Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-380/2021
20.08.2021
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2021.
Полный текст решения изготовлен 20.08.2021
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Гулый Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 62, каб. 310, дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ракурс» (ОГРН 1104910000205, ИНН 4909105400) к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра) (ОГРН 1042700152990, ИНН 2721117859) в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области (Магаданнедра) о признании недействительным решения, выраженного в Дополнениях и изменениях № 1 от 13.11.2020 к лицензии МАГ 04614 БР
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Магаданский филиал Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу»,
при участии в заседании:
от заявителя – Шапошников А.В., адвокат, удостоверение от 10.11.2015 № 422, доверенность от 15.03.2021 № 1/03/21; Никеев В.Г., представитель, доверенность № 18 от 10.05.2021, паспорт;
от ответчика – Ж.Ю. Ходакова, представитель, доверенность б/н от 01.05.2021, паспорт;
от третьего лица – не явились,
В соответствии со статьёй 163 АПК РФ в судебном заседании 12.08.2021 объявлялся перерыв до 13.08.2021.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Ракурс», 12.02.2021 обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением без номера от 10.02.2021 о признании недействительным решения Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу в лице Отдела геологии и лицензирования по Магаданской области о внесении изменений в лицензию МАГ 04614 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного на руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 (от р.л. 20 до р.л. 50) с притоками, пр. пр. р. Тенька в Тенькинском городском округе Магаданской области, выраженного в Дополнениях и изменениях № 1 от 13.11.2020 к лицензии МАГ 04614 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного на руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 (от р.л. 20 до р.л. 50) с притоками, пр. пр. р. Тенька; возложении обязанности исключить из сводного государственного реестра участков недр и лицензий сведения о внесенных изменениях к лицензии МАГ 04614 БР от 13.11.2020 № 1090.
В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст. 7.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п.п. 37 – 60 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315, ст. ст. 197 - 201 АПК РФ, и указал, что в результате принятия оспариваемого Дополнения и изменения № 1 от 13.11.2020 к лицензии МАГ 04614 БР площадь участка недропользователя уменьшилась на 0, 41 кв. м., т.к. из пользования ООО «Ракурс» была изъята часть участка в координатах: 61 24 56 - 148 29 51, 61 24 42 - 148 29 27, 61 24 30 - 148 29 45, 61 24 40 - 148 30 21.
При этом, в границах изъятого участка имеются разведанные запасы полезного ископаемого – золота - в объеме 89 кг. Материалы для постановки запасов на баланс переданы на рассмотрение.
Кроме того, на спорном участке недропользователем в целях добычи золота проведены вскрышные работы, сооружение отвалов вскрышных пород, проходка двух траншей, валовое опробование и бороздовое опробование песков с траншеей, проходка водоотливных канав, обустройство полевых дорог, маркшейдерское обеспечение, подсчет запасов по итогам геолого-разведочных работы. Затраты на эти работы составили 6 558 000 рублей.
Также заявитель указал, что Закон о недрах разрешает исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами.
Однако, в результате принятия оспариваемого Дополнения и изменения № 1 от 13.11.2020 к лицензии МАГ 04614 БР площадь участка недропользователя уменьшилась на 0, 41 кв. м. и из пользования ООО «Ракурс» изъята часть участка, т.е. частично прекращено право пользования недрами.
При этом, согласно п. 38 Административного регламента основанием для начала внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются заявка пользователя недр о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
Однако, ООО «Ракурс» не обращался в Дальнедра с заявлением о внесении дополнений и изменений в лицензию, а Дальнедра до подписания и регистрации Дополнений также не обращались к недропользователю с соответствующим предложением о внесении дополнений и изменений в лицензию на пользование недрами.
Кроме того, ни ООО «Ракурс», ни директору ООО «Ракурс» Шунькову О.Г. не поступали от Дальнедра письменные предложения о внесении в лицензию Дополнений и изменений, а также не поступали подписанные Дальнедрами Дополнения и изменения в лицензию.
Заявитель также указал, что из ответа МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» от 18.01.2020 № 26/4 на письмо ООО «Ракурс» от 23.12.2020 о разъяснении причин попадания запасов Госрезерва в контур Лицензии МАГ 04614 БР следует, что координаты местоположения участка по Лицензии МАГ 04614 БР и участка Госрезерва рассчитаны в различных местных системах координат.
Расчет этих участков в единой государственной системе координат 1942 года Пулково-42 (СК-42), которая действовала при принятии оспариваемого решения, отсутствовал.
Также в ответ на письмо ООО «Ракурс» от 23.12.2020 МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» письмом от 18.01.2020 № 26/4 сообщил, что на представленных Планах горных работ М 1:2000 отсутствуют характерные опорные точки для привязки к топооснове, данный план имеет условную систему координат, причем она не является единой на всю территорию Магаданской области.
Привязка данного материала осуществлена вручную (на глаз), вследствие чего указанные границы блоков балансовых запасов (отработки) привязаны визуально.
Поэтому, вывод о попадании части запасов Госрезерва в контур Лицензии МАГ 04614 БР по мнению заявителя является только предположением.
Таким образом, заявитель считает, что ни МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО», ни Комиссия, ни Департамент, в лице Магаданнедра до настоящего времени не располагают достоверной, точной и документально подтвержденной информацией о координатах местоположения, границах участка горного отвода по Лицензии МАГ 04614 БР и участка Госрезерва в единой государственной системе
Кроме того, заявитель указал, что определяющим основанием для признания оспариваемого решения недействительным являются существенные нарушения Магаданнедра действующего законодательства, т.к. Дополнения и изменения в Лицензию МАГ 04614 БР были внесены без предварительно согласования с недропользоватем.
Однако, Шевцов Р.П. не имел поручения от ООО «Ракурс» в лице его руководителя на подписание такого документа. Не наделен Шевцов Р.П. полномочиями на дачу согласия на изменение лицензий на право пользования недрами, ни его должностными полномочиями, ни доверенностью.
В доверенности от 26.10.2020 № 027 указано, что ООО «Ракурс» уполномочивает Шевцова Руслана Петровича представлять интересы предприятия в отношениях с Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу по Магаданской области.
Также в доверенности указано, что Шевцов Р.П. имеет право забирать, предоставлять, заверять любые виды документов, необходимых для завершения процедуры получения лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, полномочия Шевцова Р.П. в отношениях с Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу по Магаданской области ограничены указанными полномочиями.
Соответственно, данная доверенность не предоставляла Шевцову Р.П. полномочия по распоряжению правами ООО «Ракурс» на пользование недрам.
Кроме того, заявитель указал, что данная доверенность совершена в простой письменной форме, в то время как в силу п. 1 ст. 185.1. ГК РФ доверенность на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами недропользователя должна быть нотариально удостоверена.
Поскольку доверенность по своей юридической природе является сделкой, постольку в силу п. 3 ст. 163 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность в случае, если нотариальное удостоверение сделки является обязательным.
При указанных обстоятельствах заявитель считает, что спорная доверенность является ничтожной и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку согласие с оспариваемыми Дополнениями и изменениями в лицензию дано лицом, не имеющим на это полномочий, постольку оспариваемое решение Департамента, является недействительным с момента его подписания.
В судебном заседании представители заявителя предъявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыва от 30.04.2021 и в дополнительных письменных пояснениях от 11.05.2021, 13.07.2021, 02.08.2021, устно пояснили доводы по существу заявленных требований.
Ответчик, Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра) в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области (Магаданнедра) заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление № 09/638 от 16.03.2021 и дополнительных пояснениях № 09/963 от 15.04.2021, из которых следует, что предлагаемые МФ ФБУ «ТФГИ по ДВО» изменения в лицензию МАГ 04614 БР в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 были направлены в постоянно действующий совещательный орган - Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий образуется для обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (п. 51 Административного регламента).
В состав Комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании представления Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - представители различных ведомств со специальными знаниями в соответствующих областях, и обеспечивается объективный, квалифицированный и высококачественный анализ представленных заявочных материалов.
Комиссия как совещательный коллегиальный орган, рассмотрев предлагаемые изменения в лицензию по существу - об устранении технической ошибки и внесении изменений в лицензию МАГ 04614 БР в части уточнения географических координат угловых точек лицензионного участка, не установила оснований для отказа в исправлении технической ошибки данной лицензии и приняла решение рекомендовать Дальнедра исправить техническую ошибку в лицензии МАГ 04614 БР в соответствии с рекомендациями Комиссии (протокол от 29.10.2020 № 1785-м).
Согласно абз. 3 ст. 7.1 Закона о недрах федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган информируют владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении.
При этом, ответчик указал, что Магаданнедра, используя телефонную связь, информировало представителя ООО «Ракурс» о возможности получения указанного Дополнения к лицензии нарочно (без почтового отправления), объяснив представителю ООО «Ракурс» о корректировке границ лицензии МАГ 04614 БР в связи с попаданием части запасов Госрезерва в ее контур.
Однако, при получении Дополнения к лицензии МАГ 04614 БР представитель ООО «Ракурс» не уведомил Магаданнедра о несогласии руководителя предприятия о внесении изменений в лицензию в связи с технической ошибкой в части изменения границ участка руч. Игуменовский.
Дополнение № 1 к лицензии МАГ 04614 БР с датой государственной регистрации 13.11.2020 было выдано представителю ООО «Ракурс» Шевцову Руслану Петровичу по доверенности от 26.10.2020 № 027, в которой сказано, что ООО «Ракурс» в лице директора Шунькова Олега Геннадьевича уполномачивает Шевцова Руслана Петровича представлять интересы предприятия в отношениях с департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу по Магаданской области (имеет право забирать, предоставлять, заверять любые виды документов, необходимых для завершения процедуры получения лицензии на право пользования недрами).
При этом, согласно п. 55 Административного регламента, в случае, если изменения и дополнения в лицензию согласовало лицо, не являющееся руководителем, то к изменениям и дополнениями в лицензию прикладывается доверенность.
В соответствии с п. 56 Административного регламента, если заявитель не согласен с изменениями и дополнениями в лицензию, то уполномоченное лицо заявителя обязано в установленный срок направить мотивированный отказ.
Таким образом, ответчик указал, что доверенность на представителя ООО «Ракурс» в территориальный орган по недропользованию была предоставлена, Дополнения и изменения № 1 от 13.11.2020 к Лицензии МАГ 04614 БР согласованы и зарегистрированы в установленном порядке, изменения доведены до сведения заинтересованных органов государственной власти, предприятий и организаций.
Кроме того, ответчик считает, что исходя из положений п.п. 52 – 58 Административного регламента процедура исправления технических ошибок лицензии на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, не предусмотрена.
В связи с тем, что данная норма в нормативно-правовом акте отсутствует, предлагаемые МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» изменения в лицензию МАГ 04888 БЭ рассматривались территориальным органом по недропользованию как техническая ошибка в части уточнения географических координат угловых точек лицензионного участка.
При этом, ответчик указал, что и мог действовать в рамках закона без получения согласия недропользователя, однако, руководствуясь ст. 7.1 Закона о недрах, как законом прямого действия, Магаданнедра проинформировало недропользователя о технической ошибке, обнаруженной МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» и в интересах недропользователя Магаданнедра Дополнения и изменения к лицензии согласованы с представителем ООО «Ракурс» и зарегистрированы в установленном порядке.
Таким образом, по мнению ответчика, Магаданнедра, как уполномоченный орган, действовал при внесении Дополнений и изменений в лицензию МАГ 04614 БР в части исправления технической ошибки в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных пояснениях, и устно пояснил доводы, изложенные в отзыве.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Магаданский филиал Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу», заявленные требования признал неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных отзывах от 13.04.2021 и 15.07.2021, из которых следует, что при подготовке участков недр в Перечень объектов лицензирования 2015 года по Магаданской области, МФ ФБУ «ТФГИ по ДВО» получил на проверку от Магаданнедра графический контур участка недр, обозначенный как месторождение руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 от р.л. 20 до р.л. 50 с притоками, пр.пр.р. Тенька.
Наличие запасов полезных ископаемых проверялось и отображалось при наличии только при вхождении в запрашиваемый участок (месторождение), определяемый описанием расположения на местности. По рассматриваемому участку, исходя из его описания (наименования) запасы отсутствовали.
Таким образом, по состоянию как на момент проведения аукциона, так и на момент выдачи ООО «Ракурс» лицензии на право пользования недрами МАГ 04614 БР, на месторождении руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 от р.л. 20 до р.л. 50 с притоками, пр.пр.р. Тенька, учтенных балансовых запасов золота не числилось.
В то время как по участку Госрезерва руч. Игуменовский (р.л. 0-18.58-62), пр.пр.р. Тенька числятся балансовые запасы в количестве 114 кг. Однако, их возможное вхождение в Перечень объектов лицензирования 2015 года не проверялось.
Также МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» указал, что до введения в действие Приказа Роснедр № 138 от 11.04.2018 «О подготовке и размещении на официальном сайте ФА по недропользованию в сети «Интернет» карт (схем), на которых в отношении территорий за границами населенных пунктов отображаются границы площадей залеганий полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых РФ», идентификация и, соответственно, проверка на наличие/отсутствие балансовых запасов в подготавливаемых к лицензированию участках проводилась на основании описательного наименования участка недр, включающего в себя топонимы и примерное описания его границ, т.е. соответственно привязка осуществлялась только визуально по топографии, по названию водотока, примерному местоположению.
После введения в действие Приказа Роснедр № 138 от 11.04.2018 по регламенту подготовки участков в Перечень, начиная с 2018 года была предусмотрена, и осуществлялась, обязательная пространственная привязка блокировки балансовых запасов, как подготавливаемых к передаче в рамках лицензирования, так и находящихся в Госрезерве, в едином ГИС-проекте на основании имеющихся координат с обязательной проверкой расположения всех объектов для исключения возможного их взаимного наложения.
В ходе выполнения такой проверки и было обнаружено наложение часть балансовых блоков участка Госрезерва руч. Игуменовский (р.л. 0-18.58-62), пр. пр. р. Тенька в контуре лицензионного участка МАГ 04614 БР.
При проводимых работах по корректировке и уточнении месторасположений участков госрезерва, в частности - руч. Игуменовский (р.л. 0-18,58-62), пр. пр. р. Тенька, МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» было обнаружено попадание части запасов указанного участка госрезерва в контур лицензии МАГ 04614 БР, о чем недропользователь был уведомлен (исх № 836/3 от 14.10.2020).
Впоследствии в адрес ООО «Ракурс» и Магаданнедра были направлены письма о необходимости скорректировать границы лицензии МАГ 04614 БР в связи с указанными выясненными обстоятельствами (исх. № 836/3 от 14.10.2020).
Абз. 2 п. 7 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265 установлено, что запасы полезных ископаемых учитываются за соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Применительно к содержанию абз. 2 п. 7 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, ООО «Ракурс» не является пользователем недр на месторождении полезных ископаемых, по которому числятся указанные запасы полезных ископаемых. Таковым пользователем недр является Магаданнедра, так как месторождение руч. Игуменовский (р.л. 0-18.58-62), пр. пр. р. Тенька находится в госрезерве.
На основании изложенного, МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» считает, что действия ответчика, направленные на приведение в соответствие с нормами действующего законодательства границ лицензионного участка по лицензии на право пользования недрами МАГ 04614 БР - предложений об исключении из границ лицензионного участка ошибочно включенного участка недр, содержащего балансовые запасы, учтенные на другом месторождении полезных ископаемых - не могут нарушить права и законные интересы ООО «Ракурс», так как заявитель в силу приведенных законодательных норм не может претендовать на добычу полезных ископаемых, учтенных на месторождении, не переданном ему в пользование.
Также МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» пояснил, что 29.01.2021 ООО «Ракурс» обратилось в Магаданский филиал с просьбой отозвать или изменить рекомендацию Дальнедрам об изменении границ по лицензии МАГ 04614 БР в связи с расхождением местоположения запасов госрезерва, с приложением планов горных работ, справки АО «Аэрогеодезия Северо-Востока» и справки Роскартографии.
На запросы МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» в АО «Роскартография» (Москва), пришел ответ, что необходимо обращаться в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», которое тоже перенаправило в АО «Дальневосточное аэрогедезическое предприятие».
ТФГИ направило письмо о подтверждении достоверности представленных недропользователем координат и пересчета, на которое был получен ответ, что АО «ДВ АПТ» не располагает информацией об источнике координат, представленных ООО «Ракурс» для пересчета и не гарантирует их достоверность.
В судебном заседании представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО», участия не принимал, при этом, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав доводы представителей сторон, выяснив фактические обстоятельства дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Ракурс» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 02.02.2010, ОГРН 1104910000205, ИНН 4909105400.
Согласно Устава ООО «Ракурс» основным видом деятельности предприятия являются добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов.
Согласно приказа № 5/05/20 от 05.05.2020 руководителем ООО «Ракурс», то есть лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, с 15.05.2015 по 15.05.2025 является директор Шуньков Олег Геннадьевич.
ООО «Ракурс» имеет лицензию МАГ 04614 БР на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного на руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 (от р.л. 20 до р.л. 50) с притоками, пр. пр. р. Тенька Тенькинского городского округа Магаданской области.
Право пользования недрами предоставлено ООО «Ракурс» как победителю аукциона, на основании Приказа Дальнедра от 14.08.2015 № 707. Дата регистрации 10.09.2015, срок действия до 10.09.2025.
По материалам дела установлено, что в Отдел геологии и лицензирования по Магаданской области Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Магаданнедра) поступило письмо Магаданского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу» от 14.10.2020 № 836/3, в котором сказано, что при корректировке и уточнении участка Госрезерва руч. Игуменовский (р.л. 0-18, 58-62) пр. пр. р. Тенька было обнаружено попадание части запасов Госрезерва в контур лицензии МАГ 04614 БР (ООО «Ракурс»), а именно - блоки С1 - 15, 16, 17, 18 в количестве 23, 1 кг.
Также в адрес Магаданнедра направлены предложения о внесении изменения границ участка недр по лицензии МАГ 04614 БР (ООО «Ракурс»), исключающие площадь, в которую попадают балансовые запасы россыпного золота по месторождению руч. Игуменовский (Государственный резерв).
МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» произведена корректировка границ лицензии МАГ 04614 БР (не выходящая за контур первоначально выданной лицензии), определены географические координаты угловых точек контура участка руч. руч. Игуменовский (р.л. 0-18, 58-62) пр. пр. р. Тенька, находящегося в государственном резерве (предоставлена скорректированная схема предлагаемого горного отвода).
Предлагаемые МФ «ТФГИ по ДФО» изменения в лицензию МАГ 04614 БР в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315, были направлены Магаданнедра в Комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами.
На заседании Комиссии (протокол от 29.10.2020 № 1785-м) был рассмотрен вопрос об устранении технической ошибки и внесения изменений в лицензию МАГ 04614 БР в части уточнения географических координат угловых точек лицензионного участка, и вынесено решение: рекомендовать Дальнедра исправить техническую ошибку в лицензии МАГ 04614 БР в соответствии с рекомендациями Комиссии.
Дополнениями и изменениями № 1 от 13.11.2020 к Лицензии МАГ 04614 БР Магаданнедра внесены соответствующие изменения в лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного на руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 (от р.л. 20 до р.л. 50) с притоками, пр. пр. р. Тенька в Тенькинском городском округе Магаданской области.
Согласно указанному Дополнению Департаментом в соответствии с рекомендациями Комиссии (протокол от 29.10.2020 № 1785-м) внесены изменения в лицензию МАГ 04614 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного на руч. Игуменовский в пределах р.л. 9-50 (от р.л. 20 до р.л. 50) с притоками, пр. пр. р. Тенька, в соответствии с которыми изменена редакция таблицы с географическими координатами угловых точек в Приложении № 3 (Продолжение) к лицензии МАГ 04614 БР «Пространственные границы и статус участка недр» (п. 1).
В п. 2 указано на включение в составную часть лицензии МАГ 04614 БР (Приложение № 10) - «Схемы предлагаемого горного отвода лицензии МАГ 04614 БР «Пространственные границы и статус участка недр».
П. 3 определено - считать утратившим силу со дня государственной регистрации настоящего Дополнения Приложение № 3, № 3 (Продолжение).
П. 4 определено - Дополнение считать неотъемлемой частью лицензии МАГ 04614 БР со дня его государственной регистрации.
В Выписке из Протокола Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа от 29.10.2020 № 1785-м указано, что в Отдел геологии и лицензирования по Магаданской области Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Магаданиедра) поступило письмо Магаданского филиала ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу» от 14.10.2020 № 836/3, в котором сказано, что при корректировке и уточнении участка Госрезерва руч. Игуменовский (р.л. 0-18. 58-62) пр. пр. р. Тенька было обнаружено попадание части запасов Госрезерва в контур лицензии МАГ 04614 БР (ООО «Ракурс»), а именно - блоки С1 - 15, 16, 17, 18 в количестве 23, 1 кг.
Письмом от 16.11.2020 № 08/3170 Дополнения и изменения № 1 к Лицензии МАГ 04614 БР с датой государственной регистрации 13.11.2020 выдано представителю ООО «Ракурс» Шевцову Руслану Петровичу по доверенности от 26.10.2020 № 027, в которой сказано, что ООО «Ракурс» в лице директора Шунькова Олега Геннадьевича уполномачивает Шевцова Руслана Петровича представлять интересы предприятия в отношениях с Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу по Магаданской области (имеет право забирать, предоставлять, заверять любые виды документов, необходимых для завершения процедуры получения лицензии на право пользования недрами).
Письмом от 29.01.2021 № 09/237 недропользователю для сведения направлена копия ответа МФ ФБУ «ТФГИ по ДВФО» от 18.01.2021 № 25/4 с объяснением причин расхождения местоположения запасов государственного резерва (попадание в контур лицензии МАГ 04614 БР).
Из ответа МФ ФБУ «ТФГИ по ДВФО» от 18.01.2020 № 26/4 следует, что координаты местоположения участка по лицензии МАГ 04614 БР и участка Госрезерва рассчитаны в различных местных системах координат. Расчет этих участков в единой государственной системе координат 1942 года Пулково-42 (СК-42) отсутствует.
По материалам дела установлено, что в результате принятия Дополнения и изменения № 1 к лицензии МАГ 04614 БР площадь участка недропользователя ООО «Ракурс» уменьшилась на 0, 41 кв. м.
В результате из пользования ООО «Ракурс» была изъята часть участка в координатах: 61 24 56 - 148 29 51, 61 24 42 - 148 29 27, 61 24 30 - 148 29 45, 61 24 40 - 148 30 21. При этом, на указанном участке в целях добычи золота ООО «Ракурс» проведены соответствующие работы, затраты на которые составили 6 558 000 рублей.
Также ООО «Ракурс» установлено, что в границах изъятого участка имеются разведанные запасы полезного ископаемого - золота, в объеме 89 кг. Материалы для постановки запасов на баланс переданы на рассмотрение.
В связи с указанными обстоятельствами, ООО «Ракурс» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (Дальнедра) в лице Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Магаданской области (Магаданнедра) о признании недействительным решения, выраженного в Дополнениях и изменениях № 1 от 13.11.2020 к лицензии МАГ 04614 БР.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя правомерными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу ст. 12 Закона о недрах лицензия и её неотъемлемые составные части должны, в частности, содержать:
- указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (п. 3);
- указание границ территории, земельного участка или акватории,
выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п. 4);
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно ст. 15 Закона о недрах государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Согласно ст. 16 Закона о недрах организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В силу абз. 4 ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно абз. 7 ст. 7 Закона о недрах в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 429 от 03.05.2012, описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве сё неотъемлемой составной части (п. 3).
В соответствии с п. 12 Положения № 429, изменение границ участка недр в сторону его уменьшения осуществляется в следующих случаях:
а) отказ пользователя недр от части участка недр в установленных случаях;
б) выделение из границ участка недр, предоставленного в пользование
для геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений
полезных ископаемых, участка недр, содержащего месторождение полезных ископаемых, открытое за счёт собственных (в том числе привлечённых) средств пользователя недр, проводившего работы по геологическому изучению недр такого участка;
в) исполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации.
г) выделение из границ участка недр, предоставленного в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии.
При этом не допускается изменение границ участка недр в сторону его уменьшения по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 12 настоящего Положения в случае, если уменьшаемая часть участка недр содержит запасы полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами и в отношении которых была проведена в установленном порядке государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод (п. 12.1. Положения № 429)
В силу п. 13 Положения № 429 для изменения границ участка недр пользователь недр, имеющий лицензию на пользование недрами на соответствующем участке недр, подает заявку в орган, который устанавливает границы этого участка недр. Указанная заявка подлежит регистрации.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 22 ФЗ «О недрах» недропользователь имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Внесение изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами осуществляется в порядке, установленном п.п. 37 – 60 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315.
П. 37 Административного регламента установлено, что внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа.
Согласно п. 38 Административного регламента основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются:
- заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (далее - заявка на внесение изменений и дополнений);
- обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком.
Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр на основании обращения Роснедр или его территориальных органов осуществляется в порядке, установленном указанным Административным регламентом для рассмотрения заявок на внесение изменений и дополнений.
В силу п. 51 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
П.п. 52 - 58 Административного регламента установлено, что должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедр) в течение 10 дней готовит и подписывает у руководителя (заместителя руководителя) Роснедр два экземпляра изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами или, в случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию, в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий территориальный орган Роснедр уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа.
Уполномоченное лицо заявителя в течение 30 дней с даты получения подписанных Роснедрами или его территориальным органом изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами обязано выразить согласие с внесенными изменениями и дополнениями путем проставления ниже подписи уполномоченного лица Роснедр или территориального органа Роснедр, подписавшего изменения и дополнения в лицензию, после слов «с изменениями и дополнениями в лицензию согласен» своих подписи, фамилии и инициалов, даты, печати заявителя и представить непосредственно согласованные изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами или направить заказным письмом с уведомлением о вручении в орган, из которого поступили изменения и дополнения в лицензию.
В случае, если изменения и дополнения в лицензию согласовало лицо, не являющееся руководителем заявителя и отличное от уполномоченного лица, подписавшего заявку, указанную в п. 39 Административного регламента, то к направляемым изменениям и дополнениям в лицензию прикладывается доверенность.
В случае, если заявитель не согласен с направленными в его адрес изменениями и дополнениями в лицензию, то уполномоченное лицо заявителя в течение срока, установленного в п. 55 Административного регламента, обязано направить в орган, подписавший изменения и дополнения в лицензию, мотивированный отказ.
После согласования уполномоченным лицом заявителя изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами указанные изменения и дополнения направляются должностным лицом структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, для государственной регистрации в установленном порядке.
В случае, если в течение 30 дней с момента получения заявителем изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами заявитель не согласовывает их или направил отказ в согласовании, то руководителем (заместителем руководителя) Роснедр или руководителем соответствующего территориального органа принимается решение об аннулировании изменений и дополнений в лицензию и направлении заявочных материалов на хранение в фонд геологической информации.
Согласно ст. 7.1. Закона о недрах технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, исправляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, относительно участков недр местного значения - уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или в течение 60 календарных дней после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок в случае подтверждения указанными органами наличия таких ошибок.
Заявление об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами подается владельцем лицензии на пользование недрами в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, относительно участков недр местного значения - в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган, относительно участков недр местного значения уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации информируют владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении в течение семи календарных дней после принятия решения об их исправлении или об отказе в их исправлении.
Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами.
Споры, возникшие при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами, подлежат разрешению в судебном порядке.
По материалам дела установлено, что в результате принятия Дополнений и изменений № 1 от 13.11.2020 к Лицензии МАГ 04614 БР на право пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного, площадь участка уменьшилась на 0, 41 кв.м., т.е. из пользования ООО «Ракурс» была изъята соответствующая часть участка и частично прекращено право пользования недрами.
Таким образом, признается правомерным довод заявителя о том, что в силу положений ст. 7.1. Закона о недрах в данном случае имело место не исправление технической ошибки, а частичное прекращение права пользования недрами с изменением условий лицензии на право пользование недрами.
Кроме того, по материалам дела установлено, что ответчиком нарушена предусмотренная п.п. 37 - 60 Административного регламента процедура исправления технической ошибки, допущенной при оформлении или переоформлении лицензии на пользование недрами, которое оформляется изменениями и дополнениями в лицензию, согласованными с пользователем недр, и зарегистрированными в установленном порядке.
В нарушение процедуры согласования, предусмотренной п.п. 54 - 58 Административного регламентаответчик, 16.11.2020 без получения согласия недропользователя направил в адрес ООО «Ракурс» Дополнения и изменения № 1 к Лицензии МАГ 04614 БР с датой государственной регистрации 13.11.2020, т.е. после государственной регистрации.
Таким образом, поскольку Дополнения и изменения № 1 от 13.11.20202 в Лицензию МАГ 04614 БР были внесены без предварительного согласования с недропользоватем, постольку заявитель был лишен возможности воспользоваться предусмотренным Административным регламентом правом заявить отказ от согласования спорных дополнений и изменений в лицензию.
Также по материалам дела установлено несоответствие действительности утверждения МФ ФБУ «ТФГИ по ДФО» о том, что при обнаружении попадания части запасов участка Госрезерва в контур лицензии МАГ 04614 БР недропользователь был уведомлен письмом исх. № 836/3 от 14.10.2020, т.к. указанное письмо адресовано Магаданнедрам. В адрес ООО «Ракурс» какие-либо письма о необходимости скорректировать границы Лицензии МАГ 04614 БР в связи с указанными выясненными обстоятельствами не направлялись.
Кроме того, согласие с Дополнениями и изменениями в Лицензию МАГ 04614 БР, предусматривающими распоряжение зарегистрированным в государственном реестре правами, дано лицом, не имеющим соответствующих полномочий.
Руководителем ООО «Ракурс», т.е. лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор Шуньков Олег Геннадьевич.
Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
По материалам дела установлено, что Дополнения и изменения № 1 к лицензии МАГ 04614 БР с датой государственной регистрации 13.11.2020 были выданы представителю ООО «Ракурс» Шевцову Руслану Петровичу по доверенности от 26.10.2020 № 027, оформленной в простой письменной форме.
В доверенности от 26.10.2020 № 027 указано на полномочия Шевцова Р.П. представлять интересы предприятия в отношениях с Департаментом и предусмотрено право забирать, предоставлять, заверять любые виды документов, необходимых для завершения процедуры получения лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, из содержания доверенности от 26.10.2020 № 027 следует, что ООО «Ракурс» не предоставляло Шевцову Р.П. полномочия на подписание Дополнений и изменений в Лицензию МАГ 04614 БР, т.е. полномочия по распоряжению правами ООО «Ракурс» на пользование недрами.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 185.1. ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена.
Согласно разъяснениям в п. 128 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» доверенности на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должны быть нотариально удостоверены (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
К ним относятся доверенности, уполномочивающие представителя на отчуждение имущества, права на которое зарегистрированы в реестре (например, заключение договоров купли-продажи, мены, дарения в отношении такого имущества), а также на установление ограниченных вещных прав на него (в частности, установление сервитута или ипотеки).
Ст. 28 Закона о недрах предусмотрено, что государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Государственные учет и ведение государственных реестров, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
Таким образом, изменения в лицензию на право пользования недрами полежат обязательной регистрации в государственном реестре, соответственно, в силу п. 1 ст. 185.1. ГК РФ доверенность на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами недропользователя должна быть нотариально удостоверена.
П. 3 ст. 163 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Поскольку согласие с оспариваемыми Дополнениями и изменениями № 1 от 13.11.20202 в Лицензию МАГ 04614 БР дано лицом, не имеющим соответствующих полномочий, постольку оспариваемое решение Департамента о внесении дополнений и изменений в лицензию является недействительным с момента его подписания, и нарушающим права и законные интересы недропользователя.
Кроме того, 25.11.2020 руководитель ООО «Ракурс» направил в Магаданнедра письмо, в котором указал, что отзывает подпись представителя Шевцова Р.П. о согласии с Дополнениями и изменениями № 1 от 13.11.2020 в Лицензию МАГ 04614 БР, тем самым ООО «Ракурс» заявило отказ от согласования указанных Дополнений и изменений.
Однако, по результатам рассмотрения отказа недропользователя от согласования спорных дополнений и изменений ответчик в нарушение требований п. 55 Административного регламента не предпринял каких-либо действий по принятию решения об аннулировании дополнений и изменений в лицензию.
Также по материалам дела установлена обоснованность довода заявителя о том, что при принятии оспариваемого решения Магаданнедра не располагали достоверной информацией о координатах местоположения участка по лицензии MAI 04614 БР и участка Госрезерва в единой государственной системе координат 1942 года Пулково-42 (СК-42), т.к. координаты местоположения участка по лицензии МАГ 04614 БР и участка Госрезерва рассчитаны в различных местных системах координат. Расчет этих участков в единой государственной системе координат 1942 года Пулково-42 (СК-42) отсутствует.
Из переписки с МФ ФБУ «ТФГИ по ДВФО» следует, что на представленных Планах горных работ М 1:2000 отсутствуют характерные опорные точки для привязки к топооснове, данный план имеет условную систему координат, причем она не является единой на всю территорию Магаданской области.
Для приведения её к формату географической системы Пулково-42 и дальнейшей точной привязки к топографической основе требуется выполнять пересчет из одной системы в другую, что должно осуществляться только специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Таким образом, по результатам судебного разбирательства установлены существенные нарушения ответчиком требований действующею законодательства при принятии решения о внесении изменений в лицензию МАГ 04614 БР на право пользования недрами, выраженного в Дополнениях и изменениях № 1 от 13.11.2020 к лицензии. Достаточные доказательства обратного ответчиком не представлены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого решения о внесении дополнений и изменений в лицензию на право пользования недрами, т.к. ответчиком не была обеспечена надлежащая реализация права заявителя на участие в установленном порядке в процедуре согласования вносимых изменений.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания указанной нормы следует, что признание недействительным ненормативного акта, действий (бездействия) возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев - несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
В данном случае, в ходе судебного разбирательства установлено несоответствие оспариваемого решения нормам федерального законодательства о недрах, а также установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, ООО «Ракурс».
Таким образом, по результатам исследования оспариваемого решения установлено, что указанный ненормативный акт обладает признаками, являющимися основанием для его признания недействительным. Достаточные доказательства обратного ответчиком не представлены.
П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.
Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые ссылается ООО «Ракурс» в обоснование заявленных требований.
Возражения ответчика против заявленных ООО «Ракурс» требований не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждены документально.
Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании решения, т.к. судом установлена его недействительность.
При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание в резолютивной части решения на устранение Дальнедра допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя является следствием признания незаконным решения указанного органа и необходимостью надлежащим способом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов недропользователя путем принятия решения об аннулировании Дополнений и изменений № 1 от 13.11.2020 к лицензии МАГ 04614 БР в соответствии с положениями п. 55 Административного регламента.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
По правилам ст. 110 АПК РФ судебные расходы, к которым относятся и судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
Заявителем при обращении в арбитражный суд платежным поручением № 5742 от 09.02.2021 оплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., которая в связи с удовлетворением требований подлежит взысканию в пользу заявителя с ответчика.
На основании ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 106, 110, 112, 167 - 170, 176, 180 - 182, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Судья Степанова Е.С.