НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 20.05.2022 № А34-11633/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002, http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган

Дело №А34-11633/2021

20 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2022 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Урванцевой Л.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» (ОГРН 1084501003432, ИНН 4501139339),

заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН 1024500513421, ИНН 4501031247),

третьи лица: 1. Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана (ОГРН 1024500523156, ИНН 4501030772), 2. Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана (ОГРН 1114501015782, ИНН 4501172590),

о признании незаконным представления в части,

при участии в заседании:

от заявителя: Концевой А.В., доверенность от 08.04.2022 №16, диплом; Ковязина Т.Н., доверенность от 19.07.2021 № 18,

от заинтересованного лица: Печенов С.В., доверенность от 28.12.2021 №43-18-86/27, диплом,

от третьих лиц: 1. Пысина А.А., доверенность от 14.05.2021 №131–01072/21, диплом; 2. Пысина А.А., доверенность от 29.04.2021 №135–00737/21, диплом; Касюдик Н.Ю., доверенность от 12.04.2022 №1,

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» (далее – заявитель, Учреждение, МКУ «УДХиБ») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным в части пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФК по Курганской области) № 43-45-14/45-61 от 21.06.2021.

В обоснование данного требования заявитель, указал, что довод Управления о нарушении пункта 127 инструкции №157н, пункта 30,31 Инструкции 162н, а также о том, что расходы на благоустройство дворовых территорий следовало учесть во вложениях в нефинансовые активы с отражением на счете 106.11 «Вложение в основные средства - недвижимое имущество» не обоснован. Грубых нарушений требований к бюджетному учету, а именно подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 162, пунктов 2, 3, 4 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пункта 16 Инструкции № 191н, пунктов 15, 18, 61 Стандарта № 256н не имеется. Затраты на реализацию мероприятий, направленных на благоустройство дворовых территорий, относятся на расходы текущего финансового года с отражением на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года», что предусмотрено разделом V пункт 2 подпункт 2.16 Учетной политикой МКУ «УДХиБ». При этом, если осуществление работ по благоустройству территории не привело к созданию каких-либо нефинансовых активов, стоимость этих работ в полном объеме относится к расходам (затратам) текущего финансового года, то есть списывается в дебет счета 401 20.Поскольку работы проводились на территории, которая не принадлежит МКУ «УДХиБ», то произведенные затраты были отнесены на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года». Положения Инструкций № 157н, 162н не содержат характеристик, позволяющие определить результаты работ по благоустройству дворовых территорий, как нефинансовые активы, имеющие самостоятельные полезные функции различного назначения. Объекты, полученные в ходе выполненных работ, не относятся к категории основных средств, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, так как не предназначены для использования на праве оперативного управления, следовательно, экономических выгод Учреждением не будет получено. Таким образом, затраты на благоустройство дворовых территорий Учреждением правомерно отражены на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года».

Определениями суда на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана,Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам заявления, уточнения к заявлению, возражений на отзывы, просили требования удовлетворить. Указали, что оспариваемый ненормативный акт в части пункта 3 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности (т.1 л.д.3-9, т.4 л.д.127-130, т.5 л.д.4-6, 22-23, 27-29, т.6 л.д.116-119, т.7 л.д.1-13, 37-42, 77-78, 82-89).

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал по доводам отзыва и дополнений к отзыву. Указал, что представление в части пункта 3 соответствует законодательству и обстоятельствам дела. В соответствии с приложением 1 «Механизм реализации мероприятий программы «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана» и контроль за ее реализацией» к муниципальной Программе № 9510, по окончании работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов представитель заинтересованных лиц, утвержденный протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома, совместно с управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК) обязан принять у Исполнителя в состав общего имущества многоквартирного дома оборудование и иные материальные ценности, на основании акта приема-передачи (приложение 6 к Муниципальной программе) объектов благоустройства дворовых территорий для их последующего содержания в соответствии с требованиями законодательства РФ. Работы по благоустройству дворовых территорий (исходя из минимального и (или) дополнительного перечня) софинансируются из федерального, областного и городского бюджетов при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома. В результате выполнения работ по благоустройству дворовых территорий, создается имущество, которое подлежит передаче собственникам помещений в многоквартирном доме в состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно данным бюджетного учета в 2020 году МКУ «УДХиБ» не осуществлялось формирование стоимости имущества, создаваемого в ходе проведения работ по благоустройству дворовых территорий по минимальному и дополнительному перечню работ, для дальнейшей передачи собственникам многоквартирных домов, а в полном объеме списывалось на финансовый результат текущего финансового года с отражением на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года», что подтверждено карточкой счета 401.20. Затраты на реализацию мероприятий, направленные на благоустройство дворовых территорий в сумме 69 695 405,11 рублей отнесенные на расходы текущего финансового года с отражением на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года», следовало учесть во вложениях в нефинансовые активы с отражением на счете 106 «Вложения в нефинансовые активы» - для дальнейшей передаче в состав общего имущества многоквартирного дома, дворовая территория которого благоустраивается. Нарушения ведения бюджетного учета привели к представлению недостоверной бюджетной отчетности за 2020 год (т.1 л.д.79-91, т.5 л.д. 82-87, т.6 л.д.36-41, 142-152, т.7 л.д.28-30, 113-118).

Представитель Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана поддержал правовую позицию заявителя, в материалы дела представлены отзыв (т.7 л.д.71-73).

Представитель Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана поддержал правовую позицию заявителя, в материалы дела представлены отзыв (т.7 л.д.101-104).

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев письменные материалы дела, судом установлено, следующее.

На основании приказов Управления федерального казначейства по Курганской области от 17.03.2021 № 265 «О назначении плановой выездной проверки в Муниципальном казенном учреждении «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», от 08.04.2020 № 324 «О приостановлении плановой выездной проверки Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Курганской области от 17.03.2021 № 265», от 20.04.2021 №364 «О возобновлении плановой выездной проверки Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Курганской области от 17.03.2021 № 265», от 20.04.2021 № 371 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» от 17.03.2021 № 265» на основании пункта 4 раздела I Плана контрольных мероприятий УФК по Курганской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 19.03.2021 по 05.07.2021 в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана проведена плановая выездная проверка по теме: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Проверяемый период: 2020 — истекший период 2021 года (т.1 л.д.122-125).

По итогам проверки составлен Акт выездной плановой проверки от 05.05.2021, на который МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» 07.06.2021 были представлены возражения (т.1 л.д.110-121, т.2 л.д.11-15).

МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» выдано представление № 43–45–14/45–61 от 21.06.2021 с требованиями:Принять меры по устранению причин и условий (пункты 1-4) в срок до «02» августа 2021 года.

Информацию о результатах исполнения настоящего Представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Курганской области не позднее «06» августа 2021 года. Срок исполнения настоящего Представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19-22 Федерального стандарта №1095.

Невыполнение в установленный срок настоящего Представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно оспоренного пункта 3 представления Управления, указано на нарушение пункта 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), пунктов 30, 31 Инструкции № 162н затраты на реализацию мероприятий, направленные на благоустройство дворовых территорий в сумме 69 695 405,11 рублей, отнесены на расходы текущего финансового года с отраженном на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года», следовало учесть во вложениях в нефинансовые активы с отражением на счете 106.11 «Вложения в основные средства» - для дальнейшей передаче в состав общего имущества многоквартирного дома, дворовая территория которого благоустраивается.

Вышеуказанное нарушение по ведению бюджетного учета привело к составлению и представлению недостоверной бюджетной отчетности за 2020 год, а именно: в нарушение подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 162, пунктов 2, 3. 4 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пункта 16 Инструкции № 191н, пунктов 15, 18, 61 Стандарта № 256н, пункта 127 Инструкции № 157н, пунктов 30, 31, 34 Инструкции № 162н допущено грубое нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению и предоставлению бюджетной отчетности за 2020 год, выразившееся в учете в составе расходов текущего финансового года с отражением на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года» вложений в нефинансовые активы - имущества, созданного в результате благоустройства дворовых территорий, подлежащее дальнейшей передаче в состав общего имущества многоквартирного дома, дворовая территория которого благоустраивается, осуществленные в рамках исполнения муниципальных контрактов, заключенных в 2020 году в целях реализации мероприятий Муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана», утвержденной постановлением Администрации города Кургана от 14.12.2017 N° 9510, являющиеся вложениями в нефинансовые активы (счет 106.00 «Вложения в нефинансовые активы»), на сумму 15 381 136,61 рублей, в том числе:

- показатель графы 6 по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) занижен (искажен) на сумму 15 381 136,61 рублей или на 13,09 % от суммы по строке (следовало отразить 132 884 828,57 рублей, фактически -117 503 691,96 рублей) (т.1 л.д.11-14).

Заявитель, не согласившись с указанным представлением в части пункта 3, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным по указанным основаниям.

Исходя из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку законности оспариваемого акта, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ - внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 утвержден Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (далее - Стандарт N 1095).

Названный стандарт разработан в целях установления: правил реализации результатов проведения проверок, ревизий и обследований (далее - контрольное мероприятие), в том числе предусматривающих требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; порядка продления срока исполнения представления (предписания) органа контроля.

Согласно пункту 4 Стандарта от 23.07.2020 N 1095 акт проверки (ревизии), возражения объекта контроля на акт проверки (ревизии) (при их наличии), а также иные материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, по результатам которого принимается одно или несколько решений, в том числе о наличии или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля.

По пункту 7 Стандарта от 23.07.2020 N 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

В соответствии с пунктом 8 Стандарта от 23.07.2020 N 1095 орган контроля направляет объекту контроля представление не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

На основании приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

В силу подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи  162 БК РФ МКУ «УДХиБ», являясь получателем бюджетных средств, обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

В силу п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно части 3 статьи 264.1 БК РФ бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления (часть 4 статьи 264.1 БК РФ).

МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 08.10.2013 № 7406 «Об утверждении Устава муниципального казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» с учетом изменений, внесенных постановлениями Администрации от 29.01.2015 №598, от 03.05.2017 №3293 (т.7 л.д.58-63).

Согласно Уставу, учредителем Управления и собственником его имущества является Муниципальное образование город Курган, в лице Администрации (пункт 3 Устава), имеет лицевые счета в Департаменте финансов Администрации города Кургана (пункт 5 Устава), находится в ведении Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - Департамент), не имеет филиалов и представительств (пункты 6,9 Устава).

В соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ формирования городской среды на 2018-2024 годы, утверждённым постановлением Правительства Курганской области от 01.07.2019 № 250 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 28.08.2017 № 320 «О государственной программе Курганской области -«Формирование комфортной городской среды» между Департаментом строительства, гоэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области и Департаментом заключено соглашение от 24.01.2020 №37701000-1-2020-005 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Кургана на реализацию программ формирования современной городской среды (далее - Соглашение) (т.3 л.д.54-61).

Предметом Соглашения является предоставление из бюджета Курганской области в 2020 году бюджету города Кургана субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту строительства, гоэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.

С учетом дополнительного соглашения от 19.12.2020 № 37701000-1-2020-005/4 к Соглашению № 37701000-1-2020-005 в 2020 году предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований в бюджете города Курган, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в размере 108 323 328,28 рублей, общий размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Курганской области бюджету города Курган, составляет не более 98 475 752,98 рублей (уровень софинансирования из бюджета Курганской области - 90,91 %, соответственно из бюджета города Курган - 9,09 %), предусмотрено благоустройство 45 территорий, в том числе: - 11 общественных территорий; - 34 дворовых территорий (т.3 л.д.67-68).

Согласно приказу Департамента от 18.03.2020 № 20 «О назначении заказчика по объектам благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, их проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, благоустройству ой общественных территорий в муниципальном образовании города Кургана в рамках реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» во исполнение постановления Администрации от 04.03.2020 № 1231 «Об утверждении Соглашения № 37701000-1-2020-005 от 24.01.2020 года о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Кургана на реализацию программ Формирование современной городской среды» Управление назначено заказчиком по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, благоустройству общественных территорий в муниципальном образовании города Кургана в рамках реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», заказчиком на проведение государственной экспертизы проектной документации в части сметной стоимости.

Первоначальные лимиты бюджетных обязательств по средствам Субсидии из бюджета города Кургана утверждены Департаментом от 02.03.2020 в размере 80 196 740,0 рублей. Уведомлениями об изменении сметных назначении финансирования лимиты бюджетных обязательств увеличены на 32 994 425,98 рублей, по состоянию на 31.12.2020 и утверждены от 31.12.2020 в размере 113 191 165,98 рублей по кодам бюджетной классификации расходов: глава 951 - Департамент развития городского хозяйства и благоустройства; раздел 0500 - жилищно-коммунальное хозяйство; подраздел 0503 – благоустройство; целевая статья 130F255550- субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды; вид расходов 244- прочая закупка товаров, работ и услуг.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - государственная программа) (т.4 л.д.1-126).

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила) приведены в Приложении № 15 к государственной программе.

Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно - федеральный проект, муниципальная программа, государственная программа, субсидии из федерального бюджета).

Для целей настоящих Правил под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам (п.3 Правил).

Согласно п. 9 Правил, государственная программа должна предусматривать в том числе: а) реализацию мероприятий по благоустройству в обязательном порядке территорий муниципальных образований - обязательных получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; б) минимальный перечень работ по благоустройству. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома; в) дополнительный перечень работ по благоустройству в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об установлении такого перечня. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий в соответствии с дополнительным перечнем работ по благоустройству софинансируются из федерального бюджета: при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома; при софинансировании собственниками помещений многоквартирного дома работ по благоустройству дворовых территорий в размере не менее 20 процентов стоимости выполнения работ. Данное условие распространяется на дворовые территории, включенные в соответствующую программу после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 г. N 106 "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; г) условия о форме участия (финансовое и (или) трудовое) заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству, в том числе о доле такого участия, в отношении муниципальных образований - получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, определенные с учетом методических рекомендаций по подготовке государственных и муниципальных программ, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об определении указанных условий. При этом при выборе формы финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству доля участия определяется как процент стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории; к) порядок осуществления расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий. При этом указанный порядок должен предусматривать возможность осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета: путем предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; путем закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений); путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий (в случае если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности).

Постановлением Правительства Курганской области от 28.08.2017 № 320 утверждена государственная программа Курганской области «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы (далее -Программа) (т.3 л.д.115-205).

Предоставление и распределение субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на реализацию программ формирования современной городской среды осуществлялось от лица Курганской области Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее - Департамент), при соблюдении следующих условий:

1) наличие муниципальных правовых актов, утверждающих муниципальную программу, соответствующую требованиям пункта 11 Правил и направленную на реализацию следующих мероприятий:

- выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в соответствии с минимальным и дополнительным перечнями видов работ по благоустройству дворовых территорий, указанными в приложении 2 к государственной программе Курганской области "Формирование комфортной городской среды";

- выполнение работ по благоустройству общественных территорий, отобранных по результатам общественных обсуждений в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования, а для муниципальных образований с численностью населения свыше 20 тысяч человек - по результатам голосования по отбору таких общественных территорий в порядке, установленном приказом Департамента от 11 февраля 2019 года N 9 "О Порядке организации и проведения процедуры рейтингового голосования по проектам благоустройства общественных территорий муниципального образования, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в соответствии с государственной программой Курганской области "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы";

2) наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из областного бюджета Субсидии;

3) заключение соглашения о предоставлении Субсидии (далее - Соглашение);

4) завершение в полном объеме реализации мероприятий муниципальных программ, реализуемых в годы, предшествующие году предоставления Субсидии;

5) привлечение органами местного самоуправления муниципальных образований средств из внебюджетных источников (финансовое участие собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовых территорий, подлежащих благоустройству (далее - заинтересованные лица)), на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в соответствии с дополнительным перечнем видов работ по благоустройству дворовых территорий, указанным в приложении 2 к государственной программе Курганской области, в объеме не менее 15% от сметной стоимости работ (не менее 20% от сметной стоимости данных работ - для дворовых территорий, включенных в муниципальные программы после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 года N 106 "О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") (по согласованию).

В минимальный перечень работ входит: ремонт дворовых проездов и тротуаров; обеспечение освещения дворовых территорий; установка малых архитектурных форм (скамеек, урн для мусора); установка декоративных ограждений (высотой не более 0,7 м).

В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий входит: оборудование детских и (или) спортивных площадок; оборудование автомобильных парковок; установка пандусов и других элементов для формирования доступности к объектам городской среды маломобильных групп граждан; выполнение работ по озеленению.

В соответствии с разделом VI. прогноз ожидаемых результатов реализации Программы в результате реализации мероприятий Программы на территории муниципальных образований Курганской области планируется благоустроить дворовые территории, нуждающихся в благоустройстве и включенные в муниципальные программы по предложениям заинтересованных лиц, в период с 2018 по 2024 год, при условии наличия решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

14.12.2017 постановлением Администрации города Кургана №9510 утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана» (т.3 л.д.71-114).

В соответствии с условиями муниципальной программы, по окончанию работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов представитель заинтересованных лиц, утвержденный протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома, совместно с управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК) обязан принять у Исполнителя в состав общего имущества многоквартирного дома оборудование и иные материальные ценности, на основании акта приема-передачи (приложение 6 к муниципальной Программе) объектов благоустройства дворовых территории для их последующего содержания в соответствии с требованиями законодательства РФ. Такое решение должно быть отражено до начала проведения работ по благоустройству в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, дворовая территория которого подлежит благоустройству в рамках муниципальной программы.

Таким образом, отказ от подписания Актов приема-передачи собственниками жилых помещений многоквартирных домов правового значения не имеет, так как при установлении потребности в проведении ремонта дворовых территорий собственниками жилых помещений многоквартирных домов принимаются решения об обращении с заявкой о включении дворовой территории в муниципальную программу, одновременно принимается решение о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома и определение уполномоченных на подписание актов приема-передачи лиц, о чем свидетельствуют Протоколы собраний собственников помещений многоквартирных домов (т.5 л.д.31-78, т.7 л.д.93-97).

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений таких понятий, как «объекты благоустройства», «благоустройство территории», «благоустройство прилегающей территории».

Так, понятие «благоустройство территории» дано Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ): деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36 ст. 1 ГрК РФ).

Также, ГрК РФ дано понятие прилегающей территории и установлены особенности ее содержания. Так в соответствии с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

Под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1 ГрК РФ).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 972/пр утвержден свод правил "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75". Согласно пункту 3.2 свода правил, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Пунктом 3.11 СНиП III-10-75 установлено, что малые архитектурные формы: Искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.

В соответствии с п. 3.23 СНиП III-10-75 элементы благоустройства территории: Декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.

В соответствии с Решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 №52 «Об утверждении Правил благоустройства территорий города Кургана» в Перечень работ по благоустройству включены виды работ по содержанию объектов благоустройства (далее - Правила №52).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 52, к деятельности по благоустройству территорий города Кургана относятся разработка проектов по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.

Для целей Правил № 52 к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: - детские игровые площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; - площадки для выгула и дрессировки собак; - площадки автостоянок; - улицы (в том числе пешеходные) и дороги; - парки, скверы, иные зеленые зоны; - площади, набережные и другие территории; - контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

К элементам благоустройства в настоящих Правилах относят, в том числе: - элементы озеленения; - покрытия; - ограждения (заборы); - водные устройства; - уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; - игровое и спортивное оборудование; - элементы освещения; - средства размещения информации и рекламные конструкции; - малые архитектурные формы и городскую мебель; - некапитальные нестационарные сооружения; - элементы объектов капитального строительства.

Благоустройство территорий, размещение, реконструкция объектов и элементов благоустройства осуществляются на основании проекта благоустройства, согласованного с Департаментом Администрации города Кургана, уполномоченным в сфере строительства и архитектурной деятельности, и Департаментом Администрации города Кургана, уполномоченным в сфере благоустройства, за исключением размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов, сноса, обрезки деревьев и кустарников.

Согласно Правил № 52, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территорий города Кургана, по содержанию территорий и расположенных на них объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 1.1).

Придомовая территория - участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула и дрессировки собак (пункт 1.27).

Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Курганской области (пункт 1.28).

В соответствии с положениями статьи 16 Правил № 52 границы прилегающих территорий на территории города Кургана определяются в порядке, установленном Законом Курганской области от 01.03.2019 № 19 "О порядке определения границ прилегающих территорий на территории Курганской области" и настоящими Правилами и установлены в размере 5 метров от здания.

В силу ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следуя судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Элементы благоустройства, прочно связанные с землей, но не имеющие самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Они рассматриваются в качестве улучшения земельного участка, на котором возведены. В связи с этим такие элементы не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором расположены (аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 №11052/09, от 17.01.2012 N 4777/08, от 28.05.2013 N 17085/12).

Малые архитектурные формы, представляют собой элемент благоустройства территории, улучшают ее внешний вид, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц.

По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на соответствующей территории (письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 N 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 N 03-03-06/1 /586).

Затраты на благоустройство не формируют стоимость отдельного объекта учета. Земельные участки, покрытые асфальтом и обустроенные тротуарным покрытием, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта основных средств. По существу, покрытие (замощение) какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и является лишь элементом благоустройства данного участка. Покрытие (замощение) не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на нраве общей долевой собственности общее имущество и многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Исходя из пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, собственники многоквартирных домов принимают имущество по акту приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Форма акта предусматривает перечень объектов благоустройства дворовых территорий в количественном выражении, а не в денежном.

Учитывая, что муниципальные Контракты, заключенные Учреждением на благоустройство дворовых территорий, предусматривают комплекс работ по благоустройству, выполнение работ не связано с созданием основных средств, ввиду чего, при затратах на благоустройство не формируется стоимость самостоятельного основного средства, поэтому затраты должны быть отнесены на расходы текущего финансового года.

Приложением 6 муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана" утверждена форма Акта приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания.

В данном Акте приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания указываются элементы и объекты благоустройства.

При этом, Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждена унифицированная форма № ОС-1 Акта приема-передачи объекта основных средств.

В случае расчетов по операциям приемки-передачи имущества оформляется также Извещение по форме 0504805, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52Н. Форма Акта приема-передачи (форма № ОС-1), Извещение (по форме 0504805) содержат сведения о стоимости объекта и о принятии стороной передаваемого объекта.

Исходя из анализа указанных Актов следует, что Акт приема-передачи объектов внешнего благоустройства (Приложение №6 Постановления № 9510) применяется для передачи имущества в состав общего имущества многоквартирного дома для последующего содержания, но не для передачи имущества на баланс управляющей компании или собственников многоквартирных домов.

В случае передачи имущества с баланса на баланс, используется форма Акта приема-передачи объекта основных средств (по форме № ОС-1), а также Извещение (по форме 0504805).

Таким образом, в результате выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в Акте приема-передачи указываются объекты и элементы благоустройства, которые передаются в общую долевую собственность для их последующего содержания, но не на баланс управляющей компании или собственников многоквартирных домов.

Акт приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания не содержит показателей стоимости объектов благоустройства в денежном выражении.

В соответствии с п. 2.16 Учетной политики для целей бюджетного учета МКУ «УДХиБ», утвержденной приказом №80 от 25.04.2019 при проведении работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана, затраты списываются на расходы текущего финансового года. Имущество передается по Акту приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания в количественном выражении (т.7 л.д.17-26).

Таким образом, Акт приема-передачи объектов внешнего благоустройства содержит исключительно количественные показатели.

Акт приема-передачи объектов внешнего благоустройства для их последующего содержания содержит в себе именно перечень работ, выполняемых в рамках мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана.

Кроме того, до проведения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома утверждается схема благоустройства дворовой территории и виды планируемых работ по благоустройству дворовой территории с перечнем наименования работ.

Как следует материалам дела, установка малых архитектурных форм (скамеек, урн для мусора), детских спортивных площадок, оборудование автомобильных парковок и т.д. включаются в перечень наименования работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана.

Таким образом, при выполнении работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана какое-либо имущество, оборудование или иные материальные ценности заявителем не создаются.

Все элементы благоустройства приобретаются заявителем для собственников многоквартирных домов, согласно утвержденным схемам благоустройства дворовой территории, используются для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, и относится видам работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана.

Работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана, выполненные заявителем, не противоречат Приложению 1 Постановления № 9510.

Сдача-приемка подрядных работ может удостоверяться и актами произвольной формы при условии, что они содержат реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) являются первичными учетными документами по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

Работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана, выполненные заявителем, подтверждены справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (т.3 л.д.26-27) и Актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) (т.2 л.д.51-60).

Согласно п. 4 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (Приложение N1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.2020 N 204н) для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками: а) имеет материально-вещественную форму; б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана; в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев; г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Таким образом, поскольку элементы благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана не предназначены для использования в деятельности некоммерческой организации и не способны приносить Учреждению экономические выгоды (доход), элементы благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов г. Кургана не являются основными средствами» и не передаются по актам приема-передачи как объекты основных средств.

Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» квалификация объектов имущества как соответствующих объектов учета нефинансовых активов осуществляется учреждением самостоятельно исходя из назначения (характеристик) имущества (Письмо от 11.11.2013 N 02-06-010/48099 Министерства финансов РФ).

Таким образом, любое решение о порядке учета нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения. Такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией.

Затраты на реализацию мероприятий, направленных на благоустройство дворовых территорий, относятся на расходы текущего финансового года с отражением на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года» (Учетная политика МКУ «УДХиБ» раздел V пункт 2 подпункт 2.16, утвержденная приказом №80 от 25.04.2019).

Если осуществление работ по благоустройству территории не привело к созданию каких-либо нефинансовых активов, стоимость этих работ в полном объеме относится к расходам (затратам) текущего финансового года, то есть списывается в дебет счета 401 20 (письма Минфина России от 11.10.2019 N 02-07-10/78244, от 23.09.2013 N 02-06-10/39403).

Из разъяснений справочной системы для бухгалтеров и экономистов бюджетных, казенных и автономных учреждений Госфинансы следует, что территории на которой проводят работы, принадлежит учреждению, то объекты благоустройства ставят на баланс. Если нет, то сразу списывают в расходы.

При этом, территории, на которых выполнены работы по благоустройству, не принадлежат Учреждению, не являются имуществом казны.

В соответствии с п. 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управление государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) счет 10600 Вложения в нефинансовые активы предназначен для учета вложения (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании) модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, а также сумм произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.

Вложения в нефинансовые активы, осуществляемые учреждениями в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования, осуществления иных расходов, формирующих капитальные вложения) нефинансовых активов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета, согласно пункту 37 настоящей Инструкции (10. 20, 30, 60) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объект учета.

Счет 106 «Вложение в нефинансовые активы» применяется для операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов в объекты имущества казны, объекты учета права пользования нематериальными активами (п.30 Инструкции 162н).

Учет операций по вложениям в объекты основных средств нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в объекты учета права пользования нематериальными активами при их приобретении (в том числе в сумме затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ), в объекты учета финансовой аренды отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», а также с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010711310, 010731310) в случае приобретения объектов основных средств по аккредитиву при переходе права собственности на указанные объекты в момент их отгрузки поставщиком (п.31 Инструкции 162н).

Таким образом, работы по благоустройству дворовых территорий в рамках комплексного договора не относятся к капитальным вложениям (основным средствам), так как произведенные затраты не направлены на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение объекта.

В соответствии с п. 17 приложения 7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» к внешнему благоустройству отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров- мусоросборников.

В соответствии с п. 2.4.2. Постановления № 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8.

В соответствии с пунктами 7. 8. 10 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н, основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору) безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее - объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее, критерии признания объекта основных средств. Единицей учета основный средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономически выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала), и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества. При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физическом обособления части объекта имущества.

В целях настоящей Инструкции под субъектами учета понимаются; органы государственной власти (государственные органы), органы местном самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондам государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерация бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - учреждения); финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, а также органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета (далее - финансовые органы); органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетной системы Российской Федерации, а также финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание); органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами бюджетные автономных учреждений и иных организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также иные операции в системе казначейских платежей (далее - органы Федерального казначейства) (п.1 Приложения 2 Инструкции №157н).

Таким образом, объекты, полученные в ходе выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, исходя из обозначенных критериев к категории основных средств не относятся, так как не имеют самостоятельного хозяйственного назначения для субъекта учета и не предназначены для использования на праве оперативного управления, следовательно, экономических выгод Учреждением не будет получено.

Положения Инструкций № 157н, 162н не содержат характеристик, позволяющие определить результаты работ по благоустройству дворовых территорий, как нефинансовые активы, имеющие самостоятельные полезные функции различного назначения, в связи с чем, довод заинтересованного лица о том, что затраты на реализацию мероприятий, направленные на благоустройство дворовых территорий, следует учитывать во вложениях в нефинансовые активы с отражением на счете 106, является необоснованным.

На основании изложенного, довод заинтересованного лица о необходимости передачи на баланс управляющих компаний и собственников многоквартирных домов результатов выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, подлежит отклонению.

Таким образом, затраты на благоустройство дворовых территорий Учреждением правомерно отражены на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года».

Выводы УФК по Курганской области изложенные в акте проверки и в оспариваемом представлении о нарушение подпунктов 5, 6 пункта 1 статьи 162, пунктов 2, 3. 4 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пункта 16 Инструкции № 191н, пунктов 15, 18, 61 Стандарта № 256н, пункта 127 Инструкции № 157н, пунктов 30, 31, 34 Инструкции № 162н, допущению грубого нарушения требований к бюджетному учету, в том числе к составлению и предоставлению бюджетной отчетности за 2020 год, выразившееся в учете в составе расходов текущего финансового года с отражением на счете 401.20 «Расходы текущего финансового года» вложений в нефинансовые активы - имущества, созданного в результате благоустройства дворовых территорий, подлежащее дальнейшей передаче в состав общего имущества многоквартирного дома, дворовая территория которого благоустраивается, осуществленные в рамках исполнения муниципальных контрактов, заключенных в 2020 году в целях реализации мероприятий Муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории города Кургана», утвержденной постановлением Администрации города Кургана от 14.12.2017 N° 9510, являющиеся вложениями в нефинансовые активы (счет 106.00 «Вложения в нефинансовые активы»), на сумму 15 381 136,61 рублей, в том числе:- показатель графы 6 по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) занижен (искажен) на сумму 15 381 136,61 рублей или на 13,09 % от суммы по строке (следовало отразить 132 884 828,57 рублей, фактически -117 503 691,96 рублей), не соответствует законодательству, противоречат совокупности имеющихся в настоящем деле доказательств и являются необоснованными.

Вменяемое МКУ «УДХиБ» бюджетное правонарушение, УФК по Курганской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано в установленном законом порядке и опровергается материалами дела.

На основании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, исследованных согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом не представлено доказательств наличия законных оснований для принятия представления, в связи с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменных отзывах, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

Суд приходит к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания недействительным представления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отраженные в оспариваемом представлении казначейства нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны в ходе судебного разбирательства, в связи с чем обжалуемое в части пункта 3 представление управления, является необоснованным, не соответствует законодательству, нарушает права МКУ «УДХиБ» в сфере экономической деятельности и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Указанная норма является правовосстановительной, обеспечивающей восстановление нарушенных прав МКУ «УДХиБ» и является следствием требования о признания представления недействительным.

Вопрос о распределении и судебных расходов судом не рассматривался, так как на основании статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации в части пункта 3 представление Управления Федерального казначейства по Курганской области № 43–45–14/45–61 от 21.06.2021.

Обязать Управление Федерального казначейства по Курганской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства по Курганской области.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.

 Судья

Н.А. Обабкова