Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
31 августа 2023 года Дело №А41-37082/23
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2023 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2023 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
А.О. Гордеевой, рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КРУСТ» (620100, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕКАТЕРИНБУРГ ГОРОД, ЛУНАЧАРСКОГО УЛИЦА, 221, ОФИС 2,
ОГРН: 1026601768401, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2002, ИНН: 6630008994)
к Шереметьевской таможне
об оспаривании
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
ООО «КРУСТ» (далее – общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) с требованиями:
1. Признать Решение об отказе в выпуске товаров от 26.03.2023
по ДТ № 10005030/250323/3074719 незаконным.
2. Обязать таможенный орган вернуть ООО «Круст» 25 000 рубелей в порядке и сроки, установленные таможенным законодательством.
3. Взыскать с таможенного органа сумму государственной пошлины
в размере: 3000 руб. 00 коп.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица по доводам заявителя возражал.
Изучив материалы дела, заслушав представителя таможни, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из текста настоящего заявления, из личного кабинета заявителя в системе электронного взаимодействия с ФТС: 25.03.2023 (в субботу) таможенным органом запрошены дополнительные документы, а именно 04999 Пояснения по распределению транспортных расходов, а также 09023 Инвойс на оплату перевозки, погрузки/разгрузки товаров. При этом, 26.03.2023 (воскресенье) таможенный орган, не дожидаясь представления заявителем запрошенных документов, принял Решение об отказе в выпуске товаров по
ДТ № 10005030/250323/3074719, направленной в таможенный орган 25.03.2023.
При этом, таможенным органом списано 25 000, 00 руб. за совершение таможенных операций.
Считая незаконным решение об отказе в выпуске товаров по
ДТ № 10005030/250323/3074719, в связи с тем, что заявитель был лишен возможности представить запрошенные документы, общество обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В силу подпунктов 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе сведения о таможенной стоимости декларируемых товаров и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) деятельность таможенных органов основана на принципах ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.
Как установлено подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункт 2 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 310 ТК ЕАЭС).
В пункте 4 этой же закреплен принцип выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов (пункт 5 статьи 310 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 6 названной статьи от имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Согласно пункту 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 – 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (пункт 8 статьи 310 ТК ЕАЭС).
По правилам пункта 9 данной статьи при проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.
Аналогичные положения закреплены в статье 214 Закона № 289-ФЗ.
Одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка (абзац восьмой статьи 322 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка является одной из форм таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
Пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС установлено, что если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений в электронном виде таможенной декларации на бумажном носителе, до выпуска товаров определяется Комиссией Евразийского экономического союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок).
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что при выявлении по результатам таможенного контроля необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров в виде электронного документа или документа на бумажном носителе (в зависимости от формы подачи декларации на товары).
Форма требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, утверждена Приложением № 2 Порядка.
Из материалов дела следует, что спорный товар «тифлофлешплеер» ввезен на таможенную территорию ЕАЭС и предъявлен к таможенному оформлению по
ДТ №10005030/250323/3074719.
В соответствии со сроками, установленным пунктом 2 статьи 111 ТК ЕАЭС регистрация декларации на товары осуществлена в 17 час. 00 мин. 25.03.2023.
С целью подтверждения структуры заявленной декларантом таможенной стоимости декларантом представлен транспортный счет от 13.03.2023 № б/н на общую
сумму 84 020 китайских юаней (документ представлен в формализованном виде), при этом в структуру заявленной таможенной стоимости включены транспортные расходы в размере 566 212, 85 руб.
Каких-либо пояснений по данному факту не представлено.
Ввиду того, что не исключена возможность совершения ошибки при формализации документов и для принятия обоснованного решения у декларанта запрошен сканированный вид транспортного счета от 13.03.2023 № б/н, а также пояснение по данному факту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС 03.04.2023 в 18 час. 05 мин. в адрес декларанта направлен запрос документов.
Вопреки доводам заявителя, нормами действующего законодательства не определены временные рамки направления запроса в адрес декларанта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.
На основании пункта 3 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если в течение времени, указанного в пункте 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, наступило одно из следующих обстоятельств: 1) таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 настоящего ТК ЕАЭС запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 ТК ЕАЭС;
3) декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
До установленного срока декларантом запрошенные документы либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо обращение о продлении срока представления документов в таможенный орган не представлены.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае если в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, и в иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.
В соответствии с графиком Авиационный таможенный пост (ЦЭД) работает ежедневно без выходных с 9 час 00 мин до 21 час. 00 мин.
Довод заявителя о том, что 26.03.2023 является нерабочим для него днем, не является состоятельным ввиду того, что 26.03.2023 являлся для общества рабочим днем, поскольку 26.03.2023 в 10 час. 44 мин. ООО «КРУСТ» на таможенный пост был подана декларация на товары № 10005030/260323/3075137.
Таким образом, декларант обладал возможностью представить в таможенный орган запрошенные документы, либо письменно обратиться о продлении сроков выпуска декларации на товары.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение об отказе в выпуске товаров от 26.03.2023 по ДТ № 10005030/250323/3074719, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведённые заявителем, рассмотрены судом в полном объёме, однако они отклоняются судом, поскольку доказательств, подтверждающих их обоснованность, заявителем не представлено.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что нарушений прав и законных интересов общества таможенным органом не допущено, следовательно, отсутствует одна из составляющих, предусмотренная статьей 198 АПК РФ, для признания его незаконным
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и/или не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, арбитражный суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным, вследствие, чего в удовлетворении заявленных обществом требований надлежит отказать.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины, возмещению не подлежат (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья А.В. Цховребова