НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Липецкой области от 23.01.2008 № А36-3156/07

Арбитражный суд Липецкой области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 января 2008 года                                            г.Липецк                                      Дело №А36-3156/2007

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 28 января 2008 года.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Дегоевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Кирюхиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка от 31.07.07 № 432,

при участии в заседании:

от заявителя: Невареных А.А. – помощника начальника по правовой работе (доверенность от 26.10.07),  Кретининой Е.М. -  главного бухгалтера (доверенность от 10.01.2008),

от инспекции: Азариной С.Ю. – начальника юридического отдела (доверенность от 17.09.2007), Толпегиной А.Н. – главного госналогинспектора отдела выездных проверок (доверенность от 14.12.2007),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (далее - УФСИН России по Липецкой области, Управление, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка(далее – Инспекция) от 31.07.07 № 432 в части взыскания налога на прибыль, пени, штрафа по данному налогу.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на неправильное применение инспекцией при вынесении оспариваемого решения п. 8 ст. 250 Налогового кодекса  Российской Федерации. По мнению налогоплательщика, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и использованные указанными получателями по назначению, являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы на основании пп.8 п.1 и п.2 ст.251 НК РФ.

Инспекция письменным отзывом заявленные требования оспорила. Ссылаясь на статью 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налоговый орган считает, что бюджетному учреждению на осуществление его уставной деятельности могут быть направлены только бюджетные средства из соответствующего бюджета согласно смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

            15.01.2008 в судебном заседании были объявлены перерывы до 22.01.2008, 23.01.2008. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено 23.01.2008.

            В настоящем судебном заседании уполномоченный представитель заявителя (доверенность от 26.10.2007)  уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка от 31.07.07 № 432 в части взыскания      134608руб.       налога на прибыль,     24312руб.   пени за его несвоевременную уплату и 26922руб.  штрафа. Судом на основании п. 5 ст.49 АПК РФ принято к рассмотрению уточнение заявленных  требований.

Выслушав участников процесса по существу спора, исследовав и проанализировав материалы дела, суд установил следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка была проведена выездная налоговая проверка Управления по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль и удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, о чем составлен акт от 28.06.2007 №1230 (л.д.124-128 т.1).

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика, налоговым органом было принято решение от 31.07.2007 № 432, в соответствии с которым Управление привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль   в виде штрафа в размере 26922руб.

Кроме того, указанным решением заявителю предложено уплатить 134608руб. налога на прибыль, 24312руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль, 3995руб. пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (л.д.12-21 т.1).

Основанием для доначисления налогоплательщику налога на прибыль, пени за его несвоевременную уплату и применения штрафа послужил вывод Инспекции о том, что Управление в нарушение пункта 8 статьи 250 НК РФ не включило в 2004-2006гг в состав внереализационных доходов безвозмездно перечисленные в специальный внебюджетный фонд (2004 г.) и фонд финансовой и социальной помощи (2005-2006гг) денежные средства от унитарных предприятий и государственных учреждений, входящих в их систему,  в размере 4727938руб. 

Статьей  247 Налогового кодекса  Российской Федерации установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Под доходами в целях этой главы Кодекса понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

В соответствии с пунктом  8 статьи  250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

Статьей 251 НК РФ закреплен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается налоговым органом, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области (в 2004-2005 годах – Управление исполнения наказаний Минюста РФ по Липецкой области) является некоммерческой организацией в форме государственного  учреждения, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В Положении об Управлении определено, что Учреждение вправе дополнительно использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением (см. пункты 1.10, 1.11 Положения на л.д.140 т.1, пункты 5, 6 Положения  на л.д.3 т.2).

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции, действующей до 01.01.2005), доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также для развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 № 26 утверждено Положение о специализированных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым источником фондов ГУИН Минюста России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России являются, в том числе, прибыль (доход), полученная от производственно-хозяйственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания. Фонды используются на оказание финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в том числе для улучшения условий содержания осужденных, развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров и чрезвычайных происшествий, проведения общесистемных мероприятий уголовно-исполнительной системы Минюста России и иных мероприятий.

В связи с внесением с 01.01.2005 в статью 9 названного выше Закона изменений в части исключения возможности создания в центральном и территориальных органах уголовно-исполнительной системы специальных внебюджетных фондов из доходов от производственной деятельности учреждений и предприятий Федеральной службой исполнения наказаний 15.03.2005 издан приказ № 99 «Об оказании финансовой и социальной помощи», в соответствии с которым территориальным органом ФСИН России формируются средства, предназначенные для укрепления материальной базы по организации и проведению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, проведения общесистемных мероприятий, носящих социальный характер, содействия трудовой занятости осужденных, улучшения медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и других целей.

Источником формируемых средств ФСИН России и территориальных органов ФСИН России являются доходы от деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и прибыль предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством. Организации, входящие в уголовно-исполнительную систему, от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей, перечисляют десять процентов на счет ФСИН России и двадцать процентов - на счет соответствующего территориального органа ФСИН России.

С учетом приведенных норм подлежит отклонению довод инспекции о том, что бюджетному учреждению на осуществление его уставной деятельности могут быть направлены только бюджетные средства из соответствующего бюджета. Кроме того, это не следует и из буквального толкования пп.8 п.1 ст.251 НК РФ.

Из материалов дела усматривается, что в проверяемых периодах на лицевой счет Управления от учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы Липецкой области поступило 4727938 рублей,  в том числе в 2004 году в специальный внебюджетный фонд - 1563603руб.,  в 2005 - 2006 г.г. в фонд  финансовой и социальной помощи - соответственно 1913945руб. и 1250390руб.

Спорные денежные средства поступали заявителю по решению органов исполнительной власти на четко регламентированные цели – ведение уставной деятельности, учитывались по отдельной смете доходов и расходов по внебюджетным средствам, налогоплательщиком велся раздельный учет доходов и расходов в названной части, что подтверждается  и налоговым органом (см. протокол судебного заседания).

С учетом вышеизложенного следует признать, что полученные в 2004-2006 годах Управлением денежные средства на оказание финансовой и социальной помощи отвечают требованиям подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ, поскольку получены бюджетным учреждением по решению органов исполнительной власти.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, п.5  Информационного письма ВАС РФ от 13.03.07 № 117 с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка следует взыскать в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000руб.00коп.

Руководствуясь статьями 101, 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка от 31.07.2007 № 432 в части привлечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 26922руб., а также  предложения уплатить        134608руб.       налога на прибыль   и      24312руб.   пени за его несвоевременную уплату.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000руб.00коп.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж). По окончании указанного времени решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск).

Судья                                                                            О.А.Дегоева