г. Краснодар Дело № А32-16072/2020
19 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2020.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 19.10.2020.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Купреева Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Чирг З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Инфоком» (ИНН 6672172587,
ОГРН 1046604412326), г. Сочи Краснодарского края,
к Филиалу № 16 Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Сочи Краснодарского края,
заинтересованное лицо:
Государственное учреждение – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар,
о признании ненормативного акта недействительным, об обязании совершить действия,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Воробьева Л.А. – доверенность от 23.12.2019 № 342;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Инфоком» обратилось в арбитражный суд с заявлением (по уточненным требованиям):
- о признании недействительным решения Филиала № 16 Государственного
учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.01.2020 № 681 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- о признании недействительным решения Филиала № 16 Государственного
учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.01.2020 № 681 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в размере 244 531,79 рубля;
- об обязании Филиала № 16 Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в размере 244 531,79 рубля.
Основания заявленных требований изложены в заявлении. Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и отзыве на заявление против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей заявителя и ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Инфоком» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в ФСС в качестве страхователя.
Филиалом № 16 Государственного учреждения – Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении страхователя проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 30.09.2019.
По итогам выездной проверки, ответчиком составлен акт проверки от 17.12.2019
№ 681, на основании которого Фондом приняты решения от 16.01.2020 № 681:
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету выплаты Кронберг О.В. в сумме 244 531,79 рубля;
- о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым выделены средства в сумме 87 106,06 рубля и отказано в выделении 244 531,79 рубля на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения Кронберг О.В.
Не согласившись с указанными выше решениями Фонда социального страхования в части непринятия к зачету выплат и отказа в выделении средств, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ).
В силу подпунктов 7, 8, 10, 11 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видами страхового обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения вышеуказанными пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ следует, что право на пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере.
Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и не подлежат возмещению в установленном порядке.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 08.10.2019
ООО «Инфоком» обратилось в Филиал № 16 ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 331 637,85 рубля.
Согласно Расчету по страховым взносам за 2018 год ООО «Инфоком в 2018 году произвел следующие расходы по обязательному социальному страхованию:
-пособие по беременности и родам в сумме 48 667,32 рубля;
-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в сумме 628,47 рубля;
-единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 16 759,99 рубля;
-ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме 110 809,80 рубля.
Расходы на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия
женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, а
также единовременного пособия при рождении ребенка проверены камеральной
проверкой, нарушений установлено не было. По результатам проверки обществу возмещены расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 60 997,38 рубля.
Согласно Расчету по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года ООО «Инфоком» в указанный период произвело расходы по обязательному социальному страхованию на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 220 828,05 рубля.
Общая сумма расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных обществом в
2018 и 2019 годах на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, составила
331 637,85 рубля.
11.10.2019 Филиалом № 16 ГУ-КРО ФСС РФ принято решение о проведении в отношении ООО «Инфоком» выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (решение от 11.10.2019 № 681).
Для проведения выездной проверки специалистом-ревизором филиала Фонда у страхователя были запрошены документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (требование о представлении документов от 15.11.2019 № 681).
Выездная проверка проведена сплошным методом проверки представленных документов за период с 01.01.2017 по 30.09.2019:
-штатное расписание за 2017 год;
-Расчет по страховым взносам за 3-й квартал 2019 года;
-расчетные ведомости по начислению заработной платы за период с 01.01.2017 по 30.09.2019;
-табели учета рабочего времени за период с 01.07.2018 по 30.09.2019;
-трудовая книжка, трудовой договор Кронберг О.В.;
-заявление и приказ на предоставление отпуска по уходу за ребенком;
-расчет пособия по уходу за ребенком;
-справка от другого родителя о неполучении пособия;
-справки о сумме заработной платы, иных выплат по утвержденной форме из
ООО «Ремонтно-строительное управление», ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро»;
-платежные поручения на выплату пособия;
-другие документы.
По результатам проведенной проверки обществу возмещено 87 106,06 рубля и отказано в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 244 531,79 рубля, не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме
244 531,79 рубля.
Основанием для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме
244 531,79 рубля послужили следующие обстоятельства, выявленные Фондом в ходе проверки.
На основании заявления от 16.07.2018 и приказа от 16.08.2018 № 2От-18/04 Кронберг Оксане Владимировне с 16.08.2018 предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком, Воевода Боженой Андреевной, 17.05.2018 года рождения, до достижения ребенком возраста 3-х лет и назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет на период с 16.08.2018 по 17.11.2019.
На период проведения выездной проверки страхователем выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком работнику Кронберг О.В. за период с 16.08.2018 по 30.09.2019; произведено 14 выплат из расчета 24 536,45 рубля в месяц.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком обществом исчислено, исходя из среднего заработка Кронберг О.В., рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, то есть за 2016 год и 2017 год.
Для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком в средний заработок Кронберг О.В. обществом была включена не только заработная плата в ООО «Инфоком», но и заработок, полученный у других страхователей:
- ООО «Ремонтно-строительное управление» на основании справки о сумме
заработной платы от 13.08.2018 № 0R00-000001 в размере 407 780,70 рубля, в том числе, за
2016 год – 180 000 рублей, за 2017 год – 227 780,70 рубля;
-ООО «Юг Ойл» на основании справки о сумме заработной платы от 13.08.2018
№ 0U00-000001 в размере 557 621,93 рубля, в том числе, за 2016 год – 246 216,76 рубля, за 2017 год – 311 405,17 рубля;
-ООО «Квадро» на основании справки о сумме заработной платы от 10.08.2018
№ KV00-000001 в размере 488 424,73 рубля, в том числе, за 2016 год – 225 000 рублей, за 2017 год - 263 424,73 рубля.
Однако Фонд посчитал, что при расчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком обществом необоснованно в подсчет среднего заработка включена заработная плата, полученная у страхователей ООО «Ремонтно-строительное управление», ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро», ввиду следующего.
Кронберг О.В. в проверяемый период состояла в трудовых отношениях со следующими страхователями:
- ООО «Инфоком» - с 29.10.2012 совместительство на должности генерального директора (трудовой договор от 29.10.2012 № 1-12), с 02.02.2017 - основное место работы;
- Сочинский филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» (далее - ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО») - с 01.08.2017 совместительство на должности главного бухгалтера - начальника отдела бухгалтерского учета и экономики (приказ о приеме на работу от 01.08.2017№ 58-ЛС;
- ООО «Квадро» - с 01.12.2015 совместительство на должности бухгалтер (трудовой договор от 01.12.2015 № 3);
- ООО «Ремонтно-строительное управление» (далее - ООО «РСУ») - с 01.01.2014 совместительство на должности бухгалтер (трудовой договор от 01.01.2014 № 2);
- ООО «Юг Ойл» - с 01.07.2013 совместительство на должности главного бухгалтера (приказ о приеме на работу от 01.07.2013 № 40к).
По информации, поступившей из МБУЗ г. Сочи «Городская больница № 9»
(исх. от 25.07.2018 № 930) Кронберг Оксане Владимировне выданы листки нетрудоспособности по беременности и родам для представления по всем вышеперечисленным местам работы.
В соответствии с частью 1.1. статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ на основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, Филиалом № 16 ГУ-КРО ФСС РФ в
2018 году проведены камеральные проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователей ООО «Ремонтно-строительное управление», ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро».
В ходе камеральных инициативных проверок ООО «Ремонтно-строительное управление», ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро» выявлено создание обществами искусственной ситуации в целях неправомерного получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам Кронберг О.В.
По требованиям от 24.07.2018 № 770, от 30.07.2018 № 773-И, от 01.08.2018 № 790-И, от 01.08.2018 № 791-И, от 01.08.2018 № 792-И страхователями ООО «Инфоком»,
ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро», ООО «РСУ» представлены табели учета рабочего времени и расчетные ведомости за 2016 - 2017 годы, 1-е полугодие 2018 года, из которых следует, что продолжительность рабочего времени Кронберг О.В. составляет:
-ООО «Инфоком» - 8 часов в день, оклад на 1,0 ставку;
-ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - 4 часа в день, оклад на 0,5 ставки;
-ООО «Юг Ойл» - 8 часов в день на 1,0 ставку;
-ООО «Квадро» - 8 часов в день, оклад на 1,0 ставку;
-ООО «РСУ» - 8 часов в день, оклад на 1,0 ставку;
Суммируя количество отработанных часов в день, продолжительность рабочего дня Кронберг О.В. при пятидневной рабочей неделе составляет 36 часов в сутки.
В соответствии со статьей 284 Трудового Кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Исходя из положений данной нормы закона, установленная предельная продолжительность рабочего времени по совместительству распространяется, в том числе, и на случаи одновременного совместительства у нескольких работодателей. Иными словами, максимальное количество часов, которое может отработать работник по основному месту работы и по совместительству, в соответствии с трудовым законодательством, не должно превышать 12 часов в день. Максимальное количество часов, которое может отработать работник в месяц, в котором 22 рабочих дня, составляет 264 рабочих часа.
Однако расчет отработанных часов по месяцам в разрезе организаций, в которых оформлена Кронберг О.В., подтверждает, что она работала значительно более 12 часов в день, а за месяц количество рабочих часов, в которых она исполняла свои трудовые обязанности, составляет 792 часа, в год – 9 504 часа, тогда как годовая норма установлена в
1 973 часа - без совместительства; 2 959 - с учетом совместительства.
Согласно Расчету по страховым взносам за полугодие 2018 года, представленному в налоговый орган, страхователь ООО «Ремонтно-строительное управление» в 2018 году произвел расходы по обязательному социальному страхованию в размере 87 023,04 рубля.
Для проведения камеральной инициативной проверки специалистом-ревизором Филиала № 16 ГУ-КРО ФСС РФ у страхователя были запрошены документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов; направлены требования о представлении документов: от 01.08.2018 № 792-И, от 23.08.2018 № 792-И, от 11.09.2018
№ 792-И.
В ходе проведения камеральной инициативной проверки установлено следующее.
За проверяемый период (с 01.01.2018 по 30.06.2018) страхователем ООО «Ремонтно-строительное управление» произведены расходы на выплату страхового обеспечения - пособия по беременности и родам Кронберг О.В. на сумму 87 023,04 рубля.
Представлены листки нетрудоспособности по беременности и родам, выданные на имя Кронберг Оксаны Владимировны:
-от 13.03.2018 № 284616075161, за период с 13.03.2018 по 30.07.2018 (140 дней) на сумму 78 097,60 рубля;
-от 23.05.2018 № 306035023890 за период с 31.07.2018 по 15.08.2018 (16 дней) на сумму 8 925,44 рубля.
Кронберг О.В. состояла в трудовых отношениях со страхователем ООО «Ремонтно-строительное управление» с 01.01.2014, работала в должности бухгалтера (приказ о приеме на работу от 01.01.2014 № 20к).
В соответствии с пунктом 1.2 трудового договора данное место работы для
Кронберг О.В. является работой по совместительству; должностной оклад установлен в размере 7 500 рублей в месяц (пункт 4.1.1 трудового договора); работнику установлен восьмичасовой рабочий день с 09:00 до 18:00 при пятидневной рабочей неделе (пункт 3.2 трудового договора).
Заработная плата начислялась с 01.01.2016 в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей на 1,0 ставку в соответствии со штатным расписанием. Из чего следует, что внешний совместитель Кронберг О.В. получала оклад, величина которого совпадает с окладом, установленным штатным расписанием на 1,0 ставки (полная занятость по должности бухгалтера).
Обществом не представлены дополнительные соглашения к трудовому договору, являющиеся его неотъемлемой частью, подтверждающие изменение должностного оклада Кронберг О.В.
Штат общества на 2016 - 2018 годы утвержден в количестве 2 единиц, фонд заработной платы составляет 30 000 рублей. По данным табелей учета рабочего времени и расчетным ведомостям за период с 01.01.2016 по дату наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам Кронберг О.В. (13.03.2018) заработная плата начислялась только одному сотруднику - бухгалтеру Кронберг О.В.
Следовательно, фактически общество осуществляло деятельность без привлечения наемных работников при наличии в штатном расписании 2 штатных единиц. После ухода в отпуск по беременности и родам Кронберг О.В. на ее место никто не принят, что свидетельствует об отсутствии объема работ и кадровой необходимости в приеме работников.
Также по данным подсистемы «Регистратор» программы ЕИИС «Соцстрах», сформированной на основании сведений, поступивших из Федеральной налоговой службы, у страхователя отсутствуют открытые расчетные счета в финансово-кредитных организациях, из чего следует, что деятельность общества не осуществляется, начисление заработной платы бухгалтеру общества экономически нецелесообразно и необоснованно.
В своем письменном пояснении от 21.09.2018 общество утверждает, что в проверяемый период источником формирования фонда заработной платы был частичный возврат займа учредителем по договору процентного займа. К письменному пояснению приложен договор процентного займа от 21.04.2015 на сумму 2 150 000 (Два миллиона сто пятьдесят тысяч) рублей под 7,5% годовых.
По отчетам формы 4-ФСС за 2016 год база для начисления страховых взносов общества составила 180 000 рублей, начислено страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5 220 рублей, уплачено 0 рублей.
За 2017 год база для начисления страховых взносов общества составила
259 197,54 рубля, начислено страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 516,73 рубля, уплачено – 0 рублей.
Обществу Фондом направлено требование от 23.08.2018 № 792-И о предоставлении платежных документов об уплате НДФЛ за 2016 год, 2017 год, 1-е полугодие 2018 года. Однако запрошенные документы обществом представлены не были. Также организацией в ответ на требование от 01.08.2018 в адрес Фонда не представлены документы, подтверждающие выплату (перечисление) пособия по беременности и родам Кронберг О.В.
Задолженность по уплате обязательных страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, налогу на доходы физических лиц, закрытие расчетных счетов, выплата заработной платы из заемных средств, непредставление документов на выплату пособия, свидетельствуют об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности общества и источников формирования фонда заработной платы.
По результатам проверки Фондом не приняты к зачету расходы, произведенные
ООО «Ремонтно-строительное управление» на выплату страхового обеспечения в сумме
87 023,04 рубля, как произведенные с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию. Специалистом-ревизором Фонда составлен акт от 26.10.2018 № 792-И и вынесено решение от 29.11.2018
№ 792-И, которое ООО «Ремонтно-строительное управление» не обжаловано.
Согласно Расчету по страховым взносам за полугодие 2018 года, представленному в налоговый орган, страхователь ООО «Юг Ойл» в 2018 году произвел расходы по обязательному социальному страхованию в размере 120 985,80 рубля.
Для проведения камеральной инициативной проверки специалистом-ревизором Филиала № 16 ГУ-КРО ФСС РФ у общества запрошены документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов; направлены требования о представлении документов: от 01.08.2018 № 790-И, от 23.08.2018 № 790-И, от 11.09.2018 № 790-И.
В ходе проведения камеральной инициативной проверки установлено, что за проверяемый период (с 01.01.2018 по 30.06.2018) страхователем ООО «Юг-Ойл» произведены расходы на выплату страхового обеспечения - пособия по беременности и родам Кронберг О.В. - на сумму 120 985,80 рубля.
Представлены листки нетрудоспособности по беременности и родам, выданные на имя Кронберг Оксаны Владимировны:
-от 13.03.2018 № 284616072183, за период с 13.03.2018 по 30.07.2018 (140 дней) на сумму 108 577 рубля;
-от 23.05.2018 № 306035026616 за период с 31.07.2018 по 15.08.2018 (16 дней) на сумму 12 408 рублей.
Кронберг О.В. состояла в трудовых отношениях со страхователем ООО «Юг Ойл» с 01.07.2013, работала в должности главного бухгалтера (приказ о приеме на работу от 01.07.2013 № 40к).
В соответствии с пунктом 1.2 трудового договора данное место работы для
Кронберг О.В. является работой по совместительству; должностной оклад установлен в размере 15 000 рублей в месяц (пункт 4.1.1 трудового договора); работнику установлен восьмичасовой рабочий день с 09:00 до 18:00 при пятидневной рабочей неделе (пункт 3.2 трудового договора).
Фондом выявлено несоответствие между сведениями, содержащимися в трудовом договоре и записями в трудовой книжке Кронберг О.В.
В трудовой книжке АТ-Ш № 3587588 сделана запись от 01.07.2013№ 14: «Принята на работу по совместительству в общество с ограниченной ответственностью «Юг Ойл» на должность главного бухгалтера»;
-запись от 31.12.2016 № 18: «Работа на условиях совместительства прекращена, продолжает работать как основной работник», приказ от 31.12.2016 № 4к;
-запись от 01.02.2017№ 19: «Переведена на работу по совместительству в той же должности», приказ от 01.02.2017 № 4п.
Общество не представило дополнительных соглашений к трудовому договору, являющихся его неотъемлемой частью, подтверждающих вышеперечисленные записи в трудовой книжке.
Заработная плата начислялась следующим образом:
-с 01.01.2016 в размере 10 000 (десять тысяч) рублей на 1,0 ставку в соответствии со штатным расписанием от 01.01.2016 № 1;
-с 01.02.2016 в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей на 1,0 ставку в соответствии со штатным расписанием от 01.02.2016 № 1.
Обществом также не представлены дополнительные соглашения к трудовому договору, являющиеся его неотъемлемой частью, подтверждающие изменение должностного оклада.
Из вышеуказанного следует, что внешний совместитель Кронберг О.В. работала в организации на полную ставку и получала оклад, предусмотренный штатным расписанием на 1,0 ставки (полная занятость по должности главного бухгалтера).
Штат организации на 01.01.2016 утвержден в количестве 9,5 единиц, фонд заработной платы составляет 94 250 рублей. Фактически по данным табелей учета рабочего времени и расчетным ведомостям в 2016 году работает 2 человека, занято 1,25 ставки: директор -
0,25 ставки, главный бухгалтер - 1,0 ставка.
С 01.02.2016 количество штатных единиц 9,5, фонд заработной платы возрос до
104 250 рублей за счет увеличения оклада главному бухгалтеру Кронберг О.В. на
10 000 рублей. По факту работает 2 человека, занято 1,25 ставки: директор - 0,25 ставки, главный бухгалтер - 1,0 ставка.
С 01.03.2017 штат утвержден в количестве 1,25 единиц с фондом заработной платы
30 000 рублей (штатное расписание от 01.03.2017 № 2).
В своем письменном пояснении (исх. от 20.09.2018 № 41/200918) общество указало, что в 2016 году организация вела стабильную финансово-хозяйственную деятельность, а в 2017, 2018 годах деятельность велась периодически, соответственно, заработная плата выплачивалась либо из свободных средств, либо из возврата подотчетных средств от руководителя. Однако представленными при проведении проверки документами подтверждается, что за период с 01.01.2016 по дату наступления страхового случая (13.03.2018) на полную ставку и полный рабочий день в организации работал только один сотрудник - главный бухгалтер по совместительству Кронберг О.В.
Следовательно, фактически общество осуществляло деятельность без привлечения наемных работников при наличии в штатном расписании 9,5 штатных единиц. После ухода в отпуск по беременности и родам Кронберг О.В. на ее место некто не принят, что свидетельствует об отсутствии объема работ и кадровой необходимости в приеме работников.
По данным расчетов по страховым взносам за 2017 год база для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО «Юг Ойл» составила 403 477, 63 рубля, начислено страховых взносов на сумму 11 700,85 рубля, уплачено – 0 рублей. Задолженность за обществом на 01.01.2018 составила 11 700,85 рубля.
За I полугодие 2018 года база для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ООО «Юг Ойл» составила 106 000 рублей, начислено страховых взносов на сумму 3 074 рубля, уплачено – 0 рублей. Задолженность за обществом на 01.01.2018 составила 11 700,85 рубля.
Платежные документы об уплате НДФЛ за 2016 год, 2017 год, I полугодие 2018 года при проведении проверки не представлены. Также при проведении проверки не представлены документы, подтверждающие выплату пособия по беременности и родам. В качестве документов, подтверждающих выплату заработной платы, представлены кассовые платежные ведомости.
Уменьшение штатной численности организации с 9,5 до 1,25 единиц, задолженность по уплате обязательных страховых взносов и налога на доходы физических лиц, непредставление документов на выплату пособия по беременности и родам, свидетельствуют об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности страхователя и источников формирования фонда заработной платы.
По результатам проверки не приняты к зачету расходы, произведенные ООО «Юг Ойл» на выплату страхового обеспечения в сумме 120 985,80 рубля, как произведенные с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.
Специалистом-ревизором Фонда составлен акт от 26.10.2018 № 790-И и принято решение от 29.11.2018 № 790-И о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 120 985,80 рубля, которое обществом в судебном порядке не обжаловано.
Согласно Расчету по страховым взносам за полугодие 2018 года, представленному в налоговый орган, страхователь ООО «Квадро» в 2018 году произвел расходы по обязательному социальному страхованию в размере 104 232,96 рубля.
Для проведения камеральной инициативной проверки специалистом-ревизором Филиала № 16 ГУ-КРО ФСС РФ у страхователя запрошены документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов; направлены требования о представлении документов: от 01.08.2018 № 791-И, от 23.08.2018 № 791-И, от 11.09.2018 № 791-И.
В ходе проведения камеральной инициативной проверки установлено, что за проверяемый период (с 01.01.2018 по 30.06.2018) страхователем ООО «Квадро» произведены расходы на выплату страхового обеспечения - пособия по беременности и родам
Кронберг О.В. на сумму 104 232,96 рубля.
Представлены листки нетрудоспособности по беременности и родам, выданные на имя Кронберг Оксаны Владимировны:
-от 13.03.2018 № 284616074373 за период с 13.03.2018 по 30.07.2018 (140 дней) на сумму 93 542,40 рубля;
-от 23.05.2018 № 306035024530 за период с 31.07.2018 по 15.08.2018 (16 дней) на сумму 10 690,56 рубля.
Кронберг О.В. состояла в трудовых отношениях со страхователем ООО «Квадро» с 01.12.2015, работала в должности бухгалтера (приказ о приеме на работу от 01.12.2015
№ 2-Ок).
В соответствии с пунктом 2.3 трудового договора от 01.12.2015 № 3 данное место работы для Кронберг О.В. является работой по совместительству; должностной оклад установлен в размере 15 000 рублей в месяц (пункт 6.1 трудового договора); работнику установлен ненормированный рабочий день (пункт 4.1 трудового договора).
Фондом выявлено несоответствие между сведениями, содержащимися в трудовом договоре и записями в трудовой книжке Кронберг О.В.
В трудовой книжке АТ-Ш № 3587588 сделана запись от 01.12.2015 № 16: «Принята на работу по совместительству в общество с ограниченной ответственностью «Квадро» на должность бухгалтера»;
- запись от 31.12.2016 № 17: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работника
пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации» (приказ от
31.12.2016 № 14у). С записью об увольнении Кронберг О.В. ознакомлена под роспись.
Однако фактически Кронберг О.В. продолжала работать в ООО «Квадро» до наступления страхового случая (до 13.03.2018). Заработная плата начислялась следующим образом:
- с 01.01.2016 в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей на 1,0 ставку в соответствии со штатным расписанием от 01.01.2016 № 1;
- с 01.04.2016 в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей на 1,0 ставку в
соответствии со штатным расписанием от 01.04.2016 № 3.
Обществом также не представлены дополнительные соглашения к трудовому договору, являющиеся его неотъемлемой частью, подтверждающие изменение должностного оклада Кронберг О.В.
Из вышеуказанного следует, что внешний совместитель Кронберг О.В. работала в обществе на полную ставку и получала оклад, предусмотренный штатным расписанием на 1,0 ставки (полная занятость по должности бухгалтера).
Штат общества на 01.01.2016 утвержден в количестве 1,25 единиц, фонд заработной платы составляет 20 000 рублей. Фактически по данным табелей учета рабочего времени и расчетным ведомостям в 2016 году работает 2 человека, занято 1,25 ставки: генеральный директор - 0,25 ставки, бухгалтер - 1,0 ставка.
С 01.04.2016 количество штатных единиц 1,25, фонд заработной платы возрос до
23 000 рублей за счет увеличения оклада бухгалтеру Кронберг О.В. на 5 000 рублей и уменьшения оклада генерального директора на 28 000 рублей. По данным табелей учета рабочего времени в обществе работает 2 человека, занято 1,25 ставки: директор - 0,25 ставки, бухгалтер - 1,0 ставка.
Таким образом, Фондом установлено, что за период с 01.01.2016 по дату наступления страхового случая (13.03.2018) на полную ставку и полный рабочий день в организации работал только один сотрудник - бухгалтер по совместительству Кронберг О.В.
Следовательно, фактически организация осуществляла деятельность без привлечения наемных работников. После ухода в отпуск по беременности и родам Кронберг О.В. на ее место никто не принят, что говорит об отсутствии объема работ и кадровой необходимости в приеме работников.
В своем письменном пояснении от 20.09.2018 общество указывает, что в 2016, 2017, 2018 годах заработная плата выплачивалась из заемных средств в отсутствии финансово-хозяйственной деятельности. Организацией Фонду представлен договор займа от 18.01.2016 № 01-16 на сумму 3 000 000 (Три миллиона) рублей под 5% годовых.
В ответ на запрос (исх. от 23.08.2018 № 01-30/05-5634) КРФ Акционерное общество Банк «Северный морской путь» предоставил выписку по операциям на расчетном счете
ООО «Квадро» за период с 01.01.2017 по 22.08.2018 (исх. от 05.09.2018 № 501-24861), из которой следует, что за вышеуказанный период движение денежных средств общества осуществлялось лишь с 08.02.2017 по 22.03.2017, остаток на конец периода - 0 рублей.
По данным отчетов формы 4-ФСС за 2016 год сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (база для начисления страховых взносов) общества составила 267 000 рублей. Имеются расхождения с первичными документами общества. Так, в соответствии с представленными расчетными ведомостями по заработной плате фактическая сумма выплат за 2016 год составила 277 000 рублей.
В 2017 году обществом не представлялись Расчеты по страховым взносам; обязательные страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начислялись и не уплачивались, тогда как по данным расчетных ведомостей по заработной плате сумма выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в 2017 году, составила 304 918,98 рубля.
Платежные документы об уплате НДФЛ за 2016 год, 2017 год, 1-е полугодие 2018 года при проведении проверки обществом не представлены. Также при проведении проверки не представлены документы, подтверждающие выплату пособия по беременности и родам.
Непредставление Расчетов по страховым взносам в 2017 году, задолженность по уплате обязательных страховых взносов и налога на доходы физических лиц, выплата заработной платы из заемных средств, непредставление документов на выплату пособия по беременности и родам свидетельствуют об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности страхователя и источников формирования фонда заработной платы.
По результатам проверки Фондом не приняты к зачету расходы, произведенные
ООО «Квадро» на выплату страхового обеспечения в сумме 104 232,96 рубля, как произведенные с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию. Специалистом-ревизором Фонда составлен акт от 26.10.2018 № 791-И и принято решение от 29.11.2018 № 791-И о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 104 232,96 рубля, которое организацией в судебном порядке не обжаловано.
Кроме того, при проведении камеральных проверок в отношении ООО «Инфоком» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Фондом установлено следующее.
Согласно акту камеральной проверки от 16.10.2018 № 770 работодателем
ООО «Инфоком», где Кронберг О.В. работает по основному месту работы 8 часов в день, произведена выплата пособия по беременности и родам в размере 48 667,32 рубля по листкам нетрудоспособности от 13.03.2018 № 284616071453 за период с 13.03.2018 по 30.07.2018, от 23.05.2018 № 306035021676 за период с 31.07.2018 по 15.08.2018. Выплата пособия подтверждена расходным кассовым ордером от 13.03.2018 № 10 на сумму
43 675,80 рубля и расходным кассовым ордером от 01.06.2018 № 19 на сумму
4 991,52 рубля.
По данным акта камеральной проверки от 20.09.2018 № 773-И ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», где Кронберг О.В. работает по внешнему совместительству 4 часа в
день, также произведена выплата пособия по беременности и родам в размере
21 838,60 рубля по листку нетрудоспособности от 13.03.2018 № 284616071453 за период с 13.03.2018 по 30.07.2018. Выплата пособия подтверждена платежным поручением от
23.03.2018 № 106774 на сумму 21 838,60 рубля.
Следовательно, Кронберг О.В. реализовала свое право на получение пособия по беременности и родам по основному месту работы и по внешнему совместительству в полном объеме.
При проведении выездной проверки по заявлению ООО «Инфоком» от 08.10.2019 в Филиал № 16 ГУ-КРО ФСС РФ представлены документы об увольнении Кронберг О.В. из ООО «Ремонтно-строительное управление», ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро».
Так, согласно приказу от 13.08.2018 № 2у Кронберг О.В. уволена из ООО «Ремонтно-строительное управление» с 13.08.2018 по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании приказа от 13.08.2018 № 4у Кронберг О.В. уволена из ООО «Юг Ойл»
с 13.08.2018 по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового
кодекса Российской Федерации). .
В соответствии с приказом от 10.08.2018№ 3у Кронберг О.В. уволена из
ООО «Квадро» с 10.08.2018 по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
14.02.2019 Кронберг О.В. обратилась в Филиал № 16 ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением о выплате на ее счет пособий по беременности и родам в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, невыплаченных работодателями ООО «Квадро», ООО «Ремонтно-строительное управление», ООО «Юг Ойл». Согласно заявлению, у указанных работодателей отсутствует возможность выплаты пособия по беременности и родам в связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете и присутствием на счете картотеки № 2.
22.02.2019 Филиалом № 16 в адрес Кронберг О.В. направлено письмо, в котором разъяснялся порядок обращения в Фонд социального страхования Российской Федерации для назначения и выплаты пособий в связи с материнством в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ (письмо от 22.02.2019 № 01-40/05-5у).
Кронберг О.В. также рекомендовано обратиться в Филиал № 16 ГУ-КРО ФСС РФ за оказанием бесплатной помощи, для установления факта невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, а также за государственной услугой по назначению и выплате пособия по беременности и родам.
05.03.2019 Кронберг О.В. обратилась в Филиал № 16 ГУ-КРО ФСС РФ с заявлениями от 04.03.2019 об оказании бесплатной помощи и о выплате пособия по беременности и родам в соответствии с Административным регламентом № 291н. Страхователь, не выплативший пособие по беременности и родам, - ООО «Юг Ойл».
Для определения права на назначение и выплату пособия по беременности и родам в соответствии с Административным регламентом № 291н 07.03.2019 специалистом Филиала № 16 направлен запрос в финансово-кредитное учреждение об остатках денежных средств и применении очередности списания денежных средств с расчетных счетов ООО «Юг Ойл», предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (запрос от 07.03.2019
№ 01-31/05-13у).
27.03.2019 Фонд получил ответ из ПАО Сбербанк России (от 20.03.2019
исх. № 270-02Е-05/74915050), согласно которому факт невозможности выплаты пособия в связи с материнством организацией ООО «Юг Ойл» подтвержден; к расчетному счету общества применяется очередность списания денежных средств, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации (картотека № 2).
Однако государственная услуга по назначению и выплате пособия по беременности и родам Кронберг О.В. Фондом не была оказана в связи с тем, что ранее в отношении страхователя ООО «Юг Ойл» была проведена камеральная инициативная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки составлен акт от 26.10.2018 № 790-И и принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 29.11.2018 № 790-И в сумме 120 985,80 рубля, в том числе пособие по беременности и родам Кронберг О.В. в сумме 120 985,80 рубля.
В ходе проведения камеральной проверки установлено, что действия страхователя ООО «Юг Ойл» направлены на создание искусственной ситуации с целью неправомерного получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
В адрес Кронберг О.В. Филиалом № 16 ГУ-КРО ФСС РФ направлено письмо с отказом в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам (от 03.04.2019 исх. № 01-40/05-13у).
Кронберг О.В. обратилась в Центральный районный суд города Сочи Краснодарского
края с исковым заявлением к Филиалу № 16 Государственного учреждения - Краснодарского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании пособия по беременности и родам в размере 120 985,80 рубля, невыплаченного ей
работодателем ООО «Юг Ойл».
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 13.06.2019 по делу № 2-2798/2019 в удовлетворении исковых требований Кронберг Оксаны Владимировны к Филиалу № 16 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании пособия по беременности и родам отказано.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 24.09.2019 решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 13.06.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя. Создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования Российской Федерации исключает удовлетворение заявленных требований.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что со стороны ООО «Инфоком», как страхователя, при назначении и выплате Кронберг О.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком имело место злоупотребление предоставленным ему правом на получение возмещения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком Кронберг О.В. ООО «Инфоком» искусственно завысил размер указанного пособия, принимая к расчету справки о заработной плате, выданные ООО «Юг Ойл», ООО «Квадро», ООО «Ремонтно-строительное управление».
Действия ООО «Инфоком» направлены на создание искусственной ситуации в целях неправомерного получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Кронберг О.В. в завышенном размере на сумму 244 531,79 рубля и являются злоупотреблением права на получение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
В этой связи отказ Фонда социального страхования в возмещении обществу денежных средств в заявленном размере соответствует приведенным выше нормам законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении.
Таким образом, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований– отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.
Судья Д.В. Купреев