НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 28.11.2018 № А32-30345/18


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-30345/2018

05.12.2018

Резолютивная часть решения объявлена 28.11.2018

Полный текст решения изготовлен 05.12.2018

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства труда и социального развития Краснодарского края, г. Краснодар

к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар

о признании незаконным и отмене

при участии в заседании

от заявителя: Кожемякина О.Г., Кириенкова О.Ю., представители по доверенности

от заинтересованного лица: Горб Д.А., Губарева Н.Н., представители по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Краснодарского края, г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления от 11.07.2018 № 18-22-16/4 о назначении административного наказания по ст. 15.14 КоАП РФ.

Основания требований изложены в заявлении.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела документов.

Судом ходатайство заявителя рассмотрено и удовлетворено.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенном в отзыве на заявление и в дополнительном отзыве.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

В период с 22.05.2018 по 19.06.2018 Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю в соответствии с планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на 2018 год, в связи с поручением Федерального казначейства от 23.01.2018 № 07-04-05/17-942 и на основании приказа Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 18.05.2018 № 147-к/р проведена плановая выездная проверка отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.

В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нецелевом использовании министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) бюджетных средств в сумме 51660,71 рублей, выделенных ему в качестве субсидии из федерального бюджета.

В связи с выявлением факта нецелевого использования бюджетных средств Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю 03.07.2018 составлен протокол об административном правонарушении № 18-22-16/4, которым действия министерства квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.

11.07.0218 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю в отношении министерства вынесено постановление № 18-22-16/4 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым министерство признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 2583 рубля.

Министерство считает вышеуказанное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Заявитель в обоснование заявленных требований указывает, что расходование средств на предоставление гражданам компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 16.05.2016 №314 (далее - Порядок №314).

При этом заключенным соглашением между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и администрацией Краснодарского края от 20.02.2017 № 069-08- 165, какой-либо иной порядок расходования средств на эти цели (источником финансирования которого являются средства субсидии из федерального бюджета) не установлен.

Согласно п. 7.4 Порядка № 314 выплата компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт производится путем перечисления денежных средств по выбору получателя на его банковский счет, открытый в кредитной организации, или через организации федеральной почтовой связи.

Оплата за доставку и пересылку компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт осуществляется не за счет средств граждан, а за счет средств краевого бюджета.

Таким образом, по мнению заявителя, направление средств субсидии на оплату доставки и пересылку компенсации произведено в строгом соответствии с положениями и требованиями бюджетного законодательства, так как указанные средства относятся к собственным доходам краевого бюджета и в соответствии с положениями ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на исполнение расходного обязательства Краснодарского края.

Также заявитель указывает, министерство исполнило в полном объеме принятые обязательства по результативности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

При вынесении решения суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований:

1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;

2) несоответствие акта или порядка его принятия закону;

3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.

В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса России межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В пункте 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 18.05.2018 № 174-к/р «О назначении плановой выездной проверки в министерстве труда и социального развития Краснодарского края» установлено, что юридическим лицом – Министерством труда и социального развития Краснодарского края не соблюдены требования пункта 6 статьи 130, пункта 3 статьи 132, пункта 1 статьи 158, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов», пункта 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92 (период действия с 09.02.2017 по 31.12.2017), пункта 7.4. Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, утвержденного постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 16.05.2016 № 314, что выразилось в направлении средств межбюджетных трансфертов в виде субсидии из федерального бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением о предоставлении в .2017 году субсидии от 20.02.2017 № 069-08-165 (далее - Соглашение от 20.02.2017 № 069-08-165), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, а именно средства субсидии по виду расходов 244 направленные министерством труда и социального развития Краснодарского края расходными расписаниями от 10.02.2017 до 50-ти подведомственных управлений социальной защиты населения муниципальных образований Краснодарского края, израсходованы на оплату доставки и пересылки компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт в сумме 51 660,71 рублей.

Согласно пункту 6 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий в пределах суммы, необходимой для софинансирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующих целям предоставления субсидии, в размере установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации соглашением уровня софинансирования.

Предметом Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-165, согласно пункту 1.1, является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Краснодарского края субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 069 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», раздел 10 «Социальная политика», подраздел 03 «Социальное обеспечение населения», целевая статья 05 2 09 54620 «Субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным Законом Краснодарского края от 28.12.2015 № 3316-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории «Краснодарского края, по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

Согласно пункту 2.2 Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-165 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Краснодарского края в соответствии с настоящим Соглашение, составляет в 2017 году не более 26 377 950 рублей.

На основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н подпункта 4(1).2.4(1). «Направления расходов, увязываемые с программными (непрограммными) статьями целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» пункта 4(1).2.4. «Направления расходов, увязываемые с программными (непрограммными) статьями целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», по направлению расходов целевой статьи 54620 отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с чем, расходы на оплату доставки и пересылки компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт из средств федерального бюджета, полученных в виде межбюджетных трансфертов противоречат Соглашению от 20.02.2017 № 069-08-165 и пункту 7.4. Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, утвержденного постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 16.05.2016 № 314.

Цели предоставления межбюджетных трансфертов в виде субсидии из федерального бюджета определены Пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92, где установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт, обусловленных принятием ими на основании части 2.1. статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации соответствующих расходных обязательств.

Пунктом 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

В связи, с чем в целях предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Краснодарского края, по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, принят Закон Краснодарского края от 28.12.2015 № 3316-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Краснодарского края, по оплате взносов на капитальный ремонт, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме». Пунктом 7.4 Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 16.05.2015 № 314, установлено, что оплата за доставку и пересылку компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт осуществляется за счет средств краевого бюджета.

При направлении министерством труда и социального развития Краснодарского края в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информации для расчета потребности в средства федерального бюджета на частичную компенсацию расходов бюджета Краснодарского края по компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2017 год, средства на оплату доставки и пересылки не предусматривались (письмо министерства труда и социального развития Краснодарского края от 11.11.2016 № 06-555/16-03).

Таким образом, на основании вышеизложенного оплата доставки и пересылки компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт должна осуществляться за счет краевых средств и данные расходы не предусмотрены за счет средств межбюджетных трансфертов, полученных в виде субсидии из федерального бюджета.

Однако на основании уведомления по расчетам между бюджетами от 01.02.2017 № 371 по целевой статье 05 2 09 54620 в сумме 26377950 рублей министерством труда и социального развития Краснодарского края направлено письмо от 09.02.2017 № 204-2637/17-11.2-24 заместителю министра финансов Краснодарского края А.В. Кнышеву о внесении изменений в сводную бюджетную роспись на 2017 год согласно приложению к письму, а именно были внесены предложения по внесению изменений в коды классификации расходов бюджета:

830 1003 03103R4620 240 в сумме + 395,6 тыс. рублей

830 1003 03103R4620 310 в сумме + 25982,4 тыс. рублей.

Таким образом, министерством труда и социального развития Краснодарского края средства субсидии из федерального бюджета направлены по виду расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», затраты по которому не предусмотрены уведомлением по расчетам между бюджетами от 01.02.2017 № 371, пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92, Соглашением от 20.02.2017 №069-08-165.

А именно, на основании подпункта 4(1).2.4(1). «Направления расходов, увязываемые с программными (непрограммными) статьями целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» пункта 4(1).2.4. «Направления расходов, увязываемые с программными (непрограммными) статьями целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н, по направлению расходов целевой статьи 54620 отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В связи, с чем по данному направлению расходов на основании уведомления по расчетам между бюджетами от 01.02.2017 № 371 по целевой статье 05 2 09 54620 в сумме 26377950 рублей не предусмотрены расходы на оплату доставки и пересылки компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт.

Однако, юридическим лицом - Министерством труда и социального развития Краснодарского края средства, полученные из федерального бюджета по Соглашению от 20.02.2017 № 069-08-165, а также на основании уведомления по расчетам между бюджетами от 01.02.2017 № 371 в сумме 26377950 рублей, являющимися правовым основанием получения указанных средств, в целях определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92 и Соглашением от 20.02.2017 № 069-08-165 направлены расходными расписаниями от 10.02.2017 №№ 830/00076/037, 830/00077/032, 830/00078/053, 830/00079/030, 830/00081/028, 830/00084/029, 830/00085/023, 830/00086/029, 830/00195/032, 830/00196/030, 830/00197/027, 830/00198/030, 830/00199/027, 830/00200/034, 830/00201/030, 830/00202/029, 830/00203/026, 830/00204/029, 830/00205/027, 830/00206/029, 830/00207/031, 830/00208/033, 830/00209/026, 830/00210/028, 830/00211/028, 830/00212/028, 830/00213/024, 830/00214/023, 830/00215/026, 830/00216/027, 830/00217/028, 830/00218/029, 830/00219/028, 830/00220/028, 830/00221/025, 830/00222/030, 830/00223/029, 830/00224/028, 830/00225/033, 830/00226/030, 830/00227/030, 830/00228/025, 830/00229/035, 830/00230/030, 830/00231/035, 830/00232/025, 830/00233/042, 830/00234/035, 830/00235/031, 830/00236/033, 830/00078/084, до подведомственных получателей на основании расходных расписаний по виду расходов 244, что повлекло нецелевое использование средств субсидии, полученной из федерального бюджета в сумме 51 660,71 рублей, что подтверждается данными формы по ОКУД 0503324 «Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальными государственными внебюджетными фондами» по состоянию на 01.01.2018.

Согласно статье 15.14. КоАП, юджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означают, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 23.12.2009 № 3-ЛД09-3 изложено указано, что в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, юридическим лицом - министерством труда и социального развития Краснодарского края не соблюдены требования пункта 6 статьи  130, пункта 3 статьи 132, пункта 1 статьи 158, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов», пункта 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92, пункта 7.4. Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, утвержденного постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 16.05.2016 № 314, то есть совершено нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП.

Судом рассмотрен довод министерства, изложенный в заявлении, о том, что согласно п.2. Правил №92 субсидии предоставляются на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт, обусловленных принятием ими на основании части 2.1. статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с законом субъектов Российской Федерации соответствующих расходных обязательств (далее - расходное обязательство субъекта Российской Федерации на компенсацию взноса на капитальный ремонт). Таким образом, в силу п. 9 Правил № 92 порядок расходования субсидии на компенсацию оплаты взноса на капитальный ремонт должен был быть предусмотрен в соглашении между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и субъектом Российской Федерации.

Ссылка на заключение соответствующего соглашения от 20.02.2017 №069-08-165 в целях предоставления субсидии является необоснованной ввиду следующего.

Как указано выше, предметом Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-165, согласно пункту 1.1, является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Краснодарского края субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 069 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», раздел 10 «Социальная политика», подраздел 03 «Социальное обеспечение населения», целевая статья 05 2 09 54620 «Субсидии на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложен и и в объекты государственной (муниципальной) собственности» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным Законом Краснодарского края от 28.12.2015 № 3316-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории «Краснодарского края, по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

Согласно пункту 2.2 Соглашения от 20.02.2017 № 069-08-165 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Краснодарского края в соответствии с настоящим Соглашением, составляет в 2017 году не более 26377950,00 рублей.

Таким образом, расходы на оплату доставки и пересылки компенсации по оплате взноса на капитальный ремонт из средств федерального бюджета, полученных в виде межбюджетных трансфертов, противоречат Соглашению от 20.02.2017 № 069-08-165 и пункту 7.4. Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, утвержденного постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 16.05.2016 №314.

Доводы министерства о том, что нормативными актами не установлен порядок расходования, судом отклоняются как не относящиеся к рассматриваемому правонарушению и не опровергающие содержание оспариваемого постановления, так как предметом рассмотрения административным органом явилось нецелевое использовании средств субсидии.

Довод заявителя о том, что объем бюджетных ассигнований рассчитан в строгом соответствии с методикой планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 20.04.2012 № 125 судом отклоняется по следующим основаниям.

Методика планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденная приказом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 20.04.2012 № 125 (далее - Положение), предусматривает порядок расчета и составления обоснования бюджетных ассигнований на этапе составления проекта краевого бюджета.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки представлено два письма в адрес Минфина Краснодарского края о предоставлении обоснований бюджетных ассигнований: от 13.05.2016 и от 23.09.2016. На момент составления Минтрудом Краснодарского края расчетов по финансовому обеспечению расходных обязательств, средств субсидии из федерального бюджета не поступало, и расчет составлялся только в части средств, источником финансового обеспечения которых являются средства краевого бюджета, за счет которых и должна осуществляться оплата доставки.

В пункте 3 подраздела 1 и пункте 3.1. подраздела 3 раздела 11 Положения (в ред. от 31.08.2016) не предусмотрены расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг. Кроме того, пунктом 3.1 подраздела 3 раздела 11 Положения предусмотрен расчет объемов бюджетных ассигнований в случае изменения размера социальных выплат методом индексации. Изменения размера социальны\ выплат методом индексации при планировании бюджетных ассигнований и в проверяемом периоде не осуществлялось.

На момент направления Минтрудом Краснодарского края в Минстрой России выписки из сводной бюджетной росписи письмом от 08.02.2017 № 204-2700/17-11.2-22 в бюджете Краснодарскою края были предусмотрены ассигнования только за счет средств краевого бюджета (код направления расходов целевой статьи - 44980), за счет которых и должна была оплачиваться доставка и пересылка компенсации.

В обоснование заявленных требований заявитель также ссылается на то, что расходные обязательства субъекта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. К собственным доходам краевого бюджета относятся и доходы, полученные бюджетом в виде безвозмездных поступлений.

Однако, согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации о принципе самостоятельности бюджетов установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); а также недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Следовательно, получатель бюджетных средств не уполномочен самостоятельно определять целевой характер их использования.

Таким образом, цели и условия расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета определяются не правовыми актами субъектов Российской Федерации, а Федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Из изложенного следует, что получатель субсидий не вправе самостоятельно определять направления их использования.

В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Местом совершения указанного правонарушения является, месторасположение министерства: г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 58.

Время совершения 10.02.2017 – дата направления расходных расписаний от 10.07.2017.

Срок давности привлечения министерства к административной ответственности, установленный статьей 15.14 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.

Суд находит, что при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания не было допущено нарушений норм процессуального законодательства. Общество надлежащим образом извещалось о процессуальных действиях, ознакомлено с материалами проверки, уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении, а также уведомлено о рассмотрении материалов проверки. Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены с участием заявителя, права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ему разъяснены, объяснения приобщены к материалам дела.

При рассмотрении дела административным органом была дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, должностным лицом обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N° 5_ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с п. 18.1 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, оценивая характер и обстоятельства совершенного министерством правонарушения и учитывая степень общественной опасности деяния, где существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным) при этом принимая во внимание сам факт совершения правонарушения, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд не находит обоснованных и законных оснований для отмены оспариваемого постановления от 11.07.2018 № 18-22-16/4 о назначении административного наказания.

Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого постановления.

При совокупности названных обстоятельств судом делается вывод о том, что в деяниях заявителя имелись события, правомерно и обоснованно квалифицированные административным органом.

На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя о признании незаконными постановления Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 11.07.2018 № 18-22-16/4 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя о приобщении документов удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Судья                                                                                                           Р.А. Нигоев