Арбитражный суд Московской области
107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
12 августа 2014 года Дело №А41-41597/14
Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2014 года
Арбитражный суд Московской области в лице судьи Валюшкиной В. В.,
протокол судебного заседания вел помощник судьи Странцева А.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Радуга» штрафа в сумме 1?770,08 руб.,
у с т а н о в и л:
заявление предъявлено на основании ст.ст. 11, 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в порядке норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В предварительное судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; в отсутствие в материалах дела возражений участвующих в деле лиц относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд в силу ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание, перешел в заседание суда первой инстанции и на основании ч. 2 ст. 215 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 04.12.2012 страхователь представил в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетность индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2012 года.
21.12.2012 орган Пенсионного фонда Российской Федерации проинформировал организацию о выявленных ошибках и расхождениях, об устранении выявленных ошибок и представлении исправлений. Корректирующие сведения представлены обществом 18.12.2013.
В связи с тем, что в представленных сведениях имелись расхождения, органом Пенсионного фонда Российской Федерации составлен акт № 161 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.12.2013 по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996, за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял решение № 13 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.02.2014, которым привлек организацию к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1?770,08 руб.
Направленное страхователю требование № 22 от 27.02.2014 об уплате финансовой санкции исполнено не было, что послужило основанием для обращения органом Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит основания для отказа в удовлетворении заявления Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области.
В соответствии с подп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Одновременно в силу п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными данным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
На основании п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 192п от 31.07.2006 «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2006 за номером 8392, опубликовано в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 48 от 27.11.2006, № 49 от 04.12.2006).
Несоблюдение названных норм является нарушением, которое может выражаться в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В обоснование правомерности привлечения организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ органом пенсионного фонда представлены письмо от 20.12.2012, направленное страхователю о выявленных расхождениях в документах персонифицированного учета, протокол проверки файлов от 20.12.2012 (л.д.30-35).
В соответствии с направленным страхователю письмом в документах содержатся следующие ошибки:
неверно указано наименование страхователя ООО «Импириря Кухни», в то время как наименование организации - ООО «Империя Кухни»;
на всех формах не указано наименование должности руководителя и расшифровка подписи;
ошибки в адресах застрахованных лиц: 116-483-372 59 Климов С.В., 162-273-516 52 Колесникова Ю.В., 085-533-649 90 Лабина Е.С.;
форма РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года содержит ошибки (неверно заполнены строки 140,143).
Одним из документов, на основании которых осуществляется обмен документами персонифицированного учета в электронном виде между страхователем и страховщиком, является распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 190р от 11.10.2007 «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», которым утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи.
Так, в соответствии с Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации система электронного документооборота ПФР (СЭД ПФР) представляет собой совокупность программных и технических средств, а также организационных мер, обеспечивающих функционирование процесса документооборота между сторонними организациями и органами ПФР.
Абонент СЭД – юридическое (физическое) лицо – участник СЭД ПФР. При представлении Абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах Абонент соблюдает следующий порядок: формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР, проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ, обеспечивает достоверность передаваемых документов, после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР – соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений абонент получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР; отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Суд полагает, что выявленные органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рассматриваемом случае расхождения не образуют состава правонарушения в виде представления неполных, недостоверных сведений.
Довод о неверном указании наименования организации протоколом проверки не подтвержден. Из протокола от 20.12.2012 следует, что разница в наименовании состоит только в отсутствии кавычек.
Отсутствие должности руководителя и расшифровка его подписи не относятся по смыслу п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц, а представление документов посредством телекоммуникационных каналов связи удостоверяется электронной цифровой подписью организации.
Отсутствие в адресах застрахованных лиц указания индексов места жительства не может, по мнению суда, расцениваться как недостоверность или неполнота сведений: во-первых, адрес регистрации застрахованного лица прямо не поименован в п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ в качестве сведений индивидуального (персонифицированного) учета, во-вторых, основным идентифицирующим признаком застрахованного лица по смыслу законодательства об обязательном пенсионного страховании и индивидуальном (персонифицированном) учете является страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Форма РСВ-1 не относится к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, следовательно, недостатки в ее оформлении не могут быть квалифицированы как недостоверные или неполные сведения.
По мнению суда, условия, при которых функционирует система электронного документооборота, не позволяющие при наличии определенных расхождений принимать от страхователя сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не свидетельствуют о том, что выявляемые данной системой ошибки могут быть автоматически квалифицированы как недостоверные или неполные сведения, за непредставление которых в установленный срок Федеральным законом № 27-ФЗ предусмотрена ответственность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях страхователя состава правонарушения и, как следствие, не усматривает оснований для привлечения организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Учитывая положения статьи 71 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд не находит оснований для взыскания с организации штрафа в заявленной сумме.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 216 АПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Судья В.В. Валюшкина