АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-38502/2021
20 октября 2021 года
Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне», г. Краснодар
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 05.08.2021 № 21-017/ЮЛ/6
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне», г. Краснодар (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 05.08.2021
№ 21-017/ЮЛ/6.
Ввиду того, что организация обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, и за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Учреждением в 2020 году в нарушение подпункта 1 пункта 4 Постановления № 742, пунктов 3.1. и 3.9. Положения об оплате труда устанавливалась надбавка за сложность и напряженность в размере, превышающем максимально установленный - 150 процентов, следующим работникам:
ФИО/ должность | Период | Оклад (за фактически отработанно е время) руб. | Установлении й размер надбавки (% / руб.) | Максимально возможный размер надбавки (% /руб.) | Разница (руб.) гр.4-гр.5, в том числе НДФЛ | Страховы е взносы на сумму надбавки (руб.) | Реквизиты документа, устанавливающего надбавку за сложность и напряжённость | Кто подписал (ФИО/ должность) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Скалеух О.В. / специалист 1 категории организационн ого отдела | За январь 2020 | 2 230,53 | 180/4014,95 | 150/3345,80 | 669,16 | 202,62 | Приказ от 28.01.2020 №18 л/с | Горюнов Б.Ю. -директор |
За февраль 2020 | 5 707,82 | 180/10274,08 | 150/8 562,0 | 1712,35 | 518,50 | Приказ от 26.02.2020 № 63 л/с | Горюнов Б.Ю. -директор | |
Итого по Скалеух О.В.: | 3 102,63 | |||||||
Пашкин Н.И. / главный специалист организационн ого отдела | За январь 2020 | 7 659,00 | 180/13 786,20 | 150/11488,50 | 2 297,70 | 695,74 | Приказ от 28.01.2020 №18 л/с | Горюнов Б.Ю. - директор |
За февраль 2020 | 8 243,00 | 180/14 837,40 | 150/12364,50 | 2 472,90 | 748,79 | Приказ от 26.02.2020 № 63 л/с | Горюнов Б.Ю. -директор | |
Итого по Пашкину Н.И.: | 6 215,13 | |||||||
ВСЕГО: | 9 317,76 |
Начисление надбавок за сложность и напряженность в размере, превышающем 150 процентов, отражено в расчетных ведомостях, карточках-справках и расчётных листках сотрудников.
Фактическое перечисление надбавки работникам, указанным в Таблице 1 за сложность и напряженность в суммах, превышающих предельно допустимые, подтверждается следующими платежными поручениями:
1.Скалеух О.В. - за январь 2020 года, платежное поручение от 05.02.2020 № 102881; за февраль 2020 года, платежное поручение от 03.03.2020 № 286937;
2.Пашкин Н.И. - за январь 2020 года, платежное поручение от 05.02.2020 № 102881; за февраль 2020 года, платежное поручение от 03.03.2020 № 286937;
Учреждение подтверждает факт выплаты главному специалисту Пашкину Н.И. и специалисту 1 категории Скалеух О.В. надбавки за сложность и напряженность в размере 180% должностного оклада (пояснительная записка от 25.05.2021 б/н за подписью заместителя директора Учреждения и начальника организационного отдела Учреждения).
По факту выявленных нарушений в отношении учреждения 15.07.2021
№ 21-017/ЮЛ/6 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении администрацией в отношении Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» вынесено постановление от 05.08.2021
№ 21-017/ЮЛ/6 о назначении административного наказания по статье 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 465,89 рубля.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
Статьей 15.14 КоАП установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерацииобеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В Учреждении порядок и условия выплаты заработной платы, а также доплат и надбавок, предусмотренных соответствующими федеральными законами, нормативными актами Российской Федерации и Краснодарского края устанавливается Коллективным договором Учреждения на 2018-2021 гг., который принят комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО» (протокол № 1 от 17 октября 2018 года), уведомительная регистрация: государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» 23.10.2018 № 601-3, приложением к которому является Положение об оплате труда Работников ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО» (Приложение № 2 к Коллективному договору) (далее - Положение об оплате труда, Положение).
Положение разработано в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 № 742 «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» (далее - Постановление № 742).
Положение разработано в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 № 742 «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» (далее - Постановление № 742).
В соответствии с пунктом 1.6. Положения оплата труда работника состоит из месячного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее также - дополнительные выплаты).
Согласно пункту 2.1. Положения должностной оклад по каждой должности устанавливается согласно штатному расписанию Учреждения, утверждаемого Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (далее - Министерство) в соответствии с Постановлением № 742.
Должностные оклады увеличиваются (индексируются) в сроки и в пределах размера повышения (индексации) должностных окладов государственных гражданских служащих Краснодарского края, если иное не установлено законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период
К дополнительным выплатам относятся (пункт 1.7. Положения):
1) Ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда (до 150% должностного оклада за фактически отработанное время в расчетном периоде);
2) Премии по результатам работы (размер премий не ограничивается в пределах фонда оплаты труда);
3) Ежемесячное денежное поощрение (ежемесячно в размере 1,5 должностных окладов);
4) Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (4 должностных оклада).
Разделом 3 Положения об оплате труда предусмотрено установление ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда (далее также -надбавка за сложность и напряжённость). Основание для установления надбавки за сложность и напряженность: подпункт 1 пункта 4 Постановления № 742.
Подпунктом 1 пункта 4 Постановления № 742 установлено, что ежемесячная надбавка за сложность и напряжённость труда составляет до 150 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и конкретный размер вышеуказанной надбавки определяется работодателем.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения об оплате труда ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда, устанавливается в пределах утвержденного фонда оплаты труда, за фактически отработанное время, индивидуально каждому работнику Учреждения с учетом качества работы, ответственности режима работы, отношения к выполнению должностных обязанностей в размере до 150 процентов должностного оклада.
Размер надбавки за сложность и напряженность устанавливается приказом руководителя Учреждения по представлению (служебной записки) руководителя соответствующего структурного подразделения.
На основании пункта 3.8. Положения при определении размера надбавки за сложность и напряженность учитываются следующие доплаты:
- за совмещение профессий (должностей), исполнения обязанностей
временно отсутствующего работника без освобождения от работы определенной
трудовым договором (ст. 151 ТК РФ);
- за сверхурочную работу;
- за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- за работу в ночное время (с 22 ч. до 6 ч.) (ст. 154 ТК РФ);
- работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно пункту 3.9. Положения надбавка за сложность и напряженность, рассчитанная с учетом доплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Краснодарского края не должна превышать установленного Положением максимального размера (150 процентов).
Административным органом в материалы дела представлены доказательства в подтверждение объективной стороны допущенного нарушения, вина учреждения в совершенном правонарушении является доказанной.
Заявитель не оспаривает совершение правонарушения, указывает на тот факт, что переплата возникла в результате технической ошибки.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено контролирующим органом с соблюдением установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что административным органом не нарушен установленный законом порядок привлечения учреждения к административной ответственности, что заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, оценив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что совершенное учреждением административное правонарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая размер, израсходованных не по целевому назначению денежных средств, суд полагает, что в рассматриваемом случае формальное нарушение учреждением положений бюджетного законодательства не привело к возникновению какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинению вреда либо угрозе причинения вреда личности, обществу или государству.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности в данном случае квалифицировать совершенное учреждением правонарушение как малозначительное.
При таких обстоятельствах, суд считает постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 05.08.2021 № 21-017/ЮЛ/6 признать незаконным и отменить.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья А.В. Лесных