НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 24.07.2023 № А32-7049/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-7049/2023

31 июля 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2023 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ст. ФИО2

к Министерству финансов Краснодарского края, г. Краснодар

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, г. Краснодар (1)

общество с ограниченной ответственностью «Рав Маген», ст. Павловская (2)

об оспаривании бездействия по неисполнению заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022

об обязании исполнения заявки – санкционировать операцию с субсидией КФХ, перечислить 3 149 294, 40 руб. по назначению обществу с ограниченной ответственностью «Рав Маген»

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО3 – доверенность от 06.02.2023; после перерыва: не явился, извещён

от заинтересованного лица: ФИО4 – доверенность от 09.01.2023; после перерыва: не явился, извещён

от третьего лица: ФИО5 - доверенность от 12.01.2023 (1); не явился, извещён (2); после перерыва: не явился, извещён (1), (2)

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в суд с заявлением к Министерству финансов Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, уполномоченный орган, Министерство, Минфин КК) об оспаривании бездействия по неисполнению заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022; об обязании исполнения заявки – санкционировать операцию с субсидией КФХ, перечислить 3 149 294, 40 руб. по назначению обществу с ограниченной ответственностью «Рав Маген».

От заявителя в порядке ст.ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило ходатайство об изменении предмета заявленных требований, в соответствии с которым просит признать незаконным бездействие по: приёмке-передаче показателей с лицевого счета № <***> на лицевой счет № <***>; по неисполнению заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 способом санкционирования операции с субсидией КФХ; просит возложить на заинтересованное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о подписании акта приемки-передачи показателей; исполнить заявку на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 способом санкционирования операции с субсидией КФХ.

Указанное ходатайство заявителя об изменении предмета заявленных требований судом рассмотрено и удовлетворено, как соответствующее требованиям ст.ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя пояснил: настаивает на удовлетворении заявленных требований с учётом заявленного ходатайства об изменении предмета заявленных требований.

Позиция по существу заявленных требований изложена в заявлении, пояснениях и приложенных доказательствах; указывает, что в рассматриваемом случае произошла смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства, что само по себе не влечёт перемену лиц в обязательственных правоотношениях, связанных с получением субсидии фермерским хозяйством; стороной соглашения о предоставлении субсидии выступает не сам предприниматель как физическое лицо, а фермерское хозяйство, руководство которым осуществляется его главой по принципу руководителя юридического лица.

Представитель заинтересованного лица пояснил: возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представлены возражения на заявление, в соответствии с которыми ссылается на позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 23.12.2022, об отсутствии возможности внесения изменений в заключенные соглашения в части изменения получателя субсидии; указывает на то, что не соответствие ИНН получателя субсидии – ИП главы КФХ ФИО6 и ИНН заявителя не позволило Министерству произвести указанные в заявке на кассовый расход и акте приёма-передачи операции; просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица (1) пояснил: оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Представлен отзыв на заявление, дополнения к отзыву, в которых указывает, что дополнительным соглашением от 23.12.2022 были внесены изменения в преамбулу соглашения о предоставлении субсидии, в соответствии с которыми ИП глава КФХ ФИО1 стала получателем субсидии и участником казначейского сопровождения; прекращение деятельности фермерского хозяйства не установлено; ссылается на факт того, что значение результата предоставления субсидии достигнуто, цели субсидирования хозяйством выполнены; фактическое значение результатов предоставления субсидии превышает плановое значение на 778,41 тонн.

Третье лицо (2) явку в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения заседания надлежащим образом извещено; представлен отзыв на заявление, в котором поддерживает заявленные требования, указывает на то, что фермерское хозяйство свою деятельность не прекращало, является получателем субсидии; Министерством ошибочно в качестве стороны соглашения по предоставлению субсидии понимается индивидуальный предприниматель, а не самостоятельный субъект права – крестьянское фермерское хозяйство.

В судебном заседании 18.07.2023 объявлен перерыв до 24.07.2023 до 14 час. 10 мин.; после окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Порядком предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на финансовое обеспечение части затрат, направленных на обеспечение прироста производства молока, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.04.2022 № 129 (далее – Порядок предоставления субсидии № 129), было заключено соглашение от 21.06.2022 № 10-2022-059506 о предоставлении из бюджета Краснодарского края субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее – Соглашение).

Предметом Соглашения в силу п. 1.1 является предоставление в 2022 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с осуществлением производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработкой сельскохозяйственной продукции, на финансовое обеспечение части затрат, направленных на обеспечение прироста производства молока, в рамках мероприятия «Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением главы администраций (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 944 (мероприятие № 1.2.16.3.3) (далее - Субсидия).

В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения субсидия предоставляется получателю в пределах лимитов бюджетных обязательств в следующем размере: в 2022 году – 3 149 294 руб. 40 коп.

В соответствии с заключенным Соглашением 29.06.2022 субсидия в размере 3 149 294 руб. 40 коп. была перечислена на лицевой счет получателя субсидии № <***>; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было; данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается и под сомнение не ставится, документально не опровергалось; спора относительно указанного обстоятельства между лицами, участвующими в деле, не имеется.

В связи со смертью ИП главы КФХ ФИО6 протоколом общего собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства от 28.07.2022 по взаимному согласию членов хозяйства новой главой КФХ признана ФИО1, являющаяся членом крестьянского (фермерского) хозяйства.

04.08.2022 в ЕГРИП внесена соответствующая запись № 422237501537941 в связи с внесением изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве в связи со сменой главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

23.12.2022 между Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено дополнительное соглашение № 10-2022-059506/1 к Соглашению от 21.06.2022 № 10-2022-059506, в соответствии с которым в преамбулу внесены изменения, согласно которым в качестве получателя субсидии в соглашении указана ИП глава КФХ ФИО1

23.12.2022 на основании заявления ИП главе КФХ ФИО1 открыт лицевой счет № <***>.

26.12.2022 ИП главой КФХ ФИО1 в Минфин КК направлен акт приемки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022 по передаче средств субсидии с лицевого счета № <***> (открыт на имя главы фермерского хозяйства ФИО6) на лицевой счет № <***> (открыт на имя главы фермерского хозяйства ФИО1).

Также 26.12.2022 заявитель обратилась в Министерство с заявкой на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 за фактически поставленные товары по договору поставки № 0508-2022 от 19.10.2022, заключенному с ООО «Рав Маген», на сумму 3 149 294 руб. 40 коп., с приложением соответствующих подтверждающих поставку документов – универсальных передаточных документов, товарно-транспортных накладных, платежных поручений.

26.12.2022 должностным лицом Министерства финансов Краснодарского края указанная заявка на кассовый расход возвращена в соответствии с положениям подп. 7 п. 12 Приказа Минфина Краснодарского края от 22.12.2021 № 415 "Об утверждении порядка осуществления министерством финансов Краснодарского края санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств" (далее – Порядок санкционирования операций № 415) - ввиду превышения суммы, указанной в заявке на кассовый расход, над суммой остатка на лицевом счете № <***>.

Полагая незаконным бездействие уполномоченного органа по не подписанию акта приемки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022, действия по возврату заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным бездействия Министерства финансов Краснодарского края по неподписанию акта приемки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022, действий по возврату заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022; просит возложить на заинтересованное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о подписании акта приемки-передачи показателей; исполнить заявку на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 способом санкционирования операции с субсидией КФХ (требования, измененные в порядке ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении заявленных требований по существу суд исходит из следующих обстоятельств.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Статьёй 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.

Предоставление субсидии фермерскому хозяйству регламентировано Порядком предоставления субсидии № 129.

Целью предоставления субсидии в соответствии с указанным Порядком является финансовое обеспечение части затрат, направленных на обеспечение прироста производства молока за текущий год, по отношению к среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году объема производства молока.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство, которому выдавалась субсидия, не может воспользоваться причитающимися ему денежными средствами, размещенными на лицевом счете № <***>, ввиду отсутствия факта подписания Министерством акта приемки-передачи показателей с лицевого счета № <***> на лицевой счет № <***>; указывает, что перемена лиц в обязательстве по получению субсидии в связи со смертью бывшего главы фермерского хозяйства ФИО6 не произошла, была осуществлена лишь смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства с ФИО6 на ФИО1; смена главы КФХ не привела к прекращению деятельности фермерского хозяйства, которому был выдана субсидия.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, Министерство указывает, что в составе реквизитов документов на открытие лицевого счета, в том числе, указывается ИНН участника казначейского сопровождения; ввиду чего факт несоответствия ИНН получателя субсидии – ИП главы КФХ ФИО6 - и ИНН новой главы КФХ - ФИО1 не позволил Министерству произвести указанные в заявке на кассовый расход и акте приема-передачи операции. Считает, что субъектом экономических правоотношений является глава КФХ, действующий в качестве индивидуального предпринимателя; налоговый орган регистрирует в реестре не фермерское хозяйство, а главу КФХ, присваивая ему ИНН. Также ссылается на позицию Министерства финансов России, изложенную в письме от 23.12.2022 № 02-12-10/127203, согласно которой типовыми формами не предусмотрена возможность внесения изменений в заключенные соглашения в части изменения получателя субсидии; Порядком № 444 предусмотрено закрытие лицевого счета участника казначейского сопровождения, в том числе, в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

При указанных обстоятельствах судом установлено, что спор носит исключительно позиционный характер и определяется необходимостью выяснения обстоятельств адресности находящейся на лицевом счете № <***> субсидии в размере 3 149 294 руб. 40 коп., наличия либо отсутствия факта прекращения права на получение указанной субсидии, предоставленной на основании соглашения от 21.06.2022 № 10-2022-059506, в связи со смертью бывшего главы КФХ ФИО6

При рассмотрении доводов лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее – Федеральный закон № 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2).

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (п. 3).

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона № 74-ФЗ в случае создания фермерского хозяйства несколькими гражданами между ними заключается соглашение о создании фермерского хозяйства, а в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 74-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона № 74-ФЗ в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда (п. 1 ст. 21 Федерального закона № 74-ФЗ).

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании ст. 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с указанной статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом (п. 5 ст. 86.1 ГК РФ)

Таким образом, действующее законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности как крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица, так и созданным в качестве юридического лица.

При этом по общему правилу к предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Нормы профильного Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 № 74-ФЗ по общему правилу распространяют свое действие на фермерские хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Специальный федеральный закон, регулирующий положение крестьянских (фермерских) хозяйств как юридических лиц, в настоящее время не принят.

Соответственно, законом предусмотрена возможность государственной регистрации юридического лица (в том числе в форме крестьянского (фермерского) хозяйства) либо без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В целях государственной регистрации указанных субъектов предпринимательской деятельности ФНС России издан приказ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ об утверждении форм заявлений, в который специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством Российской Федерации не установлен.

Данным приказом предусмотрены такие формы заявлений, как заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (Приложение № 1), на основании которого может быть создан производственный кооператив или хозяйственное товарищество на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (Приложение № 8); заявления о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (Приложение № 11), на основании которого могут вноситься изменения в связи со сменой главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем, согласно письму ФНС России от 18.02.2021 № КВ-4-14/2057@, при отсутствии механизма ведения учета крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и в целях необходимости идентификации указанных фермерских хозяйств совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прорабатывается вопрос возможности отражения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

С учетом изложенного, в настоящее время, после вступления в силу приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617, регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства допускается только по формам № Р11001 (как юридическое лицо) или № Р21001 (как индивидуальный предприниматель); доказательств, свидетельствующих об ином, обратном, не представлено.

Применительно к приведенным положениям действующего законодательства суд исходит из того, что в рассматриваемом случае фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При отсутствии предусмотренной законом отдельной формы для государственной регистрации фермерского хозяйства без образования юридического лица, в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован ИП глава КФХ ФИО6 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>).

В связи со смертью ФИО6, протоколом общего собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства от 28.07.2022 по взаимному согласию членов хозяйства новой главой КФХ признана ФИО1

04.08.2022 в ЕГРИП в отношении фермерского хозяйства с ОГРНИП <***>, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, внесена запись № 422237501537941 о смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства на индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>).

Таким образом, ОГРНИП фермерского хозяйства, как самостоятельного субъекта экономических отношений, в том числе отношений по субсидированию, остался неизменным.

В рассматриваемом случае фактически произошла смена главы КФХ на ФИО1 в связи со смертью бывшего главы КФХ ФИО6

При этом применительно к действующему и не отмененному в настоящее время порядку регистрации фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица, как индивидуального предпринимателя, при отсутствии изменения ОГРНИП фермерского хозяйства – <***>, в ЕГРИП внесена запись об изменении главы КФХ – на ИП ФИО1 (ИНН <***>).

Приказом Минфина Краснодарского края от 30.12.2021 № 444 утвержден порядок открытия и ведения министерством финансов Краснодарского края лицевых счетов участникам казначейского сопровождения (далее также – Порядок № 444), в соответствии с п. 1.4 которого при открытии лицевому счету министерством финансов присваивается уникальный номер.

Уникальный номер лицевого счета состоит из девяти разрядов; девятый разряд (последняя цифра номера лицевого счета) принимает, в том числе, следующее значение: "4" - лицевые счета, открываемые крестьянско-фермерским хозяйствам.

Установлено, что уникальные номера лицевых счетов, открытых министерством финансов Краснодарского края бывшему ИП главе КФХ ФИО6 (лс № <***>), а также новой главе КФХ ФИО1 (лс № <***>), в девятом разряде имеют значение "4" - лицевые счета, открываемые крестьянско-фермерским хозяйствам.

С учетом изложенного, судом делается вывод о том, что Соглашение от 21.06.2022 № 10-2022-059506 о предоставлении субсидии было заключено Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6, как с фермерским хозяйством, осуществляющим деятельность без образования юридического лица в лице главы указанного фермерского хозяйства, а не с самостоятельным субъектом экономических отношений – индивидуальным предпринимателем.

Доказательств иного, обратного, представлено не было.

В соответствии с п. 3.5 Порядка предоставления субсидии № 129 субсидии предоставляются на основании Соглашения. При необходимости заключаются дополнительные соглашения к Соглашению.

На основании указанного положения 23.12.2022 между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено дополнительное соглашение № 10-2022-059506/1 к Соглашению от 21.06.2022 № 10-2022-059506, в соответствии с которым в преамбулу внесены изменения, согласно которым в качестве получателя субсидии в соглашении указана ИП глава КФХ ФИО1

Таким образом, в рассматриваемом случае имела место смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства, что не влечет перемену лиц в обязательственных отношениях, связанных с получением субсидий фермерским хозяйством.

При этом прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель, по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 21 Федерального закона № 74-ФЗ, судом не установлено; на наличие указанных оснований заинтересованное лицо также не ссылалось; доказательств иного не представлено.

Аналогичная правовая позиция сформирована Верховным судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2015 № 301-КГ14-7485.

При указанных обстоятельствах 26.12.2022 ИП главой КФХ ФИО1 в Минфин КК был направлен акт приёмки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022 по передаче средств субсидии с лицевого счета № <***> (открыт на имя главы фермерского хозяйства ФИО6) на лицевой счет № <***> (открыт на имя главы фермерского хозяйства ФИО1).

В силу п. 2.39 Порядка № 444 передача показателей, отраженных на лицевом счете для учета операций участника казначейского сопровождения, осуществляется в случае: 1) реорганизации, в том числе слиянии, разделении, выделении, преобразовании клиента; 2) изменения типа учреждения; 3) изменения структуры номера лицевого счета клиента; 4) иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.

На основании п. 2.40 Порядка № 444 после открытия клиенту, принимающему обязательства, соответствующего лицевого счета клиент, передающий обязательства, представляет в министерство финансов Заявление для закрытия лицевого счета и, согласованный с принимающим обязательства клиентом, акт приемки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку (далее - Акт приемки-передачи показателей лицевого счета).

Акт приёмки-передачи показателей лицевого счета, открытого клиенту, подписывается руководителем клиента (иным уполномоченным лицом) и главным бухгалтером клиента (иным уполномоченным лицом) (при наличии), передающего обязательства, руководителем клиента (иным уполномоченным лицом) и главным бухгалтером клиента (иным уполномоченным лицом) (при наличии), принимающего обязательства, начальником управления (его заместителем) и министром финансов (его уполномоченным заместителем) и главным бухгалтером министерства финансов (его уполномоченным заместителем).

В случае если передающий обязательства участник казначейского сопровождения прекратил деятельность и отсутствует возможность подписания документов по закрываемому лицевому счету должностными лицами, включенными в Карточку образцов подписей, подписание осуществляется должностными лицами принимающего обязательства участника казначейского сопровождения, при представлении следующих документов:

- акта приёмки-передачи показателей лицевого счета;

- заявки на кассовый расход (при наличии на закрываемом лицевом счете по соответствующему идентификатору государственного контракта, контракта, договора (соглашения) (далее - Идентификатор) остатка денежных средств) за фактически поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) по документу-основанию, обязательства по которому исполнены;

- заявления.

После сверки корректности отражения передачи показателей на лицевой счет клиента, принимающего обязательства, министерство финансов осуществляет закрытие лицевого счета клиенту, передающему обязательства.

Приказом Минфина Краснодарского края от 22.12.2021 № 415 также утвержден порядок осуществления министерством финансов Краснодарского края санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств (далее - Порядок санкционирования операций № 415), в соответствии с п. 2 которого участник казначейского сопровождения при исполнении государственного контракта, договора (соглашения), контракта (договора) (далее - документ, обосновывающий обязательство) в целях санкционирования операций с целевыми средствами (далее - целевые расходы) представляет в министерство финансов распоряжение о совершении казначейских платежей в виде заявки на кассовый расход по форме, утвержденной приказом министерства финансов от 07.02.2014 № 37 "Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Краснодарского края и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Краснодарского края" (далее соответственно - Заявка, Порядок санкционирования) и настоящим Порядком.

В силу п. 7 Порядка санкционирования операций № 415 основанием для санкционирования целевых расходов участника казначейского сопровождения, являющегося получателем субсидии или бюджетной инвестиции, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на начало текущего финансового года остатки субсидий и бюджетных инвестиций, а также средства от возврата ранее произведенных участником казначейского сопровождения выплат прошлых лет (далее - дебиторская задолженность), источником финансового обеспечения которой являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции, в отношении которых принято решение соответствующего получателя средств бюджета Краснодарского края об их использовании для достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, или иных результатов, определенных в соответствии с законом о бюджете Краснодарского края, являются Сведения для участника казначейского сопровождения, утвержденные соответствующим получателем средств бюджета Краснодарского края.

Министерство финансов не позднее рабочего дня, следующего за днем представления участником казначейского сопровождения в министерство финансов Сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, проверяет их на непревышение суммы разрешенного к использованию остатка целевых средств (разрешенной к использованию суммы возврата дебиторской задолженности) над суммой соответствующего остатка целевых средств (суммой возврата дебиторской задолженности), учтенного на лицевом счете, открытом участнику казначейского сопровождения.

До предоставления участником казначейского сопровождения Сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в которых отражены суммы не использованных на начало текущего финансового года остатков субсидий (бюджетных инвестиций), а также средств от возврата дебиторской задолженности, такие средства учитываются министерством финансов на лицевом счете без права расходования.

Министерство финансов осуществляет проверку представленных участником казначейского сопровождения Сведений на соответствие пунктам 5 - 8 настоящего Порядка и не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Сведений:

1) отражает показатели Сведений на лицевом счете в случае соответствия представленных Сведений пунктам 5 - 8 настоящего Порядка;

2) возвращает Сведения в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка в случае несоответствия их пунктам 5 - 8 настоящего Порядка (п. 9 Порядка санкционирования операций № 415).

На основании подп. 7 п. 12 Порядка санкционирования операций № 415 Министерство финансов при санкционировании целевых расходов осуществляет проверку представленных участником казначейского сопровождения Заявок по следующим направлениям: непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка средств по соответствующему укрупненному коду направления расходования целевых средств, указанной в Сведениях, и суммой остатка средств на лицевом счете по соответствующему документу, обосновывающему обязательство.

Ввиду отсутствия объективной возможности представления клиентом, передающим обязательства (ФИО6), в Министерство финансов заявления для закрытия лицевого счета и согласованного акта приемки-передачи показателей лицевого счета, а также связи с изменением лицевого счета клиента, ИП главой КФХ ФИО1 во исполнение указанных положений Порядка № 444, Порядка санкционирования операций № 415 в Министерство были представлены: акт приёмки-передачи показателей лицевого счета для учёта операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022 по передаче средств субсидии с лицевого счета № <***> на лицевой счет № <***> , а также заявка на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 за фактически поставленные товары по договору поставки № 0508-2022 от 19.10.2022, заключенному с ООО «Рав Маген», на сумму 3 149 294 руб. 40 коп., с приложением соответствующих подтверждающих поставку документов – универсальных передаточных документов, товарно-транспортных накладных, платежных поручений.

26.12.2022 должностным лицом Министерства финансов Краснодарского края указанная заявка на кассовый расход возвращена в соответствии с положениями подп. 7 п. 12 Порядка санкционирования операций № 415 - ввиду превышения суммы, указанной в заявке на кассовый расход, над суммой остатка на лицевом счете № <***>.

С учетом изложенного, применительно к факту того, что перемена лиц в обязательственных отношениях, связанных с получением субсидий фермерским хозяйством на основании соглашения от 21.06.2022 № 10-2022-059506 не произошла, равно как и не прекращена деятельность самого крестьянского (фермерского) хозяйства, новой главой КФХ заключено дополнительное соглашение к соглашению от 21.06.2022, которым внесено изменение в преамбулу в части наименования получателя субсидии, суд приходит к выводу о том, что у Министерства финансов Краснодарского края не имелось законных и достаточных оснований для не подписания акта приёмки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022, а также для возврата заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022.

В обоснование возражений на заявленные требования Министерство указывает на факт направления запроса в Министерство финансов Российской Федерации на разъяснение – возможно ли переоформление действующего лицевого счета ФИО6 но вновь избранного главу КФХ ФИО1; открытие лицевого счета ФИО1, а также передача показателей, отраженных на лицевом счете ФИО6 на лицевой счет ФИО1, с учетом отсутствия возможности подписания документов стороной, передающей показатели по закрываемому лицевому счету.

Согласно ответу Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2022 № 02-12-10/127203 типовой формой не предусмотрена возможность внесения изменений в заключенные соглашения в части изменения получателя субсидии; Порядком № 444 предусмотрено закрытие лицевого счета участника казначейского сопровождения, в том числе, в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; возможность применения института перемены лиц в обязательстве к правоотношениям, вытекающим из соглашения о предоставлении субсидии, отсутствует, заключение дополнительного соглашения не представляется возможным, а лицевой счет подлежит закрытию.

Суд при рассмотрении указанного довода Министерства, выводов, изложенных в письме от 23.12.2022 № 02-12-10/127203, исходит из неприменимости указанных выводов Министерства финансов Российской Федерации к рассматриваемой ситуации, так как в данном случае перемена лиц в обязательственных отношениях не возникла применительно к указанным правовым и фактическим обстоятельствам, установленным судом.

Более того, как указывает само Министерство финансов Российской Федерации в указанном письме от 23.12.2022, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" акты, содержащие разъяснения законодательства (методические рекомендации, разъяснения, письма и т.п.), могут быть учтены судом при проверке законности оспариваемых решений, действий (бездействия). Если суд придет к выводу о несоответствии закону актов, содержащих разъяснения законодательства, то, по общему правилу, такие разъяснения не учитываются при рассмотрении дела, за исключением случаев, когда на основании выполнения разъяснений, в том числе адресованных конкретным лицам, были реализованы права (исполнены обязанности) гражданина, организации и с учетом обстоятельств дела необходимо обеспечить поддержание доверия к закону и действиям государства (например, пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).

Таким образом, при названных обстоятельствах у суда отсутствует обязанность руководствоваться разъяснениями государственных органов при принятии при проверке законности оспариваемых решений, действий (бездействия).

Доводы заинтересованного лица о том, что факт несоответствия ИНН получателя субсидии – ИП главы КФХ ФИО6 - и ИНН новой главы КФХ - ФИО1 сам по себе не позволил Министерству произвести указанные в заявке на кассовый расход и акте приема-передачи операции, а также о том, что субъектом экономических правоотношений является глава КФХ, действующий в качестве индивидуального предпринимателя, налоговый орган регистрирует в реестре не фермерское хозяйство, а главу КФХ, присваивая ему ИНН, отклоняются судом как не основанные на верном понимании (толковании) норм действующего законодательства.

Как уже указывалось ранее, различие ИНН у глав крестьянского (фермерского) хозяйства вызвано фактом осуществления фермерским хозяйством деятельности без образования юридического лица, при которой в ЕГРИП вносятся сведения о главе указанного хозяйства, как об индивидуальном предпринимателе; при этом ОГРНИП хозяйства при смене глав остается неизменным.

Таким образом, различие ИНН глав крестьянского (фермерского) хозяйства в данных фактических обстоятельствах вызвано исключительно причинами технического характера, связанными с установленным порядком регистрации фермерского хозяйства, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, не свидетельствует само по себе о перемене лиц в обязательственных отношениях, связанных с получением субсидий фермерским хозяйством; выводов, свидетельствующих об ином, обратном, представленная в дело совокупность документальных доказательств сделать не позволяет.

В материалы дела заинтересованным лицом также не представлены доказательства, свидетельствующие о недостижении фермерским хозяйством значения результата предоставления субсидии, установленного Соглашением, как основания для не подписания Министерством акта приемки-передачи показателей лицевого счета, неисполнения заявки на кассовый расход №1 от 26.12.2022.

Напротив, согласно пояснениям Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края значение результата предоставления субсидии достигнуто, цели субсидирования хозяйством выполнены; фактическое значение результатов предоставления субсидии превышает плановое значение на 778,41 тонн.

При таких обстоятельствах в рамках рассмотрения настоящего дела арбитражный суд находит обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства доводы заявителя о допущенном Министерством финансов Краснодарского края незаконном бездействии, выразившемся в не подписании акта приёмки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022, а также о незаконности действий Министерства по возврату заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022.

Таким образом, требования индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства заявлены правомерно, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на обязанность совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, с учетом положений ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым обязать заинтересованное лицо подписать акт приёмки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022, а также санкционировать целевые расходы участника казначейского сопровождения - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 - на основании заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 в соответствии с положениями Приказа Минфина Краснодарского края от 22.12.2021 № 415 "Об утверждении порядка осуществления министерством финансов Краснодарского края санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств".

В соответствии со ст. ст. 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Из материалов дела усматривается, что заявителем при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления уплачено 1 200 руб. государственной пошлины, о чём свидетельствуют платежные поручения от 07.02.2023 № 99, от 19.07.2023 № 871, № 872, № 873.

При указанных обстоятельствах, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб. следует взыскать с Министерства финансов Краснодарского края, а судебные расходы в размере 600 руб. следует возвратить заявителю как излишне уплаченные.

Руководствуясь статьей ст. 120 Конституции Российской Федерации, статьями 27, 29, 41, 49, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заявителя об изменении предмета заявленных требований – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства финансов Краснодарского края, выразившееся в не подписании акта приемки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022.

Обязать Министерство финансов Краснодарского края подписать акт приемки-передачи показателей лицевого счета для учета операций участника казначейского сопровождения от 26.12.2022.

Признать незаконными действия Министерства финансов Краснодарского края по возврату заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022.

Обязать Министерство финансов Краснодарского края санкционировать целевые расходы участника казначейского сопровождения - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 - на основании заявки на кассовый расход № 1 от 26.12.2022 в соответствии с положениямиПриказа Минфина Краснодарского края от 22.12.2021 № 415 "Об утверждении порядка осуществления министерством финансов Краснодарского края санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения при казначейском сопровождении целевых средств".

Взыскать с Министерства финансов Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Краснодар, в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ст. ФИО2, расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) руб.

Возвратить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), ст. ФИО2, государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) руб., излишне уплаченную на основании платежных поручений № 872, № 873 от 19.07.2023.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Л.О. Федькин