НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Красноярского края от 23.03.2022 № А33-2651/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

марта 2022 года

Дело № А33-2651/2022

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Меридиан»(ИНН 2465335003, ОГРН 1202400024232)

к Центральному банку Российской Федерации(ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления

об оспаривании постановления № 21-8880/3110-2 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-04 ЮЛ-21-8880 от 20.01.2022,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: директора ФИО1, действующей на основании устава, решения единственного участника общества от 02.10.2020, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ломбард «Меридиан»(далее – заявитель, ООО ломбард «Меридиан») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Отделению по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской ФедерацииОтделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления  № 21-8880/3110-2 о наложении штраф по делу об административном правонарушении № ТУ-04 ЮЛ-21-8880 от 20.01.2022.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик, извещенный надлежащим образом, явку полномочного представителя в суд не обеспечил.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью ломбард «Меридиан» является «деятельность по предоставлению  ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества» (вид деятельности по коду ОКВЭД 64.92.6), что подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 13 10.2020). По данным государственного реестра ломбардов сведения об Обществе внесены в указанный реестр 13.10.2020. Таким образом, Общество является ломбардом.

В рамках осуществления Банком России дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ за деятельностью Общества установлены следующие нарушения:

1. Несоответствие ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ:

1.1. В нарушение пункта 1.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П):

1.1.1 Программа реабилитации клиента (раздел 12 Правил) разработана без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, а именно, указанный в пунктах 12.6.1 - 12.6.2 Правил срок рассмотрения некредитной финансовой организацией (далее - НФО) представленных клиентом документов и (или) сведений и принятия решения об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, подготовки и направления клиенту сообщения о принятом решении «не позднее десяти рабочих дней со дня представления клиентом документов и (или) сведений» не соответствует сроку, установленному абзацем вторым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не позднее семи рабочих дней.

1.1.2. Изложенный в пунктах 9.4.1, 9.6 Правил (раздел 9 Правил) порядок информирования клиента об отказе от выполнения его распоряжения не соответствует нормам абзаца второго пункта 13.1-1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ: направление клиенту отказа без указания причины принятия соответствующего решения (пункт 9.4.1 Правил), информирование о причинах отказа предусмотрено «в случае обращения в организацию клиента за получением информации о причинах отказа» (пункт 9.6.1 Правил) в срок «не позднее 5 рабочих дней с даты получения обращения клиента» (пункт 9.6.1.1 Правил). Указанный порядок не позволяет обеспечить исполнение установленной Федеральным законом № 115-ФЗ обязанности НФО информировать клиента, которому отказано в проведении операции о дате и причинах принятия соответствующего решения, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции.

1.1.3. Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (раздел 111 Правил) разработана без учета требований, установленных Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее - Указание № 3471-У), а именно, срок проведения первичной проверки знаний «по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа», указанный в пункте 11.6 Правил, не соответствует установленному абзацем первым пункта 4.4 Указания № 3471-У сроку «не ранее чем через десять рабочие дней, но не позднее двух месяцев с даты проведения вводного (первичного) инструктажа».

1.2. В нарушение абзаца третьего пункта 2.8 Положения № 445-П в Программу организации системы ПОД/ФТ (раздел 3 Правил) и иные разделы Правил не включен порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками НФО, при наличии таких сотрудников в НФО. Согласно штатному расписанию от 01.01.2021 № 1, утвержденному Обществом на 2021 год, кроме директора, являющегося специальным должностным лицом, в штате НФО имеется 4 товароведа-эксперта. По данным Общества (письмо от 22.07.2021 № Т604-15-2-7/5116, копия доверенности на заключение договора займа от имени Общества от 10.03.2021 б/н) товароведы-эксперты проводят идентификацию клиентов и заключают договоры займа с клиентами.

1.3. В нарушение пункта 3.1 Положения № 445-П программа идентификации (раздел 5 Правил) разработана без учета требований, установленных пунктом 2.1 приложения 2 к Положению Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию)) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 444-П): пункт 10 анкеты клиента - юридического лица (приложения 2 к Правилам) предусматривают сбор сведений об органах управления клиента - юридического лица «за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акций (долей) юридического лица», тогда как в соответствии с пунктом 2.1 приложения 2 к Положению № 444-П предусмотрен сбор сведений об органах управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем пятью процентами акций (долей) юридического лица.

1.4. В нарушение пункта 7.1 Положения № 445-П перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 9.1 Правил) установлен без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в части исключения такого основания для Отказа как непредставление клиентом документов по операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования), необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ.

2. Несоблюдение требований по хранению файла усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП) для формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС) о результатах проверок, направленных в уполномоченный орган:

- в нарушение пункта 2 Указания Банка России от 17.10.2018 № 4937-У «В порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченной орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание № 4937-У) Обществом не соблюдены требования по хранению файла УКЭП для ФЭС по проверкам, проведенным 30.05.2021.

Данные нарушения послужили основанием для вынесения Банком России, в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес Общества предписания от 06.09.2021 № Т604-15-2-4/6363 (далее - Предписание), согласно которому Обществу предписываюсь в срок не позднее 30 календарных дней, следующих за днем получения данного предписания: устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ путем приведения ПВК по ПОД/ФТ в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ; принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, указанных в Предписании; представить отчет об исполнении Предписания с приложением подтверждающих документов.

Предписание направлено обществу в форме электронного документа путем размещения 06.09.2021 в Личном кабинете. Факт получения Предписания подтверждается записью о его размещении Банком России в Личном кабинете, подписанной Усиленной квалифицированной электронной подписью Банка России.

Предписание, размещенное в личном кабинете 06.09.2021, считается полученным Обществом 07.09.2021. Следовательно, Общество обязано было исполнить Предписание в срок не позднее 07.10.2021.

Согласно сведениям из автоматизированной системы ведения фонда электронных сообщений (АС ФЭС) ответ на предписание исх. № 07102021 от 07.10.2021 получен 07.10.2021. Обществом представлена новая редакция ПВК от 13.09.2021, листы журнала учета внутреннего обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ. Также дополнительно Обществом были направлены письма вх. от 08.10.2021 № 6-79798, вх. от 11.10,2021 № 6-80175 (замена нечитабельной копии Журнала учета внутреннего обучения сотрудников).

По результатам рассмотрения представленных Обществом документов установлено следующее.

Директором Общества 13.09.2021 утверждена новая редакция ПВК. Из числа нарушений, отмеченных в Предписании, не устранены следующие:

пункта 1.4 Положения № 445-П в части отсутствия в программе реабилитации клиента (раздел 12 ПВК) изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, а именно, указанный в пунктах 12.6,1, 12,6.2 ПВК срок рассмотрения Обществом представленных клиентом документов и (или) сведений и принятия решения об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, подготовки и направление клиенту сообщения о принятом решении «не позднее десяти рабочих дней со дня представления клиентом документов и (или) сведений» не соответствует сроку, установленному абзацем вторым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не позднее семи рабочих дней;

абзаца третьего пункта 2.8 Положения № 445-П в части отсутствия в программе организации системы ПОД/ФТ (раздел 3 ПВК) и иных разделах Правил, порядка взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками НФО, при наличии таких сотрудников в НФО. Согласно штатному расписанию от 01.01.2021 № 1, кроме директора, являющегося специальным должностным лицом, в штате Общества имеется 4 товароведа-эксперта. Согласно пояснениям Общества, содержащимся в письме от 24.09.2021 № 24092021 (вх. от 22.10.2021 № 6-84138), по состоянию на 13.09.2021 сотрудниками Общества являются директор (специальное должностное лицо) и 3 товароведа-эксперта. Товароведы-эксперты проводят идентификацию клиентов и заключают договоры займа с клиентами (доверенность на заключение договоров займа от имени Общества от 10.03.2021 б/н (вх. от 29.07.2021 № 6-59132)).

В целях недопущения выявленных нарушений в дальнейшей деятельности специальным должностным лицом Общества (директором) 08.09.2021 и 13.09.2021 пройдены целевые (внеплановые) инструктажи по изучению требований Федерального закона № 115-ФЗ, Положения № 444-П, Положения № 445-П, Указания № 4937-У, ПВК в редакции от 13.09.2021, что подтверждено копией листа «Журнала учета внутреннего обучения сотрудников Общества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ» с собственноручными подписями сотрудника, прошедшего обучение.

Учитывая изложенное, в установленный срок Предписание в полном объеме не исполнено.

Выявленное обстоятельство указывает на наличие признаков совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение  которого предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ: неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом предписаний, выносимых уполномоченным или соответствующим надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступном путем финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В связи с наличием признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении Общества 23.12.2021  составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-04-ЮЛ-21-88В0/1020-2.

Указанный протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. Копия протокола направлена Обществу по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, письмом от 23.12.2021 №Т604-13-8/9251.Определением от 23.12.2021 № ТУ-04-ЮЛ-21-8880/3020-1 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № ТУ-04-ЮЛ-21-8880 рассмотрение дела назначено на 10.01.2022, у Общества запрошены: письменные пояснения по факту неисполнения предписания Банка России от 06.09.2021 № 1604-15-2-4/6363 в полном объеме в установленный срок; копии документов, подтверждающих имущественное и финансовое положение Общества, в том числе бухгалтерский! баланс и отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; письменные пояснения о мерах, принятых (планируемых к принятию) по устранению нарушений, причин \ условий, способствовавших их совершению (с приложением документальных доказательств); письменные пояснения по вопросу наличия обстоятельств, смягчающих/отягчающих административную ответственность в соответствии со статьями 4,2, 4,3. КоАП РФ.

Определением от 10.01.2022 № ТУ-04-ЮЛ-21-8880/3060-1 срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение назначено на 20.01.2022. Определение направлено Обществу письмом исх. № Т604-13-8/146 от 13.01.2022 по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также через личный кабинет.

Кроме того, в целях извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении обществу по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, направлена телеграмма от 14.01.2022 № ТУ-04-ЮЛ-21-8880/3020-2Т. Согласно уведомлению от 18.01.2022 (УН:10206155) телеграмма вручена законному представителю.

Общество представило в Отделение Красноярск (письмо вх. № 6-613 от 10.01.2022): письменные пояснения № 30122021 от 30.12.2021, согласно которым Обществом утверждена новая редакция Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) от 20.12.2021 (далее - Правила внутреннего контроля от 20 12.2021) в которой были учтены требования ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в целях недопущения подобных правонарушений в дальнейшем был проведен целевой внеплановый инструктаж, кроме того, в пояснениях содержится ходатайство о признании совершенного правонарушения малозначительным; копия бухгалтерского баланса Общества по состоянию на 31.12.2020 и копия отчет о финансовых результатах Общества за 2020 год.

Однако, в редакции Правил внутреннего контроля от 20.12.2021 в нарушение абзаца третьего пункта 2.8 Положения № 445-П не содержится порядка взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками НФО, при наличии таких сотрудников в НФО. Письмом вх. № 6-2660 от 18.01.2022) Общество пояснило, что по состоянию на 28.12.2021 сотрудниками Общества являются директор (специальное должностное лицо) и 4 товароведа-эксперта. Пунктом 3.1 Правил внутреннего контроля от 20.12.2021 предусмотрено проведение товароведами-экспертами идентификации клиентов и заключение договоров займа с клиентами. Таким образом, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом Предписание за пределами установленного срока в указанной части не исполнено.

Ходатайство об отложении рассмотрения дела в отсутствие законного представителя Общества не заявлено. На основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в его отсутствие.

20.01.2022 заместителем управляющего отделения банка по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № ТУ-04-ЮЛ-21-8880 вынесено постановление № 21-8880/3110-1, которым общество с ограниченной ответственностью ломбард «Меридиан»  привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа 350 000 руб. с применением ст. 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела.

Заявитель, не согласившись с постановлением № 21-8880/3110-2 о наложении штраф по делу об административном правонарушении № ТУ-04 ЮЛ-21-8880 от 20.01.2022, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью не кредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением не кредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 76.1 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В силу пункта 18 статьи 76.1 Закона N 86-ФЗ ломбард является некредитной финансовой организацией.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

В силу статьи 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности не кредитных финансовых организаций, направляет не кредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к не кредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно статье 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах) к компетенции Банка России относится регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов. В этой связи Банк России получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных Законом о ломбардах, за исключением главы 3, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 28.3, статьи 23.74 КоАП РФ, пункта 3.8 Указания Банка России от 27.02.2017 N 4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», арбитражный суд пришёл к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами банка в пределах предоставленных полномочий.

Процедура привлечения к административной ответственности, установленная КоАП РФ, проверена арбитражным судом и признана соблюдённой, заявителем не оспаривается.

Содержание протокола об административном правонарушении, порядок его составления соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Законный представитель ломбарда надлежащим образом извещён о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюдён.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вмененное обществу нарушение требований части 3 статьи 15.27 КоАП РФ заключается в воспрепятствовании организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, о фиксировании, хранении и предоставлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Указанным Законом предусмотрены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного Закона.

Как следует из статьи 3 Закона N 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля для микрофинансовых организаций разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Банком России утверждено Положение N 445-П о требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно пункту 1.4 Положения N 445-П, правила внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываются не кредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых не кредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Порядок разработки ПВК по ПОД/ФТ, внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ, их согласования подразделениями не кредитной финансовой организации (при наличии подразделений) и утверждения определяется внутренними документами не кредитной финансовой организации.

Следовательно, Правила внутреннего контроля должны быть разработаны исходя из особенностей организационной структуры не кредитной финансовой организации.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью ломбард «Меридиан» является «деятельность по предоставлению  ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества» (вид деятельности по коду ОКВЭД 64.92.6).

В рамках осуществления Банком России дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ за деятельностью Общества установлены следующие нарушения:

1. Несоответствие ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ:

1.1. В нарушение пункта 1.4 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П):

1.1.1 Программа реабилитации клиента (раздел 12 Правил) разработана без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, а именно, указанный в пунктах 12.6.1 - 12.6.2 Правил срок рассмотрения некредитной финансовой организацией (далее - НФО) представленных клиентом документов и (или) сведений и принятия решения об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, подготовки и направления клиенту сообщения о принятом решении «не позднее десяти рабочих дней со дня представления клиентом документов и (или) сведений» не соответствует сроку, установленному абзацем вторым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не позднее семи рабочих дней.

1.1.2. Изложенный в пунктах 9.4.1, 9.6 Правил (раздел 9 Правил) порядок информирования клиента об отказе от выполнения его распоряжения не соответствует нормам абзаца второго пункта 13.1-1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ: направление клиенту отказа без указания причины принятия соответствующего решения (пункт 9.4.1 Правил), информирование о причинах отказа предусмотрено «в случае обращения в организацию клиента за получением информации о причинах отказа» (пункт 9.6.1 Правил) в срок «не позднее 5 рабочих дней с даты получения обращения клиента» (пункт 9.6.1.1 Правил). Указанный порядок не позволяет обеспечить исполнение установленной Федеральным законом № 115-ФЗ обязанности НФО информировать клиента, которому отказано в проведении операции о дате и причинах принятия соответствующего решения, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции.

1.1.3. Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (раздел 111 Правил) разработана без учета требований, установленных Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее - Указание № 3471-У), а именно, срок проведения первичной проверки знаний «по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа», указанный в пункте 11.6 Правил, не соответствует установленному абзацем первым пункта 4.4 Указания № 3471-У сроку «не ранее чем через десять рабочие дней, но не позднее двух месяцев с даты проведения вводного (первичного) инструктажа».

1.2. В нарушение абзаца третьего пункта 2.8 Положения № 445-П в Программу организации системы ПОД/ФТ (раздел 3 Правил) и иные разделы Правил не включен порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками НФО, при наличии таких сотрудников в НФО. Согласно штатному расписанию от 01.01.2021 № 1, утвержденному Обществом на 2021 год, кроме директора, являющегося специальным должностным лицом, в штате НФО имеется 4 товароведа-эксперта. По данным Общества (письмо от 22.07.2021 № Т604-15-2-7/5116, копия доверенности на заключение договора займа от имени Общества от 10.03.2021 б/н) товароведы-эксперты проводят идентификацию клиентов и заключают договоры займа с клиентами.

1.3. В нарушение пункта 3.1 Положения № 445-П программа идентификации (раздел 5 Правил) разработана без учета требований, установленных пунктом 2.1 приложения 2 к Положению Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию)) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 444-П): пункт 10 анкеты клиента - юридического лица (приложения 2 к Правилам) предусматривают сбор сведений об органах управления клиента - юридического лица «за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем одним процентом акций (долей) юридического лица», тогда как в соответствии с пунктом 2.1 приложения 2 к Положению № 444-П предусмотрен сбор сведений об органах управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем пятью процентами акций (долей) юридического лица.

1.4. В нарушение пункта 7.1 Положения № 445-П перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 9.1 Правил) установлен без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в части исключения такого основания для Отказа как непредставление клиентом документов по операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования), необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ.

2. Несоблюдение требований по хранению файла усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП) для формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС) о результатах проверок, направленных в уполномоченный орган:

- в нарушение пункта 2 Указания Банка России от 17.10.2018 № 4937-У «В порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченной орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание № 4937-У) Обществом не соблюдены требования по хранению файла УКЭП для ФЭС по проверкам, проведенным 30.05.2021.

Данные нарушения послужили основанием для вынесения Банком России, в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес Общества предписания от 06.09.2021 № Т604-15-2-4/6363 (далее - Предписание), согласно которому Обществу предписываюсь в срок не позднее 30 календарных дней, следующих за днем получения данного предписания: устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ путем приведения ПВК по ПОД/ФТ в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ; принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, указанных в Предписании; представить отчет об исполнении Предписания с приложением подтверждающих документов.

Предписание направлено обществу в форме электронного документа путем размещения 06.09.2021 в Личном кабинете. Факт получения Предписания подтверждается записью о его размещении Банком России в Личном кабинете, подписанной Усиленной квалифицированной электронной подписью Банка России.

Предписание, размещенное в личном кабинете 06.09.2021, считается полученным Обществом 07.09.2021. Следовательно, Общество обязано было исполнить Предписание в срок не позднее 07.10.2021.

Согласно сведениям из автоматизированной системы ведения фонда электронных сообщений (АС ФЭС) ответ на предписание исх. № 07102021 от 07.10.2021 получен 07.10.2021. Обществом представлена новая редакция ПВК от 13.09.2021, листы журнала учета внутреннего обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ. Также дополнительно Обществом были направлены письма вх. от 08.10.2021 № 6-79798, вх. от 11.10,2021 № 6-80175 (замена нечитабельной копии Журнала учета внутреннего обучения сотрудников).

По результатам рассмотрения представленных Обществом документов установлено следующее.

Директором Общества 13.09.2021 утверждена новая редакция ПВК. Из числа нарушений, отмеченных в Предписании, не устранены следующие:

пункта 1.4 Положения № 445-П в части отсутствия в программе реабилитации клиента (раздел 12 ПВК) изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, а именно, указанный в пунктах 12.6,1, 12,6.2 ПВК срок рассмотрения Обществом представленных клиентом документов и (или) сведений и принятия решения об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, подготовки и направление клиенту сообщения о принятом решении «не позднее десяти рабочих дней со дня представления клиентом документов и (или) сведений» не соответствует сроку, установленному абзацем вторым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не позднее семи рабочих дней;

абзаца третьего пункта 2.8 Положения № 445-П в части отсутствия в программе организации системы ПОД/ФТ (раздел 3 ПВК) и иных разделах Правил, порядка взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками НФО, при наличии таких сотрудников в НФО. Согласно штатному расписанию от 01.01.2021 № 1, кроме директора, являющегося специальным должностным лицом, в штате Общества имеется 4 товароведа-эксперта. Согласно пояснениям Общества, содержащимся в письме от 24.09.2021 № 24092021 (вх. от 22.10.2021 № 6-84138), по состоянию на 13.09.2021 сотрудниками Общества являются директор (специальное должностное лицо) и 3 товароведа-эксперта. Товароведы-эксперты проводят идентификацию клиентов и заключают договоры займа с клиентами (доверенность на заключение договоров займа от имени Общества от 10.03.2021 б/н (вх. от 29.07.2021 № 6-59132)).

В целях недопущения выявленных нарушений в дальнейшей деятельности специальным должностным лицом Общества (директором) 08.09.2021 и 13.09.2021 пройдены целевые (внеплановые) инструктажи по изучению требований Федерального закона № 115-ФЗ, Положения № 444-П, Положения № 445-П, Указания № 4937-У, ПВК в редакции от 13.09.2021, что подтверждено копией листа «Журнала учета внутреннего обучения сотрудников Общества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ» с собственноручными подписями сотрудника, прошедшего обучение.

Учитывая изложенное, в установленный срок Предписание в полном объеме не исполнено.

Выявленное обстоятельство указывает на наличие признаков совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение  которого предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Общество представило в Отделение Красноярск (письмо вх. № 6-613 от 10.01.2022): письменные пояснения № 30122021 от 30.12.2021, согласно которым Обществом утверждена новая редакция Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) от 20.12.2021 (далее - Правила внутреннего контроля от 20 12.2021) в которой были учтены требования ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в целях недопущения подобных правонарушений в дальнейшем был проведен целевой внеплановый инструктаж, кроме того, в пояснениях содержится ходатайство о признании совершенного правонарушения малозначительным; копия бухгалтерского баланса Общества по состоянию на 31.12.2020 и копия отчет о финансовых результатах Общества за 2020 год.

Однако, в редакции Правил внутреннего контроля от 20.12.2021 в нарушение абзаца третьего пункта 2.8 Положения № 445-П не содержится порядка взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками НФО, при наличии таких сотрудников в НФО. Письмом вх. № 6-2660 от 18.01.2022) Общество пояснило, что по состоянию на 28.12.2021 сотрудниками Общества являются директор (специальное должностное лицо) и 4 товароведа-эксперта. Пунктом 3.1 Правил внутреннего контроля от 20.12.2021 предусмотрено проведение товароведами-экспертами идентификации клиентов и заключение договоров займа с клиентами.

Таким образом, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом Предписание за пределами установленного срока в указанной части не исполнено.

Следовательно, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренного статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признака предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Заявитель должен был и мог предвидеть последствия невыполнения указанных в Предписании требований. Факт оказания третьим лицом юридических услуг ненадлежащего качества не может являться основанием для освобождения от ответственности ООО Ломбард "Меридиан", поскольку действия третьих лиц не являются основанием для освобождения лица от ответственности за неисполнение возложенных на него законом обязанностей. При осуществлении должного контроля за действиями привлеченного исполнителя заявитель имел возможность выявить ненадлежащее исполнение предписания и оперативного устранить нарушение, что заявителем не было сделано.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью ломбард «Меридиан» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не установлено.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного Постановления). Существенность угрозы охраняемым общественным отношениям определяется прежде всего законодателем в принятом в установленном порядке Законом, при этом несущественность либо существенность такой угрозы законодатель отражает в формулируемых им санкциях за совершение тех или иных правонарушений. Очевидно, что установление санкции в пределах от семисот тысяч рублей до одного миллиона рублей не свидетельствует о том, что законодатель посчитал такое правонарушение несущественным.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем возможность ее применения определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств и характера совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью должностного лица, рассматривающего дело.

Неисполнение законного требования Центрального Банка РФ посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обязанность по исполнению в установленный срок законного предписания Банка является важной составляющей, обеспечивающей надлежащее функционирование финансовых рынков. Гарантией соблюдения данной обязанности должна быть неотвратимость наказания за ее неисполнение.

Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и дающие возможность расценивать данное правонарушение как малозначительное.

На основании части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания надзорный орган, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, учтя характер совершенного правонарушения, степень вины лица, привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, отсутствие негативных последствий, а также наличие отягчающего ответственность общества обстоятельства, такого, как повторное совершение аналогичного правонарушения, руководствуясь указанными выше положениями КоАП РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, счел возможным снизить штраф до 350 000 руб.

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания на предупреждение отсутствуют, поскольку данное правонарушение не является совершенным впервые (ранее постановлением от 29.10.2021 № ТУ-04-ЮЛ-21-7114/3120-1 заявитель привлечен к ответственности в виде предупреждения), указанное обстоятельство заявителем не опровергнуто.

Таким образом, суд полагает, что назначенное заявителю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Заявитель ошибочно заявляет о незаконности постановления со ссылкой на наличие у  должностного лица Банка России возможности назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, являющегося, по мнению заявителя, более мягкой мерой наказания.

Согласно статье 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом административное приостановление деятельности назначается судьей.

Соответственно, при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо Банка России не имело полномочий назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, такие полномочия имеются только у суда.

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж