НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курской области от 27.02.2020 № А35-133/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

28 февраля 2020 года

Дело№ А35-133/2020

Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2020.

Решение изготовлено в полном объеме 28.02.2020.

Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Суходольской Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савенковой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании после перерыва, объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело по заявлению

            Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям

            к обществу с ограниченной ответственностью «МЕГАТРЕЙД»

            о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.10.2019 №442; представлена копия диплома магистра 104604 0012710;

от  лица, привлекаемого к административной  ответственности: ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 №02/20, представил удостоверение 46/954 от 12.01.2016.

            Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МЕГАТРЕЙД» к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доказанность события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности,  возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.

            В судебном заседании был допрошен об обстоятельствах дела свидетель – бывший генеральный директор ООО «МЕГАТРЕЙД»  ФИО3.

            Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «МЕГАТРЕЙД» (далее – ООО «МЕГАТРЕЙД», Общество) зарегистрировано по адресу: 305014, <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 05.03.2015, ОГРН <***>, ИНН <***>.

            Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее также – Управление Россельхознадзора, административный орган) в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,  Приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 № 76 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, представления содержащихся в указанном реестре сведений»,  на основании протоколов испытания ФГБУ «Белгородская МВЛ», ФГБУ «ЦНМВЛ» о несоответствии продукции требованиям Технических регламентов,  было выдано в адрес ООО «МЕГАТРЕЙД» предписание от 28.10.2018 № 25 о прекращении действия декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 от 22.03.2018 (действует до 22.03.2020) на серийный выпуск продукции: масло сливочное несоленое "Крестьянское", м.ц.ж. 72,5% высший сорт, ГОСТ 32261-2013.

            03.12.2019 Управлением Россельхознадзора было установлено, что ООО «МЕГАТРЕЙД» не выполнило в установленныйпредписанием от 28.10.2018 № 25  срок - до 02.12.2019 – требования данного предписания (было получено адресатом 21.11.2019, о чем свидетельствует копия уведомления о вручении).

            Указанный вывод сделан административным органом с учетом того, что на официальном сайте Росаккредитации в разделе «Изменение статуса» указано, что декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 от 22.03.2018 действует до 22.03.2020, а также указано на выдачу предписания Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям. Заявлений о прекращении деклараций от ООО «МЕГАТРЕЙД» представлено не было.

            Уведомлением от 23.12.2019 № 1 ООО «МЕГАТРЕЙД» было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30500041634819 (л.д. 11-13, т. 1), и не оспаривается Обществом.

            10.01.2020 государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Управлениея Россельхознадзора по Орловской и Курской областям ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №1 по признакам наличия в действиях ООО «МЕГАТРЕЙД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.14-15, т.1).

            На основании указанного протокола об административном правонарушении Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям обратилось 14.01.2020 в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «МЕГАТРЕЙД» к административной ответственности.

            Арбитражный суд полагает заявление административного органа не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт совершения его лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.

            Объектом правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).         При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований).

            Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации.

            Субъектами указанного нарушения являются изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), орган по сертификации или испытательная лаборатория (центр).

            Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

            При этом под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение.

            Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений. Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

            Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Положение № 327) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

            В силу пункта 4 Положения № 327 и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201  Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

            Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, осуществляет свою деятельность в том числе, через свои территориальные органы.

            Территориальные органы вправе проводить проверки по вопросам, отнесенным к компетенции Россельхознадзора, и выдавать по результатам проверок обязательные для исполнения предписания, в случае неисполнения предписаний вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

            Отношения, связанные с применением и исполнением обязательных требований к продукции, регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ).

            В соответствии со статьей 2 Закона № 184-ФЗ технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

            Согласно части 1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

            В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

            За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ).

            Положениями пункта 1 статьи 34 Закона № 184-ФЗ закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции, что согласно пункту 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ влечет обязанность лица, которому выдана декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.

            Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

            Как установлено судом, административным органом в адрес ООО «МЕГАТРЕЙД» выдано предписание от 25.10.2019  № 25, которым Обществу предписано прекратить действия деклараций о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 от 22.03.2018 (действует до 22.03.2020) на серийный выпуск продукции: масло сливочное несоленое "Крестьянское", м.ц.ж. 72,5% высший сорт, ГОСТ 32261-2013. Срок исполнения «немедленно». Информацию о выполнении предписания, представить в течение 10 дней со дня получения предписания в письменном виде в административный орган. 

            Указанное предписание вручено Обществу 21.11.2019, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 19).

            С учетом изложенного, ООО «МЕГАТРЕЙД» должно было представить в административный орган информацию об исполнении предписания до 02.12.2019. В связи с неполучением такой информации, Управление Россельхознадзора посчитало, что Обществом не исполнено указанное предписание.

Вместе с тем, суд полагает, что доводы, указанные в заявлении о привлечении Общества к административной ответственности и поддержанные представителем административного органа в судебном заседании, относительно совершения ООО «МЕГАТРЕЙД»вменяемого административного правонарушения, опровергаются документами, представленными в материалы дела.

            Судом установлено, что 16.09.2019, то есть до даты вынесения предписания от 28.10.2019, ООО «МЕГАТРЕЙД» самостоятельно обращалось в Федеральную службу по аккредитации с заявлением о прекращении действия декларации о соответствии продукции техническим регламентом ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 от 22.03.2018, на серийный выпуск продукции - Масло сливочное Крестьянское несоленое м.д.ж 72,5%, ГОСТ 32261-2013, высший сорт, производитель ООО «МЕГАТРЕЙД», по решению заявителя, поскольку Общество деятельность по производству продукции ООО «МЕГАТРЕЙД» прекратило.

            Обстоятельства, свидетельствующие о прекращении производственной деятельности, в том числе производства масла сливочного, подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ, в которой на листе № 3 указано, что основным видом деятельности ООО «МЕГАТРЕЙД» с 02.10.2019 является торговля пищевыми продуктами, и отсутствует указание на их производство.

            После получения предписания от 28.10.2019 № 25  (а именно 21.11.2019), в соответствии с пунктом 7 Порядка регистрации деклараций о соответствии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 № 76, ООО «МЕГАТРЕЙД» обратилось в орган по сертификации - ООО «Курский Центр Сертификации», ранее выдавший Обществу  декларацию о соответствии,  с заявлением от 29.11.2019  о прекращении действия вышеуказанной  декларации.

            В соответствии с пунктом 7 Порядка регистрации деклараций о соответствии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 № 76 в случае принятия заявителем решения о прекращении действий декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов, заявитель вносит соответствующие сведения в единый реестр посредством сервиса регистрации деклараций.

            Функционал сервиса позволяет заявителям, ранее зарегистрировавшим декларацию о соответствии продукции, прекратить ее действия через орган по сертификации либо самостоятельно в электронной форме при помощи сервиса Росаккредитации (подтверждается письмом Федеральной службы по аккредитации от 29.09.2019).

            С учетов вышеприведенного порядка, Общество имело законные основания полагать, что на основании заявления Общества от 29.11.2019 ООО «Курский центр Сертификации», как орган сертификации, должно  внести в Росаккердитацию сведения о прекращении действия декларации, а Федеральная служба по аккредитации - изменить на сайте статус декларации с действующей на недействующую.

            14.02.2020 ООО «МЕГАТРЕЙД» повторно обратилось с заявлением в ООО «Курский центр сертификации» с просьбой указать причины невнесения сведений о прекращении действия декларации о соответствии продукции техническим регламентом ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 от 22.03.2018 на серийный выпуск продукции - Масло сливочное Крестьянское несоленое м.д.ж 72,5%, ГОСТ 32261-2013, высший сорт, производитель ООО «МЕГАТРЕЙД», и в кротчайшие сроки направить письменный ответ о мерах, принятых в отношении прекращения действия указанной выше декларации.

            Письмом от 17.02.2020 № 022/02-07 в адрес Общества ООО «Курский центр сертификации» сообщило следующее:

            В соответствии с приказом Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 13.03.2019 №7-110, действие аккредитации Органа по сертификации продукции услуг ООО «Курский Центр сертификации» было приостановлено.

            В связи с этим, внести сведения об отмене деклараций о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780, срок действия от 22.03.2018 до 22.03.2020 включительно, на 10 кг, 20 кг в ящиках из гофрированного картона с ПЭТ вкладышем или выложенных пергаментом: Традиционное сладко-сливочное несоленое массовой долей жира 82,5%;  Крестьянское сладко-сливочное несоленое массовой долей жира 72,5% - ООО "Курский Центр сертификации" не имеет возможности.

            Одновременно письмом от 17.02.2020 № 022/02-07 ООО «Курский центр сертификации» сообщило, что обращение ООО «МЕГАТРЕЙД»  от  29.11.2019 по поводу прекращения действия данной декларации о соответствии было рассмотрено 05.12.2019, после чего специалисту ООО «МЕГАТРЕЙД» было рекомендовано внести сведения о прекращении действия декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 через Сервис Федеральной службы по аккредитации.

            При этом доказательств получения ООО «МЕГАТРЕЙД» указанного ответа от ООО «Курский центр сертификации» на обращение Общества от  29.11.2019 по поводу прекращения действия декларации в материалы дела не представлено.

            Вместе с тем, представленное в суд письмо ООО «Курский центр сертификации»от 17.02.2020 № 022/02-07 свидетельствует об обращении Общества в срок, установленный предписанием от 28.10.2019 № 25, в соответствующий органпо сертификации с целью прекратить действия деклараций о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.АЮ05.В.06780 от 22.03.2018.

            Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено, равно как и доказательств того, что Общество на момент обращения с заявлением от 29.11.2019  о прекращении действия спорной  декларации должно было и могло знать о приостановлении действия аккредитации ООО «Курский Центр сертификации», как органа по сертификации продукции, и в связи с этим обязано было иным способом прекратить действие декларации.

Тот факт, что ООО «МЕГАТРЕЙД» не направило в Управление Россельхознадзора информацию об исполнении предписания, не свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

 На основании статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, арбитражный суд полагает, что ООО «МЕГАТРЕЙД» были приняты надлежащие меры по выполнению в установленном законом порядке и в сроки, установленные предписанием от 28.10.2019 № 25,  требований данного предписания.

Таким образом, в данном случае в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

            Оснований для иных выводов из имеющихся материалов административного дела не усматривается. Достаточных и надлежащих доказательств обратного в нарушение положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 205 АПК РФ административным органом не представлено.

            Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

            Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

            Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 19.5, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявленного Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «МЕГАТРЕЙД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

            Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области.

Судья                                                                                                                Н. Е. Суходольская