НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Курганской области от 18.07.2011 № А34-2152/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

  Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган Дело № А34-2152/2011

  22 июля 2011 года

резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года,

в полном объёме текст решения изготовлен 22 июля 2011 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Гусевой О. П.,

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» (ОГРН 1024501764781)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области (ОГРН 1044500027285)

третьи лица:

1. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области

2. Петуховское потребительское общество № 1

о признании незаконным решения налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ендуткина Г. П. – представитель, доверенность от 01.06.2011, паспорт 37 01 № 187970, выдан 10.08.2001 УВД г. Кургана

от заинтересованного лица: Смирнова Ю. В. – государственный налоговый инспектор, доверенность от 11.01.2011 № 01-68\6

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области: нет явки (почтовое уведомление № 56099)

от Петуховского потребительского общества № 1: Суслова И. В. – председатель, выписка из постановления от 10.05.2011, паспорт 37 02 439259 выдан 19.07.2002

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее – Управление ФНС России по Курганской области, Управление) о признании незаконным решения от 27.04.2011 № 45 об отмене решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области о государственной регистрации прекращения деятельности Петуховского потребительского общества № 1 при реорганизации в форме присоединения к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» от 07.12.2005 № 266.

Определениями суда от 21.06.2011 и от 05.07.2011 (л.д. 73-75, 89-90) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области и Петуховское потребительское общество № 1 (далее – ППО № 1).

В соответствии с частью 4 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начато с самого начала.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено без участия представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области.

В предварительном судебном заседании представители сторон и третьего лица не возражали против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрении дела по существу в судебном заседании первой инстанции.

От Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области письменных возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрении дела по существу в судебном заседании первой инстанции не поступило.

В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание завершено, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании первой инстанции.

В предварительном судебном заседании 21.06.2011 представителем ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с отказом от заявленных требований (л.д. 40).

В судебном заседании 18.07.2011 представитель заявителя отказался от ходатайства о прекращении производства по делу, просил его не рассматривать, о чём сделана отметка в протоколе от 18.07.2011 (л.д.108) настаивал на рассмотрении дела по существу.

Представитель Управления ФНС России по Курганской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление (л.д. 27-28), объяснив, что решение от 27.04.2011 № 45 принято заинтересованным лицом в соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах».

Поскольку при принятии решения о государственной регистрации прекращения деятельности Петуховского потребительского общества № 1 при реорганизации в форме присоединения к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» от 07.12.2005 № 266, Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области были допущены нарушения требований пункта 2 статьи 16, подпунктов 1, 2 статьи 29 Федерального закона от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительских обществах и их союзах», пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Управлением ФНС России по Курганской области обоснованно было принято решение от 27.04.2011 № 45.

В письменном отзыве (л.д. 105-106) Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области просила отказать Обществу в удовлетворении заявленных требования, указав, что в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.03.2008 № 3175\2008, Управление вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов, не соответствующие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Представитель Петуховского потребительского общества № 1 возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на заявление (л.д. 107), объяснив, что при реорганизации ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» были допущены неустранимые нарушения действующего законодательства, в результате которых в Обществе не осталось ни одного участника.

В судебном заседании установлено, что заявление о признании незаконным решения Управления ФНС России по Курганской области от 27.04.2011 № 45 подписано от имени ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» директором Вашуркиной Н. Н. (л.д. 4).

В соответствии с решением Петуховского потребительского общества № 1 (единственного участника заявителя) от 18.05.2011 (л.д. 32) трудовой договор с Вашуркиной Н. Н. расторгнут в связи с истечением срока её полномочий в должности директора Общества.

Статьёй 14 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений, в связи с чем, полномочия Вашуркиной Н. Н. в качестве директора Общества прекращены с 19.05.2011.

Поскольку согласно почтовому штемпелю на конверте (л.д. 22), заявление о признании незаконным решения Управления ФНС России по Курганской области от 27.04.2011 № 45 было направлено в Арбитражный суд Курганской области 18.05.2011, т.е. до прекращения трудовых отношений между заявителем и Вашуркиной Н. Н., то суд считает, что данное заявление подписано уполномоченным лицом, оснований для оставления данного заявления без рассмотрения отсутствуют.

Заслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что удовлетворении требований, заявленных ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ», следует отказать.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» зарегистрировано Постановлением Администрации Петуховского района от 04.08.2000 № 203 (л.д. 8-17), ОГРН 1024501764781, свидетельство серия 45 № 000839521 (л.д. 7).

01.12.2005 от ППО № 1 как учредителя ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» в Межрайонную Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Курганской области поступил комплект документов (заявление по форме № Р 16003, Постановление от 25.10.2005, передаточный акт, утверждённый 25.10.2005) для государственной регистрации прекращения деятельности данного юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения (л.д. 41-48).

В представленном заявлении по форме № Р 16003 лист «А» в сведениях о юридическом лице, к которому осуществляется Присоединение, указано; ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ», расположенное по адресу: г. Петухово, ул. Октябрьская, 13.

Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области по результатам рассмотрения данных документов принято решение от 07.12.2005 № 266 (л.д. 49) о государственной регистрации прекращения деятельности ППО №1 путем его реорганизации в форме присоединения, на основании которого 07.12.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за государственным номером 2054571010217 (л.д. 50).

28.03.2011 в Управление ФНС России по Курганской области поступило заявление о неустранимых нарушениях действующего законодательства, допущенных налоговым органом при реорганизации ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» (л.д. 101-102).

По результатам рассмотрения заявления, решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 27.04.2011 № 45 (л.д. 19-21) решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области от 07.12.2005 № 266 отменено.

Письмом Управления от 04.05.2011 № 08-20\01\04811 (л.д. 103) Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области предложено отменить запись, внесённую 07.12.2005 в ЕГРЮЛ за государственным номером 2054571010217 о прекращении деятельности ППО № 1 путём реорганизации в форме присоединения, а также все последующие технические записи, связанные с реорганизацией, и обеспечить наличие у ППО № 1 статуса «действующего» юридического лица.

Решением Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области от 12.05.2011 № 74 в ЕГРЮЛ внесены сведения об ошибочном внесении записи о реорганизации ППО № 1 (л.д. 104).

Не согласившись с решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 27.04.2011 № 45, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При анализе заявленных требований и оценке доказательств суд учитывает следующее.

Перечень документов, представляемых при соответствующем виде государственнойрегистрации юридического лица, установлен Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, предоставляются следующие документы: заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003; решение о реорганизации юридического лица; договор о присоединении (при его наличии); передаточный акт (каждого юридического лини, участвующего в реорганизации в форме присоединения).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, в отношении юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются следующие документы: заявление по форме № Р14001 для изменения сведений об учредителях; заявление по форме № Р13001 для изменения сведений об уставном капитале; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

На основании представленных документов, определенных пунктами 1 - 3 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица и вносит в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Следовательно, при государственной регистрации регистрирующий орган обязан учитывать требования иных федеральных законов, к числу которых в данном случае относятся Закон от 19.06.1992, № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее - Закон № 3085-1) и Закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 3085-1 к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относится принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.

В силу пунктов 1, 2 статьи 29 Закона № 3085-1 реорганизация потребительского общества (слияние, присоединение, разделение, выделение) осуществляется по решению общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, преобразование потребительского общества осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества.

В соответствии с пунктом 13.1 Устава ППО № 1 (л.д. 61-72), утвержденного учредителями (Петуховский райпотребсоюз, Курортское сельпо, Петуховское горпо) 30.06.1999, реорганизация может осуществляться по решению общего собрания.

В судебном заседании установлено, что в качестве решения о реорганизации на регистрацию в налоговый орган представлено Постановление Совета ППО № 1 от 04.07.2005 (л.д. 45), подписанное председателем Вашуркиной Н. Н., без указания того, кто из членов Совета присутствовал при принятии данного Постановления, из чего следует, что указанное решение было принято только одним председателем ППО № 1 Вашуркиной Н. Н., т. е. решение принято неуполномоченным лицом в отсутствие пайщиков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Представленный ППО № 1 на регистрацию передаточный акт от 25.10.2005, содержащий сведения о правопреемстве (л.д. 46-47), в нарушение пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит отметки о его утверждении пайщиками ППО № 1.

С учётом указанных обстоятельств суд считает, что решение о реорганизации ППО № 1, оформленное в виде Постановление Совета ППО № 1 от 04.07.2005, а также отсутствие отметки на передаточном акте от 25.10.2005 об его утверждении пайщиками, правомерно расценено Управлением как непредставление необходимых документов, в связи с чем вывод заинтересованного лица о государственной регистрации реорганизации ППО № 1 в форме присоединения на основании неполного комплекта документов, установленного Законом № 129-ФЗ, является обоснованным.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относится принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Закона № 14-ФЗ общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.

Так, в договоре о присоединении определяются порядок и условия присоединения, состав участников обществ, участвующих в присоединении, размеры их вкладов, вносимых в Уставный капитал общества, к которому осуществляется присоединение, и регулируются многие другие отношения.

Общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников, общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Закона № 14-ФЗ сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.

Таким образом, изменения и дополнения в учредительные документы хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение, утверждаются на совместном общем собрании участников присоединяемого общества (обществ) и общества, к которому осуществляется присоединение, поскольку с момента завершения реорганизации в форме присоединения все участники обществ, участвовавших в нем, становятся участниками одного общества.

В судебном заседании установлено, что собрания пайщиков ППО №1и участников ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» по вопросу принятия решения о реорганизации не проводилось.

Из материалов дела следует, что для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» были представлены: Постановление о присоединении от 25.10.2005, лист «В» «Сведения о размере уставного капитала юридического лица»,
документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию, заявление о внесении изменений по форме Р 13001 (л.д. 52-58, 60).

Однако в указанных документах содержались только изменения в части правопреемства ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» и размера уставного капитала. Документы, свидетельствующие об изменении состава участников ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» в связи с реорганизацией, в налоговый орган представлены не были.

В связи с присоединением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» в результате реорганизации и прекращением в результате такой реорганизации деятельности единственного учредителя - ППО № 1, в качестве учредителей ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» при государственной регистрации должны были быть указаны участники (пайщики) ППО № 1 пропорционально долям принадлежащих им паев в паевом фонде ППО № 1.

Согласно пункту 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона № 14-ФЗ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Одновременный выход всех участников, или единственного участника общества с ограниченной ответственностью не соответствует положениям пункта 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 закона № 14-ФЗ.

Единственным учредителем (участником) ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» являлось ППО № 1, в результате государственной регистрации прекращения деятельности ППО № 1 путем его реорганизации в форме присоединения, в Обществе не осталось ни одного учредителя (участника).

С учётом указанных обстоятельств суд считает обоснованными выводы Управления, изложенные в оспариваемом решении о наличии оснований для отказа в государственной регистрации реорганизации ППО № 1 в форме присоединения к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ».

В соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах» (далее - Закон № 943-1) вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам.

Исходя из положений статей 1, 2 Закона № 129-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», вопросы регистрации отнесены к компетенции налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.

Действующее законодательство не ограничивает применение вышестоящими налоговыми органами положений статьи 9 Закона № 943-1 исключительно налоговыми правоотношениями, распространяя её действие на все сферы деятельности, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе и государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что установив нарушения требований пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации реорганизации ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ», Управление в соответствии с предоставленными ему полномочиями обоснованно приняло решение от 27.04.2011 № 45 об отмене решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курганской области от 07.12.2005 № 266, как не соответствующего требованиям Закона № 129-ФЗ.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ».

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КУЛИНАРИЯ» (ОГРН 1024501764781) о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области от 27.04.2011 № 45,отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru).

Судья О. П. Гусева