НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курганской области от 09.12.2013 № А34-6504/13



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Курган

Дело № А34-6504/2013

16 декабря 2013 года

резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2013 года,

в полном объёме текст решения изготовлен 16 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Курганской области

в составе: судьи Крепышевой Т.Г., при ведении протокола судебного заседания в письменном виде помощником судьи Пановой И.А., с использованием средства аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1024500518162, ИНН 4501003507)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» (ОГРН 1094501000087, ИНН 4501146907)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – Молодова И.Ю., заместитель начальника отдела по доверенности от 04.03.2013 №7,

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – Серебряков Ю.В., представитель по доверенности от 01.04.2013 №5,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» (далее – Общество, ООО «Транспортная Компания») к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях своевременного рассмотрения спора, суд, определением от 14.11.2013 разъяснил сторонам положения части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Представители сторон не возражали против признания дела подготовленным к судебному разбирательству, завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

Суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В ходе судебного разбирательства представитель административного органа требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что в ходе проведения плановой выездной проверки с 17.10.2013 по 06.11.2013 соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, установлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б», «ж», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280, а именно: осуществление регулярных перевозок пассажиров водителем без прохождения медицинского освидетельствования в установленном порядке; в графике работы (сменности) водителей не установлены время окончания, продолжительность ежедневной работы (смены) водителей, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха водителей, график не утвержден работодателем, не доведен до сведения водителей; не обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требования безопасности дорожного движения за счёт проведения технического обслуживания в порядке и сроки, установленные заводом-изготовителем; нарушение режима труда и отдыха водителей; нарушения порядка заполнения путевой документации; отсутствие на заднем стекле транспортного средства указателя маршрута регулярных перевозок. В силу пункта 5 Положения о лицензировании, нарушения режима труда и отдыха водителей, а также не обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств признаётся грубым нарушением лицензионных требований. Просил привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» к ответственности по санкции части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом положения статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа.

Представитель лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, факт административного правонарушения признал, указал, что выявленные нарушения в настоящее время устранены, просил действия Общества в части нарушения режима труда и отдыха водителей, а также не обеспечения соответствия технического состояния транспортных средств квалифицировать по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить минимальное наказание в пределах санкции данной статьи, полагает, что в данном случае отсутствует признак - грубое нарушение лицензионных требований, поскольку водители ежедневно перед рейсом проходили медицинское освидетельствование и транспортные средства также ежедневно освидетельствовались механиком.

Изучив материалы дела, суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану 12.01.2009, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1094501000087, поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН 4501146907 (листы дела 72, 74-83).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение о лицензировании), лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и её территориальными органами.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» 16.02.2009 выдана лицензия №АСС-45-008655 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Срок действия лицензии до 16.02.2014 (лист дела 71).

На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области от 05.09.2013 №756 государственным инспектором Щекиной Н.И. проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, по результатам которой составлен акт проверки от 06.11.2013 №223, протокол от 06.11.2013 №000701 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 и частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьёй 6 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 Положения о лицензировании, пунктами 5.2 и 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и её территориальные органы осуществляют лицензирование перевозок пассажиров, а также имеют право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Исходя из этого, заявитель как лицензирующий орган уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Протокол об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 вместе с другими материалами административного дела в соответствии со статьями 23.1, 28.3, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам:

Статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) определено понятие «лицензионных требований» как совокупности требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определён Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 №302н (далее – Приказ №302н) утверждён перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования работников), к таким работам, в частности относится и управление наземными транспортными средствами.

Пунктом 27 Приложения №2 к Приказу №302н предусмотрено, что работники, при выполнении работ по управлению транспортными средствами подлежат обязательному периодическому медицинские осмотру (обследования) не реже 1 раза в 2 года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.09.2010 №831н утверждёны единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в нарушение подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании водитель Общества Менщиков В.А. был допущен 29.10.2013 и 30.10.2013 к осуществлению регулярных перевозок пассажиров без прохождения медицинского освидетельствования в установленном порядке, поскольку срок действия выданной водителю медицинской справки №1463 о допуске к управлению транспортными средствами закончился 28.10.2013, что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, медицинской справкой №1463 от 28.10.2010, путевыми листами №1088, 1089 за октябрь 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 26, 41-44) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В силу абзаца 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Названный режим труда и отдыха водителей установлен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 №15 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха).

Приказом ООО «Транспортная Компания» от 10.01.2012 №5 для водителей установлен суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц (лист дела 23).

В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, при суммированном учёте рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение пункта 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей при суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя Кузнецова В.Г. 02.10.2013, 06.10.2013, 10.10.2013, 14.10.2013, 18.10.2013, 22.10.2013, 26.10.2013, а также водителя Юнусова А.Х. 04.10.2013, 08.10.2013, 16.10.2013, 20.10.2013, 28.10.2013 составила более 12 часов (с учётом времени прохождения водителем медицинского осмотра перед выездом на линию и времени фактического возвращения автобуса со смены), что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, путевыми листами №1016, 1018 за октябрь 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 27-30) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

Пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха определено, что при суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей при суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей Глухих В.В. с 01.10.2013 по 02.10.2013, с 08.10.2013 по 09.10.2013, с 12.10.2013 по 13.10.2013, с 16.10.2013 по 17.10.2013, с 20.10.2013 по 21.10.2013, Шмакова Г.С. с 06.10.2013 по 07.10.2013, с 10.10.2013 по 11.10.2013, с 14.10.2013 по 15.10.2013, с 18.10.2013 по 19.10.2013, с 22.10.2013 по 23.10.2013, с 25.10.2013 по 26.10.2013 составила менее 12 часов (с учётом времени фактического возвращения автобуса с предыдущей смены и времени прохождения водителем медицинского осмотра перед выездом на линию в следующей смене), что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, путевыми листами №1072, 1073 за октябрь 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 37-40) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) составляются графики работы (сменности) на линии с ежедневным или суммированным учётом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

Однако в нарушение пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха графиком работы (сменности) водителей на линии за октябрь 2013 года не установлены время окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, данный график не утверждён работодателем и не доведён до сведений водителей в установленный срок, что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, графиком работы на октябрь 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 50-51) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

Также в силу абзаца 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно частям 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

В соответствии с пунктом 2.5.2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 №15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счёт организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утверждённым Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.

В пунктах 2.2.2 - 2.2.6 Положения от 20.09.1984 установлено, что техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надёжности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды (прил. 3); уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

В соответствии с «Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053» периодичность проведения работ по ТО 1 должна составлять 3200 км. пробега, периодичность проведения работ по ТО 2 должна составлять 12800 км. (листы дела 60-62). «Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 4230-03» периодичность проведения работ по ТО 1 установлена каждые 3200 км. пробега, а по ТО 2 - 13000 км. пробега (листы дела 63-65).

Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных правовых норм Обществом не обеспечено соответствие технического состояния транспортных средств марки ПАЗ 32054: гос. номер Е 628 КО 45 (гаражный номер 309), гос. номер Т 992 КО 45 (гаражный номер 306), гос. номер Е 429 КО 45 (гаражный номер 310), гос. номер К 639 КС 45 (гаражный номер 312), а также марки ПАЗ 4230-03: гос. номер А 942 ЕХ 45 (гаражный номер 112), гос. номер В 613ЕХ 45 (гаражный номер 124), гос. номер Е 532 ЕТ 45 (гаражный номер 163), гос. номер В 933 ЕХ 45 (гаражный номер 164), гос. номер В 611 ЕХ 45 (гаражный номер 104) требованиям безопасности дорожного движения за счёт проведения технического обслуживания данных автобусов в порядке и сроки, установленные заводом-изготовителем, поскольку техническое обслуживание ТО 1 и ТО 2 в октябре 2013 года проведено за пределами установленных пробегов – 3200 км. и 12800 (13000) км., что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, справками о постановке автобусов на ТО за октябрь 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 52-59) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа) транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

Пунктом 33 Правил перевозок пассажиров и багажа предусмотрено, что на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в нарушение пунктов 29, 33 Правил перевозок пассажиров и багажа, в автобусе ПАЗ 4230-03 гос. номер Е 508 ЕХ 45, используемом Обществом 31.10.2013 для перевозки пассажиров по маршруту №20 «ул. Достоевского - Госпиталь», на заднем стекле отсутствовал указатель маршрута, что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, актом проверки транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа, от 31.10.2013 с прилагаемой фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 66-67) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

В пунктах 3, 6 данного Приказа закреплено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: сведения о транспортном средстве, в том числе показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

В соответствии с пунктами 6, 13 указанного Приказа даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий.

Согласно пункту 7 Приказа сведения о водителе включают, в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», пунктов 3, 6, 7, 13 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в путевом листе Общества №1023 на октябрь 2013 года (03.10.2013, 15.10.2013, 19.10.2013), №1045 на октябрь 2013 года (01.10.2013, 17.10.2013, 27.10.2013), №1062 на октябрь 2013 года отсутствуют показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), в путевом листе №1023 на октябрь 2013 года (01.10.2013, 05.10.2013, 07.10.2013, 09.10.2013, 13.10.2013, 17.10.2013, 21.10.2013, 25.10.2013), №1045 на октябрь 2013 года (05.10.2013, 07.10.2013, 13.10.2013, 21.10.2013, 23.10.2013, 25.10.2013), №1062 на октябрь 2013 года (10.10.2013) показания одометра при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены штампами или подписями с указанием инициалов уполномоченных лиц, в путевых листах №1072, 1016, 1018 на октябрь 2013 года в сведениях о водителе отсутствует время (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра, что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, путевыми листами, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 27-38) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится использование лицензиатом транспортных средств, оснащённых в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее - транспортное средство), аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждён приказом Минтранса России от 26.01.2012 №20 (далее - Порядок оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка в ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется:

- установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - абонентский телематический терминал);

- тестирование абонентского телематического терминала для последующего подключения его к автоматизированному центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - АЦКН Ространснадзора);

- оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора.

Пунктом 6 Порядка установлено, что тестирование абонентского телематического терминала осуществляется на основании представленных владельцем транспортного средства в адрес соответствующего территориального органа Ространснадзора сведений: о владельце транспортного средства, о самом транспортном средстве, об абонентском телематическом терминале.

Как установлено судом, в нарушении положений пунктов 3, 6 Порядка оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на момент проверки 31.10.2013 Обществом для перевозки пассажиров по маршруту №30 «Вокзал – ул. Достоевского» допущен автобус категории М3 - ПАЗ 4230-03 гос. номер С 473 КС 45, в отношении которого в Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области не представлены сведения о владельце транспортного средства, о самом транспортном средстве, об абонентском телематическом терминале, что подтверждается актом проверки от 06.11.2013 №223, актом проверки транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа, от 31.10.2013, сведениями из базы данных АЦКН Ространснадзора на 06.11.2013, протоколом об административном правонарушении от 06.11.2013 №000701 (листы дела 10-12, 17-19, 68-70) и признаётся представителем Общества в судебном заседании.

Таким образом, факты нарушений Обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б», «ж», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспариваются его представителем.

В силу положения абзаца 2 пункта 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 Положения о лицензировании, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пункт 1).

В данном случае суд учитывает, что установленные в ходе проведения проверки нарушения в части не обеспечения соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения за счёт проведения технического обслуживания в порядке и сроки, установленные заводом-изготовителем, а также в части нарушения режима труда и отдыха водителей (подпункт «з» пункта 4 Положения о лицензировании) непосредственно создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, в том числе пассажирам и работникам лицензиата.

Указанный факт в силу пункта 5 Положения о лицензировании свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и, соответственно, квалификации совершённого Обществом деяния по данным эпизодам по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Общества о квалификации указанных нарушений по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в данном случае отсутствует признак грубого нарушения лицензионных требований, судом отклоняется как несостоятельный.

Последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», заключаются в возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пункт 1).

Характер выявленных в ходе проверки нарушений - значительное отступление лицензиата от установленных требований в части обеспечения соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и проведения технического обслуживания в установленные порядке и сроки, а также нарушение Обществом режима труда и отдыха водителей в течение длительного времени (октября 2013 года), которые могут повлечь непредвиденные обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью граждан, не могут не свидетельствовать об их грубом нарушении. В данном случае, независимо от проведения медицинских осмотров водителей и осмотров транспортных средств механиком, а также наличия или отсутствия реального вреда здоровью, угроза его причинения была создана действиями организации.

В связи с чем, данные выявленные нарушения подпадают под признаки грубых нарушений лицензионных требований, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» как организация, осуществляющая перевозку пассажиров автомобильным транспортом, на основании лицензии Федеральной службой по надзору в сфере транспорта №АСС-45-008655, обязано соблюдать требования Положения о лицензировании и иных нормативных правовых актов в области автомобильного транспорта.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по недопущению нарушений требований Положения о лицензировании. Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат.

Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждают наличие в его действиях составов указанных административных правонарушений, в том числе вину в совершении правонарушений.

На дату рассмотрения дела, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Нарушений со стороны Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежит удовлетворению.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления).

Исходя из анализа указанных положений, установленных по делу обстоятельств и оценки нарушений обществом лицензионных требований, которые могут повлечь за собой наступление негативных последствий для жизни и здоровья людей, суд приходит к выводу о наличии в данном конкретном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, совершённые Обществом нарушения не подпадают под действие статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут быть признаны малозначительными.

При определении меры ответственности суд исходит из следующего:

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Следовательно, в данном случае Общество подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей более строгое административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании изложенного, принимая во внимание признание Обществом выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований и их своевременное устранение в соответствии с выданным предписанием №286 от 06.11.2013, что подтверждается ответом от 15.11.2013 (лист дела 96), привлечение к административной ответственности впервые, а также с учётом необходимости достижения целей административного наказания, суд считает возможным назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» административное наказание на основании части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей, что соответствует минимальному размеру санкции для юридических лиц, предусмотренному частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания», место нахождения: г. Курган, ул. Щорса, 92, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану 12.01.2009, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1094501000087, ИНН 4501146907 к административной ответственности на основании части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя штрафа - Управление Федерального казначейства по Курганской области (УГАДН по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН/КПП 4501003507/450101001, номер счёта получателя платежа - 40101810000000010002, наименование банка - ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган, БИК 043735001, КБК 10611690040046000140, код ОКАТО 37401000000).

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлечённое к административной ответственности, должно представить суду.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объёме).

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Т.Г. Крепышева