АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
21 апреля 2011 года
Дело № А33-2398/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения вынесена 14 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Водмонтаж» (ОГРН 1022400558322, ИНН 2404001317)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю (ОГРН 1042440560040, ИНН 2404006410)
о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.02.2011 №267 задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. без указания на утрату возможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке и обязании устранить допущенные нарушения путем отражения в актах сверок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам путем отражения задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием сведений о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой А.В.,
установил:
открытое акционерное общество «Водмонтаж» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.02.2011 №267 задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. без указания на утрату возможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке и обязании устранить допущенные нарушения путем отражения в актах сверок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам путем отражения задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием сведений о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке.
Заявление принято к производству суда. Определением от 28.02.2011 возбуждено производство по делу.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора (почтовые уведомления от 24.03.2011 №№ 60503, 60504), для участия в судебное заседание не явились.
Ответчик представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей сторон.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании заявления налогоплательщика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю выдана справка №267 по состоянию на 05.02.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам открытого акционерного общества «Водмонтаж», в которой отражены сведения о задолженности общества перед бюджетной системой Российской Федерации в следующих суммах: 9 790,27 руб. денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов.
Считая действия налогового органа по выдаче названной выше справки без указания на утрату возможности взыскания данной задолженности в принудительном порядке нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, открытое акционерное общество «Водмонтаж» 21.02.2011 обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признаний указанных действий инспекции незаконными и об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения путем отражения в актах сверок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам путем отражения задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием сведений о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 №САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».
Согласно методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме №39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Учитывая изложенное, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В ходе рассмотрения спора сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам от 15.03.2011, в соответствии с которым сторонами признан факт наличия у заявителя по состоянию на дату подачи заявления задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., задолженности по штрафным санкциям за административные правонарушения в области налогов и сборов в размере 9 790,27 руб.
Учитывая вышеприведенное положение пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, наличие у налогоплательщика задолженности по пеням и штрафам в указанных выше суммах установлено и не требует дальнейшего доказывания.
Как следует из представленного налогоплательщиком заявления, требование, сформулированное обществом заключается в признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отражении в справке по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.02.2011 № 267 задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. без указаний на утрату инспекцией возможности её взыскания.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, с учетом доводов сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленного налогоплательщиком требования.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09.
Из соглашения по фактическим обстоятельствам, подписанным сторонами 15.03.2011, следует, что пени по земельному налогу в сумме 1 168,05 руб., а также 9 790,27 руб. штрафа за административные правонарушения в области налогов и сборов начислены за период до 01.01.2007.
Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1002 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 № 16933/07.
Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 года.
Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как было указано выше, сумма пеней в размере 1 168,05 руб. исчислена за период до 01.01.2007. Следовательно, исчисление сроков взыскания пеней не может производиться в порядке, действующем со дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ - выставление требования не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В отношении данной пени подлежали применению сроки направления налогоплательщику требования и взыскания пени в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона №137-ФЗ.
В данном случае пресекательные сроки судебного взыскания сумм пеней в размере 1 168,05 руб., исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 46 - 48 и 70 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), истекли (последний день начисления пени + 3 месяца на выставление требования + 6 дней на получение + 10 дней на исполнение + 6 месяцев на взыскание в судебном порядке).
Кроме того, названным соглашением по фактическим обстоятельствам стороны подтвердили факт привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 9 790,27 руб. до 01.01.2007, что также при непредставлении налоговым органом подтверждающих документов свидетельствует о пропуске инспекцией срока для взыскания налоговых санкций в установленные сроки.
Следовательно, налоговый орган незаконно не отразил в справке о состоянии расчетов сведения о том, что в отношении суммы пеней в размере 1 168,05 руб. и 9 790,27 руб. штрафа инспекцией утрачена возможность взыскания.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Так, в соответствии с представленными налогоплательщиком в материалы дела пояснениями отражение налоговым органом в выданной справке сумм задолженности без указания утраты возможности ее взыскания отрицательно влияет на деловую репутации и конкурентоспособность налогоплательщика.
Таким образом, наличие в справке о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом сведений о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем суд признает обоснованным требование налогоплательщика о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.02.2011 №267 задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 168,05 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. без указаний на утрату инспекцией возможности её взыскания.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что 683,71 руб. пени по земельному налогу начислены за период после 01.01.2007, суд приходит к выводу о том, что срок взыскания указанной суммы пени налоговым органом не пропущен, поскольку инспекцией может быть реализовано право на обращение в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм, а срок подачи заявления - восстановлен судом при обосновании инспекцией уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.
Учитывая данное обстоятельство, а также факт признания заявителем наличие задолженности по пеням в названных выше суммах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогоплательщика в указанной части.
В части требования общества об обязании устранить допущенные нарушения путем отражения в актах сверок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием сведений о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке, суд пришел к следующим выводам.
Часть 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность суда, в случае признания незаконными действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом, указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Предметом спора в настоящем деле являются действия инспекции, выразившиеся в отражении в справке по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.02.2011 № 267 задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 851,76 руб., по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. без указаний на утрату инспекцией возможности её взыскания, в связи с чем, восстановительная мера в виде отражения в актах сверок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 168,05 руб. и по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке, не соответствует предмету заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Водмонтаж» путем отражения в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 168,05 руб. и по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке. Иное не гарантирует в дальнейшем соблюдение прав налогоплательщика о получении достоверной информации.
На основании изложенного, требования открытого акционерного общества «Водмонтаж» подлежат частичному удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.
Платежным поручением №68 от 21.02.2011 заявитель уплатил 2 000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 №7959/08 разъяснено, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела по существу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «Водмонтаж» подлежит взысканию 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
заявление открытого акционерного общества «Водмонтаж» (ОГРН 1022400558322, ИНН 2404001317) удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю (ОГРН 1042440560040, ИНН 2404006410), выразившиеся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.02.2011 №267 задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 168,05 руб. и по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. без указания информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке, как противоречащие требованиям действующего Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Водмонтаж» путем отражения в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности по пени по земельному налогу в сумме 1 168,05 руб. и по штрафу за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 9 790,27 руб. с указанием информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «Водмонтаж» 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Куликовская Е.А.