НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Московской области от 24.05.2022 № А41-14573/22

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

24 мая 2022 года                                                             Дело №А41-14573/22

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2022 года

Полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Юдиной М.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                 Данькиным Д.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области

к  государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «ХИМКИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА» (ИНН 5047010074)                         

о взыскании финансовой санкции в размере 144.500 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – Шаповаловой В.В., доверенность от 12.07.2021 № 205-983/50-10,

от заинтересованного лица – Бухвалова М.И., доверенность № 01.10.1-09/22 от 10.01.2022,

У С Т А Н О В И Л:

         Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №5 по г. Москве и Московской области (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «ХИМКИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА» (далее – заинтересованное лицо, ГАУЗ МО «ХИМКИНСКАЯ ОБ», учреждение) о взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 144.500 руб.

         Заинтересованное лицо в отзыве и в ходе судебного заседания требования заявителя не признало, ссылаясь на своевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а также указывает на ошибочное направление сведений 26.05.2021.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, с 12.10.2017 работники ГБУЗ МО «Химкинская детская городская поликлиника» в результате реорганизации в форме присоединения (приказ № 279-од от 12.10.2017) являлись работниками ГАУЗ МО «Химкинская ОБ», регистрационный номер в ПФР – 060-050-016221.

ГАУЗ МО «Химкинская ОБ» исполнило обязанность ГБУЗ МО «Химкинская детская городская поликлиника» и представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на всех работников (1850 чел.), в том числе и уже бывших работников детской поликлиники в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №5 по г. Москве и Московской области 24.02.2018 посредством АО «ПФ «СКБ Контур», что подтверждается формой СЗВ-СТАЖ за 2017 год от 15.02.2018 (принята фондом 24.02.2018).

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 289 работников ГБУЗ МО «Химкинская детская городская поликлиника» были ошибочно представлены 26.05.2021 (принята фондом 26.05.2021). Данные сведения полностью повторяют сведения, представленные 24.02.2018, а именно графы: фамилия, имя, отчество, СНИЛС, период работы, условия досрочного назначения страховой пенсии, исчисление страхового стажа, территориальные условия и особые условия.

Заявителем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.06.2021 № 060S18210047523.

         Заместителем начальника заявителя вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2021                                         № 060S19210054097 и в адрес заинтересованного лица направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.07.2021 № 060S01210061550, согласно которому заинтересованному лицу предложено уплатить в добровольном порядке в срок до 16.08.2021 уплатить финансовую санкцию в размере 144.500 руб.

         Неисполнение заинтересованным лицом указанного требования послужило основанием для обращения Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ГАУЗ МО «Химкинская ОБ» финансовой санкции в размере 144.500 руб.  

Арбитражный суд считает, что требования Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

  Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Закон), страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.4 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Материалами дела установлено, что сведения представлены по телекоммуникационным каналам связи 24.02.2018, что подтверждается реестром электронных сообщений (л.д. 43).

В силу ст. ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация юридического лица предполагает универсальное правопреемство в отношении его прав и обязанностей у нового юридического лица, возникшего в результате реорганизации.

Как указывалось выше, согласно абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона               № 27- ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При указанных обстоятельствах, для определения сведений индивидуального (персонифицированного) учета решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.

Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.  

Согласно ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации при реорганизации в форме присоединения трудовые отношения с согласия работника продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.

Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.

При реорганизации учреждения в форме присоединения без увольнения работников, отчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.

Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.

При этом Федеральным законом № 27-ФЗ не установлен иной порядок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания такого срока также не предусмотрено.

Таким образом, законодательно не установлен особенный порядок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения.

Исключение составляет обязанность страхователя представить сведения в отношении уволенных работников.

Однако заявителем не представлены доказательства нарушения заинтересованным лицом требований нормы абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, а именно доказательства того, что в связи с реорганизацией правопредшественника имели место случаи увольнения работников, о чем необходимо уведомить орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем представления соответствующих сведений.

При таких обстоятельствах отсутствует состав правонарушения, вмененного в вину организации, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Как следствие, начисление штрафа не может быть признано обоснованным.

Кроме того, как следует из материалов дела, заместителем начальника заявителя вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.10.2021 № 060S19210079613, согласно которому заинтересованное лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 121.500 руб.

Из вышеуказанного решения усматривается, что ГАУЗ МО «Химкинская ОБ» привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (представлена – 26.05.2021). Штраф выставлен за предшественника 060-050-007580 после реорганизации.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москве и Московской области к государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «ХИМКИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА» о взыскании финансовой санкции в размере 144.500 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                               М.А. Юдина