НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 25.10.2022 № А33-6875/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А33-6875/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 октября 2022 года.

В полном объёме решение изготовлено 01 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)

к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Трейд» (ИНН 2465138485, ОГРН 1162468050986)

о взыскании задолженности,

в присутствии в судебном заседании:

от истца: Табашная Д.А., представитель по доверенности от 11.03.2022 г., личность удостоверена паспортом, наличие высшего юридического образования подтверждено дипломом,

от ответчика: Рыжиков П.С., генеральный директор ООО «Альфа Трейд», полномочия подтверждены решением единственного учредителя №2/2020 от 08.12.2020,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучеровым А.В. (до перерыва), секретарем Петровской В.В. (после перерыва),

установил:

публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – истец, ПАО «Сбербанк России», Банк) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Трейд» (далее – ответчик, ООО «Альфа Трейд») о взыскании задолженности по кредитному договору №8646BZ9A2J6RGQ0QQ0QZ3F от 18.06.2020 г. в размере 52 922 руб. 49 коп., из них:

 36 127 руб. 61 коп. - просроченный основной долг,

 4 438 руб. 32 коп. - просроченные проценты за кредит,

 12 122 руб. 82 коп. - задолженность по неустойке за несвоевременное погашение кредита;

 233 руб. 74 коп. - задолженность по неустойке за несвоевременную уплату процентов.       Определением от 29.03.2022 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 23.05.2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представитель истца дал пояснения, ответил на вопросы суда.

Представитель ответчика заявил устное ходатайство о несоразмерности начисленной неустойки, просил снизить неустойку согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пояснив, что Банк своим сервисным уведомлением о принятии решения о списании суммы кредита в полном объеме дезинформировал ответчика; несмотря на пояснения Банка об отсутствии обязанности разъяснения условий списания задолженности, при своевременном уведомлении ответчик предпринял бы меры к подаче уточненных деклараций в срок.

Представитель истца указал на необоснованность ходатайства, пояснил, что с условиями списания суммы кредита ответчик обязан был ознакомиться самостоятельно, отчитывается о численности работников ответчик в соответствии с законодательством и без указаний Банка, условия списания суммы кредита прописаны четко.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

17.06.2020 ООО «Альфа Трейд» через электронные каналы связи направило заявление в Банк на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий, заявка заведена на Платформу ФНС, запрашиваемая сумма составляла 1 600 000 руб.

При заведении заявки от ответчика требуются следующие сведения:

1. Сведения о застрахованных лицах в организации отчетный период 04 (апрель) 2020 г (форма СЗВМ);

2. Бухгалтерская отчетность за 2019 год;

3. Учредительные документы.

На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита.

Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников ООО «Альфа Трейд» на дату подачи заявления по данным ФНС за апрель месяц 2020г. составляло 12 человек.

После обработки заявки на Платформе ФНС между Банком и ООО «Альфа Трейд»  заключен кредитный договор от 18.06.2020 № 8646BZ9A2J6RGQ0QQ0QZ3F в форме заявления о присоединении к общим условиям кредитования (далее – кредитный договор), по условиям которого Банк обязался предоставить ООО «Альфа Трейд» кредит в пределах кредитного лимита 1 600 000 руб. с процентной ставкой 2% годовых сроком погашения до 01.03.2021 или до 30.06.2021 в зависимости от перехода на условия договора «период наблюдения». За несвоевременное перечисление платежей установлена неустойка в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки платежа.

Максимальная сумма кредита была определена в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 (далее – Правила предоставления субсидий), исходя из численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 – составляла 12 человек по итогам апреля 2020 года, соответственно, лимит кредитной линии для заемщика составил 1 816 588,8 руб., рассчитываемый по формуле: 12 130 х 1,3 х 1,6 х 12 х 6, где:

«12 130» – расчетный размер оплаты труда,

«1,3» – коэффициент страховых выплат,

«1,6» – районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

«12» – численность работников Заемщика по данным ФНС по состоянию на 01.06.2020,

«6» – количество месяцев базового периода договора (июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020г.).

При этом при утверждении сделки сравнивались максимально возможная сумма для ООО «Альфа Трейд» в рамках Правил предоставления субсидий и запрашивая сумма – выдается наименьшая из двух. В данном случае сумму в размере 1,6 млн. рублей запросило ООО «Альфа Трейд».

Кредитный договор предусматривает различные режимы (совокупность условий) исполнения обязательств по договору в зависимости от периода пользования кредитом и соблюдения определенных условий, установленных договором. Такие режимы обозначены в договоре как «базовый период», «период наблюдения», «период погашения». Различие между указанными режимами состоит в размере применяемой ставки кредитования, а также в порядке и сроках погашения задолженности.

Базовый период – период с даты заключения договора по 01.12.2020, период наблюдения – период с 01.12.2020 по 01.04.2021, период погашения – период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода, либо по окончании периода наблюдения, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора.

Период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода при соблюдении следующих условий:

- численность работников заемщика в течение базового периода на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;

- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

На базовый период и период наблюдения устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2% годовых. Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения переносятся в основной долг на дату окончания базового периода, а также на дату окончания периода наблюдения. Сумма процентов, начисленная за базовый период и период наблюдения, и не уплаченная в течение базового периода и периода наблюдения, не уплачиваются в указанные периоды, а включаются (увеличивают) сумму кредита установленного лимита кредитования (задолженности по основному долгу) и погашаются в период погашения в даты погашения задолженности по кредитной линии (основному долгу) ежемесячно равными долями в сумме, согласно формуле, предусмотренной пунктом 3 кредитного договора. На период погашения устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.

В случае наступления периода погашения после базового периода без перехода на период наблюдения кредит подлежит погашению до 01.03.2021.

В случае наступления периода погашения после перехода на период наблюдения кредит подлежит погашению до 30.06.2021 (30.04.2021 – 1/3, 30.05.2021 – 1/3, 30.06.2021 - размер платежа определяется как разница между размером ссудной задолженности на дату, следующую за датой окончания периода доступности с учетом суммы процентов, начисленной за базовый период договора и период наблюдения по договору, и не уплаченной заемщиком в течение базового периода договора и периода наблюдения по договору, включенной в сумму обязательств заемщика по основному долгу по кредиту в дату, предшествующую дате начала периода погашения по договору, и суммой платежей, указанных в настоящем графике погашения кредита ранее).

По окончании базового периода договор переводится на период наблюдения при соблюдении следующих случаев:

- численность работников заемщика в течение базового периода на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;

- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

При невыполнении любого из вышеуказанных условий договор переходит на период погашения. Кредитор направляет заемщику в срок до 30 ноября 2020 г. уведомление о наступлении периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода.

По окончании периода наблюдения договор переводится на период погашения в случае, если кредитором не принято решение об освобождении заемщика от обязанностей по договору, либо принято решение кредитором об освобождении заемщика от обязанностей по договору в размере 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения.

Период погашения начинается с 01 апреля 2021 г. и заканчивается 30 июня 2021 г. (включительно). Кредитор направляет заемщику в срок до 31 марта 2021 г. уведомление о наступлении периода погашения с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения.

Заемщик освобождается от обязанностей по возврату кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей при соблюдении одновременно следующих условий:

а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщика - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80% численности работников по состоянию на 1 июня 2020 г.;

в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика, в течение периода наблюдения, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;

г) решение кредитора о списании задолженности заемщика перед кредитором в порядке, установленном Правилами.

Освобождение от обязанностей осуществляется в следующем размере:

- 100% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 марта 2021 г., к численности работников заемщика, определенной на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 июня 2020 г., составляет не менее 90% (включительно);

- 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 марта 2021 г., к численности работников, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 июня 2020 г., составляет не менее 80%.

Предоставление кредита подтверждается платежными поручениями от 18.06.2020 № 738196, от 26.06.2020 № 22137, от 09.07.2020 № 552145, от 15.07.2020 № 658925, от 03.08.2020 № 425802, от 24.08.2020 № 944600, от 26.08.2020 № 647962, от 16.09.2020 № 16624.  Общий размер перечисленных денежных средств составил 1 600 000 руб.

Согласно документам, представленным в материалы дела ООО «Альфа Трейд» и по запросу суда государственным учреждением – Отделение ПФ РФ по Красноярскому краю, 12.05.2020 в ПФР общество передало форму  СЗВ-М (исходная) на 12 человек, 08.06.2020 общество направило отменяющую форму СЗВ-М по апрелю 2020 года на 3 человека, 21.04.2021 общество направило дополняющую форму СЗВ-М на 1 человека.

СЗВ-М по марту 2020 года подана 01.04.2020 на 12 человек, по маю 2020 года (исходная) 08.06.2020 – на 9 человек и по маю 2020 года - 26.04.2021 дополняющая СЗВ-М подана на 1 человека.

Ответчиком 29.03.2021 получено сервисное уведомление Банка, в котором истец сообщил ответчику о том, что вся сумма задолженности (основной долг и проценты) ответчика по кредитному договору № 8646BZ9A2J6RGQ0QQ0QZ3F будет списана 31 марта 2021 года. Ответчик указывает, что данное сервисное уведомление истца ввело его в заблуждение относительно соблюдения условий списания задолженности.

Поскольку на дату подачи заявки ООО «Альфа Трейд»  на Платформу ФНС и расчета суммы кредитования численности работников общества по состоянию на 01.06.2020 определена в количестве 12 человек (по итогам апреля 2020 года), при этом по итогам мая 2020 года численность работников истца сократилась до 9 человек (произошло снижение численности до 75%). В связи с чем базовая численность работников определялась по итогам мая 2020 года (9 человек).

Сумма списанной субсидии в размере 1 381 323 руб. 81 коп. рассчитана следующим образом:

остаток ссудной задолженности на 30.11.20 – 1600 000 руб.,

остаток ссудной задолженности (с процентами) на 31.03.21 – 1 622 174 руб. 56 коп.,

сумма, исходя из численности 9 чел – 1 362 441 руб. 60 коп. = (12130*9*1,3*(1,3+0,3)*6),

сумма списания = 1362441,6*1622174,56/1600000 = 1 381 323 руб. 81 коп.

В соответствии с п. 9 кредитного договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предусмотренного договором, предоставлено поручительство государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ», в соответствии с договором поручительства. Поручительством обеспечивается возврат до 85 % от суммы основного долга по кредиту; иные платежи заемщика, предусмотренные условиями настоящего Договора Поручитель не обеспечивает. Государственной Корпорацией развития «ВЭБ.РФ» исполнено обязательство по договору поручительства в сумме 204 723 руб. 14 коп.

Таким образом, задолженность ответчика по состоянию на 01.10.2021 с учетом процентов и неустойки составила 52 922 руб. 49 коп., в том числе  36 127 руб. 61 коп. - просроченный основной долг,  4 438 руб. 32 коп. - просроченные проценты за кредит,  12 122 руб. 82 коп. - задолженность по неустойке за несвоевременное погашение кредита;  233 руб. 74 коп. - задолженность по неустойке за несвоевременную уплату процентов.      

Истец направил ответчику требование (претензию) от 17.06.2021 о досрочном возврате суммы кредита, процентов за пользование кредитом и уплате неустойки.

Поскольку требования истца не были удовлетворены в добровольном порядке, истец обратился в суд с заявленным иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Правоотношения сторон регулируются параграфом 1 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

На основании пункта 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Преамбулой договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696.

Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.

В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, форма отчетности СЗВ-М учитывает как сотрудников организации по трудовым договорам, так и работников по договорам гражданско-правового характера.

Для отражения сведений на сервисе ФНС о работающих у заемщика застрахованных лицах используются исключительно сведения, предоставляемые заемщиком в Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-М.

Аналогичные разъяснения даны также в письме Министерства экономического развития РФ от 17.07.2020 N Д13и-22474 «О реализации Постановления Правительства от 16.05.2020 N 696».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Согласно пункту 3 Правил N 696 субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.

В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.

В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил N 696 предоставления субсидий, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил N 696 предоставления субсидий, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 указано, что при этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.

В связи с этим, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил N 696 предоставления субсидий, а также условий договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Банк в целях сохранения возможности участия заемщика в программе льготного кредитования обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, так как именно на основании данных сведений Минэкономразвития принимается решение о возможности субсидирования предоставленного заемщику кредита.

Согласно пункту 12 Правил предоставления субсидий в первоначальной редакции (до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976) одним из условия предоставления субсидии по списанию задолженности являлось поддержание численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца в размере не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.

Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение истца, поскольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.

Так, пунктом 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.

При этом в силу пункта 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года.

В действующей редакции пункт 12 дополнен подпунктом б(1), согласно которому для предоставления субсидии по списанию задолженности необходимо, чтобы численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

Также новой редакцией предусмотрено, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года. Подтверждение выполнения условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «б(1)» пункта 12 (условия предоставления субсидии по списанию), а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.

С учетом данных изменений также Правила предоставления субсидий дополнены пунктом 28(1), в котором установлены особенности определения размера субсидии по списанию для случаев, когда численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, определяемая исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.

В первоначальной редакции вопрос об определении размера субсидии по списанию регламентировался в пункте 28 Правил предоставления субсидий, которым было установлено единое правило вне зависимости от даты обращения заемщика к получателю субсидии. Размер субсидии определялся в размере 100% или 50% задолженности по кредитному договору по состоянию на 1 апреля 2021 года при сравнении показателя численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года с той же численностью по состоянию на 1 июня 2020 года. Если такое соотношение составляло не менее 0,9%, то размер субсидии подлежал определению в размере 100% задолженности. В случае же, если отношение составляло не менее 0,8%, то размер субсидии подлежал определению в размере 50% задолженности.

В новой редакции в пункте 28(1) реализован тот же принцип определения размера субсидии по списанию, поставленного в зависимость от поддержания показателя численности работников заемщика на уровне не менее 90% и не менее 80%. Различие нового правила по сравнению с предыдущей редакцией состоит в том, что в условиях подачи заемщиком заявки на получение кредита до 25.06.2020 и уменьшения показателя численности работников по состоянию на май 2020 г. по сравнению с тем же показателем на апрель 2020 года более чем на 20%, размер субсидии определяется в размере задолженности по кредитному договору, исходя из численности работников заемщика на основе сведений за май 2020 года, а не апрель 2020 года. При этом в целях дифференциации определяемого размера задолженности (100% или 50%) сравнение показателя численности работников по состоянию на 1 марта 2021 года производится также с этим же показателем по итогам мая 2020 года, а не апреля 2020 года.

Судом установлено, что на дату подачи ООО «Альфа Трейд» заявки на Платформу ФНС и расчета суммы кредитования были доступны сведения о численности работников ответчика за апрель 2020 года – 12 человек. Сведения за май 2020 года были доступны для использования в целях определения максимальной суммы кредита после оформления заявки ответчика и заключения кредитного договора. Это означает, что объективно по состоянию на дату заключения кредитного договора банк мог получить сведения о численности работников заемщика из информационного сервиса ФНС России только по состоянию на 01.05.2020, поскольку сведения за апрель 2020 года являлись последними из сданной заемщиком отчетности, доступной в информационной системе ФНС России.

В соответствии с вышеизложенными положениями Правил предоставления субсидий банк в такой ситуации при определении максимальной суммы кредита должен был учитывать сведения о численности работников заемщика за апрель 2020 года, что им и было сделано.

Ответчик указывает, что в момент обращения к Банку численность сотрудников фактически составляла 10 человек по итогам апреля 2020 года (СЗВ-М исходная по апрелю 2020 года подана на 12 человек 12.05.2020, отменяющая на 3 человек – 08.06.2020, но 21.04.2021 подана дополняющая СЗВ-М на 1 человека) и 10 человек по итогам мая 2020 года (по итогам мая 2020 года СЗВМ-исходная подана 08.06.2020 на 9 человек, но 26.04.2021 подана дополняющая форма на 1 человека), вся сумма кредита подлежала списанию.

В силу п. 13(1) Правил предоставления субсидий по кредитному договору, переведенному получателем субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил на период погашения, получателем субсидии может быть принято решение о списании задолженности, а кредитный договор (соглашение), по которому принято получателем субсидии решение о списании задолженности, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15 апреля 2021 г.

Соответственно, заемщику предоставлено право подать уточненные сведения о количестве работников в ФНС до 15.04.2021.

Однако в указанный срок уточненные сведения ООО «Альфа Трейд» переданы не были, исправления в отчетность внесены 21.04.2021.

Таким образом, Банк правомерно принял решение о переводе Кредитного договора на период погашения и списания денежных средств по Кредитным договорам в счет исполнения обязательств по погашению кредита.

Довод ООО «Альфа Трейд» о наличии вины Банка в том, что общество не подало своевременно уточненные сведения о численности работников (ввел общество в заблуждение направлением сервисного уведомления) подлежит отклонению.

Ответчик являлся инициатором получения субсидии и должен был знать об условиях ее предоставления, как и об условиях списания кредита. Заключив договор, преамбулой которого установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 N 696, ответчик с этими условиями согласился и присоединился к ним.

Исходя из изложенного, обращаясь с заявкой о получении кредита, ответчик должен был знать о размере предоставления, численности работников, рисках и последствиях.

В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.

Таким образом, действовавшая на момент заключения кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения банком численности работников заемщика на основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение истца.

В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Правил предоставления субсидий в информационном сервисе ФНС размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.

В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 источником данных для информационного сервиса ФНС России являются оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме СЗВ-М. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 названного федерального закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» сведения, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) подаются по форме СЗВ-М. Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п в форме СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Как отмечено ранее, показатель численности влияет на максимальный размер кредита - чем больше численность работников за отчетный период (принятый к учету на дату заключения кредитного договора), тем больше максимальный размер кредита. Ввиду того, что на май 2020 года количество работников уменьшилось по сравнению с их количеством на апрель 2020 года на 25% (9/12 х 100), из предоставленного кредита только часть средств подлежала субсидированию, рассчитанная исходя из 9-ти работников ответчика по сведениям информационной системы ФНС России за май 2020 года.

В такой ситуации сумма кредита, превышающая сумму субсидии, по смыслу положений Правил предоставления субсидий не могла быть предоставлена ответчику на условиях безвозвратности и бесплатности (путем освобождения от возврата ссудного долга и от оплаты процентов). В регулируемых отношениях банк выступает посредником, через которого публичная власть реализует программу субсидирования. Предоставление кредита на условиях безвозвратности и бесплатности путем списания задолженности осуществляется за счет бюджетных средств, а не средств банка.

В рассматриваемом случае банк рассчитал размер списанной задолженности в соответствии с размером субсидии, а сумму, превышающую сумму субсидии, предъявил к погашению, что соответствует смыслу правового регулирования отношений субсидирования.

Довод ответчика о не уведомлении истцом ответчика своевременно о переводе договора на период погашения отклоняется, поскольку в Правилах предоставления субсидий соблюдению обязанности по уведомлению не придается какое-либо правовое значение. Неисполнение указанной обязанности не влечет необоснованность действий банка в сложившейся ситуации.

Кроме того, учитывая публичную доступность сведений о численности работников, аккумулируемых в информационной системе ФНС России - как системе специально предназначенной для целей реализации правил субсидирования, ответчик не мог не знать о том, что при принятии соответствующих решений банком будут учитываться сведения о численности работников ответчика, имеющихся в указанной информационной системе. При этом сведения о численности работников передаются в указанную систему через органы пенсионного фонда, куда они попадают по инициативе заемщика.

На основании вышеизложенного требование о взыскании суммы кредита в заявленном размере является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных пункте 1 статьи 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами и подлежат уплате должником по правилам об основном денежном долге. Проценты подлежат уплате только за период с даты предоставления займа до даты его полного возврата. Взыскание процентов за период, в котором пользование суммой займа не осуществлялось, является незаконным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.12.2014 N 83-КГ14-9; пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре»).

Проценты начислены за период с 19.06.2020 по 30.06.2021. Размер процентов составил  4 438 руб. 32 коп. (проценты в размере 22 174 руб. 56 коп. перенесены/реструктурированы в сумму, определенную на дату принятия решения о частичном списании суммы кредита), расчёт произведён от фактической суммы кредита, находящейся в пользовании заёмщика в каждый из дней пользования заёмными средствами. Требование о взыскании процентов признается судом обоснованным в заявленном размере.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство. Вина в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Учитывая, что факт нарушения ответчиком своих обязательств по возврату суммы кредита и процентов за пользование кредитом установлен, при имеющихся в материалах дела доказательствах основания для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности имеются.

В связи с нарушением ответчиком срока исполнения договорных обязательств истец произвел расчёт неустойки (по основному долг и процентам) за периоды с 01.05.2021 по 20.07.2021, общий размер неустойки составил 12 356 руб. 56 коп.

Требование о взыскании неустойки является обоснованным, расчет неустойки выполнен верно, в соответствии с условиями договора.

 Вместе с тем, ответчиком заявлено о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.

В соответствии с п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки, суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и другие (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что размер неустойки – 0,1% от суммы долга  за каждый календарный день просрочки в рассматриваемой ситуации чрезмерно высок, сумма неустойки является явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

Суд учитывает цель предоставления кредита – это мера государственной поддержки, оказываемая субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции.

Суд также принимает во внимание направление Банком сервисного уведомления ответчику о принятии решения о списании задолженности в полном объеме, что, несмотря на отсутствие обязанности Банка по разъяснению ответчику условий списания задолженности и сообщения ответчику Банком о необходимости уточнить сведения по своим работником, могло привести ответчика к заблуждению относительно соблюдения им условий субсидирования.

Учитывая обстоятельства конкретного дела (содержание условий договора об ответственности второй стороны, количество дней просрочки и сумму долга, иные обстоятельства конкретного дела, доводы сторон), суд пришел к выводу, что сумма неустойки в   размере  6 500 руб. является достаточной для компенсации возможных убытков истца (критерием принята двукратная ключевая ставка Банка России).

Таким образом, требование истца о взыскании неустойки подлежит частичному удовлетворению на сумму 6 500 руб.

При обращении в суд истец оплатил государственную пошлину в размере 2 117 руб. согласно платежным поручениям № 446065 от 10.03.2022 и № 725435 от 08.10.2021 (представлены в электронном виде). С учетом результата рассмотрения спора на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные расходы подлежат возмещению за счет ответчика в полном объёме.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфа Трейд» (ИНН 2465138485, ОГРН 1162468050986) в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) 47 065 руб. 93 коп., в том числе 36 127 руб. 61 коп. просроченного основного долга, 4 438 руб. 32 коп. просроченных процентов за кредит, 6 500 руб. неустойки, а также 2 117 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Кошеварова