НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Московской области от 29.02.2012 № А41-2554/12

Арбитражный суд Московской области

107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

29 февраля 2012 года Дело №А41-2554/12

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Морхата П.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревым Д.А.,

рассмотрел в судебном заседании заявление

ЗАО «Инвент»

к ИФНС по г. Домодедово Московской области

о признании недействительными решения от 23.09.2011 № 1383 в части обязания уплатить штраф в размере 85 774 руб. 20 коп.; требования № 1866 от 05.12.2011

при участии в заседании:

от заявителя: Конюхова Л.Е. доверенность от 16.11.2011, паспорт

от заинтересованного лица: Шершнев К.Ю. доверенность от 24.01.2012 № 03-09/00060. удостоверение

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Инвент» (далее – заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к ИФНС России по г. Домодедово (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Домодедово Московской области № 1383 от 23.09.2011 в части обязания уплатить штраф в сумме 85 774,20 руб., требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 1866 от 05.12.2011.

В судебном заседании заявитель поддержал свою позицию.

Представитель инспекции просил отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 76-78).

На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, арбитражный суд установил.

Инспекцией ФНС России по г. Домодедово Московской области была проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО «Инвент» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2011 г., представленной налогоплательщиком 17.05.2011 (л.д. 32-33).

По результатам проверки был составлен Акт № 1110 от 19.08.2011 г. (л.д. 12-19) и вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1383 от 23.09.2011 (л.д. 20-28).

Согласно Решения № 1383 от 23.09.2011, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 85 774,20 руб.; предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 1 000 руб.

Обществу доначислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 267,24 руб. Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

07 октября 2011 г. на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1383 от 23.09.2011 заявителем подана апелляционная жалоба в УФНС по Московской области (л.д. 29-31).

Решением Управления ФНС по Московской области № 16-16/100911 от 29 ноября 2011 г. апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1383 от 23.09.2011 утверждено и вступило в законную силу (л.д. 54-56).

Не согласившись с актами налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Общество обжалует Решение № 1383 от 23.09.2011 в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 85 774,20 руб.

Основанием принятия налоговым органом оспариваемого решения явился выявленный налоговым органом в рамках проверки факт нарушения налогоплательщиком срока уплаты налога при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов таможенного союза за апрель 2011 г.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что требования Заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ЗАО «Инвент» представило в ИФНС России по г. Домодедово Московской области документы и заявление № 257 от 24 июня 2011 г. о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, дата принятия на учет импортированного товара «Картон основа для пропитки 22x35 мм»: 8 апреля 2011 г. - в количестве 14.5977 тонн (сумма НДС составляет 211 520,67 руб.); 21 апреля 2011 г. - в количестве 15 тонн (сумма НДС составляет 217 350,00 руб.). Таким образом, общая сумма НДС, подлежащая уплате за апрель 2011 при ввозе товара на территорию РФ с территории Республики Беларусь составляет 428 870,67 руб.

Уплата налога за апрель 2011 г. ЗАО «Инвент» произведена: 6 июня 2011 г. платежным поручением № 494 в размере 28 870, 68 руб.; 15 июня 2011 г. платежным поручением № 565 в размере 400 000 руб. То есть в более поздний, по сравнению с установленным законом, срок.

В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, на основании указанной статьи применительно к налоговым правоотношениям действует приоритет международного законодательства над национальным.

Международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, представляет собой межгосударственные (межправительственные) соглашения, регламентирующие вопросы налогообложения.

Порядок взимания налогов и порядок представления декларации по косвенным налогам при ввозе товара из Белоруссии регулируются Соглашением от 15 сентября 2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» и Соглашением от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».

Согласно ст. 4 Соглашения от 15 сентября 2004 года, в целях обеспечения полноты сбора косвенных налогов при импорте товаров контроль за уплатой косвенных налогов осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В соответствии со ст. 5 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и республикой Беларусь, косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон.

Согласно ст. 4 Соглашения от 25.01.2008, порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.

В соответствии с ч. 7 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 г., косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

В соответствии с ч. 9 ст. 2 Протокола от 11.12.2009, в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 7 настоящей статьи, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Таким образом, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, за апрель 2011 г. подлежал уплате в срок до 20 мая 2011 г.

Как установлено материалами дела, указанный налог перечислен заявителем в бюджет позже установленного действующим законодательством срока – 06 июня 2011 г. и 15 июня 2011 г.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 108 Налогового кодекса РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Налоговым правонарушением, в силу статьи 106 Налогового кодекса РФ, признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса РФ, является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

Ответственности налогоплательщика за несвоевременное перечисление в бюджет налога названной статьей не установлено.

В соответствии с п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.08.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 122 Кодекса судам необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Как установлено материалами дела, на момент вынесения налоговым органом решения № 1383 от 23.09.2011, налогоплательщиком уплачен налог на добавленную стоимость при ввозе товара на территорию РФ с территории Республики Беларусь за апрель 2011 года.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, отсутствует. Следовательно, решение № 1383 от 23.09.2011 в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в сумме 85 774,20 руб. подлежит признанию недействительным.

В связи с тем, что налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за апрель 2011 года уплачен налогоплательщиком позже установленного срока, то налоговым органом, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, начислены пени в сумме 3 267,24 руб., которые впоследствии были уплачены налогоплательщиком.

На основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1383 от 23.09.2011 налоговым органом 05 декабря 2011 г. выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 1866 (л.д. 57, 58), в соответствии с которым налогоплательщику в срок до 26.12.2011 г. предложено уплатить как штраф по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в сумме 85 774,20 руб., так и соответствующие пени по НДС в сумме 3 267,24 рублей, а также денежные взыскания (штрафы), применяемые в качестве налоговых санкций, в сумме 1 000 руб.

Платежным поручением № 22 от 04.10.2011 ЗАО «Инвент» уплатило пени, указанные в Решении № 1383 в размере 3 267,24 руб. в полном объеме (л.д. 60), платежным поручением № 23 от 04.10.2011 ЗАО «Инвент» уплатило штраф в размере 1 000 руб. (л.д. 59) за непредставление в срок налогоплательщиком в налоговые органы документов в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Поскольку на момент выставления требования № 1866, сумма пени в размере 3 267,24 рублей, сумма штрафа в размере 1 000 рублей были уплачены налогоплательщиком, то оснований для выставления требования с указанием в нем уже уплаченных налогоплательщиком сумм пени и штрафа у налогового органа не имелось.

В связи с тем, что решение № 1383 от 23.09.2011 в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в сумме 85 774,20 руб. подлежит признанию недействительным, а сумма пени в размере 3 267,24 руб., сумма штрафа в размере 1 000 руб. были уплачены налогоплательщиком до момента выставления инспекцией соответствующего требования, то и недействительным подлежит признанию требование № 1866 от 05.12.2011 выставленное на основании решения № 1383 от 23.09.2011.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 НК РФ, устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.

Изменения, внесенные ст.14 Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п.1 ст.333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.

Взыскание с ответчика уплаченной заявителем в бюджет государственной пошлины возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходам.

Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.

Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.10.2009 № КА-А40/9695-09 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2009 № ВАС-17113/09.

Исходя из изложенного, с налогового органа подлежит взысканию в пользу заявителя государственная пошлина в размере 4 000 руб., уплаченные по платежным поручениям от 26.12.2011 № 1094 (л.д. 10), от 26.12.2011 № 1095 (л.д. 9).

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования ООО «Инвент» области удовлетворить.

Признать недействительным решение ИФНС России по г. Домодедово Московской области от 23.09.2011 № 1383 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части обязания уплатить штраф в сумме 85 774 руб. 20 коп.

Признать недействительным требование ИФНС России по г. Домодедово Московской области № 1866 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.12.2011.

Взыскать с ИФНС России по г. Домодедово Московской области в пользу ООО «Инвент» (ИНН 7723018588, адрес: 142000, Московская обл., г. Домодедово, мкр Центральный, владение «Вега-В», 2, дата государственной регистрации 20.04.1992) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.

Исполнительный лист выдать в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья П.М. Морхат