 и 13 статьи 85 Налогового кодекса РФ следует применять во взаимосвязи, в связи с чем, обязанность по предоставлению сведений по запросам налогового органа исполняется в отношении сведений первичной регистрации актов гражданского состояния, и предоставляется в течение 5 дней, со дня получения соответствующего запроса, до истечения 10-дневного срока со дня регистрации акта гражданского состояния, установленного пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Определением от 12.10.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Стороны о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ (определение суда от 12.10.2016 вручено заявителю и ответчику 17.10.2016,  согласно почтовым уведомлениям).

Стороны о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в соответствии с требованиями главы 12 АПК РФ извещены, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Сторонам, участвующим в деле, устанавливался срок для представления доказательств по делу до 03.11.2016.

Кроме того, сторонам было предложено представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 25.11.2016.

20.10.2016 заявитель уточнил просительную часть заявления в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 199 АПК РФ, в виде требования о признании ненормативного правового акта недействительным.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.    

27.10.2016 ответчик представил отзыв на заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что регистрирующие и иные органы, указанные в статье 85 НК РФ, обязаны представлять  необходимые сведения налоговым органам  не только в течение определенного срока с момента наступления тех или иных фактов либо к определенной дате, но по запросу налоговых органов. Довод Администрации о том, что Инспекция вправе запросить сведения (например, сведения о рождении) лишь в течение 10 – дневного срока, и только в отношении тех сведений, а именно сведений первичной регистрации актов гражданского состояния, является необоснованным и основан на неправильном толковании норм права. Инспекция правомерно запросила у Отдела ЗАГС города Мончегорска сведения о рождении Талалаева О.В., а у Отдела ЗАГС города Мончегорска отсутствовали правовые основания для несообщения налоговому органу запрошенных сведений.

Материалами дела установлено.

Инспекцией в связи с проведением камеральной налоговой проверки заявления о подтверждении права  на имущественный вычет за 2016 год, предоставленного Талалаевым Олегом Вячеславовичем, на основании пункта 13 статьи 85 НК РФ письмом от 18.04.2016 № 20-02/75/2598 у Отдела ЗАГС Администрации города Мончегорска запрошены сведения о рождении Талалаева Олега Вячеславовича (л.д. 36).

Срок предоставления сведений по запросу Инспекции, с учетом получения запроса 18.04.2016, не позднее 26.04.2016.

Письмом Администрации города Мончегорска от 21.04.2016 № 1511 в предоставлении сведении в отношении Талалаева О.В. отказано в связи с тем, что органы записи  актов гражданского состоянии обязаны сообщать о фактах регистрации рождения, смерти, заключения, расторжения брака, установления отцовства в течение 10 дней после государственной регистрации актов гражданского состояния физических лиц, либо по запросу налогового органа в течение 5 дней, то есть до истечения 10 дневного срока со дня регистрации акта гражданского состояния, установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ (л.д. 33-35).

Инспекцией составлен акт от 11.05.2016 № 652 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных 120, 122, 123 НК РФ) и вынесено решение от 20.06.2016 № 567 о привлечении лица к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за несообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу в виде взыскания штрафа в сумме 5 000 рублей (л.д. 16-19, 24-28).

Решение Инспекции обжаловано Администрацией в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 07.09.2016 № 297 жалоба Администрации на  решение ИФНС России по г. Мончегорску от 20.06.2016 № 567 оставлена без удовлетворения (л.д. 29-32).

Не согласившись с принятым решением Инспекции, Администрация обратилась с  настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговому органу предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

В пункте 5 статьи 93.1 НК РФ указано, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 этого же Кодекса отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

Субъектом ответственности, установленной статьей 129.1 НК РФ, является лицо, которое обязано сообщить налоговому органу предусмотренные НК РФ сведения.

Таким образом, привлечению к рассматриваемой ответственности подлежит лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговому органу сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Соответственно, при решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за непредставление истребованной информации необходимо исходить из существа запрошенных сведений и их относимости к деятельности налогоплательщика.      

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются также указанными в настоящей статье органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса (пункт 13 статьи 85 НК РФ).

В силу требований пунктов 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти.

Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; конфиденциальность персональных данных – обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188. Согласно пункту 1 Перечня к таким сведениям в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Согласно статьям 7 и 9 Закона № 152-ФЗ любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляются операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, только с согласия субъекта этих персональных данных, которое может быть им же и отозвано. Исключения из данного правила подлежат установлению федеральными законами, которыми предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 6 Закона № 152-ФЗ установлены условия обработки персональных данных и перечень случаев, при которых допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных.

Такого согласия не требуется, в частности, в случае когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (государственного органа, муниципального органа, юридического или физического лица).

Поскольку доступ к сведениям о физических лицах и их персональным данным ограничен названными федеральными законами, обязательным является соблюдение конфиденциальности такой информации.

Запрошенный Инспекцией в отделе ЗАГС документ (справка о рождении Талалаева О.В.) является актом гражданского состояния, который подлежит государственной регистрации, производимой органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и, следовательно, не является документом (информацией), касающимся деятельности проверяемого лица как налогоплательщика.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения Администрации к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, за непредставление справки о рождении Талалаева Олега Вячеславовича в связи с получением последним имущественного налогового вычета за 2016 год.

Поскольку заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, основания для взыскания с Инспекции государственной пошлины отсутствуют.

При вынесении резолютивной части решения от 06.12.2016 по данному делу судом допущена опечатка – не указано наименование органа, принявшего оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе вправе  исправить допущенные в решении (определении) описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Поскольку исправление опечаток, допущенных в резолютивной части решения от 06.12.2016 по настоящему делу, не изменяет содержания этого решения, суд считает возможным по своей инициативе исправить допущенную опечатку.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 201, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования Администрации города Мончегорска удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области от 20.06.2016 № 567 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушения по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере   5 000 рублей.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску  Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.

Судья                                                                                               Н.В.Воронцова