НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 30.05.2012 № А33-6121/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  06 июня 2012 года

Дело № А33-6121/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 июня 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бескровной Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Железногорске Красноярского края (ИНН 2452024850, ОГРН 1022401421107, г.Железногорск, дата регистрации 5.10.2001)

к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №64 «Алые паруса» (ИНН 2452028929, ОГРН 1042401223446, г.Железногорск, дата регистрации 15.07.2004)

о взыскании задолженности в сумме 14 426 рублей 62 копейки,

при участии:

представителя заявителя: Чащиной Ю.С. на основании доверенности от 29.12.2010,

представителя ответчика: Тапешковой Н.М. на основании доверенности от 28.05.2012

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Заблоцкой,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Железногорске Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №64 «Алые паруса» о взыскании задолженности в сумме 14 426 рублей 62 копейки.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.04.2012 возбуждено производство по делу.

Заявитель требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в заявлении.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Железногорске Красноярского края проведена выездная проверка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №64 «Алые паруса» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.

В результате проверки Фондом установлена неуплата учреждением в 2010 году 10 695 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в результате занижения облагаемой страховыми взносами базы на 46 300 рублей произведенных работникам учреждения компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, целевое использование которых не подтверждено страхователем документально.

В ходе проверки Фондом установлены следующие обстоятельства:

- на основании пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, постановления главы ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 26.04.2007 №124-П, приказов №66/2лс от 11.01.2010, №66/43лс от 26.04.2010, №66/58алс от 22.06.2010, №№66/10лс от 14.09.2010, №66/104лс от 22.09.2010, педагогическим работникам учреждения в 2010 году выплачивались денежные компенсации в размере 100 рублей на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;

- согласно расчетным ведомостям за 2010 год муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением №64 «Алые паруса» выплачено работникам в течение 2010 года 46 300 рубля денежных компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Результаты выездной проверки отражены в акте №034-017/36 от 27.09.2011.

Уведомлением от 27.09.2011 №17-01/2931-16-11, врученным руководителю учреждения под роспись 03.10.2011, страхователь извещен о назначении рассмотрения материалов проверки на 27.10.2011 (11 час. 00 мин.).

27 октября 2011 года начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Железногорске Красноярского края принято решение №034-017/21 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно резолютивной части которого муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению №64 «Алые паруса» предложено уплатить 10 695 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год и 666 рублей 62 копейки пени. Кроме того, учреждение привлечено к ответственности в виде 2 139 рублей штрафа на основании части 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 за неполную уплату страховых взносов и в виде 926 рублей штрафа на основании статьи 17 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год.

Требованием №034017ВП/20 от 17.11.2011, врученным представителю учреждения 21.11.2011, страхователю предложено добровольно в срок до 02.12.2011 уплатить 10 695 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, 666 рублей 62 копейки пени и 3065 рублей штрафов.

Учитывая, что задолженность в срок, указанный в требовании учреждением не погашена, Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ответчику с заявлением о взыскании страховых взносов, пени и штрафа.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе – организации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в том числе по трудовым договорам. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков – организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщиков – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей – в других федеральных государственных образовательных учреждениях. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

Из анализа указанных норм следует, что фиксированный размер ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно решению Совета депутатов закрытого административно – территориального образования г. Железногорск Красноярского края от 29.03.2007 №24-147Р «Об установлении размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений ЗАТО Железногорск» и постановлению администрации закрытого административно – территориального образования г. Железногорск Красноярского края от 26.04.2007 №124п «Об утверждении положения о порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений ЗАТО Железногорск» размер ежемесячной компенсации педагогическим работникам установлен в размере 100 рублей.

В пункте 8 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.

Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.

Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре, соглашении или иных локальных актов организации. Данная выплата производится работодателем в силу прямого указания закона, вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Закон Российской Федерации «Об образовании» не возлагает на работников обязанности по предоставлению работодателю каких-либо первичных документов (чеков, квитанций и т.д.), подтверждающих целевое использование данных выплат, а также не устанавливает порядка их произведения работодателем. Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления – для работников муниципальных образовательных учреждений.

Кроме того, данная ежемесячная денежная компенсация имеет особую правовую природу, поскольку установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, а с целью содействия обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

При таких обстоятельствах, вывод Фонда о занижении учреждением базы, подлежащей обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, на суммы произведенных педагогическим работникам учреждения выплат на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий не соответствует действующему законодательству. У Фонда отсутствовали правовые основания для доначисления учреждению сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год и пени, а также привлечения страхователя к ответственности в виде штрафов.

На основании изложенного, требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Железногорске Красноярского края о взыскании с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 64 «Алые паруса» задолженности в сумме 14 426 рублей 62 копейки не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.

Учитывая, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, 2000 рублей государственной пошлины взысканию с ответчика в доход федерального бюджета не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Железногорске Красноярского края (ИНН 2452024850, ОГРН 1022401421107, г. Железногорск, дата регистрации 05.10.2001) в удовлетворении заявленного требования о взыскании с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 64 «Алые паруса» (ИНН 2452028929, ОГРН 1042401223446, г.Железногорск, дата регистрации 15.07.2004) задолженности в сумме 14 426 рублей 62 копейки.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.С. Бескровная